Законопроект существенно ограничивает конституционное право граждан на объединение

к такому выводу пришли в ходе обсуждения проекта закона в Общественной палате КБР

 

Законопроектом в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон) вносится ряд изменений, направленных на регулирование деятельности незарегистрированных общественных объединений.

Федеральный закон предлагается дополнить новой ст. 13.1, устанавливающей обязанность для всех незарегистрированных общественных объединений подать уведомление о своей деятельности, а также ежегодно размещать информацию о продолжении деятельности на сайте Минюста.При этом из законопроекта неясно, каким образом будет отслеживаться подача уведомлений, так как не предусматривается ведение какого-либо перечня уведомлений, их открытости.

Изменения в ст. 27 Федерального закона предусматривают, что, если незарегистрированное общественное объединение не подало уведомление, то оно не приобретает прав, установленных ч. 2 ст. 27 Федерального закона, которые являются основополагающими для их деятельности. Также предусматривается обязанность ежегодно не позднее 1 февраля размещать в сети Интернет сообщение о продолжении своей деятельности в объеме сведений, аналогичном уведомлению о создании. Неисполнение этой обязанности влечет прекращение прав общественного объединения.

Указанные положения законопроекта, по мнению экспертов, фактически устанавливают запрет деятельности общественных объединений, не подавших уведомления о своем создании и начале деятельности, исключая таким образом их общественную деятельность. Это приведет к прекращению деятельности многих объединений граждан, например, родительских комитетов, получивших широкое распространение в сфере образования.

Председатель комиссии по развитию гражданского общества и взаимодействию с органами местного самоуправления Тимур Гуппоев отметил, что законопроект противоречит ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, устанавливающей закрытый перечень общественных объединений, создание и деятельность которых запрещается в зависимости от их целей и действий, а не в зависимости от подачи ими уведомления. «Запрет деятельности незарегистрированных структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений может привести к изменению территориальной сферы деятельности этих объединений и соответственно их статуса, а возможно и к ликвидации самой организации», — отметил он.

Заместитель председателя комиссии по социальной политике, здравоохранению и экологии Расул Караев обратил внимание на то, что законопроект противоречит также ч. 4 ст. 13 Конституции РФ, устанавливающей, что все общественные объединения равны перед законом: общественные объединения, желающие иметь статус юридического лица, регистрируются и действуют в порядке, предусмотренном законом, в то же время общественные объединения, не приобретающие прав юридического лица, осуществляют деятельность в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а не законом. «Следует также отметить, — сказал он, — что ст. 7 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в который законопроектом не предлагаются изменения) допускает деятельность религиозных объединений, не приобретающих статус юридического лица, и без уведомления, в отличие от других видов общественных объединений, в отношении которых законопроектом предлагается установить обязательность предварительного уведомления и ежегодного сообщения о продолжении своей деятельности».

Изменения, предлагаемые в ст. 42 Федерального закона, без обоснования предлагают установить, что деятельность незарегистрированных общественных объединений может быть приостановлена только по решению органов прокуратуры в отличие от действующего законодательства, которое предусматривает такое право и за Минюстом РФ. Такое предложение представляется тем более непоследовательным и непонятным, учитывая предлагаемые законопроектом обязанности незарегистрированных общественных объединений подавать в Минюст РФ уведомления о начале деятельности и продолжении деятельности. В данном предложении эксперты усматривают только желание Минюста РФ, разработчика законопроекта, избавиться от своих полномочий по приостановлению и запрету деятельности незарегистрированных общественных объединений.

Эксперты отмечают, что предлагаемый законопроект существенно и необоснованно ограничит конституционное право граждан на объединение, ухудшит правовое положение общественных объединений, ограничивая свободу их деятельности. Также ими отмечено, что пояснительная записка к законопроекту не содержит указания на цели его разработки, обоснование необходимости предлагаемых им жестких ограничительных мер.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector