Могут ли посадить за нарушение надзора

1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, —

наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —

наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Комментарий к Ст. 314.1 УК РФ

1. Объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее постпенитенциарное поведение лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость.

Институт административного надзора как своеобразное правовое средство, обеспечивающее предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений со стороны лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость, а также оказание на этих лиц индивидуального профилактического воздействия, был восстановлен в российской правовой системе Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» . По смыслу этого Закона цели административного надзора достигаются путем установления освобожденному из мест лишения свободы ряда административных ограничений: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение нахождения вне своего жилища по месту жительства или пребывания в определенное время; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
———————————
СЗ РФ.

2011. N 15. Ст.

2037.

Виды административных ограничений устанавливаются по судебному решению, но их конкретизация может осуществляться органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного.

2. Состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, сформулирован как формальный, с учетом чего обязательными признаками объективной стороны этого преступления является только общественно опасное и противоправное деяние, а именно неприбытие без уважительных причин к избранному осужденным месту жительства или пребывания в установленный администрацией исправительного учреждения срок либо самовольное оставление этим лицом места жительства или пребывания.

Нарушение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, возложенных на него в связи с этим ограничений, предусмотренных ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, не является основанием для применения комментируемой статьи и, если в этих действиях не содержится состава иного преступления, влечет возложение на него административного взыскания, предусмотренного ст.

19.24 КоАП.

3. Наличие оконченного состава преступления, предусмотренного рассматриваемой статьей, констатируется уже в момент истечения срока, в течение которого лицо, в отношении которого установлен административный надзор, должно было явиться, но не явилось к избранному им месту жительства или пребывания, или же в момент, когда поднадзорное лицо самовольно покинуло территорию населенного пункта его места жительства или пребывания.

Моментом окончания данного преступления, являющегося по своему характеру длящимся, признается обнаружение и (или) задержание поднадзорного лица или же его явка по месту жительства или пребывания.

4. Уважительными причинами, при наличии которых неприбытие освобожденного из мест лишения свободы к месту жительства или пребывания, равно как и оставление им места жительства или пребывания, не образуют состава преступления, могут признаваться, в частности, тяжелое заболевание лица или необходимость получения им медицинской помощи, угрожающая жизни тяжелая болезнь или смерть близкого родственника или стечение иных тяжелых семейных обстоятельств, перебои в транспортном сообщении, необоснованное задержание в связи с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения.

Не может служить основанием для привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности также оставление им места жительства или пребывания с разрешения органа внутренних дел в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ.

5. Для субъективной стороны преступления характерно наличие прямого умысла и цели уклонения от административного надзора на какой-либо определенный период либо на все время применения этой меры или до погашения или снятия судимости.

Самовольное, без разрешения соответствующего органа внутренних дел, оставление места жительства или пребывания с целью навестить родственников, сдать вступительные экзамены в вуз и т.п. может влечь только административную, но не уголовную ответственность. В то же время оставление поднадзорным места своего жительства для совершения преступления в другом населенном пункте, хотя после этого он и возвращается к месту своего жительства, является основанием для наступления уголовной ответственности за преступление, предусмотренное комментируемой статьей.

6. Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста, в отношении которого при освобождении из мест лишения свободы или после освобождения установлен административный надзор.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор может быть установлен в отношении лица, которое: 1) освобождается или освобождено из мест лишения свободы; 2) имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступления, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 3) в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания или после освобождения из мест лишения свободы совершило в течение года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) здоровье населения и общественную нравственность. При этом в отношении лиц, имеющих судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор может быть установлен независимо от наличия указанных в этом пункте обстоятельств, и, следовательно, они могут подлежать уголовной ответственности в соответствии с комментируемой статьей, даже если до этого не совершали никаких правонарушений.

Уголовная ответственность за нарушение требований административного надзора

Начальник территориального органа внутренних дел принимает решение о возбуждении уголовного дела, предусмотренного ст. 314.1 УК РФ, а также об осуществлении в установленном порядке розыска подозреваемого в совершении преступления в случае выявления фактов уклонения поднадзорного лица от административного надзора.

Состав преступления, предусмотренного ст. 314.1 УК РФ «Уклонение от административного надзора», образуют неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее постпенитенциарное поведение лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость.

Объективная сторона выражается в неприбытии без уважительной причины лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства (пребывания) в определенный администрацией исправительного учреждения срок; самовольном оставлении данным лицом места жительства (пребывания).

Преступление считается оконченным в момент истечения срока, в течение которого лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обязано было явиться, но не явилось к избранному им месту жительства или пребывания или же в момент, когда поднадзорное лицо самовольно покинуло территорию населенного пункта его места жительства или пребывания [1] .

Необходимо отметить, что при наличии уважительных причин неприбытие освобожденного из мест лишения свободы к месту жительства или пребывания, равно как и оставление данным лицом места жительства или пребывания не образуют состава преступления. К таким уважительным причинам относятся, например, тяжелое заболевание лица или необходимость получения им медицинской помощи, угрожающая жизни тяжелая болезнь, смерть близкого родственника или стечение иных тяжелых семейных обстоятельств, перебои в транспортном сообщении, необоснованное задержание в связи с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения [2] .

Рассмотрим примерный порядок сбора материалов доследственной проверки по ст. 314.1 УК РФ в случае неприбытия без уважительных причин поднадзорного лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному этим лицом месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок. В этом случае должен быть собран и представлен пакет необходимых документов, а именно:

  • 1) рапорт сотрудника полиции об обнаружении признаков преступления – в этом рапорте отмечается, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона об административном надзоре поднадзорное лицо после освобождения к избранному месту жительства не прибыло, чем допустило уклонение от административного надзора;
  • 2) протокол осмотра места происшествия – жилища поднадзорного лица с указанием, что в квартире (доме) поднадзорного имеются отопление, электричество, водоснабжение, которые создают все необходимые условия для проживания человека;
  • 3) решение районного суда об установлении административного надзора;
  • 4) предписание исправительного учреждения, согласно которому поднадзорный обязан прибыть после освобождения не позднее определенного срока к избранному месту жительства по конкретному адресу, а также явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия;
  • 5) объяснение представителя исправительного учреждения, в котором излагаются сведения о том, что поднадзорному лицу разъяснялись необходимость своевременного прибытия после освобождения к месту жительства (регистрации), а также ответственность, предусмотренная ст. 314.1 УК РФ в случае неисполнения предписанных требований;
  • 6) объяснения родственников, соседей поднадзорного, а также рапорты (акты проверок) сотрудников полиции о том, что с момента освобождения к месту жительства поднадзорный нс прибыл и по избранному адресу не проживает;
  • 7) объяснение поднадзорного, в котором в обязательном порядке указывается, что представителями исправительного учреждения ему разъяснялась обязанность прибытия после освобождения к месту жительства (регистрации), а также ответственность, предусмотренная ст. 314.1 УК РФ.

В объяснении также необходимо отразить тот факт, что поднадзорный осознавал, что в случае прибытия к избранному им месту жительства, за ним будет осуществляться контроль со стороны сотрудников полиции, однако исполнять ограничения и обязанности, установленные законом, он умышленно не желал;

8) иные документы (с учетом складывающейся правоприменительной практики).

Не может служить основанием для привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности также оставление им места жительства или пребывания с разрешения органа внутренних дел в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 12 Закона об административном надзоре.

Субъектом является вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста, в отношении которого судом установлен административный надзор.

Для субъективной стороны преступления характерно наличие прямого умысла и цели уклонения от административного надзора на какой- либо определенный период либо на все время применения этой меры или до погашения или снятия судимости.

Уголовная ответственность в соответствии со ст. 314.1 УК РФ наступает только в случаях, если поднадзорное лицо не прибыло в срок, определенный администрацией исправительного учреждения к избранному указанным лицом месту жительства или пребывания, а также если лицо самовольно оставило избранное им место жительство или пребывания в целях уклонения от административного надзора.

Ошибочно полагать, что возбуждению уголовного дела по ст. 314.1 УК РФ предшествует привлечение лица к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ «Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре».

Самовольное, без разрешения соответствующего органа внутренних дел оставление места жительства или пребывания с целью навестить родственников, сдать вступительные экзамены в вуз может влечь только административную ответственность. В то же время оставление поднадзорным места своего жительства для совершения преступления в дру

гом населенном пункте, хотя после этого поднадзорный и возвращается к месту своего жительства, является основанием для наступления уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 314.1 УК РФ.

Для установления факта самовольного оставления поднадзорным лицом места жительства или пребывания необходимо:

  • 1) выяснить, куда данное лицо выехало;
  • 2) установить, прибывало ли поднадзорное лицо после освобождения из мест лишения свободы в указанное помещение (с помощью опроса соседей и других жильцов квартиры (дома));
  • 3) когда и при каких обстоятельствах поднадзорное лицо покинуло помещение.

В случае установления факта самовольного оставления поднадзорным лицом избранного места жительства или пребывания это лицо объявляется в розыск, при этом срок административного надзора приостанавливается (π. 1 ч. 5 ст. 5 Закона об административном надзоре).

При возбуждении уголовного дела по ст. 314.1 УК РФ в обязательном случае изымается, осматривается, признается и приобщается к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства дело административного надзора. Кроме того, в обязательном порядке допрашиваются в качестве свидетелей: представители администрации исправительного учреждения, где отбывало наказание поднадзорное лицо, по вопросам о том, разъяснялась ли данному лицу уголовная ответственность за нарушение административного надзора; лица, проживающие в помещении, которое избрало для места жительства поднадзорное лицо.

Наказание за нарушение административного надзора

Нарушение поднадзорным лицом ограничений и обязанностей, сопутствующих административному надзору, дает основания полагать, что оно всё ещё представляет опасность для общества, поскольку не способно подчиняться таким социальным регуляторам, как нормы права и властные предписания. Нарушение обязанностей и административных ограничений служит основанием для применения к поднадзорному лицу мер ответственности, предусмотренных нормами различных отраслей права.

В первую очередь это нормы административного права, которые регулируют общественные отношения в сфере государственного управления. Ответственность за нарушения режима административного надзора установлена самим Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Учитывая опасность, которую представляют некоторые из лиц, отбывших уголовное наказание, и стремясь оградить общество от их повторных посягательств, законодатель также ввел уголовную ответственность за нарушения административного надзора. Формально объектом преступного посягательства выступает общеобязательность судебного решения, которым на поднадзорное лицо возложены обязанности и ограничения. Но можно сказать, что нарушение режима административного надзора – это «поставление в опасность» широкого круга охраняемых общественных отношений, «первый вестник» возможных преступлений.

Ответственность за нарушение режима административного надзора по нормам Закона об административном надзоре

Мерами ответственности по данному Закону являются дополнение и продление административного надзора.

К поднадзорному лицу в судебном порядке могут быть применены дополнительные административные ограничения на основании

  • информации об образе жизни и поведении поднадзорного лица
  • информации о соблюдении поднадзорным лицом наложенных ограничений.

Готовые работы на аналогичную тему

Для дополнения административных ограничений не требуется факта привлечения поднадзорного лица к административной ответственности.

Продление срока административного надзора возможно в отношении поднадзорных лиц, которые в течение одного года более 2 раз привлекались к административной ответственности за посягательства:

  • на порядок управления
  • общественный порядок и безопасность
  • здоровье населения или общественную нравственность.

Срок административного надзора может быть продлен в рамках предельного срока надзора, предусмотренного законом для данной категории поднадзорных лиц, но в любом случае не более срока судимости.

Административные наказания за нарушения поднадзорными лицами режима административного надзора дифференцированы в зависимости от конкретного деяния

Невыполнение обязанностей, предусмотренных Законом об административном надзоре, согласно ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ влечет:

  • предупреждение
  • административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей.

Несоблюдение административных ограничений, возложенных судом, согласно ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ карается:

  • административным штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей
  • административным арестом до 15 суток.

Если поднадзорное лицо повторно допустит несоблюдение административных ограничений (в течение срока административной наказанности – 1 года), то согласно ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ к нему могут быть применены:

  • обязательные работы сроком до 40 часов
  • административный арест от 10 до 15 суток.

Уголовный кодекс РФ установил наказуемость двух деяний – уклонения от административного надзора (ч. 1 ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ) и неоднократного несоблюдения административных ограничений (ч. 2 ст. 314 УК РФ)

За деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 314 УК РФ, к поднадзорному лицу могут быть применены следующие меры уголовной репрессии

  • обязательные работы длительностью от 180 до 240 часов
  • исправительные работы длительностью до 2 лет
  • лишение свободы до одного года.

По ч. 2 ст. 314 УК РФ, поднадзорное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде

  • штрафа в размере до 60 000 рублей или дохода поднадзорного лица за период до 6 месяцев
  • обязательных работ продолжительностью от 100 до 180 часов
  • исправительных работ сроком до 1 года
  • принудительных работ сроком до 1 года
  • ареста сроком до 6 месяцев
  • лишения свободы сроком до 1 года.

Несмотря на то, что наказание в виде ареста давно включено в УК РФ, фактически оно не применяется по причине отсутствия условий для исполнения (арестных домов).

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 18.04.2017

Людмила Сергеевна Андреева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Комментарии к статье

Объект преступления — отношения, обеспечивающие реализацию административного надзора.

Под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением возложенных на него обязанностей. Он устанавливается для предупреждения преступлений и иных правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

  1. тяжкого или особо тяжкого преступления;
  2. преступления при рецидиве преступлений;
  3. умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Основания для административного надзора дифференцируются в зависимости от того, в отношении кого он устанавливается. Лицо, освобождаемое из мест лишения свободы, может подвергнуться ему, если оно в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка; лицо, освобожденное из мест лишения свободы, — если оно в течение одного года совершает два административных правонарушения против порядка управления и (или) два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, здоровье населения и общественную нравственность, и более.

Надо иметь в виду, что применительно к лицам, судимым за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве, административный надзор устанавливается независимо от указанных оснований.

Срок административного надзора зависит от категории лица, в отношении которого он устанавливается (ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), при наличии оснований он может быть продлен или прекращен досрочно.

При административном надзоре применяются административные ограничения, которые могут частично отменяться или, наоборот, дополняться.

Объективная сторона выражается в несоблюдении следующих требований административного надзора:

а) неприбытие без уважительных причин при освобождении лица из мест лишения свободы к избранному им месту жительства или пребывания в срок, определенный администрацией исправительного учреждения. Уважительные причины — оценочное понятие, они определяются исходя из конкретных обстоятельств нарушения указанных сроков;

б) самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания.

Обязанности поднадзорного закреплены в ст. Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента совершения одного из указанных деяний.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, а применительно к самовольному оставлению места жительства или пребывания и специальной целью — уклонением от административного надзора.

Читайте также: Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Субъект преступления специальный — лицо, в отношении которого установлен административный надзор.

Связи между 314.1 УК РФ и другими нормами

Рассматриваемая статья в связи со следующими составами УК:

  1. Рецидив–статья №18 УК.
  2. Наказания при рецидиве– №68.
  3. Условное осуждение– №73.
  4. Сроки, определяющие погашения гражданской судимости– №95.
  5. Нанесение побоев– №116.
  6. Совершение кражи– №158.
  7. Совершение грабежа– 161.
  8. Совершение разбоев – № 162.
  9. Недолжное исполнение судебных приговоров, а также решений или актов в рамках судебного делопроизводства — №315.

Это основные виды противоправных действий, которые связаны с нормой 314.1 УК России.

Связи с Административным кодексом:

  1. Нарушение правил алкогольной и алкогольсодержащей продукции — №14.16 КоАП.
  2. Неисполнение регламентированных федеральными законами требований, связанных с противодействием процессов легализации доходов — №15.27.
  3. Появление человека в местах общественного пользования в состоянии алкогольного или других видов опьянения — №20.21.

Связи со статьями Уголовно-процессуального кодекса:

  1. Порядок постановления судебного приговора и проведения заседания суда – №316;
  2. Пределы и рамки для обжалования установленного приговора — №317.
  3. Таковы взаимосвязи с другими нормами права.

Как снять надзор после освобождения?

После освобождения лицу может быть установлен надзор на определенный срок. Можно ли до истечения срока, на который установлен надзор, снять его? Можно. Закон 64 предусматривает возможность прекращения административного надзора досрочно при совокупности определенных факторов:

  • заявление подается в суд ОВД — поднадзорным лицом или его представителем;
  • до обращения в суд должно истечь не менее половины срока административного надзора;
  • в течение срока, когда лицо находится под надзором, оно должно добросовестно соблюдать ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризоваться.

Суд рассматривает заявление о досрочном прекращении надзора и если приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения заявления, то выносит соответствующий судебный акт.

ИНТЕРЕСНО: читайте, как убрать судимость из базы данных ИЦ по ссылке

Отзыв о нашем уголовном адвокате

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

Adblock
detector