- Положен ли по ОСАГО ремонт у официального дилера в 2022 году?
- Разъяснение Верховного суда о выплате без износа
- Особенности и порядок оформления ремонта по ОСАГО у официального дилера
- Важные изменения в системе ОСАГО
- Ремонт автомобиля после подачи заявления на возмещение
- Направление на бесплатный ремонт
- Плюсы и минусы ремонта автомобиля за счет страховой фирмы
- Задать вопрос юристу или оставить свой комментарий
- Консультации
- Страховщик не имеет права заменять форму страхового возмещения в одностороннем порядке
- СТОА страховщика: что нужно знать автомобилистам
- Требования к СТО при восстановительном ремонте по ОСАГО
Всегда неприятно, когда твой автомобиль получает повреждения в ДТП. Вдвойне неприятно, если автомобиль новый и находится на гарантии у официального дилера. Тем обиднее, когда страховая вместо выдачи направления на ремонт у официального дилера, отправляет чиниться в гаражное СТОА.
Что делать, если вас не устраивает такой вариант? В таком случае нужно настаивать на ремонте по ОСАГО именно в авторизованном сервисном центре. Но по закону такой вариант возможен не всегда. Если машине более 2 лет или у страховой нет договоров с «официалами» – вам либо предложат ремонт в сторонних сервисах, либо возмещение ущерба деньгами.
И в этой статье мы разберёмся, что делать, если СК не направляет на ремонт к дилеру, что будет с гарантией на автомобиль, и как быть, если страховая насчитала одну стоимость, но её не хватает на ремонт в сервисе у дилера.
Положен ли по ОСАГО ремонт у официального дилера в 2022 году?
Да, но только в строго оговоренных законом случаях.
Закон обязывает страховую компанию возместить ущерб по ОСАГО либо деньгами, либо «в натуре» – направлением на ремонт. И если в случае с выплатами всё просто, то по ремонту есть ряд тонкостей. Одна из них касается как раз направления на починку машины к официальному дилеру.
В 2022 году страховая компания обязана направить вас на ремонт в авторизованный сервисный центр при соблюдении двух (обоих) условий – они прописаны в пункте 15.2 ст. 12 ФЗ-40 Об ОСАГО:
- с даты выпуска вашего авто еще не прошло 2-х лет;
- страховая заключила договор на ремонт автомобилей с дилерским сервисом, который обслуживает марку и модель вашего транспортного средства.
Но сразу поясним по первому пункту, как правильно считать сроки выпуска авто. В нём речь идёт именно о дате выпуска, а не дате покупки машины в автосалоне. Например, если ваш автомобиль выпущен «с завода» в 2021 году, то у вас есть возможность получить направление на ремонт после ДТП в 2022 и 2025 году.
Затем привилегия по ФЗ Об ОСАГО чиниться конкретно у официалов сгорает.
Обратите также внимание, что должны выполняться оба условия одновременно. То есть и автомобиль не старше 2 лет с даты выпуска, и наличие партнёрских отношений между страховщиком и официальным дилером вашего авто. Только в этом случае по закону можно восстановить машину после ДТП в сервисе у официалов.
А не где-то в сторонних гаражных СТОА, которые сотрудничают со страховой.
Но если у страховщика не заключён договор с дилером, а вашей машине менее 2 лет, то вам предложат отремонтировать автомобиль на других СТО. Но вы можете не согласиться. И тогда СК придётся возмещать вред ТС страховыми выплатами.
Разъяснение Верховного суда о выплате без износа
По общему правилу, если выбран способ возмещения ущерба по ОСАГО деньгами, то страховщик учитывает износ запчастей. На это указывает пункт 19 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО. Но вместе с тем величина износа не может превышать 50%.
Однако 19 января 2021 года появилось важное разъяснение от Верховного Суда. Он рассматривал спор между потерпевшим в ДТП и ПАО СК «Росгосстрах».
Страховщик отказался выдавать направление на ремонт автомобиля, сославшись на НЕ страховой случай. Истец обратился в суд, где с помощью экспертизы установили повреждения ТС от ДТП. Но поскольку водитель за свои деньги уже отремонтировал машину, страховую обязали возместить ущерб в денежной форме.
Что та и сделала, насчитав сумму с учётом износа. В этом страховщика поддержал кассационный суд, в результате чего дело ушло на рассмотрение Верховному Суду. Но Верховный неожиданно принял сторону потерпевшего в аварии.
По мнению ВС РФ, страховая изначально обязана была выдать направление на ремонт, но не сделала этого. И по какой-то надуманной причине выплатила деньгами. Расчёт ремонта при этом должен был проводиться без учёта износа запчастей.
А раз так, то и калькуляция для выплат тоже не должна учитывать износ. ВС РФ указал, что в силу п. 2 ст.
393 ГК РФ, потерпевший должен быть поставлен в то положение, в каком он был бы при надлежащем возмещении убытков – то есть при выдаче направления на восстановление машины в сервисе (чего страховая не сделала).
Получается, если страховая не выдала направление на ремонт в установленный законом 20-дневный срок, а основания для замены ремонта деньгами отсутствовали – у вас появляется право требовать выплату без учёта износа деталей.
Для начала нужно подать претензию о выплате разницы, а если последует отказ – обратиться с аналогичными требованиями к финансовому уполномоченному. Если и финуп не поможет, то уже идти в суд.
К слову, чуть позднее Верховный суд ещё раз подтвердил в одном из своих Определений такое мнение.
Особенности и порядок оформления ремонта по ОСАГО у официального дилера
Еще в апреле 2016 года президент России поручил Центробанку (именно он регулирует систему ОСАГО в России) и правительству подготовить свои предложения, касающиеся перестройки действующей системы ОСАГО. В июне 2016 в Госдуме рассматривался законопроект о замене выплат по полисам ОСАГО на возмещение полученного в результате ДТП убытка ремонтом.
Важные изменения в системе ОСАГО
Новый законопроект предполагает, что с момента его подписания страховые фирмы смогут выбирать один из следующих способов возмещения ущерба:
- Выплата ОСАГО водителю – этот вариант возмещения ущерба остается без изменений. Страховая фирма оценивает ущерб и отдает деньги на ремонт автомобиля потерпевшему.
- Ремонт по ОСАГО в 2022 году на СТО, принадлежащей страховой фирме. В таком случае страховщик оценивает ущерб и направляет автомобиль на станцию технического обслуживания, с которой у страховщика подписан договор.
- Ремонт по ОСАГО у официального дилера возможен тогда, когда машина не старше двух лет. Страховая фирма по требованию потерпевшего водителя должна направить автомобиль на ремонт к официальному дилеру. Между дилером и страховой фирмой обязательно должен быть заключен соответствующий договор.
Чтобы страховая фирма предложила владельцу полиса ОСАГО ремонт вместо выплат и направила автомобиль на станцию технического обслуживания, важно соблюдение некоторых условий. Так, СТО должна находиться не дальше 10 километров от границы города (численностью свыше 500 000 человек), где проживает водитель. Компенсация за запчасти выплачивается с учетом их износа.
Если страховая фирма направляет автомобиль на ремонт, то запчасти оплачиваются без учета износа. В законопроекте не урегулирован вопрос доставки поврежденного автомобиля до СТО.
На данный момент законопроект позволяет страховым фирмам направлять автомобиль на «свои» СТО. Это можно делать только после согласования с владельцем поврежденного авто.
Ремонт автомобиля после подачи заявления на возмещение
При подаче заявление на возмещения ущерба в страховую фирму пострадавшая сторона сможет получить денежные средства на ремонтные и восстановительные работы либо получить направление на ремонт по ОСАГО в дилерский центр или на СТО. Ремонт возможен только в тех случаях, когда еще можно произвести восстановительные работы. Если же автомобиль восстановить не удается, то он отправляется на утилизацию.
Водитель получает возмещение всех убытков.
Чтобы получить максимальную сумму на восстановление автомобиля или направление на СТО, водителю необходимо обратиться в страховую фирму с соответствующим заявлением. Автомобилисту следует поступить следующим образом:
- проинформировать страховую компанию о произошедшем ДТП;
- составить и подать страховщику письменное заявление на возмещение ущерба в течение срока, который прописан в полисе ОСАГО;
- приложить к готовому заявлению документы, подтверждающие факт ДТП.
После подачи заявления водителю остается ждать решения страховой фирмы. Перед этим специалист компании, имеющий соответствующую квалификацию, проведет оценку и обозначит сумму, необходимую для ремонта поврежденного автомобиля. Если водитель согласен с обозначенной суммой, то он сможет получить денежную компенсацию и заниматься ремонтом с чьей-либо помощью либо самостоятельно.
Максимальная выплата по ОСАГО, которую водитель сможет получить от страховой фирмы по полису ОСАГО, составляет 400 тысяч рублей. Этот вариант возмещения ущерба по полису ОСАГО известен водителям с первых дней существования системы ОСАГО. Согласно новому законопроекту, после проведенной оценки ущерба автомобиля страховая фирма предложит водителю три варианта решения проблемы:
- Водитель соглашается с суммой для возмещения ущерба, назначенной экспертом, и получает деньги на свой счет для дальнейшего проведения работ по восстановлению автомобиля.
- Водитель соглашается на ремонт машины по ОСАГО, который страховая фирма предлагает провести в «своем» СТО и получает направление на ремонтные работы. На счет автосервиса переводится сумма, необходимая для ремонта автомобиля.
- Водитель сам выбирает один из вариантов для разрешения проблемы и сообщает об этом страховой фирме, которая не вправе дать отказ в ремонте по ОСАГО.
Направление на бесплатный ремонт
Если водитель выбирает бесплатный ремонт по ОСАГО, то страховая фирма выдает направление в автомастерскую-партнера. Таких мастерских у страховщиков несколько, поэтому водитель сможет выбрать из списка наиболее подходящий ему вариант.
Когда владелец автомобиля дает согласие на ремонт вместо денег по ОСАГО, между автомастерской, собственником и страховой фирмой заключается договор. В нем обязательно прописываются следующие пункты:
- срок, за который на СТО будет отремонтирован автомобиль;
- расчет стоимости всех работ, которые потребуется произвести;
- перечень работы по ремонту и восстановлению поврежденного автомобиля.
Если водитель, забирая отремонтированный автомобиль на СТО, замечает, что работа выполнена некачественно, то ему не следует подписывать акт приемки транспортного средства до тех пор, пока ремонтные работы не будут проведены качественно.
Ремонт по ОСАГО РЕСО, на который водитель согласился, подписав договор со страховой фирмой, проводится абсолютно бесплатно.
Максимальная выплата ОСАГО, на которую будет проведен ремонт вместо выплаты по ОСАГО составляет 400 тысяч рублей.
Если эксперт страховой фирмы оценил ремонт повреждённого в результате ДТП автомобиля в 520 тысяч рублей, то страховая фирма оплатит ремонтные работы только на сумму 400 тысяч рублей. Остальные 120 тысяч рублей придется оплачивать владельцу автомобиля из собственных средств.
Плюсы и минусы ремонта автомобиля за счет страховой фирмы
Ремонт автомобиля, проводимый в рамках действия ОСАГО, имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести:
- Водитель освобождается от самостоятельной организации ремонтных работ. Ему нужно лишь подписать договор с СТО и страховой фирмой, доставить машину на СТО и забрать ее после ремонта по ОСАГО Росгосстрах.
- СТО-партнёры страховых фирм получают деньги после того, как будет окончен ремонт застрахованного автомобиля. Поэтому сроки ремонта автомобиля по ОСАГО будут минимальны и машина будет восстановлена довольно быстро.
К минусам ремонта автомобиля на СТО за счет страховой фирмы можно отнести неудобство выбора СТО, так как не все станции работают со страховыми фирмами. К еще одному недостатку ремонта на СТО по ОСАГО за счет страховой фирмы можно отнести плохое качество ремонтных работ. При необходимости все недочеты по ремонту автомобиля на СТО могут быть устранены по требованию собственника автомобиля, но на это уйдет немало времени.
Задать вопрос юристу или оставить свой комментарий
Юрист может сам перезвонить Вам, если укажите номер телефона и город. Телефон не публикуется! Без указания номера телефона — ожидайте ответ на этой странице.
Консультации
Здравствуйте! Новый автомобиль на гарантии у оф. диллера.Наступил страховой случай по КАСКО. Эксперты ОД считают необходимой замену двери на новую.
А эксперт СК настаивает на ремонте. Договориться не могут.Лично я за замену двери. Т.
К. Автомобиль новый, то и дверь нужно ставить новую. Кроме того Если дверь отремонтировать, она будет проходить как восстановленная, что уменьшит товарную стоимость.
Кто прав? И какие мои действия?
В целом понятие новый авто к вам уже не относится, т.к. вы им уже пользовались, поэтому по стандартной методике расчет идет с точки зрения возможности восстановления. Если вас не устроило качество ремонта вы можете обратиться в суд с иском, но законодательно обязать ставить именно новую дверь на б/у авто не получится, если деталь ремонтнопригодна.
Здравствуйте, я приобрел новый автомобиль 3 месяца назад, сейчас попал в ДТП, я не виноват , застрахован ОСАГО а альфа страховании, у меня в городе официального дилера нет , ближайший находиться за 100 км. Вопрос в следующем: созвонился с официальным дилером который мне пояснили что у них есть договор с моей страховой компанией , а по месту проживания говорят что у них нет никакого договора и что осуществляете ремонт в сторонней компании, либо получайте деньги и как же гарантия ?
Гарантия действительно может прекратиться. Если нет сервиса по официальному договору со страховой компанией требуйте получение денег и ремонтируйтесь у официала.
Здравствуйте. автомобиль 2017 года, приобретал в июне месеце 2017. В апреле 2019 года попал в дтп. могу ли я расчитывать на выплату деньгами от страховой по осаго для дальнейшего ремонта у официального дилера?
1. Если с ремонтом нет возможности уложиться в 30 дней: часть 15.2 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО» говорит нам, что ремонт транспортного средства не может превышать 30 дней. Срок считается от даты предоставления машины на ремонт и до фактического его окончания, когда Вы можете забрать автомобиль обратно.
2. По правилам (та же часть 15.2 ст. 12) максимальная отдалённость сервисного центра не должна быть более 50 км от места Вашего жительства или от места ДТП.
Если партнёр находится дальше, то Ваше право получить выплату, а не ремонт.
Более уточнённое условие должно быть соблюдено для владельцев авто не старше 2 лет — по закону они должны ремонтироваться только у официальных дилеров (15.2 ст. 12).
3. Если в Вашем городе нет официального дилера, а страховщик не изъявляет желание заплатить за транспортировку машины или оплатить проезд до сервиса дилера, то требуйте выплату деньгами.
Добрый день. Гарантия на автомобиль 4 года. Страховщик по ОСАГО не направляет к официалам, а в сторонний сервис. Есть ли возможность сделать ремонт у официального дилера или получить денежную компенсацию
Принудить страховую компанию отправить авто к официалам нельзя, закон от них этого не требует, соответственно, либо ехать по направлению, либо договариваться с СК.
Согласно п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 58 г.
Москва «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «<. >потерпевший вправе получить страховое возмещение в денежном эквиваленте, если гарантийное обязательство производителя составляет более двух лет с года выпуска транспортного средства, и на момент его повреждения в результате страхового случая по договору обязательного страхования гражданской ответственности срок обязательства не истек, и страховщик не выдает направление на обязательный восстановительный ремонт на станции технического обслуживания, являющейся сервисной организациейв рамках договора, заключенного с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) (пункт 1 статьи 6 ГК РФ, пункт 15.2 и подпункт «е» пункта 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО, абзац второй пункта 3 статьи 29 Закона о защите прав потребителей)».
Здравствуйте. Являюсь пострадавшей стороной в ДТП, пострадали только ТС. Машине 3 месяца, на гарантии.
Страховая отправила на ремонт к ОД (есть договор). После дефектовки скрытых повреждений страховая озвучила ОД сумму около 150. По факту ОД насчитал 300.
Разницу предлагают мне оплатить самому. Законно ли это, ведь общая сумма не превышает 400 тыс.? Что делать и куда жаловаться?
У вас 2 варианта — оспаривать экспертизу страховой или платить самим, а потом разницу взыскивать с виновного или страховой.
Подскажите пожалуйста, страховая по ОСАГО насчитала сумму возмещения 25000, в магазинах оригинальные запчасти стоят порядка 40000. Страховая предложила отправить авто к официалам, у них ремонт встанет ~70000, придется ли мне доплачивать?
Вероятнее всего да, суммы от СК не хватит.
Здравствуйте, автомобиль на гарантии попал в аварию в Крыму. Куплен также в Крыму, однако прописка собственника в Подольске.
Страховщик предоставил ремонт у неофициалов в Подольске.
К тому же не выплатил утрату товарной стоимости!!
Правомерны ли его действия?
Могу ли я рассчитывать на денежные выплаты после претензии, учитывая, что в Крыму у него нет сотрудничества с официалами.
К сожалению закон не обязывает страховую направлять вас на ремонт только к официальному дилеру, это его право, а на практике никого не направляют. Если вам придется доплатить за ремонт, то эти средства можно взыскать.
А как же закон об ОСАГО Статья 12, пункт 15.2!?
«требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства (восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).
Если у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта со станцией технического обслуживания, которая соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик направляет его транспортное средство на эту станцию для проведения восстановительного ремонта такого транспортного средства.Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.»
с производителем и (или) импортером (дистрибьютором)транспортных средств определенных марок — по факту любой сервис, который заключил договор с любым продавцом авто, а не с официалом. Так что попасть именно к официалу практически невозможно, т.к. стоимость такого ремонта будет слишком невыгодна для страховой.
вообщем, как я понимаю страховые обманывают и нарушают законы! и без суда здесь не обойтись!
а как же утрата товарной стоимости, которую так и не выплатил страховщик?
это ведь не правомерно!
УТС можно взыскать.
Сегодня в страховой компании сообщили, что если я выберу возмещение ущерба на ремонт тс в денежном эквиваленте, то ,во-первых размер данной выплаты я могу узнать только после её начисления и ,во-вторых, оспариванию этот размер не подлежит , даже через суд. Насколько это правомерно?
Нет, оспорить вы имеете право все что угодно.
Попал в дтп, пострадавшая сторона.
Автомобилю и пол года нет, могу ли я требовать ремонта у од ?
Можете, если у страховой есть договор с ОД, его скорее всего нет и не будет (дорого), поэтому придется ремонтироваться там, куда направят.
А как быть с гарантией? Ведь потом могут отказать по причине ремонта на стороне ?!
С гарантией будут проблемы, это основной минус нового законодательства об ОСАГО.
Получите выплату деньгами.Не согласны с суммой независимая експертиза и в суд
У вас 2 варианта: или оспаривать экспертизу или остаток взыскать с виновника.
Попал в дтп машине 2г.3мес.строховая пытается на ремонт отправить не к официальному дилеру могу ли я настаивать на официальном дилер на ремонт
К сожалению, если у них договора с ОД нет, то не можете.
Есть подозрение что на новый авто после дтп установили запчасти б/у. Ремонт производился у оф. дилера, так как машина новая. Что делать?
Проводите экспертизу на предмет использования деталей, далее можете выставить требования.
А что я могу требовать?
Возмещение ущерба и компенсации за обман.
Добрый вечер! Автомобилю год и на гарантии..попала в ДТП..есть вероятность получить денежную выплату? Очень не хочется ремонтироваться в автосервисе который предоставляется СК
Если сервис в вашем городе и не придется ждать месяц до начала ремонта, то деньги не получить, только ремонт.
Всё-таки есть ли хот какая-нибудь возможность попасть к официальному дилеру, если авто бол ше двух лет, а гарантия пять?
Вы имеете ввиду по ОСАГО?
У Вас появились вопросы?
Пишите в комментариях — мы быстро Вам ответим и проконсультируем!
Страховщик не имеет права заменять форму страхового возмещения в одностороннем порядке
Верховный Суд указал на право пострадавшего самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта автомобиля на СТО, у которой нет договора со страховщиком, при наличии согласия страховой компании
По мнению одной из экспертов «АГ», практически полезной представляется позиция Верховного Суда о действии принципа полной компенсации причиненных убытков. Другая считает, что Суд в очередной раз указал на недопустимость злоупотребления доминирующим положением страховыми компаниями.
Верховный Суд опубликовал Определение № 4-КГ21-13-К7 от 27 июля, в котором рассмотрел вопрос о возмещении ущерба со страховщика владельцу автомобиля, пострадавшего в ДТП.
24 декабря 2018 г. произошло ДТП, в результате которого пострадали автомобили Николая Дружинина и П., который был позднее признан виновником происшествия. Гражданская ответственность Николая Дружинина на тот момент была застрахована в СК «Росгосстрах».
10 января 2019 г. он обратился к страховщику с заявлением о наступлении страхового случая. Через несколько дней «Росгосстрах» предоставил ему направление на ремонт, однако в тот же день Николай Дружинин обратился к страховщику с заявлением об организации восстановительного ремонта в ином месте, в связи с тем что его не устраивает качество работы с другими автомобилями в предлагаемой СТОА.
Впоследствии страховая компания выдала истцу направление на ремонт в другой СТОА, однако там в осуществлении ремонта заявителю было отказано. 2 марта 2019 г. «Росгосстрах» сообщил Николаю Дружинину о пересмотре ранее принятого решения о проведении восстановительного ремонта, аннулировании выданного направления на ремонт, осуществлении страхового возмещения в денежной форме.
В дальнейшем Николай Дружинин направил в адрес страховщика заявление о предоставлении актов осмотра ТС, проведении независимой экспертизы, выплате страхового возмещения. В апреле 2019 г. страховая компания перечислила ему страховое возмещение в размере 65 тыс.
руб. Не согласившись с размером возмещения, страхователь обратился для проведения независимой экспертизы в «Верхнекамский центр экспертизы и оценки». Согласно заключению эксперта от 21 мая 2019 г., стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила без учета износа 125 тыс.
руб., а с учетом износа – около 90 тыс. руб.
Ссылаясь на данное заключение, Николай Дружинин направил в страховую компанию претензию, в которой просил о доплате страхового возмещения в размере около 60 тыс. руб., однако страховщик отказал в удовлетворении претензии.
Полагая отказ страховщика неправомерным, Николай Дружинин обратился в суд с иском к компании «Росгосстрах», в котором просил взыскать невыплаченное страховое возмещение, неустойку, штраф, компенсацию морального вреда, расходы по хранению автомобиля, по оплате независимой экспертизы и по оплате услуг представителя – в общей сложности более 187 тыс. руб.
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 9 июля 2019 г. исковые требования удовлетворены частично: с «Росгосстраха» в пользу страхователя взысканы страховое возмещение, неустойка, штраф, компенсация морального вреда, расходы по хранению ТС, расходы по оплате независимой экспертизы и расходы по оплате услуг представителя в общей сумме – 165 тыс. руб.
Судом также была взыскана неустойка с 9 июля 2019 г. по день фактического исполнения ответчиком своих обязательств, исходя из расчета 1% в день от суммы невыплаченного страхового возмещения (59 900 руб.), в размере, не превышающем 340 тыс. руб.
Суд посчитал, что страховщиком не было надлежащим образом организовано возмещение причиненного ущерба в натуре, в связи с чем он произвел расчет исходя из разницы между суммой ущерба, установленной заключением эксперта, и суммой размера выплаченного страхового возмещения. Апелляция оставила решение первой инстанции без изменения, однако определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение было отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
3 августа 2020 г. при новом рассмотрении апелляция изменила решение первой инстанции: Николаю Дружинину возмещен ущерб в общей сумме 71 тыс. руб., а также в его пользу взыскана неустойка с 4 августа 2020 г.
по день фактического исполнения ответчиком своих обязательств, исходя из расчета 1% в день от суммы невыплаченного страхового возмещения, в размере, не превышающем 375 тыс. руб. В удовлетворении остальной части исковых требований было отказано.
Апелляционный суд указал, что поскольку страховое возмещение было определено истцу в денежном эквиваленте, а не в соответствии с правилами, предусмотренными п. 15.1–15.3 ст. 12 Закона об ОСАГО, то размер расходов на запасные части должен определяться в соответствии с п.
19 ст. 12 данного Закона, то есть с учетом износа комплектующих изделий.
Апелляционная инстанция также отметила, что Закон ввел правило, в соответствии с которым страховщик при наступлении страхового случая обязуется возместить потерпевшему причиненный вред не в полном объеме, а лишь в пределах указанной в его ст. 7 страховой суммы и с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене при восстановительном ремонте. Суд подчеркнул, что данное правило направлено на обеспечение баланса экономических интересов всех участвующих в страховом правоотношении лиц и на доступность цены договора ОСАГО для владельцев ТС.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами апелляции.
В кассационной жалобе в Верховный Суд Николай Дружинин обжаловал судебные постановления судов апелляционной и кассационной инстанций. После изучения материалов дела Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ со ссылкой на п. 1 ст.
15 ГК РФ напомнила, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Как пояснила Коллегия, согласно п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в РФ, осуществляется в соответствии с п. 15.2 или 15.3 данной статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного ТС потерпевшего.
Обращаясь к п. 59 Постановления Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Верховный Суд разъяснил, что, в отличие от общего правила, оплата стоимости восстановительного ремонта легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина и зарегистрированного в РФ, осуществляется страховщиком без учета износа комплектующих изделий.
При этом отмечается, что если в соответствии с Методикой требуется замена комплектующих, то при восстановительном ремонте поврежденного ТС не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных изделий.
ВС подчеркнул, что страховая компания в случае выдачи направления на ремонт обязана направить потерпевшего в ту СТО, которая соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, при условии согласования сроков и полной стоимости проведения такого ремонта. «Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует требованиям к организации такого ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты (п.
15.2 Закона об ОСАГО)», – отмечено в определении.
Суд также указал на право потерпевшего самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспорта на СТО, у которой отсутствует договор со страховщиком, при наличии согласия страховой компании в письменной форме. ВС пояснил, что п. 16.1 ст.
12 Закона об ОСАГО установлен перечень случаев, когда страховое возмещение вместо организации и оплаты восстановительного ремонта осуществляется в форме страховой выплаты, данная замена может произойти по выбору потерпевшего, по соглашению потерпевшего и страховщика либо в силу объективных обстоятельств. В связи с этим Суд заметил, что сам по себе отказ СТО в осуществлении восстановительного ремонта ТС потерпевшего не тождественен основаниям, предусмотренным упоминаемым перечнем, и, соответственно, не освобождает страховщика от обязательств по восстановительному ремонту. Отказ не дает права страховщику в одностороннем порядке изменить условие исполнения обязательства по оплате ремонта в натуре с применением новых заменяемых деталей и комплектующих изделий на выплату страхового возмещения в денежной форме, добавил Верховный Суд.
В рассматриваемом случае ремонт автомобиля на СТО, куда страховщик направил потерпевшего, произведен не был. Вины в этом самого потерпевшего не установлено, подчеркнул ВС. Впоследствии страховщик в одностороннем порядке перечислил страховое возмещение в денежной форме.
При этом Суд обратил внимание, что указанных в п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО обстоятельств, дающих страховщику право на замену формы страхового возмещения, судами не установлено.
Суд указал, что при наличии вины причинителя вреда основанием для отказа в иске является умысел потерпевшего, а для уменьшения размера возмещения – грубая неосторожность потерпевшего, за исключением возмещения отдельных расходов
Таким образом, Верховный Суд заключил, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что страховщик правомерно произвел выплату страхового возмещения истцу в денежной форме и не должен возмещать убытки, вызванные отказом в организации и оплате ремонта ТС в натуре, противоречат приведенным выше положениям закона. В связи с выявленными нарушениями дело было направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Адвокат АП Нижегородский области Елисавета Ноянова считает, что ВС РФ в очередной раз воспроизвел позицию о применении положений п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО и о его императивном характере.
По мнению адвоката, практически полезной представляется позиция о действии принципа полной компенсации причиненных убытков. Адвокат отметила, что зачастую рассматриваемая презумпция встает в противовес с принципами разумности и чрезмерности, поскольку при получении ущерба потерпевшая сторона не должна получить обогащения.
Елисавета Ноянова подчеркнула, что нередко в спорах потребителей с профессиональными участниками гражданского оборота снижаются заявленные представительские расходы, в этих случаях суды руководствуются принципами справедливости, соразмерности, а также положениями процессуального законодательства. При этом эксперт указала, что имеют место случаи необоснованно высоких гонораров представителей, которые вполне правомерно снижаются. «Однако можно ли считать выводы правоприменителей о снижении рассматриваемых расходов соответствующими положениям ст.
15 и ст. 393 ГК, в случае если они соответствуют среднерыночным по региону и подтверждена их реальность? Полагаю, что нет, поскольку в таком случае нельзя говорить о восстановлении прав потерпевшей стороны», – добавила адвокат.
Юрист практики разрешения споров Lidings Эллина Изоткина указала, что предусмотренный законом порядок выплаты страхового возмещения и оплаты ремонта транспортного средства страховыми компаниями детализирован законодателем не случайно. По ее словам, регулярность происходящих ДТП предполагает простоту и понятный для простого гражданина процесс компенсации причиненного ему вреда (возмещения убытков) страховой компанией. Нарушение такого порядка, тем более в одностороннем порядке, влечет за собой нарушение прав граждан, пояснила эксперт.
Эллина Изоткина обратила внимание на то, что фактически Суд установил, что одностороннее изменение страховой компанией формы страховой выплаты по собственному усмотрению без наличия на то оснований, в том числе в договоре страхования, является нарушением прав страхователя. «Верховный Суд в очередной раз указал на недопустимость злоупотребления доминирующим положением страховыми компаниями», – считает юрист.
По мнению эксперта, обратная ситуация позволила бы страховым компаниям не только по собственному усмотрению отказывать страхователю в компенсации стоимости ремонта транспортного средства, но и, как в рассматриваемом деле, существенно уменьшать размер страховой выплаты. «Страховые договоры должны предусматривать возможность изменений по согласованию сторон формы страхового возмещения. Между тем для ненарушения прав страхователей положения таких договоров должны предусматривать среди прочего подробный порядок установления размера денежной выплаты страховой компанией страхователю», – резюмировала Эллина Изоткина.
СТОА страховщика: что нужно знать автомобилистам
Весной 2017 года в России был принят закон о приоритете восстановительного ремонта над страховой выплатой по ОСАГО — страховщикам разрешили направлять потерпевших в ДТП на ремонт автомобиля на станции технического обслуживания. Что они из себя представляют и как работают, рассказывает Mafin Media.
СТОА — станция технического обслуживания автомобилей. Согласно правилам, при наступлении страхового случая, после осмотра поврежденного авто и проведения независимой технической экспертизы, страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт на СТО, с которой у него подписан договор о сотрудничестве.
Как правило, страховая компания предоставляет потерпевшему список своих СТОА-партнеров. В зависимости от страховщика в этот перечень могут входить как официальные дилерские центры, так и автосервисы, специализирующиеся на ремонте машин разных брендов. Поскольку вся ответственность за качество ремонтных работ лежит на страховой компании, в ее интересах выбрать надежных и добросовестных партнеров по техническому обслуживанию.
! Страховая компания не вправе навязывать услуги конкретной СТОА. Право выбора автосервиса остается за потерпевшим, а страховщик обязан оплатить работу этой станции и стоимость запчастей.
В обязанности страховщика входит поддержание в актуальном виде информации о перечне СТО на своем официальном сайте. Там должны быть указаны адреса станций, марки и годы выпуска обслуживаемых авто.
Требования к СТО при восстановительном ремонте по ОСАГО
Первое условие — доступность. Установлено, что максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места ДТП или места жительства потерпевшего до СТОА не может превышать 50 км. Исключением могут быть случаи, когда страховщик организовал или оплатил транспортировку поврежденного авто до места проведения ремонта и обратно.
Второе — срок проведения восстановительного ремонта. Он должен составить не более 30 рабочих дней со дня поступления автомобиля на СТО.
Третье — сохранность гарантийных обязательств производителя транспортного средства. Это требование относится к автомобилям, с года выпуска которых прошло менее двух лет. Восстановительный ремонт таких транспортных средств должен осуществляться на СТО — официальных сервисных центрах данной марки авто.