Нужны ли права на мотоблок в 2022 году

Содержание
  1. Мотоблок – это транспортное средство?
  2. Требуется ли регистрировать мотоблок в ГИБДД и Технадзоре?
  3. Нужны или нет водительские права на мотоблок в 2022 году?
  4. Без прицепа
  5. Подойдут ли уже имеющиеся права А, В и других категорий?
  6. Могу ли я ездить на нём по дорогам общего пользования?
  7. Если дорога из грунта, поле или лес?
  8. Есть ли штрафы ГИБДД?
  9. Могут ли меня лишить прав за пьяную езду на мотоблоке?
  10. Нужно ли страховать мотоблок по ОСАГО?
  11. Что будет, если я попаду в ДТП с участием малогабаритного трактора?
  12. Можно ли ездить без прав на мотоблоке с прицепом по закону и какой штраф?
  13. Что такое мотоблок по ПДД?
  14. Можно ли ездить без прав на мотоблоке в 2021 году
  15. Можно ли ездить без прав по автодорогам
  16. Нужны ли права в сельской местности, в лесу или поле
  17. Считается ли транспортом и нужно ли ставить на учет?
  18. Какие штрафы можно получить
  19. Общая информация о мини-тракторах и мотоблоках
  20. Является ли мотоблок транспортным средством
  21. Необходимы ли права на мотоблок, оснащенный прицепом
  22. Документы, которые необходимы владельцам оборудования
  23. Возможные варианты крепления велосипеда к потолку
  24. Статус самодельных минитракторов и мотоблоков
  25. Дефлектор заднего стекла автомобиля: зачем он нужен, как работает
  26. Езда на самодельном мотоблоке
  27. Нужны ли права на мотоблок с прицепом?
  28. Какие права нужны на мотоблок?
  29. Можно ли на мотоблоке ездить по дорогам?
  30. Запреты для водителей

Мотоблоки популярны среди дачников и сельских жителей, которые с помощью такой техники обрабатывают приусадебные участки, сады и огороды. Но чтобы доставить сельхоз-агрегат на участок, иногда приходится выезжать на дороги общего пользования. И если езда на мотоблоке попадёт в поле зрения инспекторов ДПС, они могут остановить владельца и попросить его предоставить регистрационные документы и права на технику.

Если чего-то не окажется, выпишут постановление со штрафом или даже протокол о лишении прав. Однако это незаконно! Является ли мотоблок транспортным средством, нужно ли сдавать экзамены и получать права, подлежит ли агрегат регистрации в ГИБДД или Гостехнадзоре, а также какие штрафы грозят за езду на ручном тракторе, в том числе в нетрезвом виде – все эти вопросы мы рассмотрим в статье.

Мотоблок – это транспортное средство?

Мотоблок представляет собой осевую механическую технику с колёсами и двигателем внутреннего сгорания. Внешне такое устройство похоже на мини-трактор. Но является ли оно трактором, самоходной машиной и вообще транспортным средством с юридической точки зрения? Давайте разбираться!

  • Заглянув в ПДД и в ФЗ О безопасности дорожного движения, мы найдём абсолютно одинаковое определение понятию «транспортное средство» – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования,
  • За несоблюдение ПДД для водителей транспортных средств предусмотрена административная ответственность в рамках КоАП РФ – и там нам может попасться на глаза Примечание к статье 12.1 Кодекса, где также даётся определение понятию, но уже интереснее:

Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

  • Применительно к толкованию данного примечания есть разъяснения от Верховного Суда РФ, которые он указал в ППВС № 20:

При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит.

Что мы имеем в итоге?

На мотоблоке может быть установлен двигатель внутреннего сгорания свыше 50 «кубиков», а сам агрегат способен перевозить как минимум того, кто управляет этим мини-трактором, различные грузы и даже оборудование. Однако не каждый мотоблок разгоняется свыше 50 км/ч. Точнее, на практике он едет не более 10-15 км в час, что позволяет говорить о том, что такую технику нельзя отнести к ТС.

Но если опустить скоростной режим, то остаётся выяснить еще два момента:

  1. Относятся ли мотоблоки к категории тракторов, самоходных и иных машин?
  2. Нужно ли получать на такую технику специальное право – водительское удостоверение или паспорт?

Эти вопросы мы подробно выясним в двух следующих разделах нашей статьи.

Требуется ли регистрировать мотоблок в ГИБДД и Технадзоре?

Нет, регистрировать не нужно.

Информацию об этом нам дадут два нормативно-правовых документа, которые регулируют вопросы регистрации ТС на территории РФ:

  • МРЭО ГИБДД регистрирует только транспортные средства со скоростью от 50 км/ч, к коим не относится ни один мотоблок. Поэтому государственным учётом такой сельскохозяйственной техники в ГАИ не занимаются.
  • Технадзор отвечает за регистрацию самоходных машины и выдачу соответствующих удостоверений тракториста на их управление. Однако в пункте 3 Инструкции по Приказу Минсельхозпрода №807 прямо указано, что мотоблок не входит в категорию самоходных машин.

На практике некоторые инспекторы ГИБДД могут ссылаться на Решение коллегии Евразийской экономической комиссии №25 от 12 февраля 2019 года, где мотоблок был причислен к одноосному трактору. Однако этот документ западных партнёров России никак не регулирует и не изменяет положения внутреннего законодательства РФ о безопасности дорожного движения и порядка допуска граждан к управлению самоходными машинами.

Вот выдержка из решения районного суда в Курганской области:

…указанное решение (коллегии Евразийской экономической комиссии) установленный порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) не изменяет и принято не для целей законодательства о безопасности дорожного движения, а для целей регулирования порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Кстати, в итоге этим решением суд отменил постановление со штрафом 5 000 рублей в отношении гражданина, которого инспекторы ДПС поймали на мотоблоке «ОКА» при отсутствии права управления.

Но это уже тема следующего раздела нашей статьи…

Нужны или нет водительские права на мотоблок в 2022 году?

Вероятно, вы уже догадались, что водительские права и удостоверение тракториста на управление мотоблоком не требуются. Ниже расскажем почему.

Без прицепа

Закон обязывает получать право управления только на зарегистрированные механические ТС. Вместе с тем право на управление автомототранспортом подтверждается ничем иным, как удостоверением водителя (п. 4 ст. 25 ФЗ О БДД).

Однако мотоблоки не относятся ни к транспортным средствам, ни к самоходным машинам. Поэтому в 2022 году на этот тип сельскохозяйственной техники без прицепов не нужно получать права.

Подойдут ли уже имеющиеся права А, В и других категорий?

Даже если у вас имеются водительские права, они никак не связаны с управлением мотоблоком. И тому есть два объяснения:

  • во-первых, мотоблок – это не транспортное, и даже не самоходное средство передвижения по дорогам,
  • во-вторых, специальное право на управление мини-трактором не требуется.

Да и на практике наличие открытых категорий А, В, С и других, а также подкатегорий, фактически вам не пригодится. Потому что при желании выписать вам штраф, некоторые инспекторы ГИБДД найдут к чему придраться – и наличие у вас права управления транспортными средствами их не остановят, т.к. могут спросить у вас документы о регистрации мотоблока, которых у вас, ввиду отсутствия таковых в принципе, при себе не окажется.

Могу ли я ездить на нём по дорогам общего пользования?

Согласно пункту 3 ст. 5 ФЗ Об автомобильных дорогах, к дорогам общего пользования (ДОП) относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения ТС. Однако мотоблок не является таким средством даже при наличии прицепа (тележки). Следовательно, вам запрещается выезжать на нём на дороги общего пользования, иначе грозит штраф.

А вот самоходным машинам разрешено ездить по таким дорогам. Но к мотоблокам это отношения не имеет. Они не подлежат регистрации в Технадзоре как самоходные устройства (в отличие от того же трактора).

Очень часто в документах по эксплуатации производитель указывает, что на мотоблоке можно двигаться по обочине дороги, а при необходимости пересечь проезжую часть нужно совершать манёвр лишь под прямым углом к полотну дороги. Но прежде, само-собой, убедиться, что манёвр безопасен.

Если дорога из грунта, поле или лес?

Хорошо, но, если перед нами не асфальтированный участок трассы, а грунтовая дорога или тропинка в поле. Можно ли передвигаться по ней на мотоблоке? Для этого нужно выяснить, что по ПДД считается «дорогой».

Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

Из этого следует, что в соответствии с ПДД дорогой является не только асфальтовый участок, но и обычная полоса земли для движения транспортных средств. Таковой может быть грунтовая дорога в деревне, поле и даже в лесу. И передвигаться по таким полосам на мотоблоке вам запрещается.

Другой вопрос, откуда взяться инспекторам ДПС где-нибудь ближе к лесу или на просёлочной дороге? Тем не менее, если они вас всё же там остановят, то могут привлечь к ответственности (об этом чуть позже).

При этом никто не запрещает вам ездить на мотоблоке по пересечённой местности, если там нет автомобильных дорог для движения ТС. Разрешено ездить на мини-тракторе и на собственной территории (даже если она не огорожена забором). Главное, чтобы у вас были регистрационные документы и план межевания участка, которые бы подтверждали, что это дороги необщего пользования или частная территория.

В противном случае проезжающий мимо инспектор ДПС может оштрафовать вас за езду в неположенным месте.

Есть ли штрафы ГИБДД?

Да. При этом различают законные и незаконные штрафы за езду на мотоблоке. На практике 2022 года можно столкнуться и с теми, и с другими.

Начнём с законных штрафов ГИБДД. Их всего два, и оба умещаются в рамках одной ст. 12.29 КоАП РФ:

  • передвижение на мотоблоке по дорогам общего пользования – штраф 800 рублей (ч. 2),
  • езда в пьяном виде – от 1 000 до 1 500 рублей (ч. 3).

В первом случае инспекторы ДПС должны выявить факт езды на мотоблоке по дороге общего пользования (в том числе в деревне и поле). Обычно они фиксируют нарушение на видеорегистратор или любое другое устройство. А вот для привлечения по части 3 ст.

12.29 КоАП РФ к выявлению самого факта движения по ДОП добавляется как минимум освидетельствование на состояние опьянения: на дороге и в медучреждении. От «продувки» на алкотестере вы можете безнаказанно отказаться, но тогда ИДПС предложат вам проехать в клинику – и если откажетесь уже от медосвидетельствования, то вас автоматически признают едущим пьяным.

Остальные наказания в рамках Главы 12 Кодекса об административных правонарушениях к управляющим мотоблоками применять незаконно. Но на практике вас могут привлечь за езду за рулём незарегистрированного агрегата, без удостоверения тракториста или за перевозку людей в тележке. Также практикуется эвакуация мотоблоков и культиваторов на штрафстоянки.

Чтобы отстоять свои права, вам придётся обжаловать такие постановления ГИБДД.

Могут ли меня лишить прав за пьяную езду на мотоблоке?

В данном случае управляющий мотоблоком не является водителем. Наказания за нарушения ПДД на сельхоз-агрегате следует квалифицировать по части 3 ст. 12.29 КоАП РФ, где предусмотрен штраф в размере до 1 500 рублей.

Примеры из судебной практики:

  • Инспекторы ДПС остановили некоего Утина на культиваторе с прицепом и зафиксировали признаки алкогольного опьянения. Мужчина отказался пройти медосвидетельствование, в результате чего его привлекли по ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ. Утин оспорил постановление в мировом суде, и там наказание отменили. На это один из инспекторов ДПС обжаловал решение мирового судьи. Однако районный суд указал, что культиватор не является транспортным средством, не подлежит регистрации, а Утин не являлся водителем этого агрегата в момент его остановки сотрудниками ГИБДД, поэтому дело обосновано прекращено мировым судьей за отсутствием состава правонарушения (Решение Моршанского районного суда № 12-98/2020 от 23 сентября 2020 года).
  • Еще одно судебное решение, где суд отменил наказание за отказ от медосвидетельствования лицу, управлявшему мотоблоком. Правда, гражданину пришлось дойти аж до Верховного Суда РФ.
  • Водителя поймали едущим пьяным на мотоблоке МБ-105, выявили опьянение и вменили ст. 12.8 КоАП РФ – со штрафом в 30 000 рублей и лишением прав на 1,6 месяцев. Гражданин обжаловал это решение и дошёл до Верховного Суда РФ. Однако ВС не поддержал жалобу водителя, а оставил наказание нижестоящих судов в силе. Но тонкость дела немного в другом: наказание было назначено на том основании, что водитель управлял не мотоблоком, а «самодельным трактором» – а это, как говорится, совсем другая история (Постановление ВС РФ №82-АД21-3-К7 от 17 мая 2021 года).

Нужно ли страховать мотоблок по ОСАГО?

Страхование автогражданской ответственности распространяется лишь на транспортные средства. Мотоблоки и культиваторы таковыми не являются, поэтому на них не требуется заключать договор ОСАГО.

Что будет, если я попаду в ДТП с участием малогабаритного трактора?

Придётся возмещать ущерб в гражданском порядке.

Причём ущерб возмещается не только другим участникам дорожного движения, но и государству (к примеру, если мотоблок повредил муниципальное имущество).

Вначале потерпевший обращается к независимой экспертизе и оценивает размер ущерба. Далее от выставляет виновнику сумму к оплате, а в случае отказа возмещать ущерб – подаёт исковое заявление в районный суд.

Если потерпевшим является тот, кто ехал на мотоблоке, а у другого участника дорожного движения есть ОСАГО, можно обратиться в его страховую для получения компенсации. В данном случае страховая оплатит стоимость ремонта повреждённого мини-трактора. Если суммы окажется недостаточно, можно взыскать разницу с виновника ДТП – а если тот откажется оплачивать добровольно, потерпевший вправе требовать с него этих денег в судебном порядке.

Можно ли ездить без прав на мотоблоке с прицепом по закону и какой штраф?

Законодательство 2022 года довольно размыто разделяет различные транспортные и самоходные машины на различные типы. В зависимости от такого типа ему можно или нельзя передвигаться по дорогам общего пользования (ДОПам), и для этого требуется определённая категория прав либо они не нужны вообще. Вот такой только ручной минитрактор прямо не отнесён ни к одному из таких типов в России, и потому на практике вы можете столкнуться с тем, что сотрудник ГИБДД вам укажет, что для езды на мотоблоке нужны права – особенно, с прицепом, и выпишет штраф за управление им, а если уж пьяный попадётесь, то лишение прав будет как при вождении автомобиля.

Давайте выясним, как это должно быть по закону!

Что такое мотоблок по ПДД?

Это самый главный вопрос, ответ на который нам даст пищу для дальнейшего выяснения, нужны ли права на мотоблок, какой категории, можно ли на нём ездить без водительских прав, выезжать на проезжую часть дороги и, главное, будет ли за всё это штраф ГИБДД?

Итак, начнём мы с того, что в ПДД ответа на поставленный здесь вопрос попросту нет! Список всех определений в Правилах исчерпывающе приведён в пункте 1.2, и, исходя из перечня, можно смело сделать нижеследующие выводы.

  • Логичнее всего было бы отнести мотоблок к мотоциклу – это не только 2-хколёсный транспорт, но и так называемые «квадрициклы», но обязательно с мотоциклетной посадкой и рулём в форме дуги.
  • Можно было бы приравнять его и к мопеду, если бы не одно «но» – практически у всех мотоблоков объём двигателя свыше 50 см 3 , а для мопеда главное условие – до этого значения.

Почему же столько «бы» в пунктах выше? Всё очень просто. Нас вопрос о том, нужны ли для управления мотоблоком права и можно ли ездить по ПДД по дорогам, интересует вовсе не в контексте этих самых ПДД, а для выяснения, какой штраф или срок лишения прав за те или иные нарушения грозит в случае нарушения.

В Административном же кодексе все наказания предусмотрены за управление транспортным средством, а его определение содержится в Примечании статьи 12.1 КоАП РФ. Согласно ему, одним из условий считать конкретную машину транспортным средством является конструктивная скорость выше 50 км/ч. Практически ни один ручной трактор в 2022 году не разовьёт такую.

Но есть и ещё один критерий – под ТС в КоАП понимаются также и самоходные машины. И вот это уже могло бы подойти под штрафы. Осталось выяснить, подходит ли мотоблок под такую машину!

Ответ на данный вопрос содержится в пункте 2 Постановления Правительства №796 о правилах допуска к управлению такими машинами:

2. Под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час.

)

Механическое транспортное средство? Верно! Возвращаемся к ПДД и видим, что таковым является любой механизм, приводимый в движение двигателем.

Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что мотоблок является транспортным средством. Конкретно, самоходной машиной. На него могли бы действовать штрафы и другие наказания, предусмотренные при езде на таких ТС в соответствующих статьях КоАП РФ: включая езду без водительских прав и не обязательно включая езду по дорогам общего пользования.

Но не всё так просто! Ниже вы узнаете, что КоАП на такие механизмы действовать по закону 2022 года не может.

