С какого момента прекращается правоспособность юридического лица

Под правоспособностью юридического лица, согласно ст. 49 Гражданского кодекса РФ, понимают способность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах юридического лица, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании (в связи с учреждением нового юридического лица или в связи с реорганизацией) и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (в связи с ликвидацией, реорганизацией, исключением из реестра недействующего юридического лица).

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима также и дееспособность. Легальное определение дееспособности юридического лица действующее законодательство не содержит. Однако из этого не следует, что данная категория не выделена применительно к юридическому лицу.

Закон подразумевает необходимость ее наличия. Как указано в п. 1 ст.

53 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Правоспособность и дееспособность возникают у юридического лица одновременно в момент государственной регистрации. Иначе говоря, если юридическое лицо признается правоспособным, то оно также наделяется и дееспособностью, в отличие от граждан.

Принципиально важной для юридических лиц является именно правоспособность, точнее — ее объем.

В науке гражданского права принято различать общую и специальную правоспособность.

Наличие общей правоспособности означает, что юридическое лицо может иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоторых других организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью.

Специальной правоспособностью наделены государственные и муниципальные унитарные предприятия и все некоммерческие организации.

Наличие специальной правоспособности означает, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Иначе говоря, деятельность таких юридических лиц должна соответствовать целям, прямо предусмотренным в их учредительных документах. Приобретать гражданские права и обязанности юридические лица могут только в рамках выполнения этой деятельности.

Учитывая, что принцип специальной правоспособности устанавливается в отношении юридических лиц законом, совершение сделок, противоречащих целям, прямо предусмотренным в их учредительных документах, т. е. выходящих за рамки специальной правоспособности, не допускается.

Правоспособность и дееспособность

Важным моментом служит то, что правоспособность и дееспособность юридического лица появляются одновременно. Законодатель не вводит вторую категорию, поскольку, в отличие от граждан, в отношении организаций не действует фактор взросления личности и они могут самостоятельно использовать права и нести обязанности в полном объеме, с момента создания.

Предметом спора является ограничение прав юридических лиц в отдельных сферах, предусмотренное законом. Ряд специалистов считает, что оно касается правоспособности. Их оппоненты полагают, что ограничение касается лишь дееспособности.

Ограничение прав юридического лица

Ст. 49 лишь касается возможности ограничения прав юридического лица. Это положение конкретизируется в других нормах.

Ст. 295 ГК предполагает ограничение, заключающееся в получении согласия собственника МУПами и ГУПами, обладающих недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения, при его реализации.

К числу других видов ограничения служит принудительное назначение внешней администрации юридического лица. Это происходит в ситуациях, связанных с банкротством, при которых определен порядок назначения арбитражных управляющих.

Законодательство в сфере банковской деятельности предполагает основания для принудительной замены управляющей структуры в случае нарушения финансовыми структурами ряда нормативов. В данных случаях происходит ограничение права организаций самостоятельно формировать управляющие органы.

Лицензирование юридического лица и участие в СРО

Законодательство предусматривает ограничение на ведение отдельных видов деятельности. Необходимость предварительной проверки на соответствие набору определенных критериев связана со стремлением допускать на рынок определенных услуг только квалифицированных участников. Это касается тех сфер, которые связаны с безопасностью и риском, когда могут возникнут серьезные последствия.

Получение лицензии предполагает выдачу уполномоченным государственным органом разрешения на осуществление отдельных видов деятельности. Их круг ограничен.

Необходимость получения такого документа установлена в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Его содержание регулярно меняется, поэтому стоит убедиться в том, что изучается действующая редакция.

Порядок и основания для получения разрешения на работу в определенных сферах устанавливается Правительством и детализируется ведомственными актами.

В последние годы государство отменило получение лицензий в определенных сферах. Однако в ряде из них осталась необходимость получать допуск к деятельности. Это касается участия в саморегулируемых организациях (СРО).

Такие требования касаются проектировщиков зданий и сооружений и участников многих других видов деятельности. Без такого основания вести ее невозможно.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Комментарий к ст. 49 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена правоспособности ЮЛ — ее видам (п. 1), ограничению (п.

2), возникновению и прекращению (п. 3). Будучи субъектом гражданского права, ЮЛ обладает правосубъектностью.

Однако его право- и дееспособность отличаются от право- и дееспособности гражданина. Так: а) ЮЛ возникает и прекращается не в результате биологических процессов, а посредством установленных законом юридических процедур; б) ЮЛ не подвержено влиянию возрастных, психофизиологических процессов и некоторых других факторов, которые могли бы отразиться на его дееспособности; в) ЮЛ имеет органы, которые формируют его волю и реализуют ее вовне, при этом качество волеобразования и волеизъявления нередко обеспечены целым комплексом нормативно предусмотренных мер (в том числе коллегиальностью принятия многих решений, необходимым кворумом присутствия и голосования, определением и ограничением компетенции того или иного органа, возможностью его контроля другим органом и т.п.); г) ЮЛ часто обладает значительными возможностями квалифицированного решения вопросов (в частности, обращения за правовой и другой помощью). Поэтому право- и дееспособность ЮЛ не подлежат противопоставлению; напротив, ЮЛ обладают единой праводееспособностью (или правоспособностью), состоящей из сделко- и деликтоспособности (т.е.

способности совершать сделки и другие юридические действия и нести самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам).

2. ЮЛ имеет общую (универсальную) или специальную правоспособность. Прежде всего это зависит от его принадлежности к коммерческим или некоммерческим организациям.

Коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, т.е. имеют общую (универсальную) правоспособность, что соответствует рыночным принципам хозяйствования в условиях децентрализованной экономики. Данное правило является общим и не касается коммерческих организаций, правоспособность которых ограничена законом (унитарных предприятий и некоторых других коммерческих организаций, например банков и страховых компаний) (абз.

2 п. 1 ст. 49) или учредительными документами (третье предложение абз.

1 п. 2 ст. 52 ГК).

Напротив, некоммерческие организации могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, т.е. обладают специальной правоспособностью. Каких-либо исключений из этого правила нет (абз.

1, 2 п. 1 ст. 49).

Последствия выхода ЮЛ за рамки специальной правоспособности неоднозначны. По общему правилу последствия совершенной сделки ЮЛ, выходящей за рамки его специальной правоспособности, определяет ст. 168 ГК, устанавливающая общее правило о недействительности (ничтожности) всякой сделки, не соответствующей требованиям законодательства.

Кроме того, систематическое осуществление деятельности общественными или религиозными организациями (объединениями), а также фондами, противоречащими их уставным целям, может быть предпосылкой к их судебной ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК).

Однако если сделку совершает коммерческая организация вопреки целям деятельности, определенно ограниченным в ее учредительных документах (третье предложение абз. 1 п. 2 ст.

52 ГК), а также всякая — коммерческая или некоммерческая — организация при отсутствии в необходимых случаях лицензии, такая сделка может быть признана недействительной в судебном порядке по иску указанного в законе круга лиц, при этом необходимо доказать, что контрагент ЮЛ знал или заведомо должен был знать о незаконности данной сделки (ст. 173 ГК). Как видно, закон ставит действительность такой сделки в зависимость от ряда условий (признает оспоримой — п.

1 ст. 166 ГК), поэтому: а) такая сделка, даже несмотря на определенную ограниченность правоспособности коммерческой организации учредительными документами (отсутствие у ЮЛ лицензии), в угоду устойчивости гражданского оборота является действительной, если указанными в законе лицами она не будет эффективно оспорена в суде и аннулирована, либо не будет доказано, что контрагент ЮЛ знал или заведомо должен был знать о ее незаконности, либо суд почему-либо не признал ее недействительной; б) ограниченность правоспособности коммерческой организации ее учредительными документами, а также отсутствие у ЮЛ лицензии имеют значение для третьих лиц, только если они знали или должны были знать об этом.

3. Юридическое лицо может быть ограничено в правах только в случаях и в порядке, указанных в законе (п. 2 ст.

49). Так, ЦБ при нарушении кредитной организацией законов, иных нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставления, представления неполной или недостоверной информации может ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев. При неисполнении кредитной организацией в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) ЦБ вправе ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных в ее лицензии, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года (ст.

74 Закона о ЦБ).

Поэтому ограничение ЮЛ в правах носит не судебный, а административный характер. Решение об ограничении ЮЛ в правах может быть оспорено в суде (п. 2 ст.

49). Ограничения ЮЛ в правах возможны в связи с его реорганизацией. Так, договорами о слиянии или присоединении, решением о реорганизации в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен запрет на совершение акционерным обществом отдельных сделок и (или) видов сделок с момента принятия решения о реорганизации и до момента ее завершения (абз.

1 п. 7 ст. 15 Закона об акционерных обществах).

Серьезные ограничения в правах ЮЛ претерпевает в период ликвидации: в этот период не допускается регистрация изменений в учредительные документы ликвидируемого ЮЛ, а также регистрация ЮЛ, учредителем которых выступает ликвидируемое ЮЛ, или регистрация ЮЛ, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

Правоспособность ЮЛ претерпевает легальное ограничение, если его деятельность требует лицензии (абз. 3 п. 1 ст.

49). Процедура лицензирования касается отдельных видов деятельности, зачастую их могут осуществлять разные организации — коммерческие и некоммерческие (например, медицинские или образовательные услуги могут оказывать и учреждения здравоохранения и образования, и хозяйственные общества соответствующего профиля). Само право на лицензируемую деятельность возникает и может быть реализовано с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (абз.

2 п. 3 ст. 49).

До момента получения лицензии или указанного в ней срока ЮЛ не имеет такого права и не может его реализовать, но имеет и может осуществлять другие права (а именно те, которые не требуют лицензирования или уже обеспечены необходимыми лицензиями).

4. Правоспособность ЮЛ возникает в момент его создания (абз. 1 п. 3 ст. 49), который, в свою очередь, определяется по дню внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК). Внесение записи об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ означает прекращение и правоспособности, и самого ЮЛ (п. 4 ст. 57, п. 8 ст. 63 ГК).

Adblock
detector