Землеустройство должно распространяться на все земли

Общественной палатой Кабардино-Балкарской Республики рассмотрены проекты федеральных законов «О землеустройстве» и законопроекты о внесении изменений в законодательство в связи с его принятием

В ходе рассмотрения общественники выяснили, что предлагается введение территориальных зон, для которых устанавливаются разрешенные виды использования земельных участков, вместо категории земель. При этом не учитывается, что в настоящее время государственная собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований полностью не разграничена. Также не учтена значительная часть земель лесного фонда. При переводе в территориальные зоны лесные участки без границ могут быть включены в зону, где разрешена застройка, т.е. часть лесов может быть отдана под застройку.

«Несмотря на наименование закона, предполагающее, что он относится ко всем землям, речь в нём идёт о землях сельскохозяйственного назначения. При этом положения законопроекта не всегда указывают именно на земли сельскохозяйственного назначения», — подчеркнул член ОП КБР Расул Караев. Земля – это жизненное пространство, среда обитания и финансовый капитал. Вся земельная территория страны должна быть законодательно определена как основа устойчивого развития общества и государства. РФ занимает первое место по площади в мире, и землеустройство должно стать основным средством рационального использования земли, ее охраны и распространяться на все земли независимо от их категорий, вида разрешенного использования, отнесения к тем или иным территориальным зонам.

Законопроекты не предлагают четкое, непротиворечивое определение основного понятия «землеустройство». Действующее его определение (ст. 68 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г.№ 78-ФЗ) шире предлагаемого определения. Также предлагаемое определение уже определения, которое предлагается новой редакцией ст. 68 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ). Землями, на которых проводится землеустройство, указаны только земли территориальной зоны сельскохозяйственного назначения, что не соответствует предлагаемому определению землеустройства в новой редакции ст. 68 ЗК РФ. При этом не учитывается, что новая редакция ст. 68 ЗК РФ устанавливает, что Федеральным законом «О землеустройстве» и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами устанавливается только порядок осуществления землеустройства, а не его содержание.

Предлагаемые определения землеустройства содержат неопределенные формулировки, которые затрудняют понимание его содержания — «земли, расположенные в территориальной зоне, предусматривающей ведение сельского хозяйства, (земли сельскохозяйственного назначения)», «земли, на которых ведется сельской хозяйство», «территориальная зона сельскохозяйственного назначения». Буквальный смыл указанных формулировок различен: первая допускает наличиев территориальной зоне, предусматривающей ведение сельского хозяйства,земель и другого назначения; вторая охватывает также случаи ведения сельского хозяйства на не предназначенных для этой цели землях; третья не допускает наличие в зоне сельскохозяйственного назначения земель других категорий. В целях единообразной практики необходимо придерживаться в единой терминологии.

Члены ОП КБР указали и на другие неоднозначные, неясные положения, в частности:

  1. Нет четкого разграничения понятий «сельскохозяйственные угодья» и «особо ценные сельскохозяйственные земли», к которым в том числе относятся «особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья», определяемые законодательством субъектов РФ. При этом, в отличие от действующего п. 4 ст. 79 ЗК РФ каких-либо критериев отнесения к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям не предлагается. Также непоследовательно, применяются разные понятия «земля» и «земельный участок».
  2. Не предлагается определение понятия «сельскохозяйственный регламент». Изменения в п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, предусматривают замену понятия «градостроительный регламент» понятием «регламенты использования земель». Но при этом виды регламентов использования земель (одним из которых, видимо, является градостроительный регламент) не предлагаются. Оставляется без соответствующих изменений положения Градостроительного кодекса РФ, устанавливающие содержание понятия «градостроительный регламент» не как одного из регламентов использования земель, а как единственный регламент их использования (за исключением сельхозугодий и лесного фонда). При этом соотношения понятия «градостроительный регламент» с другими видами регламентов, в том числе и сельскохозяйственным, не устанавливается. В отличие от градостроительных регламентов использования земли, сельскохозяйственный регламент не является частью правил землепользования и застройки.
  3. Надзор за выполнением проекта землеустройства осуществляется землеустроителем если это предусмотрено договором о составлении проекта землеустройства или соглашением о порядке осуществления землеустройства. Непонятно, кем осуществляется надзор в остальных случаях, или предполагается, что в таких случаях надзор не осуществляется?
  4. Предусматривается обязательное составление проекта землеустройства для устранения существенных недостатков во владении и использовании земель, освоения земель в целях развития сельского хозяйства, признаки которых определяются субъектами РФ с учетом местных условий ведения сельского хозяйства. Непонятно, какие признаки должны определяться субъектами РФ– признаки существенных недостатков во владении и использовании земель или признаки освоения земель в целях развития сельского хозяйства.
  5. Органы исполнительной власти устанавливают порядок предоставления субсидий на проведение землеустройства из средств не только регионального, но и местного бюджетов. Это нарушает принцип самостоятельности местных бюджетов. Законопроект не предусматривает полномочие органов местного самоуправления по принятию программ в области землеустройства. В то же время, органы самоуправления городских округов и муниципальных районов в отличие от органов исполнительной власти субъектов РФ могут обратиться в суд за понуждением к выполнению работ, предусмотренных обязательным землеустройством. Непонятно, почему органы исполнительной власти не имеют такого права.

Предлагаются основные начала законодательства о землеустройстве (принципы землеустройства), цели и задачи землеустройства. Однако они не указывают на то, что землеустройство должно обеспечивать приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды, на соблюдение норм законодательства в области правового регулирования землевладения и землепользования; обеспечение стабильности землевладения и землепользования.

По мнению экспертов, законопроекты в целом не соответствуют обязанности государства по установлению правопорядка в сфере земельных отношений. Внем нет концептуальных положений организации землеустройства применительно ко всем землям, которые должны быть основаны на земельной политике РФ, определяемой Президентом РФ как главой государства, или Федеральным собранием как представительным органом власти, а не исполнительным органом государственной власти — Правительством РФ.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector