Воинские захоронения погибших при защите Отечества имеют общегосударственное значение

В ОП КБР проведена общественная экспертиза проекта ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и других нормативных правовых актов по увековечению памяти погибших при защите Отечества, подготовленных Министерством обороны РФ.

В ходе обсуждения членами Палаты были высказаны замечания и предложения, в том числе, были отмечены следующие моменты.

Изменения, предлагаемые п. 2 ст. 1 законопроекта, в ст. 7 Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее – Закон РФ) восстановление воинских захоронении регионального значения относят к ведению органов государственной власти субъектов РФ. При этом непонятно, что понимается под воинскими захоронениями регионального значения и, следовательно, федерального и местного значений. Представляется, что воинские захоронения погибших при защите Отечества имеют общегосударственное (федеральное) значение. Достойное захоронение и сохранение памяти павших защитников Отечества – это обязанность государства. В связи с этим, обязанность и ответственность за оборудование и оформление воинских захоронений должны быть возложены на органы государственной власти (федеральные и субъектов РФ), а органы местного самоуправления должны обеспечивать их сохранность.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона РФ, воинские захоронения подлежат государственному учету, но при он возлагается на органы местного самоуправления. Пункт 3 ст. 1 законопроекта дополняет ст. 11 Закона РФ новой одиннадцатой * частью, согласно которой органы государственной власти субъекта РФ осуществляют кадастровый учет воинских захоронений и их паспортизацию. Возникает вопрос: чем отличается государственный учет, который возложен на органы местного самоуправления ч. 1 ст. 5 Закона РФ, от предлагаемого законопроектом их кадастрового учета, который возлагается на органы государственной власти субъектов РФ. Следует также отметить, что подпункт 1.2 проекта Порядка взаимодействия Министерства обороны РФ с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными организациями по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества (далее — Порядок взаимодействия) паспортизацию воинских захоронений возлагает на органы местного самоуправления в отличие от законопроекта. Необходимо Порядок взаимодействия привести в соответствие с законопроектом.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона РФ в действующей редакции на каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. На какие органы возлагается установление мемориального знака, законопроект не устанавливает. Очевидно, что ведением государственного (кадастрового) учета, паспортизацией воинских захоронений, установлением на них мемориальных знаков должны заниматься уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, а не органы местного самоуправления.

Проект постановления Правительства РФ и утверждаемый им порядок дополнительного финансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета отдельных направлений деятельности, осуществляемой общественными организациями, которые уполномочены на проведение поисковой работы (далее – Порядок финансирования) не предусматривает финансирование общественных организаций. Пункт 2 предлагаемого в Порядка предусматривает финансирование Автономной некоммерческой организации «Военно-информационный поисковый центр» и Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» — одной из организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций (согласно Гражданскому кодексу РФ) и одной из организационно-правовых форм общественных объединений (согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Установление финансирования для двух определенных организаций не соответствует наименованию проекта постановления и противоречит поручению Президента РФ от 31 января 2019 г. № 134-П. При этом неясно, каким образом отобраны предлагаемые для финансирования организации. Пояснительные записки к законопроекту и проекту постановления не приложены.

В наименовании постановления и Порядка финансирования указывается, что финансирование предоставляется общественным организациям, уполномоченным на проведение поисковой работы. Непонятно, какими органами (Правительством, Министерством обороны и т.д.), в соответствии с какими критериями они должны быть уполномочены на проведение поисковой работы, не указаны кем уполномочены предлагаемые для финансирования две организации.

Согласно последнему абзацу подпункта 3.1 Порядка взаимодействия, найденные останки погибших при защите Отечества поисковыми организациями передаются органу местного самоуправления по месту планируемого захоронения. Это соответствует ч. 2 ст. 4 Закона РФ в действующей редакции, которая захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы на территории РФ возлагает на органы местного самоуправления. Но вопросы захоронения останков погибших защитников Отечества являются вопросами государственного, а не местного значения. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относит только содержание мест захоронения. Кроме того, органы государственной власти обладают большими ресурсами для решения вопросов захоронения, чем органы местного самоуправления.

Подпункт 3.2 Порядка взаимодействия предусматривает, что Минобороны России (представители военных комиссариатов) принимают участие в захоронении (перезахоронении) останков погибших при защите Отечества в случаях, предусмотренных Законом РФ. Таких случаев Закон РФ в действующей редакции не предусматривает. Полагаем, что представители Минобороны России и других соответствующих министерств и ведомств должны всегда участвовать в захоронении (перезахоронении) останков погибших при защите Отечества, а не в отдельных случаях. Такое участие указывает на признание и уважение государством подвига погибших защитников и содержит для общества глубокий моральный, а для подрастающего поколения и воспитательный смысл. Перезахоронения погибших защитников следует производить с согласия Министерства обороны РФ (военных комиссариатов субъектов РФ).

В Перечне учитываемых на мемориальных сооружениях и объектах сведений о лицах, погибших при защите Отечества (Приложение № 3 к проекту приказа Министра обороны) не указывается, какие органы являются ответственными за составление и хранение списков захороненных. По общему мнению членов Палаты на мемориальных сооружениях должны быть указаны полностью фамилия, имя, отчество, а не только инициалы имени и отчества погибшего защитника, как предусматривается в Перечне.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector