Как сняться с воинского учета при переезде в другую страну

Воинский учет – система регистрации военнообязанных граждан из числа мобилизационного резерва и ресурса и лиц допризывного и призывного возраста, подлежащих призыву на срочную службу в ряды ВС (Вооруженных Сил).

Учетная документация ведется в органах военного управления – военных комиссариатах. Процедура постановки на учет и снятия с учета в военкомате относится к воинской обязанности гражданина, установленной Основным Законом РФ. Сняться с учета в военкомате можно только на основании, закрепленном законодательно.

Учетная документация

Документы общего воинского учета включают сведения:

  • медицинского освидетельствования c присвоенной категории годности;
  • шестизначный номер ВУС (военно-учетной специальности);
  • прохождение срочной или контрактной службы в ВС (включая выслугу в званиях офицера и прапорщика);
  • прохождение военно-учебных сборов (для военнообязанных из числа запаса).

На спецучете состоят граждане из числа мобилизационного резерва, подлежащие бронированию на период военного положения. Иностранцы, приобретшие гражданство РФ, ставятся на учет и снимаются с регистрации на тех же основаниях, что и россияне.

Отъезд за пределы Российской Федерации

При выезде за границу на ПМЖ или на временной период, превышающий полгода, гражданин призывного возраста обязан лично известить сотрудников военного комиссариата. Чтобы сняться с учета, необходимо написать заявление с объяснением причины отъезда и указанием страны, в которую юноша выезжает.

Далее нужно сдать воинский документ (приписное удостоверение призывника, военный билет). Личное дело молодого человека направляют в архив учреждения. Призывнику выписывают справку соответствующего образца.

Если юноша возвращается в РФ до достижения двадцатисемилетнего (призывного) возраста, ему следует восстановиться в регистрационных списках военкомата.

Лично прийти в комиссариат, подать заявление, встать на учет и получить документ военнообязанного на основании ранее выданной справки и штампа в паспорте о прописке. В случае когда 27 молодому человеку исполняется во время его пребывания за рубежом, воинский документ и личное дело подлежат утилизации.

Справка! Вопрос об освобождении (временном или постоянном) от воинской обязанности при выезде призывника за пределы РФ решает лично военный комиссар.

Смена прописки

Переезд на новое место жительства со сменой регистрации (прописки) сопровождается снятием с военного учета в военном комиссариате, к которому был приписан гражданин, и постановкой на учет в военкомате по новому адресу.

Факт изменения прописки должен быть подтвержден документом. Сотрудники учреждения вправе потребовать от военнообязанного гражданина указать в заявлении на снятие с учета причину переселения. Следующим шагом будет обращение в военкомат по новому месту прописки.

В трехдневный срок после подачи заявления о постановке на учет личное дело гражданина перенаправляют в приписной военкомат. Оповещения о военно-учетных сборах (иные уведомления из военного учреждения) будут доставляться по новому адресу.

Зарегистрироваться в военном комиссариате по месту прописки надлежит также:

  • лицам, освободившимся из тюрьмы;
  • иностранцам, получившим паспорт гражданина РФ;
  • военнослужащим по призыву или контракту (в том числе кадровым военным), уволенным в ряды запаса;
  • женщинам (девушкам), получившим ВУС.

Для регистрации в органах военного управления по новому месту прописки гражданам отводится две недели. При неявке в установленный законом срок военнообязанный, не вставший на учет, наказывается штрафом до 1 тыс. руб.

При убывании из воинской части в отпуск военнослужащий обязан встать на временный учет по месту проведения отпуска и сняться с регистрации при отъезде к действующему месту службы. Правило касается кадровых военных (офицеров и прапорщиков), военнослужащих сержантского и рядового состава, проходящих срочную службу и службу на контрактной основе.

Временной регистрации в военном учреждении подлежат студенты вузов, поступившие на учебу в другом населенном пункте. При этом сниматься с учета по прежней прописке не нужно.

Медицинские показания

Автоматически исключаются из списков военнообязанных допризывники и призывники в возрасте от 18 до 27 лет, получившие Д-категорию годности к службе в армии по результатам медицинского освидетельствования на призывной комиссии.

Врачи в военкомате определяют годность к воинской службе

Граждане мобилизационного резерва и ресурса ВС снимаются с военного учета по медицинским показаниям в результате:

  • получения инвалидности;
  • приобретения и подтверждения хронического заболевания, соответствующего категории «Д» в «Расписании болезней» (документ, регламентирующий присвоение категории).

На практике изменение состояние здоровья военнообязанных запаса выясняется только при необходимости призыва на военно-учебные сборы. В случае получения уведомления о призыве на сборы, в военный комиссариат следует представить медицинские документы и пройти официальное освидетельствование. Если гражданин запаса не известил сотрудников военкомата и не снялся с учета в связи с ухудшением здоровья нарушением закона это не является.

Возрастной предел

Исключение из списков мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса по возрасту производится сотрудниками военкомата. Личные дела военнообязанных, достигших возрастного предела, направляются в архив учреждения.

Воинский документ при этом не изымается. Сроки пребывания в мобилизационных списках зависят не только от возраста, но и от воинского звания и категории запаса. Для офицеров и прапорщиков (на флоте мичманов) вывод из мобрезерва означает выход в отставку.

Справка! Прекращение отношений с военным комиссариатом при достижении возрастного предела идентично для резервистов всех видов войск: сухопутных, военно-морского флота (ВМФ), военно-воздушных Сил (ВВС).

По достижении определенного возраста резервисты 1 категории, то есть, призывающиеся в первую очередь при возникновении военного положения в стране, переходят во 2 категорию, далее в 3 категорию и снимаются с регистрации:

  • В 50 лет – резервисты рядового и сержантского состава, мичманы и прапорщики.
  • В 55 лет – резервисты младшего офицерского корпуса ВС РФ (капитаны и капитан-лейтенанты ВМФ, лейтенанты, мл. и ст. лейтенанты).
  • В 60 лет – майоры и капитаны 3-ого ранга ВМФ, подполковники капитаны 2-ого ранга ВМФ.

Без перехода в 3 категорию снимаются с учета (выходят в отставку):

  • капитаны 1-ого ранга ВМФ, полковники сухопутных войск и ВВС по достижении 65 лет;
  • офицеры высшего руководства ВС РФ – по достижении 70 лет.

Военнообязанные граждане, не служившие в ВС, но подлежащие мобилизации, при введении военного положения (мобилизационный людской ресурс) снимаются с воинского учета в 50 лет. Женщины-военнослужащие демобилизуются в 45 лет, женский офицерский состав – в 50 лет.

Необходимые документы

Для исключения из мобилизационных списков по месту прописки гражданину необходимо лично прибыть в военный комиссариат и написать заявление с указанием конкретной причины. При себе иметь пакет документов, включающий:

  • паспорт;
  • военный билет;
  • основание для снятия с учета в военкомате: справка о прописке по новому адресу (штамп в паспорте), медицинские документы о неспособности нести службу в рядах ВС, выписка из приказа командира воинской части и литер – перевозочный документ (при убытии из отпуска).

В большинстве случаев, процедура аннулирования регистрации не занимает более четверти часа.

Дополнительно

Кроме снятия с учета, в обязанности граждан запаса входит:

  • своевременная постановка на учет в военном комиссариате, расположенном согласно прописке;
  • явка в военкомат при получении уведомления (повестки);
  • предоставление сведений об изменении семейного положения, смены места работы (должности), получении дополнительного образования;
  • бережное отношение к воинскому документу (приписному удостоверению призывника, военному билету).

Информацию об изменении данных, заявление об утрате документов необходимо предоставить в двухнедельный срок.

ВС разъяснил, когда неуведомление военкомата о переезде можно считать уклонением от призыва

Сославшись на постановление КС, Суд указал, что если при переезде в другой город гражданин, подлежащий призыву, сразу не зарегистрировался по месту жительства или пребывания и не встал на воинский учет, то он нарушил Закон о военной службе

В комментарии «АГ» один из адвокатов назвал дискуссионным вопрос о неисполнении гражданином обязанности по воинскому учету при условии отсутствия вступивших в законную силу постановлений о привлечении его к административной ответственности. Другой полагает, что юридически правильным было бы поведение, в соответствии с которым призывник после переезда должен был встать на регистрационный учет по месту пребывания, при этом он заметил, что в действительности это не всегда просто реализовать.

Верховный Суд в Определении № 53-КАД21-22-К8 от 2 марта разъяснил, что до 2019 г. смена места жительства без смены регистрации и уведомления военкомата являлась уклонением от призыва.

Обстоятельства дела

Николай Терентьев до достижения призывного возраста состоял на регистрационном учете в Республике Бурятия, с 3 февраля 2009 г. – на воинском учете по тому же месту жительства. До получения диплома 10 июля 2015 г.

ему предоставлялась отсрочка от призыва на основании подп. «а» п. 2 ст.

24 Закона о военной службе в связи с обучением по очной форме в Красноярском филиале Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

21 февраля 2017 г. Николай Терентьев устроился на работу в г. Красноярске.

Через неделю работодатель направил начальнику отдела военного комиссариата Республики Бурятия по Муйскому району сведения о Николае Терентьеве как о гражданине, подлежащем воинскому учету, указав адрес регистрации последнего в Республике Бурятия. После этого военным комиссаром Республики Бурятия в адрес военного комиссара г. Красноярска было направлено письмо с просьбой о проведении розыскных мероприятий в отношении Терентьева, о постановке на воинский учет и запросе его личного дела.

26 марта 2018 г. в ходе проверки места жительства Николая Терентьева по его месту регистрации в Бурятии было установлено, что он выехал в г. Красноярск, а дом, в котором он зарегистрирован, снесен.

Однако до сентября 2018 г. Терентьев продолжал быть зарегистрирован в Республике Бурятия. Только с 11 сентября 2018 г.

по 11 сентября 2019 г. и с 14 сентября 2019 г. по 14 сентября 2020 г.

Николай Терентьев состоял на регистрационном учете по месту пребывания в г. Красноярске.

18 сентября 2018 г. мужчину поставили на воинский учет в военном комиссариате Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска в целях проведения медицинского освидетельствования.

Ему вручались повестки о явке 10 октября и 23 октября. В эти дни Николай Терентьев прошел обследования врачей, в том числе невропатолога, который направил его в поликлинику для прохождения дополнительных обследований. В последующем по двум повесткам он не являлся в указанные даты, но приходил в другие дни.

Получив повестку на 23 ноября 2018 г., Терентьев вновь не явился, результаты дополнительных обследований до окончания осеннего призыва не представил. В последующем, с 12 по 14 февраля 2019 г. ему проводили операцию.

6 мая 2019 г. призывная комиссия г. Красноярска приняла решение о предоставлении Николаю Терентьеву отсрочки в силу подп.

«а» п. 1 ст. 24 Закона о военной службе сроком до октября 2019 г.

15 октября 2019 г. согласно записям в учетной карте призывника при прохождении медицинского освидетельствования ему определена категория Б, показатель предназначения – 4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями). На основании п.

1.1 ст. 28 Закона о военной службе призывная комиссия Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска зачислила Терентьева в запас как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.

Суды разошлись в оценках законности решения военкомата

Не согласившись с решением, Николай Терентьев обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным и возложении на военный комиссариат обязанности выдать ему военный билет установленного образца. Он настаивал, что не проходил военную службу по призыву по уважительным причинам, не нарушал требования Закона о военной службе и неоднократно являлся по повесткам в военкомат.

Суд признал решение призывной комиссии незаконным в части заключения о том, что Николай Терентьев не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Он указал, что административными ответчиками в период с осеннего призыва 2015 г. по весенний призыв 2018 г.

не исполнялись возложенные на них ст. 28 Закона о военной службе обязанности по осуществлению призывных мероприятий, доказательств того, что Николай Терентьев не проходил военную службу, не имея на то законных оснований после первого января 2014 г., не представлено.

Тем не менее суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у Николая Терентьева после истечения в 2015 г. срока предоставленной отсрочки в связи с обучением отсутствовали предусмотренные законом основания, освобождающие его от прохождения военной службы по призыву. Переехав в г.

Красноярск и поступив в феврале 2017 г. на работу, он не исполнил установленной ст. 10 Закона о военной службе обязанности сняться с регистрационного учета в Республике Бурятия и встать на регистрационный учет по адресу места жительства или пребывания в г.

Красноярске, что позволило бы военному комиссариату г. Красноярска в период весенне-осеннего призыва в 2017 г. и весеннего призыва в 2018 г.

осуществить должным образом мероприятия, связанные с его призывом на военную службу.

Проанализировав положения п. 1 ст. 10, п.

1.1 ст. 28 Закона о военной службе, п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, апелляция пришла к заключению, что поведение Николая Терентьева, сохранявшего регистрацию по месту жительства в Республике Бурятия в снесенном доме и проживавшего в г.

Красноярске без регистрации более полутора лет, явилось причиной невозможности исполнения в отношении него органом воинского учета Красноярского края мероприятий по призыву на военную службу в период с 2017 г. по сентябрь 2018 г. В связи с этим апелляционный суд посчитал правомерным признание истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Ссылку первой инстанции на отсутствие направления в указанный период в адрес Терентьева повесток, обязывающих явиться в военкомат для участия в мероприятиях по призыву на военную службу, апелляция признала ошибочной, поскольку отсутствие регистрационного учета административного истца в г. Красноярске до 1 сентября 2018 г. и воинского учета в комиссариате Октябрьского и Железнодорожного районов г.

Красноярска свидетельствует об отсутствии полномочий на осуществление в отношении него соответствующих мероприятий.

Однако суд кассационной инстанции указал на неправильное применение апелляцией норм материального права, так как согласно положениям ч. 1 ст. 10 Закона о военной службе, действовавшей в редакции на момент спорных отношений, у призывника не было обязанности по постановке на воинский учет по месту пребывания.

Поэтому кассация оставила в силе решение первой инстанции.

Верховный Суд пояснил, что считать уклонением от призыва

Не согласившись с позицией кассации, военный комиссар Октябрьского и Железнодорожного районов Красноярска обратился в Верховный Суд. Рассмотрев дело, ВС заметил, что обязанности граждан по воинскому учету определены в ст. 10 Закона о военной службе (в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом от 6 февраля 2019 г.

№ 8-ФЗ), в том числе явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев (абз. 6 п. 1).

Однако с 21 февраля 2017 г., когда Николай Терентьев был принят на работу, до 18 сентября 2018 г., когда он обратился в военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска для постановки на воинский учет, административный истец эту обязанность как лицо, не имеющее отсрочки от призыва, не исполнил, к административному ответчику в двухнедельный срок с момента переезда на новое место жительства (место пребывания), расположенное за пределами территории муниципального образования, где он проживал ранее, не явился, проживал в г. Красноярске, не имея регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания, указал ВС.

Верховный Суд сослался на Постановление КС от 30 октября 2014 г. № 26-П, который, проверяя в связи с запросом Парламента Чеченской Республики конституционность п. 1 ст.

3 Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» как препятствующего принятию гражданина на государственную гражданскую службу и прохождению гражданином государственной гражданской службы в случае признания заключением призывной комиссии его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в постановлении указал, что неисполнение гражданином конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом о воинской службе, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Таким образом, посчитал ВС, выводы судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, которые применены судом апелляционной инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда.

Судебная коллегия по административным делам ВС РФ включила в него семь дел, которые, по ее мнению, заслуживают особого внимания

Верховный Суд также посчитал, что ссылка первой инстанции на Обзор судебной практики ВС № 3 (2018 г.), утвержденный Президиумом 14 ноября 2018 г., названные выводы не опровергает и не подтверждает законность кассационного определения, в связи с чем не может быть принята во внимание, так как изложенная в обзоре правовая позиция основана на иных фактических обстоятельствах, когда имело место бездействие исключительно со стороны органа, уполномоченного на проведение призывных мероприятий в отношении гражданина, не допустившего нарушения требований ст. 10 Закона о военной службе.

Вместе с тем судами первой и кассационной инстанций не дано надлежащей правовой оценки действиям административного истца, который в нарушение требований Закона о воинской службе не сообщил о переезде в другой субъект РФ, после трудоустройства в феврале 2017 г. в Красноярске до сентября 2018 г. на регистрационный и воинский учет там не встал, указал ВС.

Верховный Суд оставил в силе решение апелляции.

После переезда призывник должен был встать на учет по месту пребывания

В комментарии «АГ» председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин отметил, что позиция Верховного Суда отражает не только факт направления или вручения гражданину повесток, но и отношение гражданина к выполнению обязанностей по воинскому учету в период проживания и работы в другом регионе.

Адвокат указал, что суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался позицией, отраженной в п. 54 Обзора судебной практики ВС № 3 (2018 г.), однако основанием для выводов о допущенных нарушениях норм материального права является в том числе неправильное истолкование закона – без учета правовой позиции, содержащейся не только в постановлениях Президиума ВС, но и в постановлениях КС. Владимир Тригнин отметил, что в этой связи ВС руководствовался разъяснениями, изложенными в Постановлении КС № 26-П/2014, указывая на совершение гражданином действий (бездействия), связанных с неисполнением возложенных п.

1 ст. 10 Закона о военной службе обязанностей по воинскому учету.

«В то же время полагаю вопрос о неисполнении гражданином обязанностей по воинскому учету при условии отсутствия вступивших в законную силу постановлений компетентных органов о привлечении его к административной ответственности дискуссионным, поскольку иное утверждение противоречит основополагающим принципам презумпции невиновности, которые закреплены в ст. 1.5 КоАП и ст. 49 Конституции», – резюмировал Владимир Тригнин.

По мнению адвоката АП Санкт-Петербурга Александра Передрука, судебная практика, в том числе множественные определения Верховного Суда, демонстрирует единодушный подход к разрешению споров о получении справок взамен военного билета. «Общими словами этот подход можно описать так: суды, изучая фактические обстоятельства дела, обращают внимание на то, какие действия совершил экс-призывник, направленные на то, чтобы избежать получения повестки, и в полной ли мере он выполнял обязанности в области воинского учета. Например, если выпускник проживал в студенческом общежитии, встал по месту пребывания на воинский учет, а после окончания университета вернулся домой и не уведомил об этом военный комиссариат, не поменяв место воинского учета, а пришел за военным билетом только после 27 лет, то в таком случае очевидно суд встанет на сторону призывной комиссии.

Однако если призывник добросовестно изменил военный комиссариат, но при этом сотрудники последнего не могли по какой-то причине вручить повестку призывнику, то в таком случае суд удовлетворит исковые требования гражданина», – пояснил адвокат.

Вместе с тем он заметил, что в рассматриваемом деле обстоятельства чуть сложнее: у истца сохранялась регистрация по месту жительства в несуществующем ввиду его сноса доме в Республике Бурятия, сам же он жил в г. Красноярске без регистрации более полутора лет: «При таких условиях, действительно, военный комиссариат по независящим от себя причинам не мог известить призывника о необходимости явиться с целью прохождения военной или альтернативной гражданской службы».

Александр Передрук считает, что юридически правильным было бы поведение, в соответствии с которым призывник после переезда в Красноярск должен был встать на регистрационный учет по месту пребывания. «Но все не так просто. Ни для кого не секрет, что на практике с этим нередко бывают проблемы, потому что между нанимателем и собственником жилья должен быть письменный договор.

Также, несмотря на наличие обязанности, далеко не каждый собственник жилого помещения соглашается оформлять нанимателю временную регистрацию. При этом до 2019 г. (как в рассматриваемом деле) без наличия регистрации по месту жительства или пребывания гражданин не мог встать на воинский учет.

То есть фактически человек мог находиться в ситуации, когда он де факто не мог оформить регистрацию по месту пребывания, а в этой связи де юре не мог встать на воинский учет», – пояснил адвокат.

Однако, заметил он, данная проблема утратила свою актуальность в феврале 2019 г., после того, как в положения Закона о военной службе внесли поправки, согласно которым отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства и месту пребывания не может служить основанием для отказа в постановке на воинский учет. Иными словами, теперь призывник вправе требовать постановки его на воинский учет по месту фактического проживания.

«Однако в деле остался нераскрытым важный момент: из судебного акта следует, что истец был трудоустроен в феврале 2017 г. в г. Красноярске.

Действующее нормативно-правовое регулирование возлагает на работодателя определенные обязанности – в частности, сообщать сведения о гражданах, которые должны состоять на воинском учете. Если военному комиссариату было известно место работы истца, однако меры по направлению повестки по адресу места работы приняты не были, то это обстоятельство могло бы повлиять на итоговое решение суда», – посчитал Александр Передрук.

Как можно сняться с учета в военкомате: перечень законных оснований

Предназначением воинского учета является создание и ведение реестра военнообязанных граждан, состоящих в запасе вооруженных сил, а также призывников и допризывников. Документация по воинскому учету хранится и ведется силами районных военных комиссариатов. Как и на каком основании можно сняться с учета в военкомате? Расскажем об этом в данной статье.

На каких основаниях производится снятие с учета?

Приписывают к тому или иному военкомату исходя из адреса регистрации гражданина. Снятие с учета в военкомате возможно только по ряду причин:

  1. В связи с переездом на постоянное место жительство из РФ;
  2. По достижению возраста, не позволяющего в дальнейшем находиться в мобилизационном резерве;
  3. По медицинским показаниям;
  4. В связи со сменой места жительства внутри страны, при том как на временной основе, так и на постоянной, что повлекло изменение адреса регистрации гражданина;
  5. Также снимаются с учета военные, проходящие срочную службу, либо службу по контракту.

На воинском учете не состоят:

  • Задержанные и осужденные лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
  • Женщины (кроме тех, у кого профессия обязывает к статусу военнообязанных);
  • Лица, которым по состоянию здоровья была присвоена категория годности «Д» (полностью не годен к службе в армии).

Убытие из России на ПМЖ в другую страну

Если гражданин собирается покинуть страну навсегда, либо временно (свыше 6 месяцев), то он обязан оповестить об этом свой военкомат. Требуется написать заявление и указать страну, в которую осуществляется переезд. После этого его снимут с учета.

После этого потребуется сдать военный билет либо приписное свидетельство. Личное дело гражданина будет передано в архив. На руки выдадут справку утвержденного образца. Если человек решит вернуться до того, как ему исполнится 27 лет, то ему потребуется заново стать на учет в военкомате.

Изменение места регистрации

Если гражданин меняет место жительства внутри страны и тем самым изменяет место своей регистрации, то он обязан сняться с учета в военкомате по старому адресу и стать на учет в районный военный комиссариат по новому.

Смена места регистрации должна быть подтверждена документально. Иногда работники военкомата требуют указать причину переезда на новое место жительства. Следом потребуется стать на учет по новому месту регистрации.

После подачи заявления для постановки на учет личное дело военнообязанного будет передано в новый военкомат. Повестки и иные уведомления теперь будут приходить на новый адрес.

Стать на учет в военкомате по месте регистрации также следует следующим категориям граждан:

  • Освободившимся из мест лишения свободы;
  • Получившим гражданство РФ лицам мужского пола из других стран;
  • Уволенным в запас срочникам или контрактникам;
  • Женщинам с военно-учетной специальностью.

Чтобы стать на учет по новому месту регистрации законодательно дается 2 недели. Если таковое не было осуществлено, то гражданин будет оштрафован на сумму до тысячи рублей.

При убытии из части в отпуск военный должен стать на временный учет по месту проведения отпуска, после чего сняться с него при отправке на постоянное место службы. Правило действует для офицеров и прапорщиков, сержантов и рядовых, служащих на срочной и контрактной службе.

Также временно зарегистрироваться в военкомате обязаны студенты высших учебных заведений, если они учатся не в родном городе. При том по домашнему адресу сниматься с учета в военном комиссариате не требуется.

Снятие с учета в связи с достижением предельного возраста нахождения в запасе

Осуществляют снятие с военного учета в военкомате по возрасту сотрудники учреждения автоматически, в соответствии с возрастными рамками, установленными законодательно. Личные дела бывших военнообязанных отправляются в архив.

Военный билет при том остается на руках гражданина. Срок пребывания на учете зависит не только от возраста военнообязанного, но также и от его звания. Офицеры и прапорщики (в случае с ВМФ – мичманы) таким образом уходят в отставку при достижении предельного возраста нахождения в резерве.

При достижении определенных возрастных рамок запасники первой категории (те, кого первоочередно призывают при возникновении военного положения) переходят во вторую, а следом в третью, после чего снимаются с учета.

  • В 50 лет перестают быть военнообязанными рядовые и сержанты, а также прапорщики и мичманы;
  • По достижению 55 лет снимают с учета младших офицеров;
  • В 60 – майоров и капитанов 3 ранга флота, подполковников капитанов второго ранга ВМФ;
  • Без перехода в третью категорию снимают с учета капитанов первого ранга флота, полковников сухопутных войск и ВВС, когда им исполняется 65 лет, офицеров высшего руководства Вооруженных Сил – в 70 лет.

Граждане, не проходившие службу в войсках, но являющиеся военнообязанными, снимаются с учета по достижению ими 50 лет. Женщины списываются с резерва в 45, а в звании офицера – в 50 лет.

Перечень требуемых документов

Для снятия с учета требуется прибыть в районный военный комиссариат в районе своего проживания и написать заявление, в котором будет указана причина, по которой требуется исключение из мобилизационных списков. С собой требуется взять:

  • Общегражданский паспорт;
  • Военный билет;
  • Документ, который будет основанием для снятия с учета (штамп о новом месте регистрации в паспорте, медицинские справки и выписки, подтверждающие заболевание, которое исключает возможность дальнейшего нахождения в резерве армии), выписка приказа командира воинской части и литер-перевозочный документ (в случае убытия из отпуска).

Чаще всего процедура снятия с учета занимает не более получаса.

Снятие с учета при помощи Госуслуг

Также сняться с учета в военкомате можно через сервис Госуслуги. Заявку потребуется подавать лично. Основания для снятия с учета точно такие же, как и при обращении в военкомат. Для совершения операции потребуется предоставить:

  1. Документ, удостоверяющий личность;
  2. Справку о состоянии здоровья;
  3. Военный билет, приписное свидетельство.

Услуга бесплатна, при том ее исполнение займет не более 10 минут.

Adblock
detector