Законопроект о порядке определения видов разрешенного землепользования необходим, однако он нуждается в доработке

В ОП КБР в целом положительно оценили предлагаемые изменения в Земельный кодекс РФ

В Общественной палате Кабардино-Балкарской Республики провели общественную экспертизу проекта Федерального закона № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)».

Эксперты отметили, что в действующем законодательстве имеются пробелы и неопределенности в правовом регулировании отношений по определению видов разрешенного использования земельных участков. Поэтому установление на законодательном уровне единообразного порядка определения видов разрешенного использования земельных участков будет способствовать упорядочению отношений по использованию земель различных категорий. Вместе с тем, по мнению членов Палаты, некоторые положения законопроекта подлежат уточнению.

Изменения, вносимые в п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ (п. 2 ст. 1 законопроекта), исключают из полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, несмотря на то, что отношения по использованию земель регулируются земельным законодательством. При этом законопроект в одних случаях оставляет без изменений ссылки на правила землепользования и застройки (п. 11 ст. 85, ст. 99 Земельного кодекса РФ), в других случаях указание на них заменяет указанием на регламент использования земель (изменения, вносимые подпунктом «д» п. 27 ст. 1 законопроекта в подпункт 1 п. 10.1 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ).

Пункт 5 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ в действующей редакции исключает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка гражданином или юридическим лицом в случаях образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.Законопроект (подпункт «а» п. 10 ст. 1) из указанного пункта исключает слова «или в границах населенных пунктов», устанавливая таким образом возможность (которая на практике превращается в обязанность) обеспечения гражданином или юридическим лицом подготовки в указанных случаях схемы расположения земельного участка в границах населенных пунктов, за исключением городов федерального значения. Данное изменение в пояснительной записке к законопроекту не указывается, и его причины не поясняются.

Предлагаемый подпунктом «г» п. 10 ст. 1 законопроекта новый подпункт 6 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ не указывает, на основании какого вида нормативного акта (Земельного кодекса РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов) требуется образование земельного участка исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Пункт 4 новой статьи 14.1 Земельного кодекса РФ, предлагаемой п. 11 ст. 1 законопроекта, устанавливает, что в случае, если разрешенное использование земельного участка допускает размещение зданий, сооружений, их разрешенное использование (назначение) должно соответствовать виду или видам разрешенного использования такого земельного участка, за исключением сооружений, размещение которых допускается без образования земельного участка. При этом не указывается, какие это сооружения, какими нормативными правовыми актами это может допускаться.

Пункт 6 предлагаемой новой ст. 14.2 Земельного кодекса РФ устанавливает, что в случаях, когда использование не соответствующих регламенту использования земель, земельных участков и находящихся на них зданий, сооружений опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами возможен запрет на их использование. Полагаем, что в указанных случаях следует установить обязательность запрета на использование земель и находящихся на них зданий, сооружений, а не возможность применения такого запрета.

Статья 6 законопроекта дополняет ст. 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» п. 2.1, согласно которому на земельном участке, предназначенном для осуществления деятельности фермерского хозяйства, допускается строительство одного жилого дома, и который предназначен для проживания членов хозяйства. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в целях недопущения злоупотребления правом строительства такого жилого дома предлагается установить ограничения к параметрам дома (количество этажей не более трех, общая площадь не более пятисот квадратных метров), а такжезапрет образования земельного участка под таким домом, за исключением случаев прекращения фермерского хозяйства. Отчуждение такого жилого дома проводится только вместе с отчуждением земельного участка, предоставленного для осуществления фермерским хозяйством своей деятельности, или прав на такой земельный участок.

Член комиссии ОП КБР по экологии, АПК и развитию сельских территорий, член ОП РФ Заурби Нахушев считает, что указанное дополнение вместо недопущения злоупотребления правом на строительство жилого дома на земельном участке, предназначенном для осуществления деятельности фермерского хозяйства, может, напротив, привести к ним и способствовать массовой застройке этих земель.

«Запрет на образование земельного участка под жилым домом можно легко обойти, прекратив деятельность фермерского хозяйства. Отчуждение дома крестьянским (фермерским) хозяйством может иметь место, если хозяйство является собственником земельного участка, предоставленного для осуществления его деятельности. Но согласно Земельному кодексу РФ, земля может быть предоставлена фермерскому хозяйству также на правах аренды и безвозмездного пользования. При отчуждении фермерским хозяйством указанных прав, согласно законопроекту, производится отчуждение и жилого дома. Однако законопроект не содержит условий отчуждения жилого дома (например, возмещение расходов на строительство). Полагаем, что право на строительство жилого дома должно быть установлено только применительно к фермерским хозяйствам, получившим землю в собственность, а отчуждение ими прав аренды и безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной и муниципальной собственности, должно быть запрещено законодательством», — подчеркнул Нахушев.

Заключение по результатам общественной экспертизы законопроекта направлено в Общественную палату России.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector