Убрать все противоречия из закона

В ОП КБР провели экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие»)

Начав обсуждение, член палаты Расул Караев обратил внимание на то, что законопроектом предлагаются определения понятий «социальное предпринимательство» и «социальные предприятия». «Предлагаемые определения указанных понятий, а также понятие субъектов малого и среднего предпринимательства, установленное Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» применяется законопроектом непоследовательно и противоречиво. Понятие социального предпринимательства, предлагаемое п. 1 ст. 1 законопроекта, позволяет отнести к ним в целом всех хозяйствующих субъектов, а не только субъектов малого и среднего предпринимательства. Определение хозяйствующего субъекта, установленное ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» относит к ним также индивидуальных предпринимателей, иных физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющих профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Согласно предлагаемому законопроектом определению социального предпринимательства деятельность индивидуальных предпринимателей и иных указанных Федеральным законом «О защите конкуренции» физических лиц может быть социальным предпринимательством», — заключил общественник.

Согласно п. 1 ст. 1 законопроекта, социальные предприятия — это субъекты малого и среднего предпринимательства, к которым п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относит как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. В отличие от Федерального закона «О защите конкуренции» Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к хозяйствующим субъектам — субъектам малого и среднего предпринимательства, не относит физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя. Физических лиц независимо от того, предприниматели они или лица, осуществляющие профессиональную деятельность, вряд ли можно отнести к социальным предприятиям. Следует также отметить, что предлагаемая п. 2 ст. 1 законопроекта новая статья 24.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не разграничивает понятия субъекты малого и среднего предпринимательства и социальные предприятия.

«Тогда в чем смысл введения понятия социальные предприятия? Возможно, правильнее говорить о субъектах социального предпринимательства?», — подытожил эксперт.

Члены Общественной палаты пришли к выводу, что представляется необходимым уточнить законопроект в части отнесения к субъектам социального предпринимательства индивидуальных предпринимателей, иных физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющих профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Для общественников остался открытым вопрос, почему одним из условий получения поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления законопроект устанавливает обеспечение занятости только лиц, признанных нуждающимися в социальном обслуживании (подпункт «а» ч. 1 предлагаемой законопроектом новой ст. 24.1 Федерального закона)? Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» необходимо для предоставления ему социальных услуг. При этом право на социальное обслуживание и получение социальных услуг – это право граждан, а не их обязанность. Также социальные услуги могут предоставляться только временно. Поэтому, признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании не имеет никакого отношения к их занятости. При этом также не учитывается, что примерный перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании, установлен ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации». Подпунктом 8 этой же части статьи предусматривается, что обстоятельствами для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании может быть и наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Таким образом, п. «а» ч. 1 предлагаемой п. 2 законопроекта новой статьи 24.1 для признания социальным предприятием предлагает учесть обстоятельства, установленные только нормативными правовыми актами субъекта РФ, не принимая во внимания обстоятельства, установленные ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации». Полагаем, что обеспечение занятости некоторых категорий граждан, указанных в обстоятельствах, установленных ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» для их признания нуждающимися с в социальном обслуживании, следует включить в п. «а» ч. 1 предлагаемой в Федеральный закон новой ст. 24.1, в частности:

наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

Пункт «г»ч. 1 предлагаемой п. 2 законопроекта новой статьи 24.1, устанавливающий сферы деятельности социальных предприятий, не указывает на деятельность в сфере социального обслуживания. Это исключает отнесение к социальным предприятиям (или субъектам социального предпринимательства) поставщиков социальных услуг (при отсутствии других предлагаемых законопроектом условий). Представляется необходимым внести в законопроект соответствующие изменения, позволяющие отнести поставщиков социальных услуг к субъектам социального предпринимательства. Также законопроект относит к сферам деятельности социальных предприятий в целом деятельность в области образования, что вызывает сомнения, например, в отношении среднего и высшего профессионального образования.

Законопроектом устанавливается закрытый перечень сфер, осуществление деятельности в которых позволяет отнести субъектов этой деятельности к социальным предприятиям. Полагаем, что субъектам РФ следует предоставить право определения дополнительных сфер деятельности с учетом специфики социальной ситуации в соответствующем субъекте.

Законопроект не обязывает, а только предоставляет возможность оказания поддержки социальным предприятиям органами государственной власти и органами местного самоуправления. При этом неясно, означает ли указанное положение оказание поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта РФ и муниципальными правовыми актами, или же оказание поддержки по усмотрению органа власти применительно к конкретному социальному предприятию. В последнем случае усматривается коррупциогенный фактор при принятии решения об оказании поддержки. Также неясно практическое значение ведения реестра социальных предприятий, когда законодательство не предусматривает обязательных мер их поддержки.

По мнению членов ОП «фактически законопроект не предлагает каких-либо особенностей в предоставлении субъектам социального предпринимательства финансовой, имущественной, информационной и другой поддержке или льгот по налогообложению по сравнению с другими субъектами малого и среднего предпринимательства. Также законопроект не устанавливает системного подхода в отношении социального предпринимательства, выделение его в качестве отдельного приоритета государственной политики развития предпринимательства, не определяет основные направления и механизмы поддержки социального предпринимательства. По этим причинам вряд ли предлагаемый законопроект эффективно повлияет на рост социального предпринимательства».

На основании изложенного, Общественная палата Кабардино-Балкарской Республики, признавая необходимость развития социального предпринимательства, считает, что рассматриваемый законопроект подлежит доработке, в том числе с учетом высказанных в ходе его обсуждения замечаний и предложений.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector