Причины для отказа от служебной квартиры в 2022 году

Содержание
  1. Нормы об обеспечение военных жильем
  2. Основания для отказа от предложенного жилья
  3. Порядок отказа
  4. Важные нюансы
  5. Основные понятия
  6. Основания для выселения из служебного жилья
  7. Кого не могут выселить из служебного жилья?
  8. Нужна ли юридическая помощь в спорных ситуациях?
  9. Типовое положение
  10. Исковая давность
  11. Назначение помещения
  12. Как осуществляется приватизация служебной квартиры
  13. Проживание в служебной квартире
  14. Кого нельзя выселить из служебной квартиры
  15. Объекты, которые не подлежат передаче в собственность
  16. Пошаговая инструкция
  17. Заявление на приватизацию
  18. Решение организации-собственника помещения
  19. Передача квартиры в муниципальный фонд
  20. Перечень документов для приватизации
  21. Сроки рассмотрения заявления
  22. Регистрация права собственности
  23. Ликвидация учреждения
  24. Судебная практика
  25. Что нужно учитывать в деле о выселении из служебного жилья

Российское государство довольно много внимания уделяет обеспечению военных всем необходимым. Помимо ежемесячного денежного довольствия им обязаны предоставить жилье или вместо него денежная сумма на приобретение/строительство недвижимости для проживания.

О собственном жилье мечтают многие, и данная норма позволяет решить эту проблему. Но есть ряд ситуаций, когда от предложенных вариантов приходиться отказываться. В этой ситуации важно сделать все правильно и следует заранее разобраться, как военнослужащему оформить отказ от жилья.

Нормы об обеспечение военных жильем

ФЗ №76 от 27.05.1998 устанавливает, что каждый военный должен быть обеспечен жильем или денежной компенсацией при его найме. При этом расходы на эти нужды принимает на себя российское государство.

Важно. Федеральный закон также указывает норму площади. Она составляет 18,5 кв. м на самого военнослужащего и столько же на каждого члена семьи.

Если государство не имеет возможности предоставить сразу жилое помещение установленной нормы, то военнослужащему могут быть предложены следующие временные варианты решения проблемы:

  • предоставление места в общежитии ;
  • предоставление жилья из маневрового фонда;
  • выделение жилой недвижимости меньшей площади.

Все временные решения проблемы предусматривают, что как только будет найдена квартира подходящей площади, так она будет выделена военному. Соглашаться или нет на временное решение каждый решает сам. Если военнослужащий отказался от предложенных вариантов, то ему могут выплачивать компенсацию за поднаем жилья или оплачивать аренду за него.

Основания для отказа от предложенного жилья

Если предложенное жилое помещение не устраивает военнослужащего, то он имеет полное право отказаться от него. Но для этого должны быть соответствующие основания, т.е. установленные законом причины. Просто так отказываться из-за непонравившегося места расположения дома или по другим причинам недопустимо.

При оформлении отказа допустимо ссылаться на следующие причины:

  • Слишком маленькая площадь. Если она меньше норм, установленных законом, то отказ допустим, а если просто человек решил получить недвижимость с площадью больше положенной, то нет.
  • Происходит ухудшение жилищных условий. Если в новом доме условия хуже, чем раньше, то военный может отказаться от такого варианта недвижимости. Более того, закон прямо запрещает ухудшение жилищных условий военнослужащих.
  • Несоответствие предложенной недвижимости санитарным нормам и требованиям безопасности. Отсутствие санузлов, поврежденные конструкции здания и т. д. – все это может стать причиной для оформления законного отказа от предложенного варианта недвижимости.

На практике военному довольно часто выгоднее сохранить компенсацию за аренду недвижимости. Она может быть значительно больше, чем сумма платежей за наем жилья или снятая квартира может располагаться в значительно более удобном месте. Но надо все же понимать, что в решении об отказе от предложения всегда есть риск.

Пытаясь схитрить можно остаться без всего.

Не стоит пытаться обмануть соответствующие комиссии. Все причины отказов проверяются. Если их сочтут неубедительными или надуманными, то могут и вовсе исключить «отказника» из очереди. В этом случае он лишиться не только квартиры, но и права рассчитывать на получение компенсации от государства за наем жилья.

Порядок отказа

Если есть все основания отказаться от предложенной недвижимости, то сделать это надо правильно. Соблюдение всех установленных правил позволит и дальше продолжить получать компенсацию, а также претендовать на выделение квартиры в будущем.

После получения уведомления о выделении жилья у военнослужащего есть 5 дней, чтобы оформить отказ. Он должен быть составлен обязательно в письменной форме. Для этого надо пользоваться бланком №2, приложенным к уведомлению.

В обращении военный должен указать следующую информацию:

  • собственные данные (Ф.И.О., личный номер);
  • текущую дату ;
  • непосредственно сам отказ ;
  • причины отказа ;
  • подпись.

Хотя причины пояснять необязательно, сделать это стоит. Иначе могут посчитать, что военнослужащий решил отказаться от недвижимости неправомерно со всеми вытекающими последствиями вплоть до снятия с выплаты компенсации.

Если же предложенная квартира полностью устраивает, то необходимо отправить согласие с ней. Оно дается также в письменной форме на бланке, приложенном к уведомлению. Необходимо сделать это в течение 10 дней.

Иначе будет принято решение, что военнослужащий игнорирует сообщение. Это приведет к снятию с очереди на жилье. Ему также перестанут платить и компенсацию за аренду.

Важные нюансы

Перед тем как написать отказ от предложенного жилого помещения надо все хорошо обдумать, взвесить плюсы и минусы данного решения. Военнослужащий должен при этом учесть целый ряд важных нюансов:

  • Если военнослужащий отказался от предложенной квартиры, то в очереди его переносят назад. Это приведет к тому, что придется снова долго ждать следующего варианта. Точные сроки, к сожалению, никто назвать не может. Особенно учитывая совершенно разную ситуацию в различных регионах.
  • Служебную квартиру нельзя приватизировать. Это одна из основных причин, по которым военные часто продолжают снимать жилье и получать компенсацию. Фактически в служебной квартире у него будет немногим больше прав, чем на съемной.
  • Если в регионе, где военный проходит службу у него имеется другое жилье, то он не может претендовать на служебную квартиру. Это правило установлено законодательством. Основная задача государства – обеспечить военнослужащим достойные условия для жизни, а не просто «раздать» квартиры.

Хотя перспектива получения квартиры привлекает многих военных, надо учитывать наличие некоторых нюансов в ее получении. Иногда ожидания в отношении выделяемой жилой недвижимости и реальность могут совершенно не совпадать. В этой ситуации надо знать, как военнослужащему оформить отказ от жилья правильно.

Основные понятия

Какое жилье можно отнести к служебному, о его назначении и целевом использовании, прописано в ст. 93 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ). Служебные жилые помещения предназначены для граждан, которые назначаются на государственную службу, избираются на выборные должности в органы власти либо если их трудовая деятельность связана с органами власти различного уровня.

Для законного проживания в таком помещении между сторонами заключается договор найма. Его действие распространяется на период прохождения лицом военной службы либо иных трудовых отношений. Когда гражданин заканчивает трудовые отношения с работодателем, соответственно прекращается и действие договора найма.

После чего военнослужащие должны выехать из служебной жилплощади добровольно (ст. 101 ЖК РФ).

Основания для выселения из служебного жилья

Расторжение договора найма может происходить по соглашению сторон, по инициативе нанимателя. Это основания носят добровольный характер. Иначе наймодатель имеет право обратиться в суд для принудительно выселения из служебного жилого помещения.

В суд собственник служебного жилья обращается в случае, если наниматель и члены его семьи нарушают обязательства по установленному договору:

  • Не вносят оплату за проживание, не оплачивают коммунальные услуги более 6 месяцев подряд;
  • Совершают действия, которые приводят к разрушению/повреждению жилплощади;
  • Неоднократно нарушают интересы соседей;
  • Используют служебную квартиру не по назначению.

К основаниям прекращения договора найма также относятся случаи, обусловленные утратой и разрушением специализированной жилплощади, признание его аварийным, перехода права собственности другим лицам.

В законе четко прописано, в каких случаях и для чего гражданину выдают служебную квартиру, комнату в общежитии, дом. Если лицо использует объект недвижимость с нарушением и не по целевому назначению, то это тоже может стать основанием для выселения с утратой прав на другую жилплощадь по найму от работодателя. В ЖК РФ установлен запрет на передачу в аренду, внаем, отчуждение жилья, полученного от работодателя по договору.

Пример из судебной практики № 1. Администрация города Казани, как собственник жилья, обратилась в суд с целью принудительно выселить гражданина Сергеева А.И. из служебной квартиры. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что ответчик после завершения службы был снят с учета и отбыл по месту постоянной регистрации. Однако Сергеев А.И. по настоящее время распоряжается квартирой, передал ее в поднаем и имеет задолженность по оплате коммунальных услуг. Исковые требования истца были удовлетворены в полном объеме.

Кого не могут выселить из служебного жилья?

Часть 2 статьи 103 ЖК РФ описывает исключения из общего правила. Закон предусматривает, что из квартир, комнат в общежитии не могут быть выселены граждане в статусе нуждающихся в жилплощади:

  1. Семьи военнослужащих, сотрудников органов власти и государственных служб.
  2. Пенсионеры, вышедшие на пенсию по старости.
  3. Семьи гражданина, умершего после получения права на квартиру.
  4. Инвалиды I и II группы, получившие травмы на производстве.
  5. Семьи с детьми-инвалидами, с несовершеннолетним ребенком-инвалидом с детства.

Вышеперечисленным категориям лиц при выселении в обязательном порядке предоставляется другая жилплощадь в месте последнего проживания. Вопросами предоставления другой квартиры, комнаты, дома обязан заниматься орган, являющийся собственником служебной жилплощади.

Пример из судебной практики № 2. Супруги Абрамов Н.Л. и Абрамова Т.В. являются пенсионерами по старости. Им присвоены статусы нуждающихся и малоимущих. Своего собственного жилья они не имеют. В суд с иском против них выступил истец с целью принудительного выселения из служебной квартиры. Суд установил, что принудительно выселить ответчиков можно лишь после предоставления им другой жилплощади.

Нужна ли юридическая помощь в спорных ситуациях?

Теоретически в законодательных актах РФ довольно четко прописано понятие о выселении, однако на практике бывает сложно разобраться самостоятельно. Причина в том, что, несмотря на законодательное закрепление понятия выселения и его основных положений, нормативно-правовые акты имеют проблемы, связанные с временными изменениями.

Судебные инстанции могут выносить решения с ошибочным толкованием и применением норм права, а судебная практика имеет свойство меняться. Для исключения спорных ситуаций необходима консультация грамотного юриста, который способен тщательно изучить не только теорию, но и практику по интересующему вопросу.

Помимо исключений, прописанных в ЖК РФ, предусмотрены иные основания для не выселения. Они содержатся в других нормативно-правовых актах РФ и дополнительно охраняют права военнослужащих.

Типовое положение

Постановление Правительства РФ от 17.12.2002 № 897 «Об утверждении типового положения» содержит дополнительные меры по правам военнослужащих на проживание в служебной квартире, доме. Пунктом 28 Типового положения установлено, что не могут быть выселены без предоставления иного жилого помещения:

  • Работники органов правопорядка с выслугой не менее 10 лет;
  • Семьи сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Пример из судебной практики № 3. Первая инстанция удовлетворила иск МЧС России в части выселения военнослужащего Макарова А.Д. из служебной квартиры после расторжения трудового договора. Апелляционная инстанция отменила решение суда, так как не был учтен пункт 28 Типового положения. Макаров А.Д. имел выслугу 15 лет и не мог быть выселен из квартиры без предоставления другой жилплощади.

Исковая давность

Взаимоотношения сторон по служебному найму носят договорный характер. К ним применяются нормы Гражданского кодекса РФ. Спорные жилищные отношения по общим правилам имеют срок исковой давности 3 года.

Это означает, что если после прекращения трудового договора с военнослужащим, сотрудником МВД прошло 3 года, и иск наймодателем не был подан в суд, то срок исковой давности истек.

Прошедший срок исковой давности не является основанием для суда в отказе от рассмотрения дела о выселении. Лучше, если ответчик заранее самостоятельно заявит в письменной форме о пропуске срока.

В соответствии с Федеральным законом в отношении жилищных отношений, которые возникли до 01.03.2005, применяются нормы ЖК РСФСР, который действовал на момент возникновения спора. Во время судебного разбирательства желательно письменно заявить о содержании статьи 108 ЖК РСФСР, на основании которого военнослужащий имеет право на проживание в служебной квартире, комнате, доме.

Назначение помещения

Споры в суде также возникают по причине изменения статуса жилплощади. Возможна ситуация, что на момент передачи жилья гражданину квартиры имела статус служебного жилого помещения. Однако через несколько лет либо из-за смены собственника оно могло перестать считаться таковым.

Судебной практике известны случаи, когда работодатель с целью упрощения своей работы идет в обход своих обязательств и предоставляет квартиру военнослужащему не из специализированного жилищного фонда. В таком случае возможность проживания в таком помещении после прохождения службы сводится к минимуму.

Пример из судебной практики № 4. Два военнослужащих прослужили определенное количество лет в одном подразделении и получили жилую площадь: один – от Министерства внутренних дел России, второй – от администрации города. После прекращения трудового договора первый гражданин, имея выслугу 20 лет, оставит за собой право на служебную квартиру, второй – был вынужден освободить помещение, так как квартира не имеет статус служебной.

Встречаются прецеденты из судебной практики, когда жилплощадь по найму становится объектом жилищных отношений по социальному найму. В таких спорных ситуациях главное – обратить внимание на статус квартиры, комнаты, дома в момент передачи нанимателю. Это условие может стать решающим в суде в пользу гражданина.

Тема выселения из жилплощади, предоставленной гражданину на время службы, имеет множество нюансов. Сформированная законодательная база, не смотря на ее постоянное совершенствование, имеет пробелы. Важно понимать, что любую спорную ситуацию можно повернуть в свою пользу.

Знание своих прав и обязанностей является надежным гарантом на жизнь в достойных условиях.

Как осуществляется приватизация служебной квартиры

Приватизация позволяет гражданам стать полноправными владельцами жилого помещения. Однако статья 4 закона № 1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в РФ» ограничивает категории объектов, которые могут быть переданы в собственность.

Проживание в служебной квартире

Статья 104 ЖК РФ (пункт 3) закрепляет, что жилплощадь передается гражданину на время исполнения им трудовых обязанностей.

На обеспечение служебным жильем могут претендовать следующие категории работников:

  • военнослужащие, заключившие контракт;
  • сотрудники правоохранительных структур;
  • научные работники;
  • бюджетники (учителя, работники сферы здравоохранения);
  • представители МЧС;
  • государственные служащие (судьи, сотрудники различных министерств);
  • работники сферы ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства).

Крупные коммерческие компании предоставляют помещения для проживания квалифицированным сотрудникам.

Депутаты любого уровня также имеют право на предоставление служебной квартиры во время нахождения на выборной должности. Соглашение о найме прекращает действовать при увольнении (или по окончании срока исполнения депутатских обязанностей).

Кого нельзя выселить из служебной квартиры

Одним из условий предоставления ведомственной жилплощади выступает освобождение работником помещения после увольнения. Жильцы обязаны добровольно покинуть служебную квартиру при расторжении трудового договора.

Однако законодательство определило категории лиц, которых нельзя выселить из специализированного фонда без выделения иной жилплощади (статья 103 ЖК РФ).

На выделение альтернативного помещения могут рассчитывать:

  1. Члены семьи умершего нанимателя.
  2. Инвалиды I и II групп, получившие увечье по вине работодателя.
  3. Семьи военнослужащих (сотрудников правоохранительных органов) погибших при исполнении обязанностей.
  4. Пенсионеры, получающие пособие по старости.
  5. Дети, оставшиеся без родительского попечения (до достижения совершеннолетнего возраста).

Предоставляемое помещение должно располагаться в границах населенного пункта.

Объекты, которые не подлежат передаче в собственность

Приватизация служебной квартиры может быть проведена при соблюдении определенных условий. Закон № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предоставляет всем российским гражданам возможность стать владельцами помещений, используемых по договору социального найма.

Не передаются в частную собственность квартиры, расположенные в военных городках закрытого типа.

Также нельзя стать владельцем жилплощади, которая не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям или находится в аварийном состоянии.

Ведомственные помещения не соответствуют следующим требованиям законодательства:

  • квартира выделяется работодателем, а не государством;
  • основанием вселения служит соглашение обычного найма.

Служебное помещение, входящее в специализированный фонд предприятия, может быть передано нанимателю только по разрешению собственника. Исключение составляет жилье, находящееся на территории сельских поселений.

Пошаговая инструкция

Процедура передачи ведомственного помещения гражданам отличается от стандартного переоформления муниципальной жилплощади.

Алгоритм действий включает следующие этапы:

  1. Запрос согласия собственника.
  2. Перевод квартиры на баланс муниципалитета.
  3. Подготовка документов.
  4. Подача заявления в орган местного самоуправления.
  5. Регистрация права собственности в Росреестре.

Если предприятие или муниципальные власти отказывают в передаче квартиры, наниматель вправе обратиться с иском в судебную инстанцию.

Заявление на приватизацию

Процесс переоформления недвижимости начинается с обращения к работодателю. Форма ходатайства о передаче жилья не регламентирована законодательно. Заявление можно написать от руки или напечатать на компьютере.

В документе необходимо указать:

  • наименование организации-работодателя;
  • данные заявителя (фамилия, имя, отчество, контактную информацию);
  • сведения о членах семьи нанимателя, зарегистрированных в квартире;
  • дата и основания предоставления служебной жилплощади;
  • технические характеристики помещения (адрес, площадь, количество комнат);
  • просьбу о передаче недвижимости в порядке приватизации;
  • основания, позволяющие оформить собственность (локальные акты предприятия, ссылки на законодательство).

Решение организации-собственника помещения

Закон № 1541-1 (статья 4) предусматривает возможность передачи ведомственных квартир гражданам, если собственник жилищного фонда не возражает против приватизации.

В большинстве случаев для вынесения положительного решения необходимо соблюдение следующих условий:

  • заявитель проживает в квартире на основании официального договора найма;
  • сотрудник добросовестно исполняет должностные обязанности;
  • стаж работы на предприятии (или в бюджетной сфере) составляет не менее 10 лет.

Решение о передаче (отказе) помещения подписывает руководитель организации. Документ должен быть зарегистрирован и заверен печатью.

Сельским жителям государство предоставляет право приватизировать служебное жилье независимо от согласия собственника.

Передача квартиры в муниципальный фонд

Одним из требований к претендентам на безвозмездное получение помещения в собственность является проживание по договору социального найма. При вселении в ведомственную квартиру сотрудник подписывает соглашение о срочном пользовании. В случае увольнения документ прекращает действовать.

Поэтому основным этапом приватизации служебного помещения выступает его передача в собственность муниципалитета.

Процедуру переоформления осуществляет организация-собственник. Изменение статуса подтверждает постановление органа местного самоуправления о принятии жилплощади на баланс города.

Следующим шагом является заключение договора социального найма. Соглашение с муниципалитетом заключается на неопределенный период.

Перечень документов для приватизации

В список бумаг, которые требуется представить для оформления помещения в собственность, входит множество различных справок и выписок.

Обязательный комплект документации включает:

  • заявление;
  • согласие (или отказ) всех членов семьи на участие в приватизации;
  • постановление о переводе служебной жилплощади в муниципальный фонд;
  • соглашение о социальном найме;
  • справка о лицах, прописанных в квартире;
  • копии удостоверений личности жильцов (паспорт или свидетельство о рождении);
  • техпаспорт объекта, выполненный специалистами БТИ;
  • выписку из лицевого счета (для подтверждения своевременной оплаты коммунальных услуг).

Государство предоставляет каждому гражданину возможность однократного участия в приватизации (ст. 11 Закон № 1541-1). При обращении с заявлением о передаче жилья необходимо представить справку о том, что ранее право не использовалось.

Специалисты жилищной структуры муниципалитета могут запрашивать дополнительные документы (например, выписку из ЕГРН об отсутствии иной недвижимости).

Сроки рассмотрения заявления

Законодательство отводит два месяца на принятие решения о бесплатной передаче квартиры (статья 8, закон № 1541-1). По истечении указанного срока составляется договор приватизации. Документ подтверждает переход служебного жилья в собственность нанимателя.

В соглашении отражаются:

  • информация об участниках сделки;
  • адрес местонахождения и характеристики помещения (количество комнат, общая площадь);
  • основания передачи объекта (соглашение найма, ордер на вселение);
  • обязанности сторон.

Все лица, принимающие участие в приватизации, получают отдельный экземпляр договора.

Регистрация права собственности

Гражданин становится полноправным владельцем квартиры только после внесения данных в государственную базу недвижимости.

Процедура регистрации состоит из следующих этапов:

  • сбор документов;
  • оплата госпошлины (2 000 рублей для физических лиц);
  • подача заявки в территориальное подразделение Росреестра или в МФЦ.

В процессе регистрации происходит окончательная смена правообладателя. В государственную базу недвижимости вносится информация о новом владельце.

Ликвидация учреждения

При реорганизации или ликвидации предприятия ведомственная жилплощадь передается в муниципальный фонд. При этом орган местного самоуправления выносит постановление о принятии имущества.

Если передача квартиры на баланс города не закреплена документально, необходимо обращаться в суд с иском о признании права на приватизацию.

Перед направлением искового заявления следует уточнить официальный статус жилья в едином реестре недвижимости.

Судебная практика

Государство не обязывает правообладателей ведомственной жилплощади передавать ее работникам по их первому требованию. Чтобы приватизировать служебную квартиру, как свидетельствует судебная практика, потребуется немало усилий.

Требования граждан могут быть удовлетворены при следующих обстоятельствах:

  • в Росреестре нет сведений о ведомственной принадлежности помещения;
  • истец относится к категории льготников;
  • наниматель поставлен в очередь на улучшение жилищных условий.

Вердикт судьи зависит от фактических обстоятельств дела. Ключевую роль может иметь длительность трудового стажа в организации.

В Зеленоградский районный суд обратился сотрудник полиции А. с иском о передаче служебной квартиры муниципалитету. В обоснование требований истец указал, что он вместе с семьей пользуется ведомственным помещением 14 лет, своевременно вносит коммунальные платежи.

Кроме того, во время исполнения должностных обязанностей сотрудник получил вторую группу инвалидности. Суд обязал работодателя (МВД) оформить перевод квартиры в фонд муниципалитета для последующей приватизации.

В другой ситуации гражданину К. отказали в оформлении договора приватизации. Истец трудился на предприятии в течение 15 лет, после чего уволился в связи с оформлением пенсии по старости.

Ведомственным помещением К. пользовался только на протяжении последних 3 лет. Соглашение о найме с организацией не заключалось. Регистрацию по месту жительства истец не оформлял. Тимирязевский районный суд принял сторону работодателя и вынес решение о выселении бывшего работника.

Что нужно учитывать в деле о выселении из служебного жилья

Частым случаем выселения из служебной квартиры, предоставленной администрацией муниципального образования, является прекращение трудового договора или контракта, на основании которых предоставлялось жилье. Иск о выселении становится неприятным сюрпризом, в частности, для ушедших в отставку сотрудников полиции и членов их семей, которые вдруг узнают, что из муниципальной служебной квартиры их хотят выселить без предоставления другого жилья.

В соответствии с п. 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 897 (в ред.

от 1 октября 2004 г. с изменениями от 16 марта 2013 г., далее – Типовое положение), сотрудник, прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилья со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Кроме того, в п.

28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в п. 27, не могут быть выселены в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Нередко органы МВД на местах, желая облегчить себе жизнь, просят администрацию муниципального образования предоставить жилье их сотруднику. В связи с этим важно отметить, что на квартиру, предоставленную горадминистрацией, нормы Типового положения не распространяются.

К примеру, два оперуполномоченных, всю жизнь прослуживших в одном отделе, получили служебные квартиры. Первый – от МВД, второй – от муниципалитета города, где располагается ОВД. В итоге первый, прослужив 10 лет, сохранит за собой служебную квартиру, а второй после выхода на пенсию должен вернуть квартиру администрации города и выселиться «в никуда».

Понимая, что доводы о честной многолетней службе и отсутствии у семьи выселяемого другого жилья суд не примет во внимание, мы, адвокаты, вынуждены искать пороки в механизме предоставления служебной квартиры администрацией города. Расскажу об одном из них, выявленном в ходе изучения материалов дела, на основании чего было установлено, что квартира не являлась служебной.

Судебные прецеденты по таким делам редки, но в литературе описаны. В некоторых случаях квартиры служебного найма суды признают квартирами социального найма (см., например, решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 28 августа 2014 г.; определение Приморского краевого суда от 19 января 2012 г.

по делу № 33-143).

Памятуя о том, что лучшая защита – это нападение, защищая права получивших иск о выселении из служебной квартиры доверителей – капитана полиции В. и членов его семьи, а также майора полиции К. и членов его семьи, я обратилась в суд со встречным исковым заявлением к горадминистрации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, а также об обязании ответчика заключить с каждым из указанных лиц договор социального найма.

Отмечу, что нередко администрации муниципальных образований, упрощая себе жизнь, не регистрируют в регистрирующих органах принадлежащие им жилые помещения как квартиры служебного найма. В результате получается, что на квартиру имеется полный пакет документов – и решение администрации о наделении квартиры статусом «служебная», и доказательства предоставления семье квартиры именно как служебной. Не хватает «мелочи» – квартира как служебная госрегистрацию не прошла.

А это означает, что она таковой не была (часто предполагается, что никто и никогда не потребует в рамках гражданского дела о выселении регистрационные документы на квартиру; в итоге людей продолжают выселять).

Итак, на момент предоставления спорных квартир на условиях типового договора найма служебного жилого помещения у них в силу отсутствия соответствующей госрегистрации не появился статус служебного жилья. При таких обстоятельствах распоряжение главы муниципального образования о включении квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением ее к служебным жилым помещениям и предоставление как служебной были незаконными, договор найма служебного жилого помещения был заключен необоснованно, без соблюдения требований законодательства. Предоставление жилого помещения могло осуществляться администрацией только с целью улучшения жилищных условий доверителя – т.е.

по договору социального найма. Следовательно, с момента заключения с моими доверителями типового договора найма служебного жилого помещения они фактически пользовались квартирами на условиях социального найма.

Хотя в материалы дела горадминистрацией были представлены доказательства, отвечающие требованиям ст. 60 ГПК РФ (о наличии статуса служебного жилого помещения), спорное жилье, на мой взгляд, не могло использоваться по договору найма специализированного жилья.

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что ЕГРП состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества, а каждый раздел, в свою очередь, содержит описание объекта, записи о праве собственности и иных вещных правах на него, а также имя (наименование) правообладателя, записи об ограничениях (обременениях) этих прав и наличии сделок с этим объектом.

В связи с тем, что Приказ Минэкономразвития России от 22 марта 2013 г. № 147 «Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не содержит указаний о наличии в выписке из ЕГРП сведений о статусе жилья, при рассмотрении гражданского дела целесообразно, на мой взгляд, направлять в соответствующее Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии судебный запрос о том, имеет ли квартира статус служебного жилого помещения.

Единственным доказательством существования зарегистрированного права является госрегистрация (ч. 5 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», далее – Закон о госрегистрации недвижимости).

Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений (далее – Правила). Согласно п.

14 Правил «Орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения».

Таким образом, именно орган управления муниципальным жилищным фондом вправе направить соответствующее заявление в регистрирующей орган в течение трех рабочих дней с даты принятия решения об отнесении жилья к определенному виду специализированного жилищного фонда. В соответствии с п. 15 Правил использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после его отнесения к определенному виду помещений специализированного жилищного фонда.

Без госрегистрации жилья как служебного администрация муниципального образования не вправе использовать его в качестве такового. Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду только на основании постановления администрации района без регистрации в регистрирующем органе является нарушением требований ЖК РФ и Правил.

С учетом того, что спорные квартиры не были зарегистрированы в органе госрегистрации прав на недвижимость как служебные жилые помещения, статус входящих в специализированный жилищный фонд они в установленном порядке не приобрели.

Напомню, что согласно ч. 2 ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа госвласти или местного самоуправления либо сделки с ним, в том числе совершенной на основании названного акта, указанный орган в срок не позднее 5 рабочих дней с даты принятия акта (или совершения сделки) обязан направить в регистрирующий орган заявление и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном ст.

18 Закона. Регистрации также подлежат возникающие, в том числе на основании договора либо акта госоргана, ограничения прав и обременения недвижимого имущества – в частности, сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (ст. 7 Закона о госрегистрации недвижимости).

Как указывалось в решении Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 28 августа 2014 г., «учитывая, что жилое помещение в виде указанной спорной квартиры не было передано в оперативное управление УВД, в связи с чем не составляло его служебный жилищный фонд, предоставление истцу администрацией спорного жилого помещения не соответствовало условиям предоставления служебного жилья».

Оценив установленные обстоятельства и представленные по делу доказательства, констатировав нарушение определенного Правилами порядка отнесения помещения к специализированному жилищному фонду, суд в описываемом случае пришел к выводу, что предоставление жилого помещения истцу могло осуществляться администрацией только с целью улучшения его жилищных условий – т.е. по договору социального найма.

Доводы представителя ответчика о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, является обязанностью территориального органа исполнительной власти – УМВД, суд признал несостоятельными, поскольку из смысла жилищного законодательства следует, что указанные лица должны быть обеспечены жильем по месту службы.

Таким образом, в жилищном законодательстве существует серьезный пробел. Чтобы его восполнить и уравнять правовое положение сотрудников полиции, получивших квартиры из ведомственного жилого фонда (фонда МВД) и от горадминистрации по просьбе МВД, следует, на мой взгляд, внести в законодательство уточнения, разъясняющие, что из служебных жилых помещений, предоставленных сотрудникам полиции по просьбе МВД горадминистрацией, лица с выслугой 10 и более лет не подлежат выселению. Кроме того, считаю необходимым последовательно формировать судебную практику по спорам, связанным с отсутствием госрегистрации служебной квартиры именно как таковой с применением по этому основанию негативных для горадминистрации последствий в виде признания помещения переданным по договору социального найма.

Adblock
detector