«В интересах производителей информационной продукции нарушается принцип приоритета прав детей на охрану их нравственности, здоровья и обеспечение полноценного развития»

к такому выводу пришли члены ОП КБР в ходе общественной экспертизы проекта Федерального закона № 717228-7 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре

Учитывая цель законопроекта — расширение доступа детей к культурным ценностям и благам посредством исключения ряда ограничений, установленных Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», направленных на защиту физического, психического и духовно-нравственного здоровья и развития детей — члены Палаты отметили, что законопроект не устраняет причин, которые согласно пояснительной записке являются основаниями предлагаемого законопроекта: указывается, что законопроект позволит избежать неоднозначного трактования Федерального закона, однако вводятся новые понятия — «произведения литературы и искусства», а их содержание, соотношение с понятиями «культурные ценности» и «культурные блага» не раскрываются.

Член комиссии по культуре и СМИ Марина Мисостишхова отметила, что законопроектом предлагается ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 436-ФЗ дополнить указанным новым п. 3.1, который дополнительно из сферы действия Федерального закона исключает отношения по предоставлению и (или) распространению произведений литературы и искусства, а также отношения по предоставлению и (или) распространению культурных ценностей и культурных благ музеями, выставочными залами, домами и дворцами культуры, клубами, парками культуры и отдыха, библиотеками, архивами, театрами, концертными организациями, цирками и иными организациями культуры, осуществляющими создание, исполнение, показ и интерпретацию произведений литературы и искусства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 5 Федерального закона. При этом не принимается во внимание, что ограничения к информации, распространение которой среди детей ограничено, установлены и другими положениями Федерального закона, например, в ч. 3 той же ст. 5 Федерального закона, предлагаемой новой ст. 11.1 Федерального закона.

«Часть 2 предлагаемой новой ст. 11.1 предусматривает, что указанную выше продукцию можно будет маркировать любым доступным способом, в том числе размещать информацию о рекомендуемом возрасте доступа с использованием словосочетаний: «для детей младшего школьного возраста», «для детей среднего школьного возраста», «для детей старшего школьного возраста» или использовать словосочетания «для семейного чтения», «для семейного просмотра», «для семейного посещения». Получается ребенок независимо от возраста может иметь доступ к любой информации в присутствии взрослых. Предлагая такой способ указания на возраст, который фактически отменяет возрастную маркировку, установленную Федеральным законом, законопроект в то же время не вносит изменения в главу 2 Федерального закона «Классификация информационной продукции»», — подчеркнула Марина Мисостишхова.

По мнению члена комиссии по культуре и СМИ Юлии Ордоковой, предположение, из которого исходит действующая редакция п. 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона о безопасности и благотворном влиянии на ребёнка (независимо от возраста) информационной продукции, имеющей культурную ценность, не соответствует действительности: «Исключение из сферы правового регулирования Федерального закона такой информационной продукции независимо от его содержания, является недостатком этого Федерального закона, а также противоречит его цели — защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, порождает незащищенность детей от информационной продукции, имеющей культурную ценность для взрослого человека, но вредной по своему содержанию для детей, их здоровья, физического, психического, духовного и нравственного их развития. Дети не в состоянии самостоятельно правильно оценить значение, нравственные аспекты или потенциальную опасность произведений культуры, к которым они получают доступ. Ребенок воспринимает их как информацию, отражающую духовные и моральные ценности общества и государства, поскольку такой продукт допущен ими в оборот. Понимание значения исторической, художественной или иной культурной ценности такой информационной продукции приходит постепенно в ходе воспитания и обучения ребенка, приобретения им жизненного опыта».

Члены Палаты сошлись во мнении, что в целом законопроект нарушает принцип приоритета прав детей на охрану их нравственности, здоровья и обеспечение полноценного развития в интересах производителей информационной продукции: «Анализ законопроекта и пояснительной записки приводит к выводу об отсутствии оснований необходимости внесения в законодательство предлагаемых законопроектом изменений, которые вместо совершенствования законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам, напротив, усугубляют недостатки действующего регулирования в этой сфере», — резюмировал председатель Комиссии ОП КБР по культуре и СМИ Владимир Кудаев.

Заключение Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики направлено в Общественную палату Российской Федерации.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector