Что будет если не забрать военный билет

Военный билет – это документ, который выдается гражданину перед тем, как его призовут в ряды армии или при освобождении от воинской обязанности. Во втором случае военник выдает в 27 лет. У многих его обладателей возникает вопрос, имеют ли право забирать военный билет? И это не случайно.

На форумах и в реальной жизни люди обращаются к специалистам за консультацией по этому поводу. Как показывает практика, часто при приеме на работу руководство обязывает будущего сотрудника предоставить оригинал документа для последующего хранения у себя.

Для чего гражданин представляет военный билет при трудоустройстве?

В первую очередь стоит разобраться, зачем необходимо прикладывать в качестве основного документа при приеме на работу военный билет. Обратимся к основному правовому акту, который регулирует трудовые отношения. В ст.

65 строго прописано, что соискатель в обязательном порядке предоставляет военный билет (при его наличии) при приеме на работу. Неисполнение данного требования является основанием для отказа в трудоустройстве. При этом право требовать оригинал для последующего хранения работодателю не определено.

ВАЖНО! Сотрудник отдела кадров может потребовать оригинал и снять с него ксерокопию. Цель – ведение государственными органами воинского учета на случай мобилизации. После гражданин должен забрать военный билет. При этом военнообязанный соискатель не имеет право отказать в представлении подлинника. В противном случае у работодателя имеются основания для отказа в трудоустройстве.

Как только с гражданином будут оформлены трудовые отношения, в военкомат поступает информация о приеме сотрудника. Неисполнение этой обязанности влечет нарушение и наложение штрафных санкций.

Стоит отметить, что во многие организации невозможно устроиться, если мужчина не проходил военную службу. Главные причины такого решения:

  • Никому не хочется брать сотрудника, обучать его, если в любой момент его могут призвать в армию;
  • Не каждый работодатель изъявит желание отвечать за человека, который уклоняется от выполнения своего гражданского долга – прохождения службы в армии.

При этом стоит отметить, что кадровая служба не обозначит причину отказа в трудоустройстве, если она кроется в отсутствии у соискателя военного билета. Это будет являться основанием для обращения с жалобой в трудовую инспекцию. Отказ по этой причине необоснован и является ущемлением прав.

Как восстановить военный билет в России в 2018 году, список документов

Лица, с которых не требует предоставление военного билета:

  1. Женщины;
  2. Несовершеннолетние;
  3. Граждане иностранных государств;
  4. Представители мужского пола, которым уже исполнилось 50 лет.

Какие структуры могут потребовать предоставление военного билета?

Кроме работодателя, военник может понадобиться:

  1. В финансовой организации при оформлении кредитного договора;
  2. При оформлении загранпаспорта;
  3. При подаче заявления о выписке или прописке в паспортный стол (но законом не определено такое условие).

Случаи изъятия военного билета

Законом определено, что военкомат может не только выдать военный билет, но и изъять его. Такая ситуация возможна, если гражданин переезжает на ПМЖ в другую страну на срок более полугода. Рекомендуется уведомить комиссариат, подав соответствующее заявление.

ВАЖНО! Незаконное получение гражданином военного билета влечет право военкомата на изъятие. В этом случае виновных лиц ждет уголовная ответственность. К сожалению, ситуаций, когда люди покупают документы, распространены. Многие из них считают, что такой способ решит проблему отсутствия военника. У данного преступления срок давности – 6 лет.

После получения военного билета его обладатель несет ответственность за его целостность и сохранность. В случае утери предусмотрена административная ответственность – штраф.

Как восстановить военный билет при утере

Существует два документа, за утерю которых в России предусмотрена административная ответственность — паспорт и военный билет.

Потеря документа — неприятная ситуация, особенно когда это касается документов, удостоверяющих личность. Существует два документа, за утерю которых в России предусмотрена административная ответственность — паспорт и военный билет. Если утеря паспорта расценивается как простая халатность, то утрата военного билета — это проявление недисциплинированности и халатного отношения к обязанностям по хранению важной документации.

Далее поговорим о том, как восстановить военный билет.

Как восстанавливать военный билет при изменении места жительства

Военнообязанный гражданин не должен постоянно проживать по месту постановки на учет в военкомат. Поэтому утеря важного документа в другом городе — нередкий случай. В данной ситуации владелец военного билета вправе уполномочить доверенное лицо заниматься восстановлением билета.

Для этого на имя законного представителя составляется нотариальная доверенность, в которой указывается круг полномочий.

Важно: получить восстановленный военный билет может только его законный владелец (военнообязанный).

Документ необходимо забрать в течение 10 дней с момента его готовности. Если военнообязанный по уважительной причине не может своевременно явиться в военкомат, он обязан об этом уведомить до окончания десятидневного срока.

Уважительными причинами считаются:

Длительная командировка (подтверждается документами с места работы).

Прохождение лечения в стационарных условиях (подтверждается справкой из медицинского учреждения).

Стихийные бедствия и форс-мажорные обстоятельства, которые препятствуют возможности выезда военнообязанного.

Лица, не достигшие 27 лет обязаны своевременно забирать восстановленный военный билет. В соответствии со ст. 21.5 КоАП, игнорирование данной законодательной нормы влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере от 500 руб. до 3000 руб.

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п.

1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст.

13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г.

№ 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г.

Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п.

1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ.

Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г.

(достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Верховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст.

61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г.

по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см.

например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п.

1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст.

23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст.

219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Как получить военный билет

Военный билет нужен в самых разных отраслях: для оформления загранпаспорта, получения работы, успешного кредитования в банке. В статье отвечаем, как получить военный билет и каковы последствия его отсутствия.

Военный билет выдают, если человек проходит службу в армии, уволился в запас или освобожден от службы в армии на законных основаниях

Военный билет – один из самых актуальных документов для российских мужчин, который юридически закрепляет связь гражданина РФ с воинской обязанностью.

Как его получить, если не служил в армии? Разбираемся в нашем материале.

Что такое «военник»

Военный билет – документ, который выдают:

  • перед прохождением службы в армии или других ведомствах, например, Росгвардии;
  • при законном освобождении от воинской повинности;
  • при зачислении в запас.

Документ упоминается сразу в нескольких законодательных актах, в том числе № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» .

Сведения, содержащиеся в документе, включают основную информацию: ФИО, дата и место рождения и проч. Кроме того, есть и дополнительная информация, к примеру, отметка о постановке или снятии с воинского учета.

Форма документа и порядок заполнения определяются нормативными актами Министерства обороны России.

Что нужно для «военника»

Чтобы получить «военник», нужно находиться на учете в военкомате .

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности;
  • служащие в армии;
  • лишенные свободы по приговору суда;
  • живущие за границей на ПМЖ.

Женщины не являются военнообязанными, если только у них нет военно-учетной специальности.

Военный билет есть у тех, кто служил, а также у тех, кто не призывался и имеет отсрочку. Если вы не уклонист, то получите документ после 27 лет.

Процедура зависит от оснований получения отсрочки. К примеру, при поступлении в вуз у вас появляется право на получение отсрочки от прохождения службы в армии.

Если вы поэтапно начинаете с бакалавриата, далее переходите в магистратуру, затем – в аспирантуру, то для каждого этапа образования вы получаете отсрочку. Важно, чтобы образование было непрерывным.

Исключение – перевод внутри вуза или в другой университет. Срок обучения может быть увеличен не более чем на один год.

Подтверждение отсрочки оформляется справкой, которая содержит ряд обязательных реквизитов, например, дату и номер приказа о зачислении. Она должна быть оформлена на фирменном бланке учебного заведения и подписана уполномоченным лицом.

Если вы достигли 27-летнего возраста в период обучения в аспирантуре, то, независимо от результатов защиты кандидатской диссертации, вы получаете военный билет на основании решения призывной комиссии.

Важно, чтобы были законные основания отсрочки. Если призывник просто уклонялся от службы в армии (игнорировал повестки, скрывался где-либо), то в 27 лет он получит не билет, а справку, в которой будет указано, что он не служил без уважительной причины.

Из-за этого в дальнейшем можно столкнуться с различными проблемами:

Гражданам в возрасте от 18 до 27 лет могут понадобиться документы воинского учета. В их отсутствие МВД запрашивает сведения у военкомата относительно причин непрохождения службы в армии. Если они уважительные, то проблем с получением документа не возникнет.

Мужчинам от 18 до 27 лет нужен документ воинского учета. Некоторые кредитные организации строго просят предоставить военный билет, некоторые идут навстречу и уточняют о наличии отсрочки, запрашивают документы, подтверждающие ее законность.

Adblock
detector