«Сохранение нематериального культурного наследия народов КБР в условиях глобализации и массовой культуры»

«Сохранение нематериального культурного наследия народов КБР в условиях глобализации и массовой культуры»

Современная  мировоззренческая ситуация, связанная с противоречивыми процессами глобализации, которая с нарастающей  силой  унифицирует  культуры  разных  народов,  не  может  не актуализировать проблематику взаимосвязи универсального и самобытного в культуре. И широкое обсуждение проблем сохранения нематериального культурного наследия, инициированное Общественной палатой КБР, должно способствовать созданию условий для дальнейшего развития традиционной культуры народов нашей республики. 

В условиях глобализации радикально меняются факторы, определяющие  развитие  сферы культуры.  Происходит  доминирование прагматически  полезной  стороны  в  социокультурной  деятельности, общественном  бытии,  что  ведет  к  эрозии  ценностей,  деформации  принципа полезности  и остро  ставит  проблему  самого  существования  культуры  и общества.  Наряду  с  размыванием  прежних  пространств  существования этнокультурных  целостностей  глобализация  приводит  к  очередному смешению  народов.  При  этом  каждый  народ  стремится  сохранить  свою культурную  целостность  и  духовный  облик,  запечатлеть  и  сохранить уникальность  и  неповторимость  своей    культуры.  В  двуедином этнокультурном  процессе  «глобализации»  и  «национализации»  происходит формирование  общечеловеческой  культуры  при  одновременном  расцвете национальных культур и национальной этнической самобытности народов. В настоящее  время  практически  невозможно  найти  ни  одной  этнической группы,  которая  не  испытала  бы  на  себе  воздействие  со  стороны  культур других народов.  

Северный Кавказ всегда являлся регионом высокоразвитой материальной  и  духовной  культуры  и    местом  взаимодействия  многих культур  и  народов.  Этническая  психология  и  самоосознание  народов Северного  Кавказа  непрерывно  связана    с  их  историей  и  культурой. 

Свойственное  народам  Кавказа  уважение  к  предкам,  глубина  исторической памяти,  зафиксированная  не  только  в  хронике,  но  и  в  исторических преданиях,  генеалогиях,  эпосе,  особенности  социально-экономического  и культурного  развития  — все  это  обусловило  формирование  менталитета народов Северного Кавказа.  

Изучение  истории и национальной культуры кабардинцев и балкарцев, является  на  сегодняшний  день  одним  из  активно  развивающихся направлений  в  культурантропологии,  этнографии,  истории  культуры. Повышенное внимание народов к своей традиционной культуре в настоящее время  обусловлено  возросшим  интересом  общества  к  историческому  и этнокультурному  наследию.  Рост  престижа  народной  культуры  и потребность  членов  общества  к  познанию  исторического  прошлого, социальному и   культурному опыту предшествующих поколений — не просто дань  политической  конъюнктуре,  а  насущная  задача,  возникающая    в условиях  универсализации  и  глобализации.  Она  объясняется  повсеместным желанием народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность обычаев  и  психологического  уклада,  вписать  новые  главы  в  этническую историю и историю человечества.          

Распространение одинаковых    культурных образцов  по  всему миру,  открытость  границ  для  культурного  влияния  и  расширяющееся культурное  общение,  заставили ученых говорить о процессе  глобализации современной  культуры. Этот процесс имеет как  позитивные,  так  и негативные стороны.  

В  условиях  глобализации  сохранение  традиционных  ценностных ориентаций  кабардинцев  и  балкарцев  способствует  возрождению  национальной  культуры  региона.  Уверенность  этнической  группы  в позитивности  и  ценности  своей  культуры  позволяет  ей  проявить толерантность  к  другим  культурам.  В  результате  происходит  обогащение национальных ценностей достижениями локально развивающихся культурных  систем,  определенная  их  трансформация,  интеграция  с  общечеловеческими культурными ценностями.  
        

Северокавказский  этикет  представляет  собой  составную    часть свода неписаных законов, обычаев, регулировавших поведение народов во всех  областях  традиционного  образа  жизни.  Каждый  вид  отношений регулируется  соответствующими  нормами,  которые  передаются  из поколения  в  поколение.  Благодаря  этикету,  кабардинская  и  балкарская культура,  изменяясь,  в  основе  своей  все  же  сохранилась  как  устойчивая система в условиях глобализации. При этом она всегда демонстрировала  и демонстрирует свою открытость к обновлению и развитию. Поэтому трем основным этническим группам  республики (кабардинцам, балкарцам, русским) удается не только сохранять и поддерживать единую Государственность и гражданский мир, но и сама Кабардино-Балкария активно содействует стабилизации и миру на Кавказе. 

В  современных  условиях  культурно  —  воспитательные  центры республики  являются  основным  субъектом    работы  по  возрождению традиционных основ национальной  культуры  в деле воспитания молодежи, сохранения  языка  и  традиций  наших  народов.  В    число  культурно  — воспитательных  центров    входит    национальная  школа,  национальная  библиотека,  краеведческий  музей  и  др.,  занимающиеся  вопросами  сбора,  воспитания  и  сохранения  культурного  наследия    народов  Кабардино-Балкарской Республики. 
        

Важными структурными элементами, планирующими  и  принимающими  решения  по  вопросам  направленности культурной политики, являются органы государственной власти. 
        

Все  национальные  республики  сталкиваются  с  крайне  сложными задачами трансформации прежнего культурного достояния, его приспособления  к  требованиям  современности.  Не  только  темпы,  но  и характер  развития  оказались  в  значительной  степени  обусловлены  этой спецификой, качественным своеобразием исходных факторов общественной жизни.  Нарастающее  смещение  акцентов  социального  развития  на региональный  уровень  в  современных  российских  условиях  радикально меняет факторы, определяющие развитие сферы культуры.  
          

Несмотря  на  явно  выраженные  особенности  природных  ресурсов  и экономики, региональная специфика национально-государственного образования, какой является Кабардино-Балкарская Республика, более всего заметна  в  сфере  культуры. Формирование  культурной  политики  в современном гражданском информационном обществе, — одно из важнейших не  только  потому,  что  сегодня кардинально  изменилось  место  культуры  в иерархии  ценностей,  ее  состав  и  социальные  функции,  формы  и  объемы  ее потребления,  вся  ее  парадигма  в  целом,  но  и  потому,  что  традиционная  культура занимала и занимает особое место в жизни республики. 
          

Источники  западного  влияния      на  национальную  культуру, как влияние  процессов  глобализации    на сохранение  национальной  культуры — это  СМИ  (телевидение, радио и т. д.), товары (от предметов одежды до электроники), всевозможные благотворительные европейские и американские организации, занимающиеся проведением гуманитарных программ и т.д.  
        

Так  в  Кабардино-Балкарии  транслируются  основные  российские  и  зарубежные  телеканалы,  доступны  десятки  радиостанций  на  разных  языках мира  и  т.п.  Зарубежные  СМИ  воздействуют  наиболее  сильно  на подрастающее поколение, оказывают влияние на формирование их взглядов на жизнь, убеждений, эстетических вкусов, привычек, увлечений и занятий. Западная  развлекательная  культура  в  глазах  молодых  не  имеет  достойного конкурента.  Усвоение западной культуры обществом  — процесс стихийный, неконтролируемый  и  неравномерный.  В  целом,  западной  ориентации  в культуре  придерживаются,  по  большей  части,  представители  молодежи. Уместнее  говорить  о  растущем  числе  элементов  культуры,  усвоенных  под европейским или американским влиянием.   
        

Кабардинская  и  балкарская национальные культуры также находятся в постоянном движении — исчезают красивые  обычаи, забываются нормы  национального  этикета.  Для  многих кабардинцев  и  балкарцев,  как  и  для  многих  в  России,  Европа  и  США являются примером  для  подражания  во  всех  сферах  жизнедеятельности. Такое  положение  обусловлено  многими  факторами,  основными  среди которых являются малочисленность, что делает их легко восприимчивыми к чужой культуре. Следовательно, тенденция усиления роли Запада в духовной жизни  будет  сохраняться.  По    нашему  мнению,  сохранение  этносов, этнокультур  является    очень  сложной  и  требующей  вмешательства государства,  науки,  религии  проблемой.  Утрата  традиционных  культур грозит дальнейшему существованию самого этноса.  
               

Культура  Кабардино-Балкарии,  имеющая  древние  корни,  известна  в мире  своим  отчетливо  выраженным  кавказским  характером,  и  действенное сохранение  этого  культурного  наследия  является  необычайно  важной  и насущной  задачей  культурного строительства  в  Кабардино-Балкарской Республике  в  новом  веке.  Вопрос  о  сохранении  своей  этничности непосредственно  связан  с вопросом  об  управлении  в  сфере  культуры. Необходимо  заинтересовать  молодежь  народной  культурой  (песнями, танцами), и поддерживать собственный язык и культуру,  что в целом будет способствовать развитию национального самосознания.  
               

Следует активно возрождать многие внешние стороны традиционной духовной и материальной культуры, такие как, национальный  костюм, архитектура, сельское жилище, календарные праздники и обряды, и т.д.,  и  таким  образом  создавать  необходимые  условия  для  саморазвития национальной культуры.  

Само время  наступившего  XXI  века  и  потребности  народов требуют  возрождения  и  обновления  национальной  культуры  в  ее исторических  традициях,  моральных  ценностях  человека,  для  передачи  их будущим поколениям в рамках демократического развития народов Кавказа.  

Член общественной палаты КБР
Энеев Махмут Узеирович

Adblock
detector