Первый месяц жизни ребенка форум

Содержание
  1. Ответы на вопросы кормящих мам. Почему грудной ребенок не прибавляет в весе?
  2. Сколько должен ребенок прибавлять в весе?
  3. Достаточно ли ребенок высосал молока?
  4. Развитие ребёнка в 1 месяц
  5. Что умеет ребёнок в 1 месяц
  6. Навыки новорожденного в первый месяц жизни
  7. Двигательная активность
  8. Зрительная система
  9. Слуховая сенсорная система
  10. Сколько ребенок должен весить в 1 месяц — норма веса для мальчик и девочек
  11. Психическое развитие ребенка в 1 месяц
  12. Тревожный симптом: патологии у новорожденных
  13. КАК НАБИРАЮТ ВЕС ГРУДНИЧКИ?
  14. Мама-психолог: 7 секретов, как справиться с первенцем и не сойти с ума
  15. Секрет № 1 Молодой маме нужна поддержка «бывалых» и понимание родных
  16. Секрет № 2 Ребенок развивается последовательно, но не обязательно «идеально» по учебнику
  17. Про этапы развития и новообразования
  18. Про кризисы, зону ближайшего развития и ведущую деятельность
  19. Секрет № 3 Мамины эмоции «заразны»
  20. Секрет № 4 У детского плача (и других звуков) всего несколько причин, которые можно вычислить
  21. Секрет № 5 Речь развивается благодаря общению, а не учению
  22. Секрет № 6 Поездки с годовасиком — это не смертельно

Ответы на вопросы кормящих мам. Почему грудной ребенок не прибавляет в весе?

Чтобы получить ответ на все вопросы надо знать, что существуют два важных показателя: рост и вес ребенка, которые характеризируют физическое развитие ребенка. Очень часто молодые мамы расстраиваются и спрашивают:

Сколько должен ребенок прибавлять в весе?

Каждый ребенок прибавляет в весе по-своему. Ребенок, который родился после 38 недели беременности, считается доношенным. Средний вес доношенного ребенка для мальчиков считается нормой не более 3,5 кг., для девочек 3,2 кг.

Это средние показатели, если рост ребенка в пределах 45-54 см. В последние годы наблюдается рождение «крупных» детей, с весом до 4 кг. и больше.

Сразу после рождения ребенок теряет в весе, в течение первой недели около 5-8% от начального веса, что обычно составляет 170-280 граммов.

Далее прибавка в весе должна быть в среднем в таком соотношении:
— в первый месяц- 115-120 граммов в неделю,
— от 1 до 6 месяцев 450-900 граммов в месяц,
— от 6 до 12 месяцев 450 граммов в месяц.

В первые месяцы жизни педиатры рекомендуют взвешивать ребенка ежедневно, в последующие 3 месяца два раза в неделю, а затем до года — один раз в месяц.
Годовалый ребенок должен весить в среднем 10,5 кг.

Достаточно ли ребенок высосал молока?

Педиатры считают, что если ребенок получает достаточно молока, то это видно по нескольким основным показателям:
— обычно приходится менять 6-8 мокрых пеленок в день после первых 3 дней жизни.
— по изменениям стула,
— по наполненности груди до кормления и после кормления. Если грудь до кормления плотный, а после кормления пустой, а в перерывах молоко течет, то это признаки достаточного выделения молока.

— по внешним признакам ребенка, как он сосет и насколько удовлетворенным выглядит. Если ребенок сосет энергично и видно, как он глотает молоко, а после кормления он довольно засыпает, то, судя по всему, он получает достаточно молока.

Немаловажный интерес для мам, которые озабочены проблемами веса своего малыша, также представляет ответ на вопрос:

Существуют специальные формулы для вычисления веса ребенка:

Вес детей от 6 месяцев до 12 месяцев считают по формуле:
Вес при рождении ( в гр.) + (800 × 6) + (400 (возраст ребенка ( в мес.) – 6)).= вес ( в гр.)

Например, девочка при рождении весила 3500 г , сколько она должна весить в 9 месяцев? Вычисляем по формуле: 3500 + ( 800 × 6) + (400 × (9 – 6)) = 3500 + 4800 + 1200 = 9500
Значит, вес девочки в 9 месяцев должна быть не меньше 9,5 кг .

Для детей до 6 месяцев формула выглядит так:
Вес при рождении (в гр.) + (800 × возраст ребенка ( в месяцах)) = вес ребенка (в гр.)

Например, мальчик родился с весом 3200 гр., через два месяца вес его составляет 4900гр. Много это или мало?
Считаем по формуле: 3200 + (800 × 2 ) = 4800. Все нормально, малыш хорошо прибавляет в весе.

Если же, все таки, систематически каждый месяц вес тела вашего малыша увеличивается ненормально, то надо выяснить причины этого:

И последний совет, если окажется, что не в ваших силах борьба с отсутствием прибавки веса ребенка, необходимо направиться в поликлинику к врачу-педиатру. Они помимо веса, роста, объема груди и головы, обращают внимание также на развитие моторики руки, что выражается в удерживание игрушки, в точности движений руки и пальцев, в перекладывании игрушки из одной руки в другую, в способности малыша брать мелкие предметы.

Также не следует забывать, что вес ребенка при каждом взвешивании зависит от наполненности его желудка, мочевого пузыря или кишечника.

— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Развитие ребёнка в 1 месяц

В первые месяцы жизни малышу еще предстоит приспособиться к своей новой среде. Особенно между сном и бодрствованием, он должен найти свой ритм. Развитие ребенка в первый месяц характеризуется появлением рефлекторных способностей.

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Что умеет ребёнок в 1 месяц

Физическое развитие в 1 месяц жизни проявляется рефлекторными особенностями, которые помогают адаптироваться новорожденному в окружающем мире. Некоторые рефлексы являются врожденными, могут исчезать или трансформироваться, выходя на новый уровень сознания.

В первый месяц жизни у новорожденного выделяют следующие рефлекторные способности:

  • Хватательные. Относятся к примитивным рефлексам: ребенок пытается ухватить и удержать любые предметы, касающиеся его ладони. Рефлекс проявляется уже в утробе матери на 16 неделе беременности и сохраняется до пяти или шести месяцев после рождения.
  • Поисковые или рефлекс Куссмауля. Ребенок поворачивает голову в случае прикосновения к его щеке, открывает рот при легком надавливании на середину нижней губы. Данный рефлекс рассматривается как инстинктивный поиск пищи.
  • Стопный рефлекс (подошвенный). При прикосновении или проведении пальцем (карандашом) по стопе малыша, его пальчики расходятся в стороны, также отмечается отведение стопы.
  • Рефлекс Моро. Важный показатель нормальной и развивающейся нервной системы у вашего малыша. Это рефлекторная реакция младенцев на испуг, которая характеризуется вытягиванием рук в стороны, а затем их сближения. Проверить реакцию можно следующим образом: внезапно разогнуть ножки лежащего на спине малыша или приподнять разогнутые ножки крохи вверх вместе с тазом. Резко хлопнуть в ладоши рядом с лежащим ребенком.
  • Рефлекс Бабкина. Проявляется раскрытием рта и сгибанием рук в ответ на стимуляцию ладоней. Это нормальная реакция в первые 10 недель жизни и проявляется она достаточно ярко. Если рефлекс вялый или отсутствует, следует рассматривать возможные проблемы с центрально-нервной системой.
  • Плавательный рефлекс. Если малыша уложить на живот, он начнет совершать движения, имитирующие плавание.
  • Рефлекторная ходьба. Если новорождённого слегка наклонить вперед, он должен уметь делать шаговые движения (автоматическая походка).

Первый месяц и начало второго, новорожденный проявляет способности к концентрации внимания на определенных объектах. В первый месяц жизни активно развивается нервная система, запускается процесс синтезирования и дифференциации внешних сигналов.

Двигательная активность

В 1 месяц двигательная активность ребенка не имеет четкой координации, но уже достаточно хорошо проявляется. Мускулатура пребывает в физиологическом гипертонусе — пальчики в кулачках, ножки согнуты в коленях. Для родителей важно научиться распознавать язык тела малыша.

Клиническими исследованиями в педиатрии было доказано, что загибание пальцев ног часто свидетельствует о болевом синдроме. При развитии колик и вздутии, часто новорожденный активно машет ножками, создавая выбивательные движения.

Зрительная система

Глаза малыша, как орган зрительной системы, уже полностью сформированы, но зрение не достаточно четкое. Младенец испытывает затруднения при фокусировке на объектах и едва различает изображения своими глазами. Однако яркие, световые предметы побуждают ребенка пристально на них смотреть.

К концу четвертой недели жизни появляется рефлекторное движение глаз, постепенно формируется возможность различать форму, размеры предметов.

Слуховая сенсорная система

В первый месяц новорожденный вырабатывает условные рефлекторные реакции на звуки и уже умеет узнавать голос мамы. Можно видеть, как при разговоре ребенок улыбается или перестает плакать, услышав знакомый голос. Наружный слуховой канал у младенцев, в отличие от взрослого человека, расположен вертикально и довольно узкий, состоит из хрящевой ткани, которая постепенно окостеневает.

Для первого месяца жизни ребенок имеет следующие навыки:

  • пытается сфокусировать взгляд на человеке/предмете;
  • замечает яркие объекты, реагирует на свет;
  • если в ладошку положить игрушку, малыш быстро ее схватит и моментально отпустит;
  • умеет различать мать по тембру голоса и запаху;
  • выражает дискомфорт, голод или жажду посредством плача;
  • реагирует на теплый, чувствительный, физический контакт и заботу.

Сколько ребенок должен весить в 1 месяц — норма веса для мальчик и девочек

Вес ребенка рассчитывается исходя из срока, на котором он родился. При преждевременных родах (32 неделя) масса тела не превышает 2100 г. Новорожденные с весом более 4000 г. рассматриваются как крупные младенцы. Нередко такой вес свидетельствует о наличии у матери углеводного нарушения.

При рождении ребенка на нормальных сроках, вес у мальчиков составляет от 3,5 до 5,5 кг, у девочек — 3,1-5,2 кг. При нормальном физическом развитии младенец прибавляет 100–200 г в неделю. В среднем за 1 месяц жизни идет прибавка в весе 600 г, в дальнейшем ежемесячно примерно 800 г.

Психическое развитие ребенка в 1 месяц

  • Начиная с третьей недели, новорожденный начинает понимать, как добиться своего. Если необходимо внимание мамы начинаются громкие, продолжительные крики. В 1 месяц у ребенка возрастает потребность социального общения, малыш уже ориентирован на родителей. Любит смотреть на новые лица, начинает улыбаться в ответ. Удивляется, поражается новым звукам.
  • На данном периоде психологическое развитие зависит от физического состояния. Многие педиатры рекомендуют ежедневно проводить легкий массаж в виде поглаживаний. Здоровому малышу предпочтительны именно руки мамы или папы: это позволяет установить более тесный контакт с родителями и положительно влияет на психоэмоциональный фон новорожденного.[1]
  • Пока у ребенка только два варианта выражения эмоций — улыбка и плач. Способность отвечать улыбкой в ответ развивается к концу четвертой недели. Правильному развитию ребенка способствует здоровая атмосфера в доме, нужно избегать конфликтных ситуаций и не выяснять отношения на повышенных тонах при младенце.
  • Исследования показали, положительный контакт в ходе общения с родителями, несет больше пользы для эмоционального и психологического развития ребенка. Были проведены эксперименты с младенцами в возрасте до четырех месяцев с использованием как положительного прикосновения (поглаживание или объятия), так и отрицательного (толкание, пощипывание или щекотка).
  • Дети, которые получали положительные прикосновения, плакали реже, а улыбались намного чаще, чем младенцы с отрицательными касаниями. Было выявлено, что новорожденные с негативным опытом общения в младенчестве, чаще испытывали проблемы эмоционального и поведенческого характера в дальнейшей жизни.

Тревожный симптом: патологии у новорожденных

Несмотря на то, что новорожденный ребенок находится под тщательным наблюдением педиатра и других специалистов, именно от маминой внимательности и реакции часто зависит своевременное выявление тех или иных патологий у малыша.

О том, какие симптомы нельзя пропустить у крохи во избежание серьезных проблем со здоровьем в будущем, нам рассказала врач-педиатр клиники «9 месяцев» Авдеева Наталья Николаевна.

— Наталья Николаевна, какие патологии чаще всего встречаются у новорожденных?

— Почти 99 % новорожденных детей имеют неврологические отклонения, которые поначалу бывают минимальными и, при адекватном ведении ребенка, в большинстве случаев нивелируются к году.

— Что значит «адекватное ведение ребенка»?

— Имеется в виду вовремя проведенный массаж, вовремя начатая гимнастика… Причем, хочу заметить, что даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился вовремя поворачиваться, садиться, вставать, ходить. Такие курсы нацелены на доразвитие нервной и, как следствие, скелетно-мышечной систем.

— Какие симптомы могут «подсказать» маме, что у малыша имеется то или иное неврологическое отклонение?

— Родителям следует обязательно обратить внимание на такой симптом, как подергивание подбородочка. Это может свидетельствовать о том, что идет недоразвитие нервной системы и отдельных структур головного мозга. Также должно вызвать опасения вставание ребенка на цыпочки.

Как правило, на такое явление не обращают внимания. Но если малыш встает на цыпочки и при этом перекрещивает ножки, плохо опирается — это может быть слабовыраженным симптомом вялого нижнего парапареза, а в дальнейшем, к годику, может вылиться в ДЦП.
Дело в том, что обычно диагноз ДЦП до года не ставят, так как этот промежуток времени — большой реабилитационный период, когда у крохи есть хороший потенциал для восстановления.

Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека. Здесь должна проходить очень большая работа самой мамы в совокупности с работой невропатолога, врача мануальной терапии, массажиста, врача ЛФК. В лечении применяются водотерапия, медикаментозная терапия, массаж, гимнастика и др.

Еще одним тревожным для мамы симптомом должен стать тремор рук. Обратите внимание, в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук.

Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Здесь тоже необходимо полноценное обследование. Потребуется измерить внутричерепное давление у ребенка, сделать электроэнцефалограмму, проверить реакцию на световые и звуковые раздражители в спокойном состоянии, во сне и т.

д.

Если же в сочетании со вздрагиваниями и испугами у малыша наблюдается также высовывание язычка — это может указывать на такую эндокринологическую патологию, как врожденный гипотиреоз. Изначально в роддоме проводится скрининг, когда берут кровь на 5 инфекций, и генетики это просматривают. Но необходима дальнейшая консультация эндокринолога.

Раннее начало лечения предотвращает инвалидизацию ребенка. В связи с вышесказанным, хочу отметить, что крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.

— Помимо неврологических, какие еще патологии родители могут самостоятельно заподозрить у ребенка?

— О многом говорит реакция малыша на внешние раздражители. Так, если ребенок в 2-3 месяца не реагирует на звуки (погремушки, голос), нужно срочно обратиться к отоларингологу. Первая проверка слуха проводится еще в роддоме, но в трехмесячном возрасте лор-врач обязательно должен осмотреть кроху.

В Казани, например, довольно часто выявляются дети, которые сначала хорошо реагируют на проверки, но в конечном итоге у них обнаруживается кондуктивная тугоухость. Дело в том, что до этого ребенок мог реагировать чисто интуитивно, скажем, не на мамин голос, а на мимику. Бывает, что уже в 3 года таких детей начинают лечить как аутистов, хотя в действительности все дело в тугоухости.

Также должны возникнуть опасения, если ребенок не следит за предметами (на расстоянии 30 см — самое яркое зрение у новорожденных — кроха должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения), к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета. Конечно, сами цвета малыш еще не идентифицирует, но смена цветов должна вызывать у него какие-то эмоции (радость или, наоборот, раздражение). Реакцию зрачка на свет мама тоже может отследить самостоятельно.

Для этого нужно вынести малыша на яркий свет из темного помещения. Если при этом зрачки крохи не сузились, остались такими же широкими, как в темноте — значит, ребенок не видит свет, что говорит о патологии сетчатки глаз. В то же время, одинаковое сужение зрачка — это уже патология неврологическая.

В любом случае, нужно срочно обратиться к специалистам.

На плановом осмотре у хирурга в месячном возрасте следует обязательно обратить внимание врача, если малыш часто и обильно срыгивает. По сути, ребенок должен срыгивать. Первые три месяца кроха дает отрыжку практически после каждого кормления.

Но он не должен «фонтаном» выдавать всю еду наружу. Если так происходит, и ребенок за первые месяц-два плохо прибавил в весе, необходимо исключать пилороспазм — серьезную хирургическую патологию, требующую госпитализации.

Также мама должна внимательно следить за частотой и объемом мочеиспускания у ребенка. Считается, что до трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это весьма тревожный симптом, который может указывать на такое серьезное заболевание мочевыводящей системы, как уретерогидронефроз, к сожалению, в последнее время встречающееся довольно часто.

Выявить его можно уже на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте. Здесь важно не упустить время, так как уже к 3 месяцам, при отсутствии лечения, происходит отмирание тканей почки.

Еще одним тревожным для мамы «звоночком» могут явиться бледность и синюшность носогубного треугольника у малыша, когда ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может быть вызвано низким гемоглобином, и в таком случае бывает достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако важно не пропустить и кардиологическую патологию.

Опять же, на последних сроках беременности при УЗИ-обследовании определяют грубые пороки сердца, но могут быть и малые аномалии, которые выявляются только после рождения малыша. Часто к трем годам малые аномалии нивелируются сами собой, но вполне возможно, что потребуется вмешательство. Поэтому если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив (в норме грудные дети не потеют!), имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца.

Нужно заострить на этом внимание педиатра, сделать кардиограмму, УЗИ сердца и записаться на прием к кардиологу.

В заключение хотелось бы обратиться ко всем молодым мамам: будьте внимательны к своим малышам, доверяйте интуиции и не стесняйтесь задавать вопросы врачу, рассказывайте обо всех своих подозрениях.
Вовремя забитая тревога — залог своевременного и успешного лечения, а значит, и здоровья вашего крохи!

Таблица тревожных симптомов

Патологии Симптомы Действия
Неврологические отклонения Подергивание подбородочка. Вставание ребенка на цыпочки, при этом малыш перекрещивает ножки, плохо опирается. Это может быть симптомом вялого нижнего парапареза, в дальнейшем (к году) может вылиться в ДЦП.

Тремор рук, надо обратить внимание в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук и т. п.

Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Высовывание язычка. В сочетании со вздрагиваниями может говорить об эндокринологической патологии — врожденном гипотиреозе.

Необходимо обратиться к невропатологу.

У многих детей неврологические отклонения минимальны и, при адекватном ведении ребенка, нивелируются к году. Применяются массаж, гимнастика, водотерапия, медикаментозная терапия и др. Могут потребоваться дополнительные обследования.

Тугоухость Ребенок не реагирует на звуковые раздражители (погремушки, голос). Обратиться к отоларингологу.

Первый скрининг проводится еще в роддоме, но лор-врач обязательно должен осмотреть малыша в 3 месяца.

Патология сетчатки глаз 1. Ребенок не следит за предметами, к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета (смена цветов не вызывает никаких эмоций). 2.

После того, как ребенка из темного помещения вынесли на яркий свет, его зрачки не сузились, остались широкими.

Обратиться к окулисту. Внимательно следите за реакцией ребенка. У новорожденного 30 см — самое яркое зрение.

Кроха должен «поймать» на расстоянии 30 см мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения.

Хирургическая патология Ребенок часто срыгивает «фонтаном», плохо набирает в весе при адекватном кормлении. Все это может свидетельствовать о пилороспазме. На плановом осмотре у хирурга необходимо заострить внимание на имеющейся проблеме.
Патология мочевыводящей Считается, что в норме ребенок до 3-месячного возраста должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это может свидетельствовать о серьезном заболевании — уретерогидронефрозе, которое, при отсутствии своевременного лечения, приводит к отмиранию тканей почек. Уретерогидронефроз часто выявляют на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании.

Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте.

Пороки сердца Бледность и синюшность носогубного треугольника. Ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может свидетельствовать о низком гемоглобине, и в этом случае часто достаточно назначить лечение кормящей маме.

Однако если при этом у малыша наблюдается одышка, он потлив, имеются бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца.

Необходимо обратиться к педиатру, который назначит ребенку электрокардиограмму и УЗИ сердца. С результатами обратиться к кардиологу.

Даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста.
Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека.
Крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки.

Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.
На расстоянии 30 см новорожденный должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения.
До трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час.

Если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив, имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца.

КАК НАБИРАЮТ ВЕС ГРУДНИЧКИ?

Многие мамы малышей-грудничков испытывают волнение, когда их кроха оказывается на весах. Почему именно грудничков? Потому, что с детьми на искусственном вскармливании определенности больше: нормы прибавок для них относительно стабильны, ведь они получают питание со стабильным составом в четко отмеренном количестве и потому прибавляют именно столько, сколько предполагает производитель детского питания. А с детками, которые кормятся грудным молоком, всё сложнее – границы нормы для них значительно шире, но не все об этом знают…

Первый месяц особо важен

В первый месяц большинство грудничков прибавляют в весе наиболее активно. В это время бурно развивается нервная система, укрепляется и растет костная система, а «грудничковый жир» обеспечивает миелинизацию нервных окончаний: нервное волокно, покрытое состоящим из жиров и белков миелином, гораздо быстрее и точнее проводит сигналы, что в итоге обеспечивает хорошее развитие малыша. Поэтому прибавка в 1500-2000 г для грудничка не просто не плоха, но даже хороша: такие детки впоследствии гораздо быстрее проходят вехи моторного развития.

Вместе с тем возможны ситуации, при которых ребенок даже и в первый месяц жизни будет прибавлять не особенно хорошо. Чаще всего это является генетической особенностью – если папа с мамой не особенно крупные, то и малыш не будет отличаться большими размерами. Но иногда низкие прибавки могут указывать на неправильную организацию грудного вскармливания, а в некоторых случаях – на болезнь малыша, и эти обстоятельства не нужно упускать из виду.

Что должно насторожить маму новорожденного? Прежде всего, большинство детей на вторые-третьи сутки после рождения теряют в весе. Происходит это потому, что младенец избавляется от первородного стула – мекония и теряет излишнюю влагу, которая должна была в родах помогать пройти через родовые пути без повреждений. Пока потеря веса укладывается в границы 5-8% от веса при рождении, ее называют физиологической.

Никакой особой коррекции это не требует, нужно просто прикладывать малыша к груди с достаточной частотой – даже если маме кажется, что у нее в груди буквально несколько капель, молозиво является очень энергетически насыщенной пищей, а потом и молоко придет. Но в тех случаях, когда потеря веса оказывается больше 8%, либо ребенок продолжает терять вес спустя 4-5 суток после рождения – зачастую без докорма под контролем врачей не обойтись, таким образом могут проявлять себя серьезные проблемы со здоровьем крохи.

Следующая «контрольная точка» — две недели жизни ребенка: к этому времени он обязательно должен восстановить вес при рождении. Те же самые 5-8% хоть и кажутся не очень большими, но для крохи, у которого весы после появления на свет показали 3500 г, это 175-280 г потери. И эту потерю малыш должен компенсировать за счет кормления маминым молочком.

И все же большинство мам впервые взвешивают своих деток в возрасте около месяца, на первом визите в поликлинику. И в этот момент должно оказаться, что месячная прибавка составила не менее 500 г от минимального веса ребенка. Обратите внимание, не веса при рождении, а именно минимального веса, уже после того, как прошла послеродовая потеря в весе! Ведь, как уже говорилось, разница между весом после родов и минимальным весом ребенка может быть очень заметной, эту разницу ребенок тоже еще должен нагнать.

И все же, если ребенок прибавил около 500 г – это повод задуматься об обращении к консультанту по грудному вскармливанию, который сможет оценить, нет ли ошибок в организации кормления, и подсказать пути к улучшению прибавок малыша. Случается, что мамы считают: лишь бы ребенок кормился грудью, а в груди было молоко, и все будет хорошо. Но иной раз оказывается, что из-за неправильного прикладывания ребенок не может высосать достаточное количество молока, и много спит просто из-за недостатка сил…

Если же прибавка окажется менее 500 г от минимального веса – крохе придется вводить докорм. Если низкие прибавки сочетаются с вялостью, сонливостью, частыми срыгиваниями, рвотами – обязательна консультация с педиатром относительно здоровья ребенка! А при прибавке за первый месяц менее 200 г от минимального веса – малышу предлагается госпитализация.

Не мало ли?

Предположим, что первый месяц мы миновали успешно. Но что нас ожидает дальше? Минимальная норма прибавок в 500 г за месяц распространяется на первые четыре месяца жизни ребенка. Эта норма зафиксирована в специальных таблицах прибавок веса для деток на грудном вскармливании, разработанных Всемирной Организацией Здравоохранения в 2004 году на основании масштабного исследования во всех концах света на почти 6 тысячах грудничков.

Оказалось, что у деток, которые кормятся маминым молоком, особенности развития одинаковы вне зависимости от расы и страны проживания! Эти таблицы были рекомендованы в качестве общих нормативов развития для детей на грудном вскармливании.

Проблема только в том, что многие российские педиатры до сих пор не знают об этих таблицах и в своих представлениях о норме веса, роста и развития детей ориентируются на таблицы тридцатилетней давности, разработанные на данных о росте детей-искусственников. А те прибавляют по 600-800 г в месяц в первом полугодии жизни, и по 500-700 г в месяц во втором. В результате к году средний искусственник оказывается меньше ростом и больше весит, чем средний грудничок, и хуже овладевает двигательными навыками.

Но педиатры, глядящие в старые таблицы, требуют то более редкого кормления для активно прибавляющих младенцев первых месяцев жизни (что приводит к снижению лактации у мам), то докорма смесью для малышей после четырех месяцев, прибавки которых снижаются.

Детки, которые кормятся маминой грудью, в 4-6 месяцев начинают активно осваивать новые навыки – много двигаются, пробуют садиться, некоторые даже пытаются ползать, и тогда их прибавки обычно составляют 500-600 г/месяц. Во втором полугодии прибавки становятся еще меньше: в 6-9 месяцев — 300-500 г, а после девяти месяцев, когда многие начинают ходить, и вовсе обычное дело прибавлять по 100-300 г/месяц.

Что делать, если ваш малыш прибавил еще меньше, чем предполагают грудничковые нормы? Прежде всего – повторить взвешивание, сначала сразу же, а затем через несколько дней! Сотни и тысячи мам потратили много нервов просто из-за неисправных или неотрегулированных весов.

Если все же предположение о слишком низких прибавках подтверждается — подумайте, не было ли в последнее время факторов, которые могли бы вызвать снижение темпов прибавок. К таким факторам относятся, например, стресс (и мамин, и в особенности ребенка); болезнь (опять же и мамы, и малыша); изменение маминого гормонального статуса (например, некоторые гормональные контрацептивы могут снижать выработку молока); увеличение промежутков между кормлениями; иногда к снижению темпов и даже остановке прибавок приводят прививки, грудничковое плавание или массаж.

Если вы обнаружили какой-то из этих факторов — конечно, в первую очередь нужно подумать, как минимизировать его влияние на малыша. В работу над ростом прибавок входят также оценка прикладывания ребенка к груди (которое может изменяться со временем), увеличение частоты кормлений (в первые полгода жизни ребенок в среднем прикладывается к груди 10-15 раз в сутки); убирание сосок; ночные кормления не менее 2 раз в период с 3 до 8 часов утра, когда активнее всего вырабатывается гормон пролактин, от которого зависит количество молока. Сразу нужно заметить, что хотя многие мамы в первую очередь делают ставку на лактогоны, собственное питание и отдых, но все это имеет очень второстепенное значение.

Если другие действия не выполняются, то мама может пить любые лактогоны, есть что угодно и спать сколько хочет – на количество молока и соответственно прибавки малыша это особо не повлияет.

А что если слишком мало?

Комментирует Татьяна Ларионова, врач-специалист по грудному вскармливанию, преподаватель по курсу ВОЗ «Консультирование по грудному вскармливанию»:

— Если ребенок первых месяцев жизни прибавляет слишком мало (значительно ниже минимального уровня нормы или вес вообще стоит), для родителей это должно стать поводом для беспокойства. Наиболее очевидная причина отсутствия прибавок – дефицит питания (ребенок может не всегда высасывать достаточно молока из груди). Чем это опасно? Растущему организму нужен пластический материал и для тканей, и для головного мозга.

Основным пластическим материалом является белок, который в норме ребенок получает из грудного молока – резерва белка у детей нет, причем углеводы и жиры не могут заменить белок. Кроме пластической функции, белки несут и другие – каталитическую (входят в состав всех ферментов), гормональную (входят в состав многих гормонов), они участвуют в транспорте кислорода (гемоглобин имеет белковую природу), углеводов, витаминов. Соответственно, при дефиците питания недостаток белка скажется на всех процессах роста организма, формирование нормальных функций органов просто будет отставать от нормы.

Причем первыми начинают страдать те органы, где высокая скорость обновления белков — кроветворные органы и кишечник. Поражение слизистой кишечника приводит к ухудшению всасывания пищевых компонентов, что еще больше ухудшает общее состояние организма. Если говорить о кроветворных органах, то недостаток белка приводит к угнетению кроветворения и развитию анемии.

Далее — снижается выработка антител (они белковой природы), а значит, снижается иммунитет. Замедляется и нервно-психическое развитие. Поэтому, если ваш малыш остановился в весе – не выжидайте, пока все наладится «само собой», этого может и не произойти, а ведь развитие в первые месяцы жизни ребенка имеет значение на годы вперед.

Обращайтесь к специалистам, ищите причину низких прибавок и устраняйте ее!

Не много ли?

Этот вопрос, как правило, начинает беспокоить мам во втором полугодии жизни деток. Действительно, в первые два-три месяца жизни ребенок вполне может прибавлять по 1,5-2 кг, но потом темпы прибавок обычно снижаются! Если же детку в полгода трудно носить на руках, потому что он весит как иные в год – в первую очередь расспрашиваем родню: чаще всего оказывается, что это обусловлено наследственно, и папу или саму маму родственники припомнят такими же бутузами.

Но если это не так, и вроде бы никаких внешних предпосылок к форсированному набору веса нет – обязательно посетите детского эндокринолога. Большие прибавки без снижения темпов от месяца к месяцу могут указывать на гормональные расстройства либо другие заболевания, которые тем лучше поддаются коррекции, чем раньше обнаружены.

Простые вопросы

Вы все-таки беспокоитесь, не слишком ли много или мало прибавляет ваш кроха? Для полной уверенности, что со здоровьем ребенка все в порядке, зарубежные специалисты по детскому здоровью Джей Гордон и Черил Тейлор Вайт рекомендуют ответить на такие вопросы:

  • Действительно ли часто ваш ребенок прикладывается к груди?
  • Достаточно ли часто ребенок мочится и какает? Моча у ребенка чистая, прозрачная, бледно-желтая?
  • Глаза у ребенка яркие и блестящие?
  • Имеет ли кожа ребенка здоровый цвет и структуру?
  • Энергично ли двигается ребенок?
  • Растут ли у него ногти?
  • Выполняет ли он нормы развития?
  • Чаще всего он доволен и игрив?
  • Сменяются ли периоды отдыха периодами активности?

Ответ «нет» на несколько вопросов из списка говорит о том, что ситуацию нужно обязательно обсудить с врачом. Если же ваш малыш шустрый, доволен жизнью, хорошо растет и ведет себя как здоровый, то обычно все в порядке!

По материалам сайта АКЕВ

Мама-психолог: 7 секретов, как справиться с первенцем и не сойти с ума

«Проработав десять лет в школе, изучив на практике особенности всех возрастов от пяти и до девяносто пяти лет, я была уверена, что знаю о детях все. И даже больше. Однако так близко к провалу я еще не была никогда. »

Молодая мама и школьный психолог Елена Мудрак рассказывает, что помогло ей на первом году жизни ребенка.

Немного отойдя от наркоза и получив наутро маленького человечка, завернутого как шаурму, я долго его рассматривала. Пыталась понять логически, что же теперь с ним делать. Медсестры и соседки по палате что-то советовали, но четкого алгоритма у меня в голове так и не сложилось.

А дальше выписка, недосып, ночные кормления, колики и плач — поди, догадайся, по какой причине. Первую неделю я очень переживала и чувствовала полный спектр «радостей»:

  • подавленность;
  • ужас от того, что у меня нет дальнейшего алгоритма;
  • измотанность от недосыпания;
  • тревогу за здоровье маленькой «шаурмы».

Мне повезло, что это не переросло в хроническое состояние, ведь от послеродовой депрессии никто не застрахован.

О послеродовой депрессии. Если сниженное настроение, тревога, заторможенность, проблемы со сном, изменение аппетита беспокоят дольше двух недель, это может быть депрессия. Не стесняйтесь обратиться к врачу-психотерапевту или психиатру.

За неделю «шок» прошел, и я стала приходить в себя. А потом как с велосипедом — просто «села и поехала». Открывая для себя новые дорожки непростого пути материнства. Спотыкаясь о кочки, падая в лужи, царапаясь о ветки пролетающих мимо деревьев. Тропа за тропой, я чертила свой маленький путеводитель — путеводитель в страну счастливых мам.

Сегодня моему сыну Семену Алексеевичу одиннадцать месяцев, и я готова поделиться путеводителем с мамами, которые начинают этот путь.

Секрет № 1 Молодой маме нужна поддержка «бывалых» и понимание родных

Лично мне во многом помогли друзья — молодые родители, которые регулярно интересовались, как дела, отдавали одежду и всякие нужности, а также делились советами бывалых «путешественников». Если таких людей в вашем окружении нет, можно искать поддержку на форумах, в пабликах молодых мам и на прочих «детских площадках». А, и на обычных детских площадках тоже!

Родители и муж взяли на себя часть обязанностей по домашнему хозяйству, но благодаря друзьям мне было спокойнее и веселее.

Очень помогли ежевечерние разговоры с мужем: мы перечисляли все позитивное, что произошло за день, и поддерживали друг друга однозначным «Мы справимся!».

  • общаться с опытными родителями,
  • не стесняться просить о помощи,
  • делегировать полномочия в семье,
  • говорить о материнстве в позитивном ключе,
  • отдыхать при первой же возможности.

Секрет № 2 Ребенок развивается последовательно, но не обязательно «идеально» по учебнику

Спустя месяц я научилась жить в новом ритме и стала внимательно читать про периоды развития ребенка. Я изучала их на психфаке, но теория требовала повторения и отработки на практике. Для меня, в том числе как для психолога, было важно, чтобы малыш соответствовал «норме».

Я перечитывала главы «развитие ребенка в N месяцев — норма» и зачитывалась мамскими форумами. Вот тут я получала много разрозненных сведений. У одной ребенок в год начал произносить звуки, у другой уже в шахматы играл. Сначала это приводило меня в ужас, но потом я сделала главный вывод — все дети разные!

  • не ориентироваться на первую попавшуюся таблицу — найти несколько и вывести «среднюю температуру по больнице»;
  • читать качественную литературу о развитии детей — написанную психологами, выпущенную сотрудниками кафедр, научных учреждений;
  • критически относиться к источнику «та тетя сказала»;
  • принять как данность, что все дети разные.

Да, надо помнить: точных критериев не существует.

Теорией, в соответствии с которой я стала отслеживать развитие малыша, стала теория Л. С. Выготского.

Он описывал развитие ребенка через новообразования, зону ближайшего развития, кризисы и ведущий тип деятельности. Мне также помогла периодизация развития ребенка по Д. Б.

Эльконину. Для меня это служило неплохим ориентиром для отслеживания периодов развития моего малыша. Сверившись с предложенными им периодами развития, важно проверить самое главное — новообразование возраста.

Если хотите узнать больше про теории Выготского и Эльконина, нажмите на скрытую часть ниже.

Про этапы развития и новообразования

Кликните по заголовку, чтобы прочитать текст

Новообразование — новый способ взаимодействия человека с действительностью, который появляется на каждом последующем этапе развития.

Пример. Ваш кроха еще вчера реагировал на ваше и присутствие другого человека в комнате одинаково, а сегодня утром он проснулся и одарил улыбкой только вас.

Период младенчества по Д. Б. Эльконину состоит из двух подпериодов:

  • I подпериод — до 5-6 месяцев,
  • II подпериод — от 5-6 до 12 месяцев.

В первое полугодие:

  • Интенсивное развитие сенсорных механизмов (сосредоточение, слежение, круговые движения).
  • Реакция на новизну (по М. П. Денисовой, в том числе заключается в длительности удержания взгляда на новом предмете).
  • Развитие слухового восприятия (появляются реакции на голос матери).
  • Развитие тактильной чувствительности (имеет важное значение для возникновения акта хватания и обследования предмета).
  • Развитие голосовых реакций (возникают первые призывы — попытки привлечь взрослого с помощью голоса: гуление, гуканье, лепет).

Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, и начинается II подпериод младенческого возраста.

Во второе полугодие:

  • Развитие акта хватания — первого организованного, направленного действия.
  • Возникновение результативных действий (от 4 до 7 месяцев, простое перемещение предмета, двигание им, извлечение из него звуков).
  • Формирование соотносимых действий (ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой: ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него).
  • Формирование функциональных действий (10–11 до 14 месяцев: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах).

К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.

Про кризисы, зону ближайшего развития и ведущую деятельность

Новообразования формируются через кризисы.

Кризис — некоторое противоречие, которое возникает по мере взросления ребенка.

Пример. Малыш умеет переворачиваться достаточно хорошо, но уже желает ползать, хотя физически пока к этому не готов. Начинаются капризы и отчаянные попытки воплотить свое желание в реальность («хочу, но пока не могу»).

За этим следует желание сидеть, ходить, изучать новые предметы — все это открывает новые границы пространства и своих возможностей. Кризис как раз является тем маркером, который сигнализирует о готовности переходить на новый этап развития.

К 9 месяцам (начало кризиса первого года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого.

Второе основное достижение этого возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов.

Зона ближайшего развития по Выготскому — разница в актуальном и потенциальном развитии ребенка.

Пример. Малыш уже не интересуется погремушкой с горошинкой внутри, а стремится потрогать взрослые вещи, изучить их, попытаться повторить за взрослым манипуляции.

Ведущий тип деятельности по Выготскому — деятельность, способствующая психическому и умственному развитию, наиболее соответствующая данному периоду.

Ведущий вид деятельности в возрасте до года — преимущественно эмоциональное общение со взрослым.

