В приоритете – духовно-нравственное воспитание

Члены Межкомиссионной рабочей группы по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений и Комиссии по образованию, науке, туризму и спорту ОП КБР на совместном заседании обсудили эффективность преподавания в общеобразовательных организациях Кабардино-Балкарской Республики курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

Открывая заседание, председатель Комиссии Общественной палаты КБР по образованию, науке, молодежной политике, туризму и спорту Исмел Дадов отметил что в республике принята достаточная нормативная правовая база для введения и преподавания курса ОРКСЭ. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года ставит приоритетную задачу – формирование нового поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают современным требованиям, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Заместитель министра просвещения, науки и по делам молодежи КБР Ирина Шонтукова в своем докладе отметила, что изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в объеме 34 часов учебного времени (1 час в неделю) в общеобразовательных организациях Кабардино-Балкарской Республики организовано с 2012/2013 учебного года.

Целью учебного курса является формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним.

Проводимый ежегодно анализ эффективности преподавания курса показывает, что во всех общеобразовательных организациях проводится информационно-разъяснительная работа с родителями (законными представителями) обучающихся для определения предпочтения по предлагаемым модулям; организована системная работа по повышению квалификации учителей, преподающих данный курс; обеспечено предоставление обучающимся необходимых учебных пособий по данному предмету в полном объеме.

Процедура выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ осуществляется на добровольной основе.При организации обучения ОРКСЭ в образовательном процессе используются учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Основную долю учителей, преподающих данный курс в общеобразовательных организациях республики составляют учителя начальных классов – 80%, 15% – учителя истории и 5% — учителя других предметов.

Ежегодно на базе ГБУ ДПО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР организовано проведение курсов повышения квалификации для учителей, преподающих данный курс (ежегодно до 130 человек).

С целью проведения мониторинга преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в сентябре 2019 годапроведено анкетирование среди родителей (законных представителей) обучающихся 4-х классов, в котором приняли участие 8192 респондента.

По итогам проведенного анкетирования большинством родителей (законных представителей) обучающихся (90,9 %) выражено положительное отношение к введению в учебный процесс курса «Основы религиозных культур и светской этики» (9,1 % — затруднились ответить).

Респондентами отмечены такие положительные аспекты введения курса как:

расширение кругозора детей – 57,3 %; духовное и культурное развитие детей – 19,5 %; формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям – 4,7 %; воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России – 8,4 %; приобретение знаний о различных культурах, вероисповеданиях –10,1 %.

При этом респондентами также отмечены следующие риски, связанные с введением данного курса: дополнительная нагрузка на школьника – 78,8 %; формирование формального отношения к религии, вере – 6,9 %; другое – 7,5 %; затруднились ответить – 6,8 %.

В ходе анкетирования педагогами, реализующими модули комплексного курса, отмечено, курс формирует воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России, способствует усилению интереса у школьников к прошлому своей страны, ее культуры и традиций.

«Несмотря на опасения, возникшие в начале введения курса ОРКСЭ, следует отметить, что основная идея, заложенная в основу данного учебного предмета, — знакомство детей с культурным, национальным и конфессиональным многообразием России реализуется в полной мере»,- резюмировала докладчик.

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты КБР по образованию, науке, туризму и спорту Нина Байчекуева, говоря о важности изучения курса ОРКСЭ, обратила внимание присутствующих на слова Президента РФ В. Путина о том, «что и традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться и сегодня, и в будущем и к тому, и к другому».

Свою позицию по преподаванию курса ОРКСЭ в школах республики высказал Валентин Бобылев — благочинный православных церквей КБР: «Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения, что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку».

Одним из важных моментов организации преподавания он видит в комплектовании классов и выборе родителями модуля для изучения детьми: «Оплата труда педагогов должна быть пересмотрена. Подушевое финансирование не стимулирует работу педагогов-преподавателей данного курса», — заключил отец Валентин.

Свою солидарность с этими доводами выразил и заместитель председателя Духовного управления мусульман КБР Хызыр Мисиров.

Член Комиссии Наталья Чепракова, преподаватель курса ОРКСЭ в МКОУ СОШ №9 г.о. Нальчик рассказала членам палаты о своем опыте работы: «В возрасте 10 лет ребёнок становится наиболее подверженным потокам информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. В этом возрастном этапе я, как преподаватель Основ религиозной культуры и светской этики, считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности. Именно школа является основным звеном духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.  Образовавшийся духовный вакуум заставляет педагогов искать пути совершенствования образовательного процесса. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка.  Основным содержанием духовно -нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению».

В обсуждении вопроса приняли участие члены палаты Желяби Калмыков, Хаути Сохроков и Карина Мезова, заместитель руководителя ГКУ «Аппарат Общественной палаты КБР» Зелимхан Муртазов.

С заключительным словом выступила заместитель председателя Общественной палаты КБР Людмила Федченко.

«Общественная палата республики постоянно отслеживает вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, развитие межнациональных и межконфессиональных отношений в республике. В нашем многонациональном обществе важно заложить в детях уважение к культуре и истории всех народов России. И в этом очень высока мера ответственности педагога», — резюмировала член палаты.

По обсуждаемому вопросу приняты рекомендации в адрес всех заинтересованных.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

       
Adblock
detector