В Общественной палате Кабардино-Балкарской Республики рассмотрели проект Федерального закона «О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации».

Согласно пояснительной записке рассматриваемый законопроект предлагается в качестве основного специального нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере развития виноградарства и виноделия, производстве и обороте вина, поддержке винодельческой отрасли в целом. При этом понятие «виноделие» определяется законопроектом как вид экономической деятельности по производству вина из винограда и его последующего использования при производстве винодельческой продукции. Экспертами отмечено, что законопроект регулирует не все отношения по производству и обороту такой продукции, а только в части производства и оборота вина, игристого вина (шампанское), ликерного вина. Это сужает предмет регулирования законопроекта.

Член ОП РФ Заурби Нахушев обратил внимание присутствующих на то, что законопроект распространяется на деятельность граждан по выращиванию винограда на садовых, огороднических и дачных земельных участках и изготовлению из него винодельческой продукции даже для личного потребления, не в целях сбыта. Однако в отличие от граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в целях выращивания винограда и его сбыта для производства винодельческой продукции, им меры государственной поддержки не полагаются (подпункт 3 п. 1 ст. 9 законопроекта).

Председатель ОП КБР Хазратали Бердов высказал мнение, что садовые, огороднические и дачные земельные участки используются гражданами, как и приусадебные участки, для удовлетворения личных потребностей. Поэтому реализация сельскохозяйственной продукции, выращенной на таких земельных участках, в том числе и переработанной, не должна признаваться предпринимательской деятельностью и должна быть выведена из-под действия законопроекта (аналогично выращенной на приусадебном участке).

Экспертами была отмечена сложность его реализации в случае принятия предлагаемого федерального закона ввиду отсутствия четкого соотношения норм законопроекта и Федерального закона от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ). Из законопроекта неясно, каким образом предполагается разграничить производство алкогольной продукции на основе этилового спирта и производство вина из винограда – путем выведения регулируемых отношений из сферы действия Федерального закона от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ или путем конкретизации правового регулирования отношений по производству вина из винограда на основе и в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ.

Отмечалось, что в ряде случаев законопроект не содержит иного регулирования и в то же время не предусматривает применение Федерального закона от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ, непоследовательно устанавливает понятия и их определения, что создает неопределенность в правовом регулировании вместо их устранения. Пункт 3 ст. 3 законопроекта устанавливает, что регулирование производства вина, игристого, ликерного вина осуществляется предлагаемым им Федеральным законом и Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», то есть исключается регулирование производства вин Федеральным законом от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ, несмотря на то, что в него изменения законопроектом не предлагаются. Однако, оборот вин, как следует полагать, Федеральным законом от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ все же регулируется.

Подпункт 4 п. 2 ст. 5 законопроекта к полномочиям федерального органа исполнительной власти осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированиюв области развития виноградарства и виноделия относит порядок проведения инвентаризации виноградных насаждений. В то же время, п. 5 ст. 6, п. 7 ст. 10 законопроекта указывают, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области развития виноградарства и виноделия относится осуществление инвентаризации виноградных насаждений в порядке, установленном субъектом РФ, а не федеральным органом исполнительной власти. Указанные положения необходимо привести в соответствие.

В целом поддерживая принятие законопроекта, Общественная палата Кабардино-Балкарской Республики считает необходимым его доработать с учетом высказанных в ходе обсуждения замечаний и предложений.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector