Установление границ земельного участка по фактическому пользованию

Содержание
  1. Земельный кодекс
  2. Основания для проведения процедуры
  3. Как установить границы ЗУ
  4. Как зарегистрировать реальные границы ЗУ
  5. Что делать если границы не установлены
  6. Проект установления границ ЗУ по фактическому пользованию
  7. Споры с соседями
  8. Нарушение границ ЗУ при установке забора
  9. Подведомственность споров об установлении границ ЗУ
  10. Как оспорить
  11. Иск об установлении границ
  12. Решение суда
  13. Межевание ЗУ
  14. Порядок установления фактических границ
  15. Участок без координат границ: что это значит?
  16. Стоимость и сроки
  17. Акт установления и согласования границ
  18. Как установить границы земельного участка: информация, изменения
  19. Необходимость межевания
  20. Фактические и кадастровые границы ЗУ
  21. Кадастровые
  22. Фактические и кадастровые границы ЗУ
  23. С чего начать определение границ земельного участка?
  24. Как осуществляются замеры?
  25. Когда не обязательно знать точные границы

Правоприменительная практика последних лет свидетельствует, что категория дел, вынесенная в заголовок настоящей статьи, все чаще встречается в судебной практике. По наблюдениям автора статьи, связано это, прежде всего, с тем, что владельцы и собственники земельных участков под влиянием требований государственных и муниципальных земельных органов стали все чаще уточнять границы своих владений, приводить в порядок свою документацию на землю. Работа эта приводит к тому, что владельцы и собственники (часто к изумлению своему) узнают о наложениях границ земельных участков на картах (схемах) и на местности, о кадастровых ошибках, о нахождении своих объектов недвижимости в «чужих» границах и т.п.

Не претендуя на всесторонность исследования в рамках газетной статьи, попытаемся осветить некоторые проблемные вопросы, возникающие по такой категории споров, и сформулировать практические выводы. Начинающим юристам это может помочь, в том числе, найти правильные подходы к разрешению указанных споров.

В силу уже сложившейся судебной практики согласно статье 7 ранее действовавшей редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 221ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости», а сам закон № 221-ФЗ называется законом «О кадастровой деятельности») к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.

Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ (поворотных точек), по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

При этом заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд с иском, направленным на изменение границ уже поставленного на кадастровый учет земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 № 4275/11).

Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 № 305-КГ15-7535 по делу № А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.

Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

Приведенные здесь правовые позиции, сформулированные сложившейся судебной практикой, сразу позволяют сделать определенные первичные выводы при разрешении споров о границах земельных участков:

· Подобного рода споры рассматриваются по правилам искового производства, поскольку требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве;

· Вопрос об установлении (изменении) границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков находится в компетенции суда. Суд может изменять такие границы в установленном законом порядке;

· Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости;

· По искам об установлении (изменении) смежной границы между земельными участками ответчиками являются смежные землепользователи.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании указанного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее – уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии со статьей 21 Закона № 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 этого же Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Из приведенного также можно сформулировать некоторые выводы, важные для понимания порядка разрешения судебных споров о границах (назовем их для краткости так):

· Уточнение границ земельных участков может осуществляться во внесудебном порядке (при наличии согласия смежных землепользователей, отсутствии спора);

· Межевой план, сформированный по итогам кадастровых работ – неизбежный атрибут иска о границах. Без информации, содержащейся в нем, суд попросту не сможет сформулировать резолютивную часть своего решения о границах. В некоторых судебных актах автор публикации даже увидел, что межевой план являлся приложением к судебному решению.

Альтернативой межевого плана может выступать только заключение судебной землеустроительной экспертизы, проведенной судом;

· Местоположение границ земельного участка в решении суда устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (так называемых поворотных точек);

· При вынесении судебных актов суды не связаны вариантами прохождения границ, предлагаемыми сторонами спора. Суд может установить границы по собственному варианту с учетом максимального баланса интересов сторон. Такие варианты прохождения границ должны определяться по итогам проведения кадастровых работ или по итогам судебной землеустроительной экспертизы.

МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, АДВОКАТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО «СЛЕПЦОВ И ПАРТНЕРЫ», КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (195) дата выхода от 21.01.2019.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Земельный кодекс

Правила разграничения земельных участков устанавливаются в соответствии с федеральными законами. Если опираться на 11 статью земельного кодекса, можно получить представление об образовании, разделе, выделе, объединении, перераспределении земельных участков. Так же там есть информация о правах, ограничениях и требованиях к измененным ЗУ и схема их расположения на кадастровом плане местности.

Основания для проведения процедуры

Эта процедура требуется в первую очередь тогда, когда в органы кадастрового учета земель приходит заявление об изменениях в местоположении участка. Иногда приходят заявления, цель которых уточнить границы земли собственника, подающего документы в эти органы. В редких случаях установление границ земельных участков нужно для урегулирования кадастровых споров.

Ситуация в которой границы природных объектов или объектов искусственного происхождения, были определены не точно или сведения о них отсутствуют в службе кадастрового учета, так же требуют согласования. Будет созвана специальная комиссия для уточнения границ, а потом полученные сведения вносят в государственный кадастр. Заинтересованные лица не имеют права участвовать в процессе установления межей, это сделано для защиты прав собственников.

Как установить границы ЗУ

Для установления границ требуется провести процедуру межевания, она является частью кадастровой деятельности. Проводить ее могут только специально обученные кадастровые инженеры.

Не надо самостоятельно пытаться набраться опыта, изучать инструкции, все равно придется обращаться к специалистам. Они не только проводят межевание, но и составляют чертежи и межевые планы.

После проведения всех работ, инженером подготавливается отчет (межевой план), который потом можно подать в Росреестр.

Как зарегистрировать реальные границы ЗУ

Для того что бы официально зарегистрировать границы участка, следует встать на кадастровый учет. Для этого потребуется собрать пакет необходимых документов, пройти процесс постановки на учет в кадастровой палате и зарегистрироваться в УФРС (регистрационная палата).

Что делать если границы не установлены

На сегодняшний день множество земельных участков на территории нашей страны, не имеют точно установленных границ. Размеры могут быть описаны схематично или словесно, не иметь точных координат. Связано это с тем, что ранее законодательством не вменялось в обязанности собственника, устанавливать края территорий.

Подобная ситуация может возникнуть если:

  • сведения о координатах и границах отсутствуют в гос. кадастре;
  • сведения о границах определены с низкой точностью (для земель определенного целевого назначения);
  • сведения о координатах какой-то характерной точки границы, не дают точно определить ее местоположение.

Что же делать в этой ситуации?

Согласно письму Минэкономразвития от 22.12.2016 № 39682-ВА/Д23и, можно сделать вывод, что при подаче заявления на кадастровый учет или совершения сделок с участками, границы которых не установлены, собственнику в принудительном порядке придется провести процедуру межевания и установить границы. Иначе при сделках купли-продажи, за покупателем не закрепится право собственности.

Проект установления границ ЗУ по фактическому пользованию

Опираясь на п. 9 ст. 38 ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, можно сделать следующий вывод.

Для того, чтобы определить границы земельного участка, необходимо иметь документы подтверждающие на него право собственности.

Если такой документ отсутствует, то нужна информация из документов, составленных при образовании этого участка и изначальном определении его границ.

Если и таких сведений не существует, то границы определяются по фактическому пользованию. Они должны существовать на этом месте от 15 лет. Это могут быть заборы и другие искусственные ограждения, естественные объекты (деревья, ручьи, водоемы).

Споры с соседями

Опираясь на статью 39 закона о кадастре, следует помнить, что если участки находятся в государственной или муниципальной собственности и граждане имеют пожизненное, наследуемое, бессрочное право на владение ими, то согласование с соседями не требуется.

Не подвержены спорам с соседями земли, которыми владеют юридические лица. Эти юр.лица не должны быть государственными или муниципальными. Согласование не нужно казенным предприятиям получившим участок в бессрочное пользование от государства.

Соседи не имеют права возражать, если предметом спора не являются общие границы. В остальных случаях проводят процедуру согласования описанную выше или обращаются в судебные инстанции.

Нарушение границ ЗУ при установке забора

Иногда случаются ситуации, когда граждане обращаются в суд с исками к своим соседям. Частым предметом спора является установка забора соседом, на территории истца.

Такой иск будет одобрен если изначально было проведено согласование со всеми заинтересованными сторонами и вынесено решение кадастрового инженера, а сосед его нарушил. Забор придется разобрать и поставить правильно, на указанных границах.

Имеет место ситуация, когда заказчиком межевания был лишь один из соседей. Он пригласил кадастрового инженера, и он определил границы в интересах лишь одной стороны, не согласуя со смежным собственником. Это делает процедуру незаконной и не действительной.

Согласно статье 60 Земельного кодекса собственник может защищать свои интересы и требовать восстановление положения нарушенных границ, которые были установлены до процедуры межевания.

При спорах суд может оставить за собой право давать оценку действиям кадастрового инженера.

Подведомственность споров об установлении границ ЗУ

В соответствии с гражданским процессуальным кодексом РФ, арбитражным процессуальным кодексом РФ и федеральными законами, споры об установлении границ земельных участков неподсудны мировым судьям.

Они содержат требования имущественного характера, которые не поддаются оценке, поэтому по решению Верховного суда РФ, они находятся в подсудности районного суда общей юрисдикции.

Согласно ч. 1 ст. 30 ГПК РФ и ч. 1 ст. 38 АПК РФ иск должен подаваться в суд, который находится по местонахождению этого участка.

Как оспорить

Поскольку в последние годы закон о землепользовании сильно изменился, собственникам пришлось в обязательном порядке вставать на кадастровый учет.

Неправильное оформление границ приводит к спорам. Их можно решить либо полюбовно, либо обратится в суд. Для определения и уточнения границ ЗУ, необходимо согласие всех заинтересованных лиц. Если никак не удается найти компромисс, то:

  • Собственник вправе нанять специальную компанию, которая перепроверит результаты установления границ, проведет сверку поворотных точек, проверит документы находящиеся в Росреестре.
  • Собственники могут вместе нанять геодезическую компанию, она проведет специальную съемку, определит границы межевания и установит межевые знаки.

Если спор не решается, придется подать иск в суд.

Иск об установлении границ

Право обратиться в суд, есть у любого собственника, который имеет документально подтвержденное право на земельный участок. Следует заранее изучить земельный кодекс и установить является ли предметом спора злой умысел или ошибка в оформлении документов.

Личное присутствие на процессе не обязательно, это может сделать адвокат. Ответчиком может быть как сосед, так и администрация, кадастровый инженер, геодезическая компания.

Исковое заявление об исправлении ошибки в местоположении границ может быть отклонен, если суд увидит погрешности в оформлении или несоответствия с действительностью.

Надо обязательно предоставить:

  • кадастровую документацию;
  • межевое дело;
  • срок оформления этих документов;
  • подтверждение их законности.

Решение суда

Суд может одобрить иск если:

  • были нарушены формальности (не оповестили соседей, владельцев и не согласовали межевание с ними);
  • отсутствие акта о согласовании границ;
  • присутствуют нарушения допущенные кадастровым инженером;
  • при проведении кадастровых работ были нарушены права соседей.

Межевание ЗУ

Если ознакомиться со статьей , то можно сделать вывод, что межевание – это не только установление границ ЗУ, но и комплекс мер таких как: установка межевых знаков, подготовка межевого плана и работа кадастрового инженера.

Порядок установления фактических границ

Происходит в несколько этапов:

  • 1 этап. Заключается договор со специальной геодезической, лицензированной компанией.
  • 2 этап. Проводится межевание ЗУ.
  • 3 этап. Составляется межевой план.
  • 4 этап. Полученные сведения отправляются и вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Участок без координат границ: что это значит?

Такой участок – это владение у которого нет крайних точек, поэтому невозможно отделить его от общих или соседних.

Невозможно продать или сдать в аренду, построить на нем дом. Это может привести к судебным искам и не позволит получить кадастровый номер.

Стоимость и сроки

Стоимость процедуры межевания разнится в зависимости от региона и размера участка. В среднем цена выйдет около 10 тыс. рублей за участок

Сроки процедуры зависят от площади участка, сложности местности, споров с соседями. В среднем это 2 недели, но может затянутся на полгода и больше. Точные сроки укажет только кадастровый инженер.

Акт установления и согласования границ

При проведении межевания, что бы оформить все документы, нужно получить согласие соседей. Для этого заключается акт согласования. Требуется определить координаты границ ЗУ, установить соседствующие с ним участки и их границы, получить согласие заинтересованных лиц. Ставятся их подписи и акт считается совершенным.

Как установить границы земельного участка: информация, изменения

Определение границ земельного участка важная процедура, необходимость которой возникает в случаях с регистрацией и постановкой на учёт в кадастре недвижимого объекта. Границы уточняются не только из-за проблем с регистрацией, но и из-за споров с соседями или продажей недвижимости. Межевание осуществляют кадастровые инженеры, имеющие допуск СРО и аттестат.

Рассмотрим, как происходит процедура межевания, как измеряется участок, изучим типы методы измерения участка, где и как проверить кадастрового специалиста.

Необходимость межевания

Потребность в разграничении обусловлена тем, что с 1 января 2017 года сделка, связанная с передачей прав на недвижимый объект не осуществляется без документов, удостоверяющих регистрацию в кадастре.

Однако есть ряд ситуаций, при которых не требуется точная установка границ.

К ним относятся:

  • Оформление собственником прав на надел, если он получен посредством бессрочного пользования.
  • Земельные участки, предоставленные администрацией, государством владельцу с целевым назначением (постройка: под ИЖС, подсобного хоз-ва, огорода, дачного дома).
  • На руках у владельца недвижимого объекта уже имеется вся правоустанавливающая документация.
  • Собственник изменяет ЗУ благодаря государственным и муниципальным землям, в порядке перераспределения (даче земель государством).

Стоит отметить, дачная амнистия предполагает, что возможность регистрации без уточнения точных пределов территории сохраняется только в ситуациях, когда владелец увеличивает свой надел посредством перераспределения гос. и муниципальных земель и в случаях, когда ЗУ был передан от гос-ва, органов МСУ гражданину.

Посредством межевания объект регистрируется в ЕГРН, после чего автоматически вносится в кадастр и ставится на учёт. Это обеспечивает возможность в увеличении или уменьшении территории.

Обратите внимание: изменение границ, размеров участка или иначе говоря коррекция не должна превышать 10% от площади надела, которая числится в ЕГРН согласно ФЗ №221 п. 3 ст. 42.8.

Фактические и кадастровые границы ЗУ

Кадастровые

В процедуре межевания разделяют два типа кадастровых границ, к ним относят:

  1. Декларированные. Как правило, имеют неточный характер.
  2. Геодезические. Имеют характерные точки, а, следовательно, точные координаты.

Почему первый тип определения имеет некоторые неточности? Это обусловлено тем, что кадастровый паспорт не будет в себе содержать плана-схемы. А если в паспорте отсутствует план-схема, то и не будет точных поворотных точек, которые необходимы в разрешении спорных ситуаций с соседями.

Стоит заметить: Если кадастровые границы определялись благодаря декларативному принципу и имеют неточный характер их можно откорректировать. Для коррекции границ необходимо обратиться к кадастровым инженерам с просьбой о перепривязке координат точек поворота на земельном участке.

Второй тип определения кадастровых границ крайне точен, так как он под собой подразумевает замер территории, создание снимков земельного участка на базе чего составляется межевой план надела.

Если кадастровый паспорт уже есть «на руках», а границы в полученном межевом плане различны с паспортными данными. В таковом случае следует обратиться в комитет земельных отношений с просьбой о перепостановке на учёт в кадастре.

Фактические и кадастровые границы ЗУ

С чего начать определение границ земельного участка?

Иногда бывают такие ситуации, когда межевание было уже произведено, на «руках» есть кадастровый паспорт, а плана нет. В данном случае надо поискать данные о наделе по кадастровому номеру, указанному в паспорте.

Если результаты межевания были утеряны, и отсутствует какая-либо документация, тогда надо поискать свой участок на кадастровой карте //pkk5.rosreestr.ru. Если вы не можете его найти, или он попросту отсутствует, обратитесь в МФЦ за выпиской из государственного реестра, содержащей в себе всю информацию о ЗУ.

Отказ выносится только в том случае, когда никаких данных о запрашиваемом наделе нет. В случае отказа срочно поставьте участок на кадастровый учёт, так как всегда есть риск самозахвата территории как гражданами, так и государством.

Как осуществляются замеры?

Специалист производит замер двумя способами с использованием:

  • координат;
  • фактических рамок надела.

Как определяются границы по фактическому пользованию, уже рассматривалось выше, потому рассмотрим нюансы, которые не были оговорены. Кадастровый инженер устанавливает границы посредством съемки в горизонтальном положении для документации знаков, которые являются либо искусственными, либо естественными ограждениями участка. Если имеются смежные границы с другими владельцами ЗУ, то они в обязательном порядке приглашаются на процедуру межевания, чтобы они дали согласие на документацию каждого знака, связанного с их территорией.

Координатами пользуются только в тех случаях, когда участок сильно удален от других ЗУ, внесенных в кадастр. Для осуществления замера по координатам специалист должен при себе иметь геокалькулятор и уметь работать в приложениях, куда необходимо вбивать данные по типу «Геодезист».

Когда не обязательно знать точные границы

На 2018 год имеется всего одна ситуация при которой нет необходимости узнавать точные размеры территории надела, когда предоставляется земля муниципалитетом или государством в порядке распределения.

Adblock
detector