- Исследование влияния автомобильной дороги на экосистемы придорожного пространства Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»
- Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Юрченко Валентина Александровна, Михайлова Л. С., Беспалова М. В.
- Текст научной работы на тему «Исследование влияния автомобильной дороги на экосистемы придорожного пространства»
- Нормы расположения жилых многоквартирных домов относительно автодорог, а именно: расстояние, наличие шумо- и пылепоглощяющих заграждений
- Экологически безопасное расстояние от трассы
- Я ВКонтакте: Стоит ли переезжать жить в курортные города Краснодарского Края? В этом .
- на каком расстоянии от дороги безопасно селиться, что .
- Безопасное расстояние от холодильника до кровати
- Дом, в котором хорошо жить, часть 3 | Ming Li — навигатор .
- Сад у дороги | Сады Северо-Запада
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОДОРОГИ И ПРИДОРОЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
В аспекте экологической безопасности АТК представляет собой систему, состоящую из двух блоков:
1. транспортные сети, являющиеся стационарным источником экологической опасности;
2. транспортные средства — нестационарные источники экологической опасности.
Под экологической безопасностью автотранспортного средства понимается совокупность свойств, характеризующих способность АТС минимизировать уровень вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, в том числе за счет экономии материальных и энергетических ресурсов.
Экологические требования к транспортному сооружению отражают:
а) потребности в материалах и энергии, учитываемых вместе с затратами на их добычу, промежуточные производственные процессы и технологические процессы строительства;
б) вида, количества отходов, производимых на этапах жизненного цикла;
в) природно-климатических и ландшафтных особенностей территории;
г) вариантов восстановления, включая возврат (восстановление) потерь энергии, повторное использование или рециклинг материалов конструкции;
д) вариантов утилизации конструкции и связанных с ней отходов.
В число основных экологических требований входят (указанные требования должны быть реализованы в конструкции транспортного
сооружения при реализации его жизненного цикла):
· безопасность выполнения транспортных услуг (предотвращение гибели людей, животного и растительного мира, т.е. истощения генофонда видов и популяций в результате ДТП, природных и техногенных аварий и катастроф, нарушений техники безопасности);
· безвредность воздействия на окружающую среду (снижение до безопасных уровней ингредиентного загрязнения воздуха, воды, почвы в придорожной полосе);
· обеспечение транспортного комфорта для пассажиров и населения, находящегося вблизи автомагистралей (снижение уровня параметрического загрязнения до санитарно-гигиенических норм);
· минимальное отчуждение земли и снижение ее плодородия, сохранение или улучшение существующего ландшафта, сохранение параметров окружающей среды при строительстве и эксплуатации сооружения в диапазонах, не приводящих к разрушению и деградации экосистем на прилегающих территориях;
· сохранение (предотвращение истощения) невозобновляемых природных ресурсов, используемых при строительстве и эксплуатации транспортных соружений;
· обеспечение требуемой транспортной эффективности (степени реализации транспортно-эксплуатационных свойств) транспортных сооружений.
Данные требования должны характеризовать:
· современное и перспективное состояние природно-ресурсного потенциала (оценка отдельных видов природных ресурсов и комплексные оценки состояния окружающей среды);
· с экологической точки зрения современное состояние хозяйственной системы и перспективы ее развития;
· степень изменчивости систем и отражающие отклонения современного состояния систем от эталонных, нормативных или базисных;
· эффективность намечаемых природоохранных мероприятий;
· выступать в качестве условных эталонов, нормативов и базы сравнения (показатели предельно допустимых концентраций, выбросов, нагрузок) и отражать стоимостные оценки негативных последствий в экологических системах и в хозяйственной сфере.
Автомобильная дорога, как и любое другое техническое сооружение, непосредственно влияет на среду изменением параметров природных систем. С позиций экологической безопасности для проектирования и эксплуатации дорог наиболее важное значение имеют ингредиентные транспортные загрязнения, изъятие земель и расчленение территорий. Экологическая безопасность является одним из основных показателей эффективности инвестиций в развитие автомобильных дорог.
Экологически безопасное состояние дорог характеризуется следующими показателями:
1. Техническое состояние дорог и дорожных сооружений.
2. Уровень загрязнения природной среды придорожной полосы.
3. Влияние технического состояния дороги на выбросы вредных веществ автомобильным транспортом.
Таблица. Классы дорожных объектов по уровню экологической безопасности(«Руководство по снижению воздействий на окружающую среду автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства и дорожной инфраструктуры». Утв. расп. Министерства транспорта РФ от 22.11.2001 N ОС-482-р. )
Категория (класс) | Характеристика |
Первый класс | Крупные объекты, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду — федеральные и областные магистральные и скоростные дороги 1-й и 2-й категорий с числом полос движения не менее четырех и искусственные сооружения на них, отдельные мосты и путепроводы длиной более 500 м. Международными нормами и федеральными документами строительство дорожных объектов первого класса отнесено к экологически опасным видам деятельности. |
Второй класс | Объекты, оказывающие существенное воздействие на окружающую среду. Дороги 2-й и 3-й категории с расчетной (перспективной) интенсивностью движения более 2000 ед.
в сутки и сооружения на них. Отдельные участки прочих дорог в населенных пунктах и на особо охраняемых территориях, а также в сложных условиях индивидуального проектирования. |
Третий класс | Объекты, оказывающие незначительное, локальное воздействие на окружающую среду. Автомобильные дороги с расчетной интенсивностью движения менее 2000 ед.
в сутки и транспортные сооружения на них. Технически несложные дорожные объекты по проектам массового или повторного применения. Ремонтные работы |
Экологически безопасным считается такое состояние автомобильной дороги, при котором:
1. Нарушение и загрязнение природной среды придорожной территории, формируемые и обусловленные инженерными сооружениями и конструкциями дороги, отсутствуют или являются минимально возможными при существующих технологиях и современных требованиях народного хозяйства.
2. Созданы условия, обеспечивающие минимально возможное (при существующих технологиях и требованиях народного хозяйства) воздействие на природу со стороны автомобильного транспорта, находящегося на дороге.
Показатели экологически безопасного состояния дорог делятся на две группы: экологические и экологически значимые автомобильной дороги.
Исследование влияния автомобильной дороги на экосистемы придорожного пространства Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»
Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Юрченко Валентина Александровна, Михайлова Л. С., Беспалова М. В.
The experimental reseach of roadside ecologic systems has been executed by chemical calculations and bioindication methods. At the research state of automobile roads in Kharkiv there has been revealed a big loading on the ecologic security of the nearby territories but it alousing not to exceed the resources of nature environment to self healing.
Текст научной работы на тему «Исследование влияния автомобильной дороги на экосистемы придорожного пространства»
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ЭКОСИСТЕМЫ ПРИДОРОЖНОГО ПРОСТРАНСТВА
В.А. Юрченко, профессор, д.т.н., Л.С. Михайлова, М.В. Беспалова,
Аннотация. Экспериментальное исследование придорожных экологических систем производили химическим, расчетным методами и методом биоиндикации. На исследованном участке автомобильной дороги в г.
Харькове отмечается большая загрузка на экологическую безопасность близлежащих территорий, но не превышающая возможностей естественной среды к самовосстановлению.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, биотестирование, хромато-графирование, лихеноиндикация.
Автотранспорт — один из наиболее энергоемких потребителей материальных, земельных и других ресурсов. Транспортные средства загрязняют окружающую среду термическими, химическими, акустическими, вибрационными и другими выбросами, причем особенно интенсивно в городах с высоким уровнем транспортного движения. Объектами ин-гредиентного загрязнения автомобилизации является атмосфера, гидросфера и литосфера.
При сгорании топлива в цилиндрах ДВС только часть химической энергии переходит в полезную механическую работу; основная доля неиспользованной энергии переходит в тепло, остальная — в другие виды параметрического загрязнения. В настоящее время только автотранспорт Украины выбрасывает в окружающую среду до 10 миллионов тонн самых различных вредных веществ, из которых нормируются только оксид углерода, легкие углеводороды, оксиды азота, а для дизелей — еще и твердые частицы. Наиболее высокотоксичные составляющие отработанных газов автомобилей, в том числе канцерогенные вещества, оксиды серы и другие, пока «бесконтрольны ».
Цель и постановка задачи
Цель работы — количественная оценка экологических последствий техногенной нагрузки на окружающую среду, создаваемой автомобильной дорогой в г. Харькове, по показателям состояния объектов природной среды, химического состава атмосферы и почвы.
Объектом исследований были атмосфера и пробы почвы, отобранные на расстоянии 0,1 и 100 м от автомобильной дороги (ул. Пушкинская). Экологическое состояние атмосферы оценивали с помощью биотестирования (лихеноиндикации) и расчетным методом (определение концентрации СО).
В пробах почвы по методикам, рекомендованным нормативными документами, контролировали следующие характеристики: концентрацию нефтепродуктов, хлоридов, соединений неорганического азота и кислотность среды (рН), концентрацию углерода, общего и водорастворимого железа, а также микробиологические показатели. Качественный состав нефтепродуктов в исследуемых почвенных образцах устанавливали методом тонкослойной хроматографии на силикагелевых пластинках Silufol при разгонке проб в хро-матографической камере. В качестве «свидетелей» использовали химически чистые образцы органических кислот, растворенные в четыреххлористом углероде: монокарбоно-
вых — капроновой, гептановой, ундекановой, стеариновой, пальметиновой; дикарбоновых — щавелевой, яблочной, янтарной; трикарбо-новой — лимонной; кетокислоты — пировино-градной, а также пропионового эфира. Вытяжку нефтепродуктов из почвенных образцов получали с помощью четыреххлористого углерода. Смеси для разгонки подбирали опытным путем.
Для расчета уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта на участке магистральной улицы (по концентрации СО) использовали формулу оценки концентрации окиси углерода
КГО=(0,5+0,0Ш-К т)КаКуКсКвКп, (1)
где 0,5 — фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения, мг/м3; N — суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автомобилей/ч (в нашем случае N=870); КТ — коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух окиси углерода (в нашем случае Кт=1,1667); Ка — коэффициент, учитывающий аэрацию местности (в нашем случае Ка=0,4); Ку — коэффициент, учитывающий изменения загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода в зависимости от величины продольного поклона (в нашем случае Ку=1,06); Кс — коэффициент, учитывающий изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра (в нашем случае Кс=1,20); Кв — коэффициент, учитывающий изменения концентрации окиси углерода в зависимости от относительной влажности воздуха (в нашем случае КВ=1,00); КП — коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода вблизи перекрестка (в нашем случае Кп=2,0).
Ксо=(0,5+0,01.870- 1,1667).0,4-1,06-1,20-1,00-•2,0=10,84 мг/м3.
Таким образом, интенсивность движения на исследуемом участке дороги создает техногенную нагрузку, которая превышает ПДКсо для экологически безопасных выбросов автотранспорта, равную 5 мг/м3.
Интенсивное загрязнение атмосферы на исследуемом участке подтвердили данные ли-
хеноиндикации, которую проводили путем учета площади, занимаемой кустистыми (коэффициент чувствительности 1,0), листоватыми (коэффициент чувствительности 0,6) и накипными (коэффициент чувствительности 0,2) лишайниками на деревьях придорожного пространства (табл. 1). Степень снижения экологической безопасности атмосферы по результатам лихеноиндикации составляла от 30 % (100 м от дороги) до 95 % (1 м от дороги).
Следствием техногенной нагрузки, создаваемой на исследуемом участке дороги, является интенсивное загрязнение прилегающих к дороге почв. По концентрации хлоридов и рН грунты близ автомобильной дороги и на расстоянии 100 практически не отличаются, что свидетельствует об отсутствии противогололедных обработок дорожного полотна в зимний период (табл. 1).
Таблица 1 Данные химического и физико-химического исследования почв, прилегающих к автомобильной дороге
Химические характеристики почв Расстояние от дороги, м
Концентрация хлоридов, мг/кг 46,032 45,420
Концентрация углерода, % 0 2,29
Концентрация N N/+N-N03, мг/кг 11,89 35,53
Концентрация железа, извлекаемого в водную вытяжку +++ +
Концентрация железа общего Fe20з, % 0,57 1,07
Нефтепродукты, мг/кг 2600 390
Определение концентрации биогенных элементов — углерода, азота и железа в почвах, прилегающих к дороге, было направлено на оценку влияния дороги на характеристики потенциального плодородия почв (табл. 1). В почвах, непосредственно прилегающих к дороге, органический углерод отсутствует, что подтверждает и другой показатель наличия
органических веществ в почве — п.п.п. Концентрация другого биогенного элемента -азота (как аммонийного, так и нитратного), в почвах, непосредственно прилегающих к дороге, также имела низкие значения. Концентрация общего железа, которая учитывает минеральные и органические соединения этого элемента, в почвах непосредственно возле дороги почти вдвое ниже, чем на расстоянии 100 м.
А концентрация железа в минеральной форме вблизи дороги наоборот -выше, чем на расстоянии 100 м.
Все эти данные свидетельствуют об интенсивной деструкции грунта близ дороги и выщелачивании из него биогенных элементов. Химический анализ почвы на расстоянии 100 м от дороги свидетельствует о повышении в них концентрации биогенных элементов, а следовательно, о восстановлении плодородных свойств почвы по мере отдаления от автомобильной дороги.
Особую опасность для почвенных экосистем представляет загрязнение педосферы нефтепродуктами. Нефтепродукты нарушают кислородный режим и экологическое равновесие в почвенной экосистеме, вызывают гибель почвенной биоты, снижают плодородие почв и создают опасность загрязнения подземных и поверхностных вод. В природе детоксика-ция углеводородов нефти обусловлена, главным образом, жизнедеятельностью различных групп микроорганизмов.
В микробной деградации углеводородов нефти выделяют такие пути окисления:
1) монотермальное окисление метильной группы с образованием спирта, альдегида и монокарбоновой кислоты;
2) монотермальное окисление с образованием через вторичный спирт соответствующего метилкетона;
3) дитермальное окисление, при котором терминальные группы н-алкана окисляются одновременно, или последовательное с образованием жирных дикарбоновых кислот.
Глубина деградации нефтепродуктов является объективным показателем степени «самоочищения» почв от нефтесодержащих загрязнений. Определение этого показателя позволяет обоснованно установить величину зоны загрязнения от источника выброса нефтепро-
дуктов (автомобильной дороги) и границу экологически безопасной территории.
Как показали наши исследования, концентрация нефтепродуктов в почвах, которые находятся в непосредственной близости от дороги, почти в 7 раз превышает этот показатель в почвах, которые находятся на расстоянии 100 м от дороги (2600 мг/кг и 390 мг/кг соответственно). В Украине ПДК нефтепродуктов для почв городских территорий не установлена, существует лишь ссылка на ориентировочно допустимую концентрацию — 0,2 г/кг, которая более чем в 10 раз ниже определяемой в почве непосредственно у дороги. На расстоянии 100 м концентрация нефтепродуктов в почве приближается к ориентировочно допустимой.
Для идентификации соединений, образующихся при деградации нефтепродуктов на исследуемом участке придорожного пространства, и определения путей их окисления вытяжки из почв разделяли с помощью гек-сана, петролейного эфира, смеси этиловый спирт: уксусная кислота: дистилированная вода. Как показали результаты проведенных исследований, нефтепродукты в почвах придорожного пространства были представлены, в основном, полярными соединениями — продуктами окисления (рис. 1).
Нафтеновые и ароматические соединения среди них не были выявлены.
Рис. 1. Хроматограмма нефтепродуктов из исследуемых почв (растворитель): 1 -нефтепродукты из почвы на расстоянии 0,1 м от дороги; нефтепродукты; 2 -ундекановая кислота; 3 — гептановая кислота; 4 — щавелевая кислота; 5 -пальметиновая кислота; 6 — стеариновая кислота
Среди соединений, которые входят в состав исследуемых нефтепродуктов, идентифицированы монокарбоновые насыщенные кислоты — гептановая и ундекановая, что свидетельствует о монотермальном пути детокси-кации нефтепродуктов (рис. 1).
В целом, по результатам выполненных исследований можно сделать следующие выводы:
— движение автомобильного транспорта преимущественно загрязняет почвы, расположенные непосредственно у дороги, а на отдаленном участке это влияние уменьшается, достигая фоновых;
— концентрация нефтепродуктов в почвах на расстоянии 0,1 м от дороги почти в 7 раз превышает этот показатель в почвах на расстоянии 100 м от дороги;
— в нефтепродуктах, содержащихся в пробах почв, идентифицированы гептановая и ундекановая кислоты, что свидетельствует о монотермальном окислении нефтепродуктов при детоксикации;
— почвы обладают большим потенциалом самоочищения от нефтепродуктов;
— на исследованном участке автомобильной дороги в г. Харькове отмечается большая нагрузка на экологическую безопасность близлежащих территорий, но не превышающая возможностей естественной среды к самовосстановлению.
1. Квасников Е.И., Клюшникова Т.М. Ми-
кроорганизмы — деструкторы нефти в водных бассейнах. — К.: Наукова думка, 1981.
Нормы расположения жилых многоквартирных домов относительно автодорог, а именно: расстояние, наличие шумо- и пылепоглощяющих заграждений
Для того чтобы широко раскрыть ответ на этот вопрос, нужно знать, к какой категории относится интересующая вас дорога и каково её назначение. В зависимости от этого при проектировании проезжей части необходимо соблюдать различные требования, закрепленные сводом правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений». И не смотрите на то, что данный СНиП разработан в далёком 1989 году: его планировали с перспективой на будущее. Поэтому в 2010 году он был, вероятно, пересмотрен и вновь утверждён приказом № 820 Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 года.
Так, например, в таблице № 7 (порядковый номер таблиц сохранён согласно исходному документу) указаны категории дорог и улиц и их основное назначение, а в таблицах №№ 8 и 9 расчетные параметры дорог и улиц.
Так же данном вопросе нам поможет разобраться таблица из ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования.»
Допускаются пересечения в одном уровне
В соответствии с пунктом № 6.9. СНиП 2.07.01-89 автомобильные дороги общей сети I, II, III категорий, как правило, следует проектировать в обход поселений в соответствии со СНиП 2.05.02-85. Расстояния от бровки земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать в соответствии со СНиП 2.05.02-85 и требованиями разд.9 СНиП 2.07.01-89, но не менее: 100 метров до жилой застройки, 50 метров до садоводческих товариществ; для дорог IV категории, то есть обычной дороги, по одной полосе в каждую сторону, следует принимать соответственно 50 метров до жилой застройки и 25 метров до садоводческих товариществ.
Для защиты застройки от шума и выхлопных газов автомобилей следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 метров. Так же пункт № 6.19. СНиП 2.07.01-89 говорит о том, что расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки должно быть не менее 50 метров, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СНиП по защите от шума, не менее 25 метров.
Но в то же время в этом же пункте говорится, что расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки должно быть не более 25 метров. В случаях превышения указанного расстояния необходимо на расстоянии не ближе 5 метров от линии застройки спроектировать полосу шириной 6 метров, пригодную для проезда пожарных машин. Таким образом, если в десяти метрах от Вашего дома построили или строят четырёхполосную автомагистраль, то есть все основания принимать меры для защиты своего права на «спокойную» жизнь, но если на этом же расстоянии или даже на расстоянии в пять метров проходит подъездной путь к соседнему дому, то претензии по поводу расположения дороги, скорее всего, будут безосновательными.
В заключение хотелось бы добавить следующее: не забывайте, что данный СНиП утвердили в 2010 году потому, что в нём выставляются, в принципе, правильные и логичные требования к застройке вообще и к дорогам в частности, но у нас есть дороги, и их не мало, которые со временем из-за загруженности поменяли свою категорию путём расширения и добавления дополнительных полос. А насколько правомерно такое расширение по отношению к близ живущим гражданам – тема для другой статьи.
Экологически безопасное расстояние от трассы
zdravkomМой дом стоит в непосредственной близости от проспекта, который с точки зрения движения автомобилей становится все оживленнее и оживленнее.
И вдруг попадается новость, прочитала ее и расстроилась.Оказывается, люди, чей дом находится рядом с оживлённой автотрассой, чаще страдают атеросклерозом, чем те, кто живёт вдали от дорог. Это установили кардиологи из Университетской клиники в Эссене. Они проверили сосуды у 4814 мужчин и женщин старше 50 лет, и у 88% обнаружили атеросклероз.
Адреса и явки этих больных кардиологи наложили на карту города и увидели, что все они проживают вблизи дорог с интенсивным движением! Они даже выявили закономерность: сокращение расстояния от дома до оживленной автострады на каждые 100 метров на 10% увеличивало риск развития атеросклероза.В более раннем исследовании те же немцы обнаружили, что у тех, кто жил на расстоянии 100–200 метров от дороги, атеросклероз развивается на 8% чаще, чем у тех, чей дом стоял дальше 200 метров от магистрали. А у тех, кто жил в пределах 50–100 метров от оживлённой трассы, риск развития болезни повышался на 34%, а в пределах 50 метров от шоссе он был равен уже 63%.
Как объясняют кардиологи, длительное воздействие загрязнённого воздуха больших дорог утолщает артерии человека, покрывая их слоем кальция, что ведёт к заболеваниям сердца и к инфарктам. По их мнению, у человека, проживающего вблизи автострады, больше шансов заболеть атеросклерозом, чем у пассивного курильщика.
Читать подробнее
Теперь думаю, что бы попринимать для профилактики атеросклероза? Ну не переезжать же в самом деле в другой район?
Tags: На, каком, расстоянии, от, дороги, безопасно, жить
Я ВКонтакте: Стоит ли переезжать жить в курортные города Краснодарского Края? В этом .
на каком расстоянии от дороги безопасно селиться, что .
на каком расстоянии от дороги безопасно селиться, что бы выхлопные газы не вредили здоровью? Клеопатра . тогда нужно жить в тайге. Нравится
Безопасное расстояние от холодильника до кровати
potrebitel_ilmcmurphy_zimmer
Скажите, пожалуйста, какое расстояние от холодильника до кровати считается безопасным? Решила переставить холодильник, и таким образом до изголовья кровати получается около 2х метров через стенку. Мне кажется — вполне нормально, а муж уже нас через полгода собрался хоронить от облучения.
Есть ли места, где можно взять измериельный прибор проверить, как обстоят дела у нас в доме? А если Вам будет нетрудно поделиться ссылками про безопасное расстояние до бытовой техники на иврите — буду премного благодарна!
Спасибо и Хорошей недели!
UPD Рябят, я ценю ваше чувство юмора, мне тоже смешно, но мужья ведь разные бывают. Пруфлинк на иврите измениет ситуацию к лучшему, поверьте! И ещё раз спасибо)
Дом, в котором хорошо жить, часть 3 | Ming Li — навигатор .
Первая страница Блог Дом, в котором хорошо жить, часть 3 . специальные нормативы, определяющие безопасное расстояние до различных . (слева от входа, перпендикулярно дому) находится железная дорога со станцией.
Сад у дороги | Сады Северо-Запада
Sep 7, 2011 — Чаще всего страдают достаточно обеспеченные владельцы пригородных коттеджей, решившие всей семьей жить «на свежем .
Как строить автодорогу
Где останавливаться ночью на трассе
Когда началось строительство транссибирской железной дороги
Вопрос интересен, я тоже приму участие в обсуждении. Вместе мы сможем прийти к правильному ответу.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОДОРОГИ И ПРИДОРОЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
Влияние автомагистралей на окружающую среду выражается в выбросах в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников, а также в загрязнении поверхностных водных объектов, почв, образовании твердых отходов и создании повышенных уровней шума. Поэтому так важно стремиться к экологической безопасности дорог и минимизации их воздействия на природные экосистемы.
Экологически безопасное состояние дороги характеризуется: а) техническим состоянием дороги и дорожных сооружений; б) уровнем загрязнения природной среды придорожной полосы; в) влиянием технического состояния дороги на выбросы вредных веществ автомобильным транспортом [3].
При проектировании и размещении автомобильных дорог должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей природной среды, учет ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических последствий функционирования дорог при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения. Достижение экологической безопасности автомобильной дороги должно носить превентивный характер, при этом важно руководствоваться геоэкологическими принципами, и проводить комплексное геоэкологическое обоснование проектирования [1].
При соблюдении принципов геоэкологического проектирования автомобильных дорог обеспечивается экологически безопасное состояние дороги и придорожных территорий. Экологически безопасным считается такое состояние дороги, при котором нарушение и загрязнение природной среды придорожной территории, формируемые и обусловленные инженерными сооружениями и конструкциями дороги, отсутствуют или являются минимально возможными при существующих технологиях и современных требованиях народного хозяйства и когда созданы условия, обеспечивающие минимально возможное (при существующих технологиях и требованиях народного хозяйства) воздействие на природу со стороны транспорта, находящегося на дороге[4].
Проектируемая автомобильная дорога «Обход п. Атяшево» пролегает по Атяшевскому муниципальному району Республики Мордовия. Начало трассы находится на оси существующей дороги республиканского значения «р.
п. Комсомольский – р. п.
Атяшево – г. Ардатов – р. п.
Тургенево – гр. Чувашии». Затем дорога делает поворот налево и берет новое направление в обход п.
Атяшево. По основному ходу проектируемой трассы предусматриваются подъездные участки к существующей дороге путем их примыкания с помощью устройства переходно-скоростных полос. Протяженность трассы составляет 9,1 км; строительная длина автодороги – 10 км 285 м [2].
Проектируемая трасса имеет 2 съезда и 3 пересечения с второстепенными дорогами. Техническая категория дороги – III, ширина земляного полотна 12-23 метров. Площадь объекта землеустройства границ постоянной полосы отвода автодороги составляет – 124 460 м2 (12,4460 га).
Общее направление трассы – юго-восточное. После завершения всех строительных работ автодороги «Обход п. Атяшево», проектом предусмотрено проведение рекультивации земель, нарушенных в ходе строительства [2].
По результатам прогнозной оценки воздействия объекта на окружающую природную среду установлено, что проектируемый объект автодорога «Обход п. Атяшево» учитывает принципы геоэкологического проектирования, соответствует требованиям природоохранного законодательства, и является безопасным объектом при условии реализации проектных решений в полном объеме. В разделе «Охрана окружающей среды» предусмотрены следующие мероприятия и положения:
1. Необходимо тщательно планировать отвод земель для нужд строительства, желательно под строительство автомобильных дорог отводить малопригодные для сельскохозяйственного производства земли, использование земель, занятых лесными угодьями, а, следовательно, их вырубка, только в случае крайней необходимости.
2. Для снижения уровня механического воздействия на почвенный покров необходимо предусмотреть:
— обязательное соблюдение границ отвода земель;
— за пределами отвода земли не допускать сведение древесно-кустарниковой растительности;
— снятый плодородный слой хранить во временном отвале для последующего использования при рекультивации;
— на биологическом этапе рекультивации учитывать видовой состав растений на данной территории для внесения как можно меньшего количества изменений;
— запрещается засыпка грунтом корневых шеек и стволов растущих деревьев и кустарников;
— для предохранения откосов земляного полотна от разрушающего действия воды и ветра укреплять их засевом многолетних трав;
— не допускать мойку машин и механизмов, техническое облуживание на необорудованных площадках;
— место строительства оснастить контейнерами бытовых и строительных отходов.
законодательства и является безопасным при условии реализации проектных решений в полном объеме.
3. По расчетам, в ходе строительства уровни загрязнения атмосферы от таких источников, как работающие двигатели строительных машин и механизмов, передвижная дизельная электростанция, сварочные и покрасочные работы, не будут превышать санитарных норм.
4. Планируемые работы не затрагивают особо охраняемых природных территорий; редкие и исчезающие виды растительного и животного мира, занесенные в Красную книгу РФ и Республики Мордовия, на данной территории отсутствуют.
5. В проекте предусмотрены мероприятия по расчистке самовыросшей древесно-кустарниковой растительности в количестве – 596 шт., попадающей в зону строительных работ на площади 0,0824 га.
6. Строительство проектируемой автодороги «Обход п. Атяшево» будет производиться в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Дады [2].
Качественный состав бытовых сточных вод в период строительства обычен для данного вида стоков, и специфических загрязняющих веществ в них не содержится. Обеспечение рабочих строителей питьевой водой будет производиться путем ежедневной доставки сертифицированной питьевой воды в передвижных емкостях, а сбор хозяйственно-фекальных стоков на месте ведения работ будет осуществляться в передвижную биотуалетную кабину.
7. В проекте представлен расчет объемов образования отходов производства и потребления IV-V классов опасности, указана схема сбора, временного хранения и удаления.
8. Строительство автодороги будет сопровождаться акустическим воздействием, основными источниками шума будут строительная техника и автотранспорт. Согласно проведенным расчетам, уровень шума от строительной техники не будет превышать нормативных значений, поэтому дополнительные мероприятия по защите от шума не требуются.
9. В проекте предусмотрена программа производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения компонентов окружающей среды при строительстве и эксплуатации объекта проектирования.
Таким образом, при выполнении перечисленных мероприятий на рассматриваемом участке автодороги будет обеспечена экологическая безопасность объектов, будет минимизировано потенциальное неблагоприятное воздействие антропогенных факторов, и они будут способствовать качественному улучшению состояния животного и растительного мира в районе проектируемой автомобильной дороги «Обход п. Атяшево».