Секрет № 3 Мамины эмоции «заразны»

Любые мои эмоции быстро передавались малышу. Мне приходилось контролировать себя: чем больше раздражалась я (а я раздражалась, так как бессонные ночи и перфекционизм не давали спокойно жить), тем больше был раздражен малыш. В итоге он капризничал, я нервничала еще больше, получался замкнутый круг.

Пришлось подтянуть навыки релаксации. Отличное решение — медитативные техники. Подойдет, например, медитация покоя из книги М. Р. Гинзбурга «Эриксоновский гипноз: систематический курс»:

Я стала спокойнее и, соответственно, ребенок тоже. Малыш быстрее успокаивался, спокойнее засыпал, меньше плакал. Научиться расслабляться было трудно, но все дело в желании и тренировках.

  • «подружиться» со своими эмоциями, а не давить их: если дело плохо, отойти в другую комнату на пять минут и выдохнуть; если очень плохо — оставить мужа с ребенком и сходить прогуляться;
  • изучить медитативные техники: можно просто лежать и представлять себя в приятном месте — на берегу моря, в лесу у журчащей реки;
  • отдыхать, отдыхать и отдыхать.

Секрет № 4 У детского плача (и других звуков) всего несколько причин, которые можно вычислить

В первые два месяца, в период, когда складывается индивидуальная, отдельная от матери, психическая жизнь ребенка, я с легкостью определяла причины плача — сон, еда, болит животик. Здесь важную роль играла последовательность в действиях. При плаче сначала предлагала грудь: если присасывался и сладко засыпал, значит был голоден и хотел спать.

Если это не срабатывало, малыш поджимал ножки и плакал всё сильнее, давала ветрогонное.

К концу второго месяца плач стал средством общения, ребенок научился привлекать мое внимание. Обычно, это происходит одновременно с развитием комплекса оживления: замирание с фиксацией внимания на предмете или звуке, которое сменяется улыбкой, вокализацией, радостными вскриками, двигательным оживлением, например, при приближении матери.

С четвертого по шестой месяц добавились зубы: малыш неистово пихал свои и мои пальцы в рот, рычал, грыз все, что попадало под руку, и истекал слюнями.

  • прислушиваться к ребенку и изучать зоны ближайшего развития, это поможет вам быстрее удовлетворять его актуальные потребности.

Секрет № 5 Речь развивается благодаря общению, а не учению

С шестого месяца кроха стал различать мою интонацию. Мама «строгая» — надо уползти к игрушкам, мама «добрая» — можно побаловаться с ней, посмеяться и повизжать. Так закладываются основы речевых навыков.

Я не читала вслух книги, стихи, потешки из интернета, они удивляли меня нескладностью и отсутствием смысла.

Вместо этого я пела ребенку песни (плохо, но долго), комментировала свои действия, особенно при приготовлении пищи. К еде малыш был неравнодушен, поэтому она привлекала больше внимания. Показывала и называла черно-белые картинки — у ребенка на первом году зрение только начинает формироваться, и он может различать только контрастные цвета: крупные черные фигуры на белом фоне, остальное для него пока «белый шум».

Давала потрогать различные материалы: мягкие ткани, расчески, пакетики, обертки, кнопки, пуговицы, деревянные игрушки, колокольчики.

С помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов малыш привлекал к себе внимание взрослых. Каждый месяц у нас были новые звуки: вот он с утра звонко кричит «АГА! АГА!», а затем это сменяется «амама» и «бабаба».

Самым интересным моментом было выражение блаженства. Так в девять месяцев, развалившись как барин на двух одеялах, он с упоением издавал звуки, похожие на мурлыканье.

  • разговаривать с ребенком, реагировать на его попытки общаться.

Секрет № 6 Поездки с годовасиком — это не смертельно

В самое активное время малыша, с шести до девяти месяцев, мне посчастливилось пожить на даче с родителями. Это существенно облегчило бытовые муки и позволило освоить новые занятия — игры в двухэтажном доме, рассматривание флоры и фауны, знакомство с соседями.

Променад на участке и прогулки по массиву с дедушкой и бабушкой оказались раем. Конечно, пришлось попыхтеть, решая каждый месяц новые задачи. Смена арсенала погремушек на крупные паззлы и новые игрушки, ежедневное фанатичное обеззараживание всего в радиусе ста метров, перестановка в доме согласно потребностям малыша, сведение к минимуму опасностей, которые подстерегают в обстановке взрослой жизни, соблюдение правил гигиены, поддержание аптечки малыша, которая, по своему ассортименту, вполне могла бы конкурировать с аптечным пунктом небольшого городка.

Но все это уже приносило радость, и решения этих задач приходили легко.

За этот период мы не только освоили умение самостоятельно садиться, вставать на ножки и ходить с поддержкой, но и произвели заметный скачок в психическом развитии. Я стала замечать произвольное повторение тех форм поведения, которые доставляют ребенку удовольствие, разную реакцию на родных и незнакомых людей, появление первых страхов. К этому прибавилась произвольность движений и жестов, управляемость, понимание слова «нельзя».

Все перечисленное заложило основу для следующего новообразования — предметной деятельности. Расширились границы доступного мира.

Предметная деятельность — деятельность с предметами согласно их назначению.

В этом периоде развития (после восьми месяцев) также формируется чувство безопасности, защищенности, а, следовательно, и степень открытости к миру, доверия к окружающим. Поэтому я всячески проявляла внимание, любовь, ласку, старалась мгновенно реагировать на его просьбы. Объясняла причину громкого звука или движения, так напугавшего кроху.

  • не ограничивать себя в комфорте и впечатлениях, активная жизненная позиция будет полезна не только вам, но и развитию вашего малыша.
Adblock
detector