Статьями 56, 56.1 земельного кодекса российской федерации

Земельный кодекс > Глава VII Земельного кодекса. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ > Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

1. Предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

2. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Комментарии к ст. 56.1 ЗК РФ

1. Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» в Земельный кодекс РФ включены две дополнительные статьи (и внесен ряд уточнений и дополнений в иные статьи), посвященные резервированию земельных участков — ст.

ст. 56.1 и 70.1. Последняя из них определяет основные положения, касающиеся резервирования земель, комментируемая же статья касается только вопросов ограничения прав на земельные участки в связи с резервированием.

Следует заметить, что, строго говоря, само по себе резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд уже является ограничением прав на него, поскольку, например, снижается цена, за которую собственник может продать земельный участок, зарезервированный для последующего изъятия. Тем не менее норма комментируемой статьи специально указывает на возможность дополнительного ограничения законом следующих прав по использованию земельных участков:

возведения жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений и сооружений,

проведения оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, устройства прудов и иных закрытых водоемов.

Поскольку основной целью резервирования является последующее изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, установление таких ограничений направлено на предупреждение попытки совершения правообладателями земельных участков действий, ведущих к увеличению выкупной цены (возмещения убытков) при изъятии земельного участка.

2. Пункт второй комментируемой статьи однозначно указывает на то, что ограничения вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель устанавливаются только федеральными законами. Это означает, в частности, что утрачивают силу принятые до введения в действие данной нормы те статьи законов субъектов Федерации о резервировании земель, которые устанавливали какие-либо ограничения прав.

Кроме того, не будет регулировать рассматриваемый вопрос и будущее Постановление Правительства РФ о резервировании земель, о котором упоминается в ст. 70.1 настоящего Кодекса.

Наконец, следует отметить, что отдельные ограничения прав на землю в связи с резервированием уже установлены Земельным кодексом и некоторыми иными федеральными законами.

Так, согласно абз. 2 п. 8 ст.

31 ЗК РФ в случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением. Кроме того, что в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, срок установления публичного сервитута и срок договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ограничены сроком резервирования таких земель (п. 4.1 ст.

23 и п. 3.1 ст. 22 ЗК РФ), а находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки не подлежат отчуждению в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г.

N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (п. 8 ст. 28 указанного Федерального закона).

Администрация Щеголянского сельсовета

Особенности совершения сделок с земельными участками, в отношении которых установлены ограничения

Особенности совершения сделок с земельными участками, в отношении которых установлены ограничения

На многих участках Курской области появились ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Например, ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд, охранная зона линии электропередачи (ЛЭП), охранная зона газопроводов, водоохранная зона, охранная зона заповедников, охранная зона архитектурных, культурных и исторический памятников, и др.

Это ограничение есть у многих участков как у новых пустых, так и у старых с домами. Что бы это значило?

Управление Росреестра по Курской области осуществляет постоянный мониторинг причин приостановления учетно-регистрационных действий. Большое количество приостановлений связано с отсутствием указания в договорах сведений об ограничениях прав на земельные участки, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного Кодекса Российской Федерации для охранных зон. Во избежание приостановления учетно-регистрационных действий в связи с тем, что в нарушении ст.ст.

420, 422, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре не указаны ограничения прав на земельный участок. В связи с этим Курский Росреестр напоминает о возможности использования электронных сервисов официального сайта Росреестра. Так, получить актуальные общедоступные сведения об объекте недвижимости (в том числе об ограничениях (обременениях)) возможно посредством электронного сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».

Стоит отметить, что данная информация носит исключительно справочный характер.

Все виды выписок из ЕГРН не только содержат разную информацию, но и имеют разное целевое назначение. Для наиболее полной проверки данных об объекте недвижимости рекомендуем получить выписку из ЕГРН «Об объекте недвижимости». Сведения об ограничениях прав на земельные участки, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного Кодекса Российской Федерации для охранных зон, отражаются в выписке из ЕГРН «Об объекте недвижимости» в разделе 1 «Сведения о характеристиках объекта недвижимости» в реквизите «Особые отметки» и разделе 4.1 «Сведения о частях земельного участка».

За сведения, содержащиеся в ЕГРН, взимается плата по установленным Росреестром тарифам .

Если участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, то есть вариант, что у Вас его выкупят в связи с изъятием, когда это потребуется государству

Если на участке уже есть жилой дом и строения, зарегистрированные в установленном законом порядке, то вы сможете продолжить их эксплуатацию. А вот возведение новых объектов или реконструкция старых может быть невозможна в зависимости от конкретных установленных ограничений в использовании.

Пресс-служба Управления Росреестра по Курской области

Тел.: +7 (4712) 52-92-75

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Статья 56 ЗК РФ: ограничение прав на земельный участок

Не всегда приобретенная территория может быть использована по вашему усмотрению. Одной из причин запрета зачастую выступает ограничения прав на земельный участок, 56 и 56.1 статья Земельного Кодекса РФ предусматривают целый перечень причин, значительно сужающих ваше право распоряжения.

Что такое ограничение прав на участок

В соответствии с Земельным Кодексом – это ряд ущемлений прав собственника, касаемых прав распоряжения, использования, а в части случаев – владения. Не стоит путать это понятие с обременением. Оно представляет собой определенные обязательства перед другим лицом (физическим или юридическим), некий сервитут.

Вы не можете продать свой ЗУ, потому что он банально частично принадлежит другому субъекту.

Ограничение прав пользования земельным участком же связано с особой зоной, где он расположен. Охрана окружающей среды, редкие подвиды животных или растений, находящихся на территории, намерения администрации или муниципалитета использовать объект для своих нужд.

В связи с этим накладывается неимущественное ограничение, то есть, вы все еще можете реализовать (продать) землю, но ряд других действий запрещен.

Виды ограничений прав на земельные участки

Статья подразумевает в зависимости от причины возникновения правовых ущемлений определенный набор запретов:

  • Возведения жилых или коммерческих недвижимых объектов.
  • Проведение оросительных, осушительных или иных типов культурно-технических работ.
  • Возведение культурных или произведенных построек.

При этом сохраняется право использование, на земле допустимо находиться, даже проживать, если жилищный объект был возведен до наложения ограничения. Не запрещается и продажа, сдача в аренду территории. Но учитывая ее статус, просто проблематично найти покупателя или арендатора.

Ведь данное стеснения прав действует на правообладателя при осуществлении не только прав собственности, но и иных. То есть, распоряжение землей в качестве арендатора, использование при уступке, доверительном управлении, сервитуте – ничего не меняют, стеснения также остаются действительными.

Причины ограничений

Факторы ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56 и 56.1 ЗК РФ отличаются.

56 статья опирается на 2 аспекта – особая зона и охрана природы. Если первый случай редкий – это расположение военных частей и схожих структур, где вы и не сможете приобрести землю, то второй – более актуальный. Ввиду прилегания к любым заповедным зонам, территория попадает под ограничения. А подобных заповедников в нашей стране – множество.

Статья 56.1 же повествует о зарезервированных землях в пользу администрации или муниципальных властей. Цель – строительство недвижимых объектов, возведение мостов, дорог, создание заповедных зон, культурных памятников и т.д.

Вне зависимости от причин, 5 пункт 56 статьи гласит, что при возникновении подобного правового ущемления, ограничения должны быть зарегистрированы. Поэтому и самому правообладателю следует обратиться в ФНС для регистрации нового статуса. Коды ограничения прав на земельный участок, необходимые для заявления можно получить из Приложения №1 Приказа ФНС от 2022 «О порядке заполнений форм сведений недвижимого имущества».

Кто вводит ОП

Не существует единого органа, ответственного за такое решение. В зависимости от текущих нужд, ввести любые виды правовых стеснений могут различные организации:

  • Местное самоуправление.
  • Федеральные органы власти.
  • Суд в результате решения.

Как снять ОП

Фактически избавиться от такого вида обременения нельзя. Если оно установлено с соблюдением действующего законодательства. И это ключевой аспект, ведь статически более 20% подобных мер принимаются нецелесообразно или с нарушениями закона.

В пункте 7 статьи 56 ЗК РФ указано, что лицо, чьи права были ограничены, имеет право обжалования решения в судебном порядке. И нередко подобный прием действительно приносит результаты и незаконное распоряжение отменяется.

Ограничение права собственника земельного участка временного характера практически не влияет на ликвидность земли. Только если предполагаемый покупатель собирается немедленно использовать территорию для возведения построек. Если же нет, то ОП на пару лет не имеют для него принципиального значения.

Плюс, после снятия правовых стеснений обычно в близлежащей зоне возводится какой-либо культурный или коммерческий объект, позитивно сказывающийся на стоимости самого участка.

Учитывайте, что зарезервированные земли в большинстве случаев выкупаются. То есть, если прямо через приобретенную территорию проходит запланированная 8-полосная магистраль, явно стеснения не временного характера. И закон предусматривает изъятие путем выкупа.

Правда, тут выбора у продавца фактически нет. При отказе территория все равно будет изъята. Цена по сложившемуся обычаю делового оборота находится на отметке средней по рынку для данной местности.

Но рекомендуем перепроверить этот момент самостоятельно или с помощью независимого оценщика.

При прекращении статуса зарезервированных земель в связи с любой причиной, органы государственной или минимальной власти должны составить и направить исполнительный лист в федеральный орган государственной палаты. Вас же, как правообладателя также обязаны известить не позднее, чем за 30 дней с момента инициации процедуры.

Как проверить землю на возможные ограничения

Да, не хотелось бы покупать «кота в мешке», учитывая, что ОП зачастую никак не влияет на право продажи, в отличие от множества иных видов обременений.

Предусмотренные ст 56 ограничения прав на земельный участок вы можете проверить с помощью Росреестра. Это самый простой вариант. Используем либо «Публичную кадастровую карту» либо онлайн справочник на официальном сайте Росреестра.

  • Открываем сервис.
  • Вводим кадастровый номер участка.
  • Выбираем опцию формирования запроса.
  • Переходим во вкладку «Ограничения».

Но уточним, что информация попадает в базу с задержкой в 1-4 месяца. Поэтому возможны неприятные казусы. Избежать их вы сумеете, заказав выписку из ЕГРН.

Через тот же официальный сервис вам потребуется 3 дня. Существует масса аналогов, способных управиться буквально за полчаса, но они платные (как и сам официальный ресурс, но дороже – 500-1000 рублей вместо 250).

И теперь, когда вы знаете, что значит ограничение прав на земельный участок, не спутайте его с обременением от третьих лиц, которые также указываются в выписке.

Adblock
detector