Законопроект о молодежной политике является своевременным и долгожданным

Такое единодушное мнение высказали члены Общественной палаты КБР по результатам общественной экспертизы законопроекта.

В ОП КБР провели общественную экспертизу проекта Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации».

Председатель комиссии ОП по молодежной политике, спорту и патриотическому воспитанию Тимур Гуппоев отметил важность и значимость данного законопроекта, подчеркнув, что Россия уже долгое время находится в поисках оптимального «молодежного» закона. «Его основное предназначение видится в том, чтобы определить особенности регулирования правового статуса молодежи и ее объединений, установить правовые основы разработки и реализации государственной молодежной политики в России. Он должен повысить эффективность действия уже существующих юридических норм, касающихся молодых граждан и системы работы с ними, обеспечить приведение данных норм в соответствие с новым уровнем развития российского общества», — заключил Гуппоев.

По мнению члена комиссии Александра Кочесокова, из-за длительного отсутствия на федеральном уровне закона о молодежной политикенаблюдаются многочисленные внутренние несогласованности и противоречия в регулировании работы с молодежью. Общественник считает, что для разработки и реализации целостной государственной молодежной политики, базирующейся на ответственном отношении государства к молодежи, необходима законодательно оформленная система работы с молодежью, т.е. базовый федеральный закон, отвечающий современным потребностям и законным интересам молодых граждан и их объединений, а не фрагментарные изменения в действующее законодательство. «В этой связи законопроект о молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации является своевременным и долгожданным», — сказал Кочесоков.

Меду тем эксперты отметили, что рассматриваемый законопроект требует дальнейшей доработки, и сформулировали к нему ряд замечаний и предложений.

Так, исходя из предлагаемых ч. 2 и 3 ст. 1 законопроекта возрастных критериев, под молодежью понимаются лица в возрасте от 14 до 30 лет, т.е. 29 лет включительно. В некоторых случаях, определенных федеральными законами и законами субъектов РФ, предельный возраст для молодых граждан может быть установлен свыше 30 лет (т.е. с 31 года), но не более 35 лет. При предлагаемых возрастных критериях «выпадает» статус лиц, достигших 30 лет.

Ст. 2 законопроекта устанавливает понятия государственной молодежной политики (п. 1) и муниципальной молодежной политики (п. 2), при этом не содержит понятия региональной молодежной политики, разрабатываемой и осуществляемой субъектами РФ в рамках своих полномочий с учетом специфики регионов. Определение государственной молодежной политики, предлагаемое законопроектом, также не охватывает региональную молодежную политику, т.к. под ней понимается определенная деятельность государства, т.е. Российской Федерации. Региональная молодежная политика, осуществляемая субъектами РФ, является структурным элементом политики РФ, в том числе молодежной. Это отражено в ст. 9 законопроекта, устанавливающей полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере государственной молодежной политики, в т.ч. разработку и реализацию государственной молодежной политики на территории субъекта РФ. В законопроекте необходимо дать понятие региональной молодежной политики или учесть данное понятие в определении государственной молодежной политики, заменив в нем слово «государства» словами «Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Председатель Молодежного совета при ОП КБР Оксана Чегемокова обратила внимание на то, что п. 9 ст. 2 законопроекта предлагает определение инфраструктуры для молодежи применительно только к государственной молодежной политике. Для реализации муниципальной молодежной политики также необходима инфраструктура, что должно быть отражено в указанном определении. Также, по ее мнению, к целям правового регулирования отношений в сфере государственной молодежной политики в ч. 5 ст. 3 следует отнести формирование у молодежи патриотизма.

Часть 3 ст. 5 законопроекта устанавливает, что государственная молодежная политика реализуется органами государственной власти, иными государственными органами на основе активного межведомственного взаимодействия и взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами. В соответствии с указанным положением ч. 7 ст. 16 законопроекта также не предусматривает участие органов местного самоуправления в реализации государственной молодежной политики, что не соответствует ст. 10 законопроекта «Участие органов местного самоуправления в реализации государственной молодежной политики в РФ». Отсутствие взаимодействия с органами местного самоуправления и их участия при реализации государственной молодежной политики вряд ли будет способствовать эффективной ее реализации.

Часть 8 ст. 5 законопроекта предусматривает обеспечение взаимосвязи государственной молодежной политики и муниципальной молодежной политики. В то же время обеспечение взаимосвязи общегосударственной молодежной политики в целом и региональной молодежной политики, осуществляемой субъектами РФ, законопроект не предусматривает.

Согласно ч. 3 ст. 25 законопроекта, органы государственной власти обязаны обеспечивать популяризацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средствах массовой информации целей и задач государственной молодежной политики, разъяснять ее принципы и основные направления, но при этом должны содействовать созданию только теле- и радиопередач, отвечающих этим целям и задачам. Представляется, что указанным целям должны соответствовать и публикации в средствах массовой информации, а также материалы, размещаемые в сети «Интернет».

Ст. 35 законопроекта устанавливает открытый перечень молодежных организаций, в котором нет необходимости, учитывая, что ст. 2 законопроекта устанавливает понятие молодежной организации. Также представляется, что нет необходимости в предлагаемом ст. 35 законопроекта отдельном федеральном законе о молодежных организациях, поскольку порядок образования организаций, в том числе некоммерческих организаций и общественных объединений, их статус, достаточно урегулирован действующим законодательством, а отличительные признаки молодежной организации установлены в ее определении, предлагаемой ст. 2 законопроекта.

Заключение по результатам общественной экспертизы законопроекта направлено в Общественную палату России.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector