Времен связующая нить

ВРЕМЕН  СВЯЗУЮЩАЯ  НИТЬ

Повышенный интерес к историческому прошлому, характерный для мирового сообщества в последние десятилетия, привел к пониманию необходимости сохранения памятников истории и нематериального-культурного наследия каждого народа, живущего на нашей планете.

Самой главной привлекательной особенностью национальной культуры является ее самобытность, которая обогащается с общим расцветом нации. Недаром национальную культуру называют душой народа. Развивая особенности своей культуры, нация избегает подражания и копирования, создает свои формы организации культурной жизни.. Угроза полного исчезновения многих важных для самоидентификации человека  форм культуры потребовала обсуждения этой проблемы на крупных международных форумах и выработки ряда документов, где определяется ценность не только материального культурного и природного наследия, но и провозглашается создание институционного признания «устного и нематериального наследия человечества». Термин этот принадлежит ЮНЕСКО и,   согласно ее  Конвенции  от 2003 года по охране нематериального культурного наследия  ,трактуется  как особо ценные явления духовной культуры  народов в форме национальных языков, фольклора, искусства, научных знаний, навыков, связанных с традиционными художественными промыслами и ремеслами, а также обычаев и традиций различных этносов.. Если сформулировать кратко – нематериальное культурное наследие представляет собой совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности.                                                                                                                    

И свое будущее « каждый народ связывает с национальной культурой, являющейся его гарантом жизни и интеграции  в мировую культуру».

В последние годы проблема сохранения культурного наследия в  нашей стране, в которой утверждается принцип, национального самосознания, толерантности, взаимоуважения между народами озвучивается и  с самой  высокой трибуны – президентской. В  «Концепции  сохранения и развития  нематериального культурного наследия народов РФ на 2009- 2015 годы» отмечается, что традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества России. В качестве основной цели определено предотвращение утраты  нематериального культурного наследия народов РФ, а также его развитие и распространение. Ведь «в  русле  народной культуры складываются представления человека о мире, система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи, формы трудовой и празднично обрядовой жизни, система фольклора». И в наш век глобализации очень важно сохранить нематериальное культурное наследие каждого народа, чтобы избежать межэтнических столкновений. Народная  культура является и  действенным средством формирования, гражданских качеств личности, воспитания нравственности, гармонизации семейных и общественных отношений. Передача традиционных нематериальных ценностей осуществляется от поколения к поколению, от человека к человеку, минуя институционно-организационные  формы. Такой способ наследования делает их особенно хрупкими и уязвимыми». Сегодня мы, по существу, теряем свои корни. В потоке времени безвозвратно исчезает то, что сохранялось в виде реликтов с древнейших времен. И эти потери невосполнимы.  Поэтому одна из основных  задач  российской Концепции  — составление  федерального электронного каталога   объектов  нематериального  лежит всему человечеству и обязана  самовыразиться  перед всем миром. Без общения и открытости нация обречена на ограниченную культурную жизнь, в известном смысле – на культурное обнищание. Но дело это не простое и не быстрое. Конкретные же шаги по выполнению намеченной программы следует предпринимать незамедлительно  и активно.   Сегодня люди, устав от  бездуховности  современного мира, все  чаще обращаются к традициям своих предков. Так, в Европе, к примеру, возрождению фольклора   придают особое значение. Носители традиционного искусства там  не только почитаются, но и хорошо оплачиваются. Во всех странах мира можно встретить приверженцев восточной традиции (боевые искусства, йога, фен-шуй). В то время когда в    России отдельные противники народного искусства продолжают утверждать, что  фольклор умирает,  в различных регионах страны появляются новые группы, коллективы и даже объединения, причастные в той или иной степени к  воспроизведению народной музыки, созданию музыкальных инструментов и национальных костюмов, промыслов и прочих  культурных факторов. Причем  этим занимаются  молодые люди, владеющие всеми информационными технологиями. Но в целом традиционные формы национальной культуры сегодня активно вытесняются  на периферию современных, не  всегда положительно воспитывающих культурных процессов. Меняется под влиянием массовой культуры система ценностных ориентаций общественного сознания, под воздействием урбанизации  разрушается традиционный образ жизни. У многих молодых людей размыта, а то и утрачена национально-культурная идентичность. То есть мы теряем  свой национальный иммунитет. Вот почему в работе по сохранению национального колорита весьма ценен опыт каждого региона.                                                                                                                              

В  полиэтническом  Северо-Кавказском  регионе сохранению культурного наследия необходимо выделять особое место. Наш горный край с давних времен вошел в зону многих форм мировой культуры. Наши народы в процессе своего исторического развития создали и накопили такие  духовные ценности , которые вышли за национальные рамки и стали общечеловеческими : г ероический  эпос «Нарты», производство войлочных изделий, танцы и уникальное  кавказское вокальное многоголосие  эжиу  ( звуковой памятник общих исторических корней); ритуально-обрядовые игрища (джэгу – у  адыгов и оюн – у балкарцев). И конечно же адыгский (черкесский) этикет адыгэ  хабзэ и балкарский – намыс, как  основные  составляющие  этических систем самоидентификации этносов.                                                          

А национальные музыкальные мотивы наших народов неоднократно использовали в своих сочинениях  выдающиеся российские композиторы. И  список этот можно еще и еще продолжать.

. Сегодня, когда мы, по существу, теряем свои индивидуальные черты, а фольклорное  искусство перешло в ранг элитного, пришло время активного сохранения корневой системы народной культуры.  И для этого  также необходимо использовать все  существующие формы. В настоящее время имеются основные предпосылки для осуществления комплекса мер по сохранению и культурного наследия  , в том числе нематериального,  всех народов России.  Социальная  статусность и масштабность этого пласта национальной культуры требуют и весьма неординарных подходов  к решению ее проблем.  В данном контексте внимания заслуживает проблема сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов России, к которым относятся и  титульные этносы Кабардино-Балкарской республики. Как отмечено в Концепции –«экстенсивное освоение природы, неглубоко продуманное проведение курса «на преодоление культурной отсталости» в отношении малых народов без учета местной специфики привели в свое время, к утрате в какой-то мере их самобытных традиций.» Но нельзя забывать и о том, что благодаря появлению письменности у кабардинцев и балкарцев  в  первые годы  советской власти удалось  сохранить их  языки  и устное народное творчество, а целый ряд «национальных»  писателей и поэтов получил мировую известность.                

Однако сегодня судьба культурной памяти,  проявляемой в традициях и ритуалах  наших народов,  вызывает вполне законное беспокойство  у широкой общественности. Если быть объективными, в России пока не имеется целостной долговременной стратегии и концептуальных подходов к решению вопросов сохранения нематериального культурного наследия.. Между тем, народная культура, несмотря на все сложности, жива.  Жива,  благодаря огромному запасу позитивного самосознания в народе. С помощью традиционной культуры решаются такие серьезные проблемы, «как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями.»                                                                                                  

Сегодня как никогда в сфере сохранения культуры  возрастает  роль общественности. Как отмечал в свое время Н.К.Рерих: — « Кроме правительственных распоряжений именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение».-                                                                                                                      

С целью выяснения состояния  нематериального культурного наследия народов нашей  республики  была проведена   основательная  аналитическая работа и Общественной палатой КБР .Необходимость таких исследований объясняется еще и тем, что прошедший век был временем социальных катаклизмов, приведших, среди прочего , к деформации единства культурно-исторической памяти народов, входящих в состав России. В силу новых реалий, связанных с глобализацией, осмысление в целом проблем культурно-исторического наследия  может сыграть роль того духовного основания, на котором   крепится единство нашего  Отечества, его способность адекватно отвечать на вызовы сложнейшей современной геополитической, финансово-экономической и социокультурной ситуации.   И  сохранение исторической памяти всех народов, проживающих в Кабардино-Балкарии, должно стать для нас долговременной  задачей. Только действенная работа с применением программных средств и методов, чувствительная поддержка со стороны государства и общества позволит нейтрализовать опасную зону культурной деградации. И Общественная палата может стать той площадкой, где будут  широко обсуждаться и по возможности находить решение актуальные вопросы, связанные с этой темой.

ПОИСК ПУТЕЙ СОХРАНЕНИЯ НАСЛЕДИЯ- это   ВАЖНЕЙШЕЕ  УСЛОВИЕ    ПОДДЕРЖАНИЯ ЕДИНОГО  НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РФ

Нормативно-правовым обеспечением сохранения и развития традиционной народной культуры является ,прежде всего, Конституция РФ, ст.44, которая гарантирует гражданам России свободу художественного и других видов творчества, а также право на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям. Решение всего комплекса проблем, сложившихся в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Кабардино-Балкарии, на нынешнем этапе возможно лишь при координации деятельности всех ветвей власти, муниципальных образований, учреждений культуры и общественных организации. Как практически должна выглядеть поддержка этой сферы сегодня?   Есть достаточно интересный опыт в этом направлении у наших соседей по Югу  России (Дагестан,Волгоградская обл и др.), где  действуют Законы и  целевые программы по государственной поддержке в области народной традиционной культуры.  Да и в самой Кабардино-Балкарии существует  на этот счет определенная нормативно-правовая база, которая, однако, должна подвергаться корректировке с учетом  сегодняшних реалий.

Стратегическое  же направление культурной национальной политики должно представлять органическое сочетание национальных и общечеловеческих ценностей, идейное и духовное содружество суверенных народов. Но параллельно программам культурного развития необходимы и программы межнационального культурного сотрудничества. Довольно значим в этом отношении реализуемый  в Кабардино-_Балкарии  межрегиональный молодежный проект «Куначество», в котором принимают участие юноши из всех субъектов  СКФО.  Сегодня довольно часто традиционную культуру наделяют консервативными чертами. Но те, кто  живет в  этой среде, всегда уважает и других людей, хранящих свои традиции. А если человек становится маргиналом, то подобное уважение и к другим людям заметно уменьшается. Поэтому возрождение  кавказских традиций побратимства  служит  упрочению межнационального согласия в нашем регионе.

Но все же основная духовная территория народа  — это его язык. И правы те, кто называет его становым хребтом национальной культуры. В  Древней Руси  у  слова «язык» было еще и второе значение –«народ». Дорожить родной речью – это высокий нравственный признак верности нации и Родине. С особой   художественной силой эти чувства высказал Расул Гамзатов: «И если завтра язык исчезнет, то я готов сегодня умереть!».                        

Так что  «языковый»  плюрализм проблема не из  простых.   Равноправие национальному языку нельзя обеспечить искусственно и формально. Главное здесь–духовная потребность народа. И при решении вопроса о Государственных языках ,их применении и изучении следует тщательно учитывать интересы различных  национальностей, проживающих в республике.                                                                                                                               

Для наших народов еще в начале  ХХ века устное и нематериальное культурное наследие являлось основным источником идентификации. Такие формы неосязаемого наследия как легенды, сказания, народная музыка и танцы, праздники, устные традиции  в последние десятилетия находятся под угрозой деградации. И один из наиболее эффективных путей их  сохранения – это архивирование, активная поддержка носителей  этих знаний, исполнителей фольклорных традиций. В памяти народной, конечно же, останутся имена выдающихся  музыкантов, певцов, мастеров, но будущим поколениям необходимо знать секреты техники исполнения,  вникнуть в технологию изготовления предметов, чтобы можно было  идентифицировать себя со своим этносом. Кроме того без  духовно-культурного наследия молодежи невозможно обрести нравственные ориентиры.                                                                                                   

Не менее популярной продолжает оставаться проблема  сохранения,   как материальной составляющей, так и нематериальной  части культурного наследия, посредством воспроизводства в культурной памяти.                                                                               

Декоративно-прикладное искусство  — это основа любой национальной культуры. К сожалению, из нашего быта сегодня уходят   изделия народных промыслов. Они в основном стали представлять собой художественные ценности. На них сейчас  нет широкого спроса, носителей  же этих знаний  становится все меньше.  Если не использовать в быту киизы, циновки, традиционную мебель ,деревянную и металлическую  утварь и т.д. то стоит ли обучать навыкам их изготовления молодежь? Да и технологии со временем  искажаются, стилизируются  и теряют национальные черты. Ведь  современные мастера живут в других условиях, нежели их предшественники и используют совершенно иные материалы.  Стало другим и общество. У людей появились иные цели и потребности. Поэтому важна преемственность, передача мастерства «из рук в руки».  Необходимо разработать специальную программу по развитию народных художественных промыслов, создать инфраструктуру их поддержки как составной части  малого предпринимательства. Не мешает  подумать и о создании современной  конкурентоспособной продукции (сувенирной)  на имеющихся предприятиях и ее популяризации. Сохранение и развитие народных художественных промыслов лежит в плоскости стратегических интересов государства и является важной  государственной задачей. Необходимо знакомство молодого поколения и  с традиционными местами их бытования как в республике, так и  вообще на Кавказе. Весьма полезным делом была бы реализация проекта по созданию в Нальчике «городка умельцев»  , где будет организована демонстрация приемов изготовления национальных изделий и их выставка-продажа. Многообещающая перспектива и у идеи открытия Центра народных художественных промыслов, чтобы  представить весь ассортимент наших умельцев в одном месте, проводить мастер-классы,  презентации и ярмарки. Необходимы и реальные меры поддержки  мастеров и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере этно-культурного бизнеса. Да и бизнессообществу не мешало бы обратить свое внимание на проблему сохранения национальной культуры, в частности на развитие народных художественных промыслов, еще в недавнем прошлом игравших заметную роль в экономике нашего края. Финансовая поддержка кустарных промыслов и ремесел, спонсирование участия в выставках, конкурсах, ярмарках различного уровня народных умельцев, будет не только способствовать продвижению их изделий за пределы республики и привлечению туристов, но и  снижению напряженности на рынке труда.  Таким образом, возрождение национальных промыслов – особая тема, степень эффективности которой в экономике республики будет определяться серьезностью подхода к ней. Пока же  основными хранителями народных традиций  и сегодня остаются учреждения культурно-досугового типа, как правило это Дома культуры.  Однако недостаточность средств сельских и городских администраций, устаревшая техническая база и  зачастую невысокий  уровень квалификации творческого  персонала не позволяет качественно  выполнять поставленные перед ними задачи. Так что  и здесь необходима целая система мер, направленных на поддержание этих учреждений и их кадровое обеспечение..                                                                                                                               

Признанным  хранителем музыкального  наследия в прежние годы был  и хор  Гостелерадио КБР, расформированный в перестроечный период В  его репертуаре имелось немало уникальных народных песен-сказаний, песен-плачей и т.д., хранимых в народе на протяжении  веков и имеющих свой неповторимый колорит. Фонды видео и аудиозаписей хора  отчасти утрачены  и воссоздать их вновь   совсем не просто. Утрачена и традиция изготовления национальных инструментов, в частности шикапшины .                                                            

Мы стали забывать завет предков: «Что старо, то свято. Что  старее, то правее». Гражданские и патриотические чувства невозможно пробудить на основе абстракции. Только конкретное знание истории своего края и народа, его традиций формируют в молодом поколении желание быть достойными славы земляков, внести свой вклад в культуру своего народа.  Правда есть в республике  и примеры трепетного отношения к своим историческим корням.    Так  в музеях станиц Котляревской Майского района и Екатериноградской  Прохладненского районов  собран богатейший материал  о  традициях и обрядах не только  терских казаков, но представителей других национальностей, издавно  проживающих здесь. В поисково-краеведческой  работе  активно участвуют и местные школьники. При содействии музейщиков и сотрудников  Домов культуры  ребята   серьезно изучают быт и народное творчество своих предков. А украшением всех станичных праздников непременно становятся выступления казачьих фольклорных коллективов. Заметную работу  по  отбору и восстановлению лучших образцов фольклора проводят учреждения культуры в Урванском и Эльбрусском  районах. К тому же в республике накоплен значительный опыт по проведению региональных  и международных фестивалей и праздников  на основе самобытных национальных культур, получивших высокую оценку их участников. Но, к сожалению,  он не  стал достоянием  широкой гласности на международном уровне. В то время как в Дагестане  фестиваль «Горцы» официально получил эгиду  ЮНЕСКО и включен в календарь международных фестивалей по сохранению нематериального культурного наследия.   По всей видимости, и нам необходимо шире оказывать государственную поддержку  фольклорным мероприятиям. Для тех энтузиастов, организаций, фольклорных коллективов, что продолжают служить своим историческим корням, ничего не требуя взамен,  стоит предложить некие налоговые льготы, активнее подключать их к грантовым программам.                                                                                                                            

Не менее важно и широкое освещение состояния и развитие  традиционной народной культуры путем издания книг, буклетов, цикловых передач на радио и ТВ.   А также стоит рекомендовать СМИ изменить свое отношение к данной тематике и перестать относить к «неформату» все, что не вписывается в парадигму примитивных развлекательных передач.                                                                                                                                                 

Важная роль в процессе охраны  духовного наследия народов, населяющих   Кабардино-Балкарию, принадлежит музеям. В случае невозможности сохранения объекта наследия в естественной социально-культурной среде, возможно его сохранение в музее, его музеефикация. С этой целью стоит составить перечень наиболее значительных примеров нематериального наследия нашего края. К тому же дать вторую жизнь ряду нематериальных объектов смогут и театральные постановки, экранизации в кино и на ТВ.. Необходима более тесная связь  исторического наследия с современностью, что послужит его популяризации среди различных возрастных групп населения. К тому же нематериальное культурное наследие является поистине неиссякаемым источником для современного народного творчества..Требуют к себе серьезного отношения и духовные связи с национальными диаспорами некоренных народов республики, а также с зарубежными соотечественниками. Постоянные контакты помогают сохранить живительные силы наций, поддержат национальную культуру как живую целостную систему.                                                                                                                                     

Представляется целесообразным рекомендовать органам государственной власти  стимулирование и  краеведческого движения, поддержку издания пособий по родиноведению, краеведческому туризму.Не стоит сбрасывать со счета и возможности волонтерского движения в сфере сохранения национальных культур (энтузиасты, студенты, школьники).  Начинать знакомство с  культурным достоянием  народов республики   необходимо уже в младших классах. Это позволит учащимся освоить   основы адекватного культуросообразного поведения в социальной среде. Данный школьный курс поможет сформировать у детей вектор культурно-ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Каждый ребенок должен знать, что в общей копилке российской культуры есть вклад и его народа. Благодаря таким мерам возможно  не только проведение более эффективной воспитательной работы, но и более  действенной охраны объектов наследия.

В условиях информатизации общества наиболее успешное практическое решение проблемы сохранения и развития культурного наследия коренных народов  как в целом в России, так и  в нашей республике может быть связано с информационно-коммуникационными технологиями, в частности, технологиями сайтостроения. Основанием к этому служит наличие у сайтов возможностей раскрытия культурного наследия на качественно новом уровне с использованием самых разнообразных форм представления информации и обеспечением доступа к ней широкого круга пользователей.

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что возрождение и развитие, сохранение нематериальной культуры, лучших традиций народного искусства – это возрождение и развитие всего лучшего, отобранного народами  на пути их исторического развития. И необходимо интегрировать все  силы республики в деле сохранения наследия наших предков. А разработка  и принятие Закона Кабардино-Балкарии  «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия народов республики»  определило бы стратегическое направление  всей многогранной работы на этом пути.

  • ТАОВ  П.К. Председатель общественной
  • палаты КБР, Заслуженный деятель
  • науки РФ,академик РАЕН
Adblock
detector