Законопроект «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержит коррупциогенные факторы

К такому выводу пришли в Общественной палате Кабардино-Балкарии по результатам общественной экспертизы проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Проект Федерального закона обсудили на заседании Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и вопросам правопорядка.

Законопроект дополняет п. 3 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указанием на такие формы поддержки деятельности СО НКО, как государственные и муниципальные гарантии по их обязательствам и предоставление субсидий юридическим лицам для последующего предоставления кредита или займа НКО (в том числе на льготных условиях). Между тем, как отметила председатель комиссии Ануся Целоусова, действующее бюджетное законодательство и в настоящее время не исключает возможность предоставления НКО бюджетных ассигнований в виде субсидий, государственных и муниципальных гарантий, а также бюджетных кредитов. По ее мнению, законопроект не предлагает новых форм поддержки НКО, а только дополняет Федеральный закон возможной по действующему законодательству формой поддержки в виде государственных и муниципальных гарантий. В связи с этим каких-либо изменений правового положения НКО, в том числе и уравнивающего их положение с субъектами среднего и малого предпринимательства, из законопроекта не усматривается.

Члены комиссии считают излишним опосредованное кредитование, предоставление займов, гарантий и поручительств НКО через организации, которым выделяются для этого бюджетные средства. Законопроект не раскрывает, на каких условиях и юридическим лицам какой организационно-правовой формы могут предоставляться такие субсидии. Не регулируются законопроектом также отношения по предоставлению указанными организациями кредитов, займов, гарантий и поручительств НКО, например, в каких случаях кредиты и займы предоставляются на льготных условиях, какие это могут быть льготные условия, кем и каким образом устанавливаются условия кредитования, в том числе размеры процентов за пользование средствами кредита или займа, в чей доход поступают суммы процентов (публичному образованию, которому выделены средства, или юридическому лицу, оформившему их выдачу), условия предоставления гарантий и поручительств и т.д. Предлагаемое законопроектом опосредованное кредитование, предоставление займов, гарантий и поручительств НКО через организации, которым выделяются бюджетные средства для этого, наряду с неурегулированностью указанных отношений является коррупциогенным фактором.

Член комиссии Расул Караев обратил внимание, что деятельность НКО не направлена на извлечение прибыли, но законодательство позволяет им вести предпринимательскую деятельность для получения средств на осуществление их уставной деятельности. «Для возврата кредита и уплаты процентов по ним НКО вынуждены будут заниматься предпринимательской деятельностью в ущерб выполнению своих основных функций. Такое допустимо и сейчас. Исключить такую опасность невозможно, ее можно только минимизировать. Для этого кредиты должны предоставляться НКО по низким процентам. К увеличению процентов может привести и предлагаемое законопроектом кредитование НКО через юридических лиц, которым будут предоставляться бюджетные средства на указанные цели», — подчеркнул Караев.

Экспертное заключение ОП КБР на проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» направлено в Общественную палату России.

Проекты Общественной палаты КБР

Adblock
detector