Учреждениям дополнительного образования детей необходима современная материальная база и подготовленные педагогические кадры

В Общественной палате Кабардино-Балкарской Республики подвели итоги мониторинга состояния и развития системы дополнительного образования детей в КБР.

 

Открывая дискуссию, председатель комиссии ОП по образованию и науке Асхат Зумакулов отметил, что «современная российская система обучения детей и подростков уже давно основывается на тандеме массовой общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. И если главная задача школ – дать каждому обучающемуся знания, умения и навыки по всем предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла, то дополнительное образование является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учащихся».

«Очень важно раскрыть в детях творческие способности, найти и предложить то, что интересно воспитаннику.  И если ребёнку будет интересно, то, конечно же, за этим последуют и результаты» — сказал в заключение член палаты.

Начальник отдела дополнительного образования и воспитания Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Татьяна Касьянова в своем выступлении отметила, что «существующая сеть государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования позволяет детям республики обучаться по программам дополнительного образования за счет средств бюджета».

В настоящее время в системе образования КБР функционируют 24 учреждения дополнительного образования детей, в которых по дополнительным общеобразовательным программам занимаются 29654 ребенка в возрасте от 5 до 18 лет. В 2017-2018 учебном году учреждениями допобразования детей на базе общеобразовательных школ открыто 914 кружков и спортивных секций с охватом 14602 учащихся. Наряду с этим 21270 учащихся имеют возможность получать дополнительное образование за счет его организации самими школами. В дошкольных подразделенияхпо дополнительным образовательным программам занимаются 11835 детей в возрасте с 3 до 6 лет.

С февраля 2017 года на базе ГБОУ «Детская академия творчества «Солнечный город» начал функционировать детский технопарк, в котором в настоящее время обучаются 480 человек. Более 1300 учащихся посетили его   и ознакомились с направлениями деятельности, современным учебно-лабораторным оборудованием, установленном в нем. По статистическим данным в республике общий охват детей программами дополнительного образования составляет по сферам образования, культуры, физической культуры и спорта 105 589 детей в возрасте от 5 до 18 лет или 74% от общего количества детей данного возраста (142468 человек на 01.01.2017 г.).

У общественников возник вопрос: «А как обеспечивается охват дополнительным образованием детей, проживающих в сельской местности?» «С целью увеличения охвата детей дополнительным образованием и обеспечения его доступности детям, проживающим в сельской местности, в республике действует модель, ориентированная на реализацию дополнительных образовательных программ на базе организаций дополнительного образования, общеобразовательных учреждений и учреждений культуры. В Республиканском детском эколого-биологическом центре и Детской академии творчества «Солнечный город» созданы системы дистанционного консультирования учащихся, занимающихся исследовательской работой. В каникулярный период в рамках организации летнего отдыха проводятся профильные смены для учащихся из сельских поселений на базе Детской академии творчества «Солнечный город» и лабораторий детского технопарка. Структурные подразделения ГБОУ «Детская академия творчества «Солнечный город», открыты в Терском и Майском муниципальных районах, где занимаются более 700 детей, в том числе, проживающих в сельской местности» — пояснила представитель Минпросвещения.

В ходе обсуждения заместитель председателя комиссии по образованию и науке Мурат Хоконов заметил, что «на сегодняшний день, при значительных инвестициях в развитие учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений, она продолжает оставаться на низком уровне. Материально-техническая база учреждений устарела и морально, и физически».

Мониторинг Общественной палаты показал, что практически все учреждения дополнительного образования детей, функционирующие в республике, расположены в приспособленных зданиях и помещениях. Однако из-за отсутствия современной образовательной среды сокращается спектр реализуемых образовательных программ. Так, в ряде районов республики учреждения дополнительного образования располагают помещениями, которые пригодны только для размещения административно-управленческого персонала, а образовательный процесс организован на базе общеобразовательных учреждений (Баксанский, Прохладненский, Лескенский, Зольский, Черекский муниципальные районы). В г.о. Баксан Центр детского творчества занимает три класса в Доме культуры.

Особое внимание требуют учреждения технической направленности (станции юных техников), которых в республике осталось 4 (в г.о. Прохладный, Лесканском, Урванском, Чегемском муниципальных районах). Данные учреждения требуют модернизации имеющегося оснащения учебно-воспитательного процесса, что сделало бы их более привлекательными и востребованными для детей.

Наряду с обозначенными выше, важной проблемой является недостаточная готовность педагогов дополнительного образования к работе в принципиально новой образовательной среде, а зачастую отсутствие специалистов, способных к эффективной деятельности в системе дополнительного образования. «Создание современной модели дополнительного образования невозможно без реализации нового подхода в подготовке педагогических кадров» — заключил Хоконов.

Общественники также отметили, что особого внимания требуют учреждения дополнительного образования в сфере культуры.

Говоря о проблемах, участники обсуждения отметили, что в 50 процентах населенных пунктов республики нет учебных площадок, реализующих дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы в сфере культуры и искусства. 

Важной проблемой общественники назвали недостаточное финансирование детских школ искусств (ДШИ), что препятствует укреплению их материально-технической базы. Систематически не хватает средств на приобретение музыкальные инструментов, пополнение библиотечных фондов, повышение квалификации педагогических работников. Доля устаревших и подлежащих списанию музыкальных инструментов составляет 53 процента.

Подводя итоги, Асхат Зумакулов выразил общее мнение: для достижения целевого показателя по охвату детей дополнительным образованием необходимо продолжить работу по созданию современной инфраструктуры дополнительного образования и системы подготовки педагогических кадров, усилить работу по обновлению материально-технической базы и дополнительных образовательных программ.

По результатам мониторинга сформулированы и направлены рекомендации в адрес всех заинтересованных ведомств республики.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector