В ОП КБР обсудили целесообразность принятия закона

в рамках общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Законопроектом предлагается возможность отнесения к специализированному жилищному фонду жилых помещений, находящихся в собственности негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, входящих в систему социального обслуживания граждан, в целях предоставления для проживания гражданам, получающих социальные услуги в полустационарной и стационарной формах. Галина Егорова — председатель Комиссии по социальной политике, здравоохранению и экологии Общественной палаты КБР отметила, что «вряд ли предлагаемые законопроектом меры будут способствовать расширению практики использования негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве поставщиков социальных услуг. Напротив, они создают дополнительные барьеры и не соответствуют поручению Президента РФ от 23.08. 2017 № Пр-16 о внесении изменений в законодательство РФ в целях расширения практики использования негосударственных организаций в качестве поставщиков социальных услуг за счет бюджетных ассигнований».

Тимур Гуппоев — председатель Комиссиипо развитию институтов гражданского общества и взаимодействию с органами местного самоуправления ОП КБР отметил, что «согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями. Согласно п. 11 Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, утвержденного приказом Минтруда России от 24.11.2014 г. № 935н, социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются получателям социальных услуг при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания».

Вместе с тем, предлагаемый законопроектом новый абзац в ст. 96 ЖК РФ предусматривает предоставление жилых помещений и для получателей социальных услуг в полустационарной форме, при этом только за счет специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, входящих в систему социального обслуживания граждан. Это ставит в неравноправное положение поставщиков социальных услуг — негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей и поставщиков социальных услуг – государственных и муниципальных организаций. Причины такого предлагаемого изменения в пояснительной записке не раскрываются».

Фатима Гешева — член Комиссии по социальной политике, здравоохранению и экологии отметила, что «ч. 3 ст. 19 Федерального закона не устанавливает, что жилые помещения, которыми обеспечиваются получатели социальных услуг в стационарной форме, должны обязательно быть жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, как указывается в пояснительной записке к законопроекту. Для такого понимания указанной нормы нет оснований. То, что ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в действующей редакциик специализированным жилым помещениям относит только жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, не препятствует негосударственным организациям и индивидуальным предпринимателям — поставщикам социальных услуг, как собственникам жилых помещений, их использование по своему усмотрению, в том числе для проживания граждан, получающих от них социальные услуги в стационарной форме. В соответствии с ч. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством и ЖК РФ. Согласно п. 2 ст. 288 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора». Таким образом, действующее гражданское и жилищное законодательство содержат нормы, позволяющие поставщикам социальных услуг — негосударственным организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставлять жилые помещения получателям социальных услуг в стационарной форме.

Аулият Каскулова — член Комиссии по социальной политике, здравоохранению и экологии отметила, что «законопроект не учитывает последствия отнесения к специализированному жилищному фонду жилых помещений, находящихся в собственности негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, входящих в систему социального обслуживания граждан, в частности:

запрет на отчуждение, передачу в аренду, внаем специализированных жилых помещений, за исключением передачи таких помещений по договорам найма специализированного жилого помещения (ч. 3 ст. 92 ЖК РФ). Это нарушает права собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом (ст. 209 ГК РФ);

применение к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений правил ч. 3ст. 67 и ст. 69 ЖК (ч. 5 ст. 100 ЖК РФ), в том числе:

— обязанность нанимателя проводить текущий ремонт жилого помещения;

— вносить плату за коммунальные услуги;

— права и обязанности, установленные для членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма».

Расул Караев — заместитель председателя Комиссии по социальной политике, здравоохранению и экологии отметил, что «обеспечение получателей социальных услуг в стационарной форме жилыми помещениями только за счет специализированного жилищного фонда, что предлагается законопроектом, также ограничивает возможность заключения договоров найма, аренды, безвозмездного пользования жилыми помещениями негосударственными поставщиками социальных услуг в целях их предоставления для проживания получателей социальных услуг в стационарной форме».

По изложенным причинам Общественная палата Кабардино-Балкарской Республики считает нецелесообразным принятие данного законопроекта.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector