Административный штраф за кормление бездомных животных

Животные во дворах многоквартирных домов. Идеально, когда у каждого из них есть хозяин, контролирующий поведение. Но, что делать с домашними животными на самовыгуле, беспризорными и дикими? Несет ли ответственность за них управляющая компания?

Особенности придомовой фауны

Если двор проходной (около 90% всех дворов в стране), то по нему часто бродят беспризорные собаки, кошки, у мусорных контейнеров бегают крысы и мыши. Реже встречаются дикие лисы, реже зайцы (если дома находятся рядом с лесом).

Животные приходят ради еды – отходов, которые разлетаются рядом с неубранными вовремя мусорками, но нередко их подкармливают сердобольные жители. Такие животные несут потенциальную угрозы жизни и здоровью людей. Для этого не обязательно провоцировать животное, т.к.

оно может защищать свою территорию, детеныша или просто воспринять жесты человека как агрессию, на которую нужно отреагировать.

Собаки и кошки переносят стригущий лишай, паразитов (черви), бактериальные инфекции (лептоспироз, сальмонеллез), бешенство. Грызуны могут быть переносчиками бубонной чумы.
Особенная угроза от диких животных создается для детей, поскольку они могут не понимать истинное содержание опасности и быть подвергнутыми внезапному нападению.

Обязательные требования для управляющей организации

Законодательство не устанавливает прямой обязанности для управляющей организации обеспечивать защиту жителей от диких животных.
В то же время работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, включают проведение дератизации и дезинсекции таких помещений.
(п.

23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290).

Дератизация – это комплекс мер по борьбе с грызунами (протрава ядом или установка специальных ловушек-крысоловок). Ответственность управляющей организации ограничена только теми помещениями, которые входят в состав общего имущества, то есть находятся внутри дома (техэтаж, подвал, подъезды). На место сбора твердых коммунальных отходов может прибежать крыса, но вины управляющей организации в этом не будет, так как грызун может прибежать из соседнего дома или из леса.

4 декабря 2019 года в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) были внесены изменения.
Было указано, что содержание общего имущества включает в себя поддержание в помещениях определенной (установленной законом) температуры и влажности. Если в помещении есть продухи, то один их них должен быть открыт в течении одного года (пп.

«в» п. 11 Правил № 491).
Некоторые жильцы трактовали эту норму, как то, что в подвале должны жить собаки и кошки, у которых нет хозяев.

Запрос «Медведев спас бездомных животных» теперь выходит в топ в поисковиках.

Это заблуждение, ни о каких продухах для обеспечения животных местом жительства в подвалах – речи идти не может. После того, как животное умирает в подвале по подвалу распространяются блохи, а иногда клопы (а последних очень непросто извести). Они кусают работников управляющих организаций и постепенно поднимаются вверх в квартиры, начиная грызть и жителей.

Итог:
— управляющая организация отвечает только за протраву грызунов
— но не отвечает за грызунов, которые могут прибежать на придомовую территорию откуда-то
— и полностью не отвечает за диких собак и кошек на придомовой территории.

Как можно решить вопрос с дикими собаками и кошками

Деятельность по обращению с животными без владельцев включает в себя:
— отлов бездомных животных
— их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию)
— возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 498).

На уровне Закона № 498 полномочия федеральных, региональных и муниципальных властей распределены следующим образом.
1. Федеральные власти устанавливают общие принципы содержания животных, перечень животных, запрещенных к содержанию, перечень потенциально опасных собак, утверждение методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, а также регулируют ряд иных общегосударственных вопросов.
2. Региональные власти разрабатывают порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, вводят положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными.
3.

Обязанности муниципальных властей в Законе № 498 – не определены, данный вопрос решается индивидуально на уровне каждого муниципального образования (города) самостоятельно.

Процедура отлова животных: пример региона

Если кошки не создают прямой угрозы нападения (при условии, что их не трогать), то «потенциально опасные собаки» (формулировка из Закона № 498) ведут себя агрессивнее и опасны, прежде всего, для детей. Чтобы решить данный вопрос необходимо участие органа местного самоуправления.

В муниципальном образовании должна быть выстроена структура при которой:
а) есть система оперативного отлова диких животных по заявками жителей или управляющих организаций;
б) дикие животные помещаются в специальные приюты (для их последующей вакцинации, стерилизации и распределении по тем людям, которые захотят их взять).

Подобная система требует финансирования, поэтому встречается не везде.
Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными и частными. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица (п.

3 и ст. 16 Закона № 498). Действующие муниципальные нормы, как правило, не содержат для органа местного самоуправления прямой обязанности по созданию приюта.

Хорошим способом решения вопроса может стать партнерство органов власти с некоммерческими организациями (центрами помощи бездомным животным или иными зоозащитными организациями), при которой муниципальные власти осуществляют отлов и передачу животных в центры, но не занимаются их устройством в дома.

Процедура и сроки отлова животных урегулированы на уровне субъекта, например, в Пензенской области действует следующий порядок*.
1. Отлов бездомных животных проводится по заявлениям физических и юридических лиц. Подать заявление можно по телефону или письменно (в т.ч.

по электронной почту) в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
2. Орган местного самоуправления в течение 1 рабочего дня со дня получения направляет заявление лицу, занимающемуся отловом животных.
3. Лица, осуществляющие отлов животных, проводят мероприятия по отлову животного в месте, указанном в заявлении, не позднее 5 дней со дня его получения
*п.

2.2 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных, нормы содержания животных в них на территории Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 30 декабря 2019 г. № 858-пП.

Суммарный срок в 6 дней (5+1) с момента заявки до отлова затрудняет всю процедуру, ведь за такой период времени животные могут далеко мигрировать от первоначального местоположения.

Регистрация собак и вопросы этики при отказе от животных

Даже домашнее животное может стать диким, если его хозяева решили от него отказаться и выгнали на улицу. Поэтому необходимо широкое регулирование, в том числе, и по домашним животным.

Все домашние животные должны быть учтены и зарегистрированы в установленном порядке. Это упрощает решение вопроса с дикими животными (если животное не зарегистрировано в установленном порядке и без хозяина, то оно дикое, пока не доказано иное).

В Татарстане введена процедура уведомительной регистрации собак для:
— учета собак на территории Республики Татарстан;
— предупреждения возникновения болезней, общих для человека и животных;
— поиска потерявшихся собак и возврата их владельцам.

Для регистрации собаки ее владелец подает заявление и представляет животное для осмотра. Владельцу бесплатно выдается свидетельство о регистрации собаки. Снятие с регистрационного учета осуществляется также по заявлению владельца в случае смерти собаки или передачи ее в пункт временного содержания безнадзорных животных (ст.

8 Закона Республики Татарстан от 7 марта 2014 года №16-ЗРТ «Об отдельных вопросах содержания домашних животных в Республике Татарстан»).

Теоретически регистрация животных могла бы осуществляться в специальном приложении. После регистрации животное может получить учетный номер (опыт Татарстана) или QR-код (пандемия с коронавирусом показала широкие возможности для QR-кодирования людей, с животными будет проще).

Забота соседей о бездомных животных доставляет проблемы?

Из-за прикорма бродячих собак и кошек опасно выходить на улицу и кругом антисанитария? В законодательстве установлена моральная обязанность ухаживать за животными без хозяина, однако это не должно нарушать права окружающих. Куда обращаться, чтобы избавиться от хлопот?

Интересное и важное гражданское дело было рассмотрено в июле этого года в Ростовском областном суде. Началось все с того, что в одном из дачных товариществ в Ростове-на-Дону сердобольная женщина начала кормить местных бездомных собак. Это благое дело не понравилось ее соседке, которая после неудачных попыток разрешить конфликт обратилась в суд.

В исковом заявлении она просила запретить ответчику осуществлять прикорм бродячих собак и обязать ее демонтировать будку, которая находится на территории общего пользования товарищества. Ответчик возражала, указав на то, что будку установила не она, а истец для собаки, которую сама же выгнала из дома ранее, и собак она не «прикармливает», а кормит их «из чувства милосердия и чтобы они не погибли от голода». Суд первой инстанции удовлетворил требования истца: и будку обязал ответчика убрать, и собак на территории товарищества кормить запретил.

Не согласившись с таким решением, ответчик подала апелляционную жалобу в вышестоящий суд, в котором дело, как говорят юристы, «повернулось». Трое судей Ростовского областного суда пришли к следующим выводам: будку на месте оставить, поскольку стоит она на общей территории товарищества. Истцу она не мешает и ею же установлена, а обратиться с иском о демонтаже будки может только товарищество как юридическое лицо.

Еще более интересный вывод был сделан после изучения вопроса о законности кормления бродячих животных. Суд установил, что в российском законодательстве нет запрета на их кормление. Наоборот, в соответствии со ст.

4 и 17 Закона об ответственном обращении с животными 1 , вступившего в силу в этом году, «сострадание и гуманное отношение к животным без владельцев являются обязанностью всех граждан», а внешнее проявление такого отношения и состоит в том числе в их кормлении и «предотвращении негативного воздействия на их здоровье погодных явлений» (так несколько тяжеловесно суд высказался о будке). Доводы же истца о том, что из-за кормления собак появились крысы, мыши, блохи и что прикормленные животные нападали на нее и членов ее семьи, оказались голословными.

Решение Ростовского областного суда важно потому, что впервые в судебной практике судьи сослались на Закон об ответственном обращении с животными. А в нем установлено, что животные являются существами, способными испытывать эмоции и физические страдания, и относиться к ним следует нравственно и гуманно. То есть в нашем законодательстве установлены право и даже моральная обязанность кормить и заботиться в том числе о животных без хозяина.

Также о Законе об ответственном обращении с животными читайте в публикации «Как призвать к ответу нерадивого хозяина собаки?». Вы узнаете о том, что закон предусматривает наказание для владельца, который не уследил за домашним животным или нарочно не исполнял свои обязанности; как получить компенсацию за вред здоровью или имуществу, причиненный собакой, и в каком случае пострадавший не получит ничего.

Закон разрешает любителям животных ухаживать за бродячими собаками и кошками. Ну а если это нарушает права их соседей?

Часть 3 ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других лиц. То есть кормление животных не должно создавать антисанитарию или подвергать соседей опасности.

Кому жаловаться, если уход за животными причиняет окружающим неудобства?

Чаще безнадзорные животные находятся на территориях общего пользования, управляемых юридическими лицами или администрациями городов и поселений. В таких случаях обращаться можно к ним. В Москве это районная управа, в деревне – администрация сельского поселения, на даче или на территории, где расположены гаражи, – правление партнерства или кооператива.

Но не следует ожидать, что после обращения будет прислана команда вроде подотдела очистки коммунхоза города Москвы от бродячих животных. С принятием Закона об ответственном обращении с животными их истребление заменили на «ОСВВ» – «отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск». Это означает, что бездомным животным на наших улицах придан легальный статус, и обижать их нельзя.

Городские службы должны позаботиться о том, чтобы после отлова животных отвезли в приют. Там их стерилизуют, вакцинируют, некоторое время подержат – чтобы у них был шанс найти владельца, а затем выпустят на волю тех из них, кто не проявляет агрессии. То есть теперь безнадзорные животные признаны частью городской жизни, а не досадной помехой, которую нужно при первой возможности уничтожить.

Если же дело происходит на территории дачного партнерства или гаражного кооператива, то правление может запретить кормление животных, но принять решение об их истреблении оно не вправе. Такие действия могут попасть под действие новой редакции ст. 245 УК РФ: причинение боли и страданий животному, повлекшее его гибель или увечье, наказывается лишением свободы на срок до трех лет; те же деяния, но в отношении нескольких животных – лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Как быть, если спор о бездомных животных решить не получается?

Если не удается решить дело миром, по-соседски, то можно обратиться в суд по месту жительства ответчика. Но суду будет недостаточно голословных утверждений о грязи или блохах. Каждое утверждение придется доказать – документами или показаниями свидетелей.

Например, антисанитарное состояние могут подтвердить акты осмотра территории, заключения Службы по борьбе с болезнями животных. В качестве свидетелей могут выступить соседи.

Чтобы суд принял вашу сторону, нужно будет доказать: во-первых, факт ущемления ваших прав – одного того, что вам не нравятся собаки или кошки, будет недостаточно; во-вторых, то, что это ущемление имеет причинно-следственную связь с уходом за безнадзорными животными. Если вы сможете убедить суд в том, что ваши права нарушены и произошло это, например, именно из-за кормления животных, то суд запретит уход за ними в этом месте. Решение суда обязательно к исполнению, а за его неисполнение предусмотрена административная ответственность.

Ну а в заключение – совет. И даю я его не как адвокат, а как владелец двух подобранных на улице котов. Подумайте: возможно, вы найдете способ помочь бездомному животному, подарив ему новый дом и семью.

1 Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Adblock
detector