Ст. 447 упк рф

1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:
1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия ;
3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
6) прокурора;
6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации ;
6.2) руководителя следственного органа ;
7) следователя;
8) адвоката ;
9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса ;
10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации .

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

Комментарий к статье 447 УПК РФ

1. Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц определяется прежде всего принципом равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).

В силу данного принципа уголовно-процессуальный закон действует одинаково в отношении всех, невзирая на пол, расу, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, образование, отношение к религии, убеждения и другие обстоятельства. Однако действие закона по лицам может базироваться не только на принципе равенства, но и на некоторых иных основаниях. Изъятия из этого принципа и, соответственно, различное действие уголовно-процессуального закона по лицам допускаются также в силу ряда публично-правовых интересов.

Так, должностное положение может обуславливать служебный иммунитет, т.е. особый порядок производства в отношении ряда категорий должностных лиц, включающий необходимость получения разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий. Служебный иммунитет означает не приобретение такими лицами личных выгод, а гарантию эффективности выполнения ими важнейших государственных и общественных функций.

Своим юридическим основанием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые принципы — независимости судей, разделения властей и др.

Особый порядок производства по отношению к спецсубъектам в статье 447 УПК РФ

Каждый человек несет ответственность за совершенные им действия, в том числе и противоречащие действующему законодательству. Исключением не являются и лица, обладающие иммунитетом, наличие которого обусловлено занимаемой должностью. Такие лица, именуемые в УПК спец субъектами, могут быть привлечены к ответственности, но в особом порядке.

Перечень спец субъектов и порядок ведения в отношении их уголовного преследования регламентирован ст 447 УПК РФ.

Основные положения

Ст. 447 УПК должна рассматриваться в контексте всей 52 главы. Первое, что в ней перечислено – это спецсубъекты по УПК РФ.

К их числу отнесены:

  • члены СФ РФ;
  • депутаты ГД РФ;
  • депутаты законодательного собрания субъекта РФ;
  • депутаты органов самоуправления;
  • судьи;
  • присяжные и арбитражные заседатели в период совершения ими своих процессуальных обязанностей;
  • председатель СП РФ;
  • заместитель председателя СП РФ;
  • аудиторы СП РФ;
  • омбудсмен РФ;
  • Президент РФ, сложивший с себя полномочия;
  • кандидаты в президенты РФ;
  • прокуроры;
  • председатель СК;
  • руководители следствия;
  • следователи;
  • адвокаты;
  • члены избиркома;
  • кандидаты в депутаты Госдумы и законодательного собрания субъекта.

Порядок производства уголовных дел в отношении специальных субъектов установлен кодексом, с учетом соблюдения норм, установленных в главе 52 УПК.

Когда применимы положения статьи 447 УПК?

Очевидно, что положения статьи 447 УПК, а также всей 52 главы настоящего Кодекса применимы, когда спец. субъекты совершают противоправные уголовно наказуемые деяния. Необходимость выделения ряда должностных лиц в отдельную правовую касту, обусловлена современными реалиями.

Спец. субъекты должны быть надежно защищены от провокаций со стороны недоброжелателей, ведь от них во многом зависит жизнь других людей.

К сожалению, благие намерения законодателя, защитившего от разного рода посягательств высокопоставленных лиц, и людей, призванных временно вершить судьбы, не всегда идут на пользу населению страны и государству в целом. Некоторые спец. субъекты используют иммунитет как прикрытие для совершения противозаконных действий.

Комментарии к статье

Чтобы точно понять суть рассматриваемой части уголовно-процессуального закона, нужно изучать ст 447 УПК РФ с комментариями. Важнейший комментарий к рассматриваемой статье гласит о том, что положения всей 52 главы настоящего Кодекса, являются примером дифференциации уголовно-процессуального права в сторону усложнения.

В одном из определений КС РФ содержится правовая позиция, основной идеей которой является факт подтверждения того, что в отношении перечисленных в статье 447 лиц, гораздо сложнее возбуждать и вести уголовные дела. При этом важно понимать, что, предоставляя спец. субъектам дополнительные процессуальные гарантии, законодатель не исключает возможности привлечения их к ответственности.

Чтобы определить статус лиц, перечисленных в комментируемой статье, нужно обратиться к соответствующим нормативным актам. При этом важно учитывать, что законы РФ не всегда содержат однозначную дефиницию отдельных категорий лиц. Во избежание процессуальной ошибки при производстве уголовного дела, также требуется изучить специальные законы, которыми регулируется профессиональная деятельность таких лиц.

В них уделено особое внимание признакам статуса с точки зрения права, присущим конкретной должности из указанного перечня.

Определения лиц, из перечня статьи 447 УПК таковы:

  • членом СФ является представитель субъекта РФ, который уполномочен соответствующим ФЗ осуществлять законодательные и прочие полномочия;
  • депутатом Госдумы предстает избранный в соответствии с ФЗ «О выборах в Госдуму» представитель народа, который уполномочен осуществлять законодательные и прочие полномочия;
  • депутат законодательно собрания субъекта РФ – это лицо, избранное жителями региона, путем реализации прямого избирательного права;
  • депутат – это лицо, которое выбрано избирателями конкретного округа в орган государственной власти или муниципального образования, путем реализации избирательного права;
  • член выборного органа самоуправления – это лицо, входящее в состав муниципалитета, который сформирован на муниципальных выборах;
  • выборное должностное лицо органа самоуправления – это гражданин РФ, выбранный путем тайного голосования для работы в указанном месте;
  • судья – это лицо, наделенное правом вершить правосудие;
  • присяжный заседатель – это гражданское лицо, привлеченное для участия в судебных разбирательствах в соответствии с положениями УПК;
  • арбитражный заседатель – это лицо, наделенное полномочиями, дающими право осуществлять правосудие;
  • председатель СП – это должностное лицо, назначенное на должность Госдумой по постановлению Президента РФ;
  • заместитель председателя СП – это должностное лицо, выполняющее обязанности, прописанные в Регламенте СП РФ, назначенное Госдумой по представительству Президента;
  • аудитор СП РФ – это должностное лицо, возглавляющее деятельность счетной палаты;
  • омбудсмен – это гражданин РФ, назначенный Госдумой с целью контроля соблюдения прав человека в стране;
  • Президент РФ прекративший исполнение обязанностей – это бывший глава государства;
  • кандидат в президенты – это лицо, выдвинувшее свою кандидатуру на должность главы государства;
  • прокурор – должностное лицо, действующее в пределах своей компетенции согласно ФЗ «О прокуратуре РФ»;
  • председатель СК РФ — это глава СК, несущий ответственность за выполнение комитетом различных задач;
  • руководитель следствия – должностное лицо, возглавляющее подразделение следователей;
  • следователь – должностное лицо, имеющее право выполнять следствие по уголовным делам;
  • адвокат – это лицо, имеющее право заниматься адвокатской деятельностью на основании ФЗ №63.

В отношении лиц, не содержащихся в перечне ст. 447 УПК, применимы общие правила производства.

Юридическая практика

Нельзя сказать, что примеры применения положений ст. 447 УПК распространены. Но все же они существуют:

  • 28.08.2017 в отделение полиции поступил звонок. Звонивший сообщил, что слышал выстрелы в своем подъезде. На место прибыл наряд ППС, которым был задержан гражданин С. Он ранил в ногу гражданина А. В последствии выяснилось, что гражданин С. является следователем. Он произвел выстрел в результате ссоры с гражданином А. В отношении следователя С. было возбуждено дело, которое расследовалось в особом порядке.
  • 21.09.2016 в прокуратуру поступило заявление о даче взятки гражданину Н., который исполняет обязанности присяжного заседателя. В результате проведения оперативных мероприятий гражданин Н. был задержан. В отношении его было возбуждено дело, ведение которого осуществлялось в особом порядке.
  • 24.12.2015 в ходе судебного заседания выяснилось, что данные материалов дела противоречат показаниям свидетелей. Было установлено, что следователь А., рассчитывавший на особый порядок судебного заседания, осуществил подлог. В отношении его было возбуждено дело, которое велось в особом порядке.

Чаще всего фигурантами уголовных дел, которые ведутся в особом порядке, становятся должностные лица низшего звена эшелонов власти.

Какие решения по уголовным делам в отношении спец. субъектов чаще всего принимаются?

Юридическая практика указывает на то, что подобные дела доходят до суда в исключительных случаях. Особенно, если речь идет о высокопоставленных должностных лицах. Следователей прикрывает собственное начальство, так как обвинительный судебный приговор в отношении их подчиненных негативно скажется и на них.

Судей – коллегия, члены которой не стремятся скомпрометировать институт судебной власти. Осужденный депутат Госдумы или член совета Федерации – это и вовсе нечто из разряда фантастики.

Отягчающие обстоятельства для спецсубъектов по УПК

Главным отягчающим обстоятельством в уголовных делах в отношении лиц из перечня ст. 447 УПК, является совершение преступления с использованием должностного положения. От таких субъектов зависит жизнь многих граждан, а в случае с Госдумой и Советом Федерации и вовсе всего населения страны.

Преступные действия следователей и судей, совершенные с использованием служебного положения, также крайне опасны. Поэтому приговоры по подобным уголовным делам, если выносятся, то отличаются суровостью.

Особенности задержания лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ.

При задержании лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, по подозрению в совершении преступления в порядке ст. 91 УПК РФ необходимо достоверно установить правовой статус такого лица.

В соответствии со ст. 449 УПК РФ член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Особенности производства следственных и иных процессуальных действий.

После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого следственные и иные процессуальные действия в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, производятся в общем порядке с изъятиями, установленными ст. 449 и 450 УПК РФ.

Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК РФ не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено, или возбуждалось только по факту совершения преступления, или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в ч.

1 ст. 448 УПК РФ (ч. 5 ст.

450 УПК РФ).

Судебное решение о проведении обыска в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ исполняется с согласия Совета Федерации или Государственной Думы.

Мотивированное решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей о даче согласия на производство в отношении судьи обыска принимается в срок не позднее пяти суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета РФ и судебного решения.

При проведении допроса в качестве свидетеля в отношении некоторых лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ действует свидетельский иммунитет.

Так, в качестве свидетеля не подлежат допросу: судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу (п. 1 ч. 3 ст.

56 УПК РФ); адвокат — об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием (п. 2, 3 ч. 3 ст.

56 УПК РФ); член Совета Федерации и депутат Государственной Думы без их согласия — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий (п. 5 ч. 3 ст.

56 УПК РФ).

В отношении лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, распространяются положения ч. 1 ст. 179 УПК РФ, согласно которой освидетельствование лица, находящегося в статусе свидетеля, может быть проведено только с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний.

Кого и почему наделяют процессуальным «иммунитетом»?

Подчёркивая обязательность соблюдения норм права всеми членами общества безоговорочно, законодатель в то же время выделяет из общей массы лиц, которые при ведении уголовного процесса наделяются своеобразным «льготами».

Например, особым образом рассматриваются дела с участием:

  • граждан, возраст которых не достиг совершеннолетия;
  • лиц, которые в силу психических отклонений от общепринятой нормы не могут в полном объёме отвечать за свои поступки.

Однако не только возрастные и психологические особенности могут иметь значение при решении вопроса о том, традиционно или в исключительном порядке будет вестись уголовный процесс.

Законодателем отмечено, что отдельные категории граждан, занимающие некоторые должности, должны быть наделены дополнительными гарантиями защиты личности, поскольку выполняемые ими обязанности по службе имеют особое значение для общества. Эти дополнительные гарантии и принято называть «процессуальным иммунитетом».

Такой иммунитет касается лиц, чей род деятельности связан с выполнением публичных обязанностей. Поскольку их род занятий существенно отличается от действий, выполняемых другими членами общества, они изначально наделены некоей неприкосновенностью.

Дополнительные гарантии, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, не призваны расширить круг этой неприкосновенности. Их цель – с максимально возможной эффективностью обезопасить таких лиц от возможных преследований уголовного характера, когда для этого нет достаточных причин и оснований. Необходимо это для того, чтобы обеспечить максимально комфортную среду деятельности таких граждан.

Спецсубъекты по УПК РФ перечислены максимально полно в статье 447-й.

К ним относятся:

  1. Лица, исполняющие депутатские обязанности.
  2. Лица, занимающие должности судей различного уровня.
  3. Президенты (настоящий и бывший), кандидаты на эту должность.
  4. Некоторые сотрудники МВД.
  5. Адвокаты и их противники прокуроры, а также ряд других должностных лиц.

Однако действующая на сегодняшний день редакция закона подвергается в комментариях критике именно в этой части. Многие считают, что список привилегированных лиц нуждается в сокращении. Это возможно будет иметь последствия в виде внесения изменений в существующее законодательство.

Особенности наделения «иммунитетом»

Четыреста сорок седьмая статья является составной частью 52-й главы УПК. Эта глава рассматривает особенности, характеризующие судебные дела, в которых участвуют, в качестве обвиняемой стороны, перечисленные выше субъекты. Однако данная глава не охватывает всех возможных условий.

Поэтому при ведении расследования и судебного разбирательства с участием специальных субъектов права необходимо учитывать не только те критерии, которые названы в данной главе, но и:

  • критерии, указанные в актах нормативно правового характера, в которых рассматривается правовой статус таких лиц;
  • сумму полномочий, которыми наделено подобное лицо;
  • пределы, на которые распространяется действие гарантийного иммунитета.
  • Это обусловлено тем, что УПК прописывает общие категории, тогда как более конкретные нормативные документы уточняют, в какой мере данные категории распространяются на должностных лиц разного уровня.

    Кроме того, при решении вопроса о том, в какой степени обладает льготами человек, совершивший преступление, важно выяснить некоторые временные характеристики:

    1. Необходимо выяснить точное время, когда у обвиняемого появилось право на дополнительные гарантии и когда он это право утратит.
    2. Надо знать, когда было начато и окончено преступное деяние.
    3. Также необходимо учитывать дату, когда правовые органы приняли решение о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела.

    Такое внимание к временным признакам вызвано тем, что лица, перечисленные в 447-й статье, как правило, наделены иммунитетом только в период, когда они исполняют свои должностные обязанности, то есть со времени начала их деятельности в данном качестве до времени окончания этой деятельности.

    Иными словами, преступные действия лиц и их особенный правовой статус в данном случае неразрывно связаны.

    Кроме того, при расследовании преступлений, инициаторами или исполнителями которых являются личности, ранее обладавшие статусом спецсубъектов, необходимо учитывать и ещё одну временную закономерность. А именно нужно выяснить, было ли совершено преступления в то время, когда они имели правовые привилегии или уже после окончания этого периода. Иногда значение имеет даже срок, который прошёл с того момента: месяц, год или больший период.

    Кроме того, для каждой отдельной группы специально обозначенных лиц законодателем предусмотрен особый порядок, в соответствии с которым выясняется:

  • является ли преследование данного лица обоснованным;
  • существует ли законная база такого преследования;
  • кем оно должно осуществляться;
  • каковы условия внесения представлений и т. п.
  • Выяснение каждого из перечисленных пунктов осуществляется в особом режиме, этим и обеспечивается соблюдение неприкосновенности данных категорий граждан.

    Adblock
    detector