Можно ли ездить без прав на мотоблоке в 2021 году

На большом огороде, ферме, в подсобном хозяйстве мотоблок станет незаменимым помощником, который может намного облегчить тяжелый крестьянский труд. С его помощью вспахивают землю, убирают урожай, перевозят на прицепах различные грузы. Периодически фермерам приходится выезжать за пределы своего участка.

Поэтому многих владельцев данной техники интересует вопрос о правилах движения на них.

Можно ли ездить без прав по автодорогам

Нередко у владельца мотоблока возникает необходимость выезжать на общую дорогу. Делать этого нельзя. На законных основаниях можно перевозить технику внутри кузова грузовика или на трейлере. В реальности фермеры едут по трассе или обочине прямо на мотоблоке.

Таких нарушителей без водительских прав штрафуют по статьям 12.11, 12.3, 12.7 КоАП РФ. Величина штрафа здесь может достигать 1000 рублей.

Здесь следует учитывать, что по правилам дорожного движения к дорогам общего пользования относится на только проезжая часть, но также обочины и тротуары. Административная ответственность может ожидать управляющего техникой человека не только при езде по асфальтированному покрытию.

Дорогой считается даже приспособленная для движения полоса земли или песка.

Для самостоятельной езды на мотоблоке с прицепом по обочине трассы обязательно нужен специальный пропуск, который выдают по месту работы. Кроме того, чтобы избежать придирок и проблем с ГИБДД, некоторые владельцы спецтехники рекомендуют при выезде на автодороги иметь права. Достаточно категории «А».

Наличие удостоверения должно просто подтверждать, что человек знает ПДД. Тогда не придется доказывать сотрудникам ГАИ, что вы действуете законно.

На какой мототехнике в 2021 году можно ездить без прав
С каждым годом на дорогах появляется все больше средств передвижения. Мотоциклы по-прежнему популярны, но особую популярность в последнее время приобрели электрические скутеры, самокаты, велосипеды,…

Нужны ли права в сельской местности, в лесу или поле

При езде по пересеченной местности, работе на поле мотоблок нельзя считать транспортным средством, поэтому никакие водительские права при таких обстоятельствах не нужны. Таким образом, по полю, лесу можно передвигаться без всяких проблем. Здесь главное не ездить по оживленным трассам.

При этом в отдаленных местах вряд ли встречаются частые дорожные патрули.

Считается ли транспортом и нужно ли ставить на учет?

Определение понятия «транспортное средство» можно найти в примечании статьи 12.1 КоАП РФ. Здесь отмечается, что ТС предназначается для перевозки людей и грузов. Конструктивная скорость должна составлять не менее 50 км/час.

Ни один из мотоблоков не сможет разогнаться до такой скорости. С другой стороны, существует понятие «самоходные машины». К этой категории относятся трактора, техника для дорожно-строительных работ. Их характерной является ДВС объемом выше 50 «кубиков», электродвигатель более 4 кВт.

Самым широким понятием является механическое транспортное средство, куда входят любые механизмы (и мотоблок в том числе), которые приводятся в движение с помощью двигателя.

В соответствии с пунктом 1.4 Правил регистрации, мотоблоки и их прицепы не подлежат обязательной государственной регистрации. В правилах четко говорится о том, что постановке на учет подлежат тракторы, но не мотоблоки.

Таким образом, мотоблок не нужно регистрировать в ГИБДД, получать водительские права или удостоверение тракториста для управления им.

Электросамокаты и гироскутеры все-таки убирают с тротуаров?
С этого года электрические самокаты, гироскутеры, моноколеса в России являются «средствами индивидуальной мобильности» (СИМ). При движении по тротуарам такие устройства несут потенциальную опасность…

Какие штрафы можно получить

Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях прописывает штрафы за конкретные нарушения правил дорожного движения. Сюда попадают управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, езда без прав или номеров.

Поскольку мотоблок не является ТС по определению, штрафы за нарушения ПДД не являются законными. Каждый владелец этого агрегата может обжаловать такие постановления в судебном порядке. Но это возможно, если не была спровоцирована авария и не был причинен вред жизни или здоровью людей.

Представители ГИБДД ситуации со штрафами трактуют по-своему. С их точки зрения, мотоблок приравнивается к одноосным тракторам, управлять которым может рядом идущий водитель. На основании этого представители дорожной полиции применяют положения КоАП РФ в полной мере.

Они пытаются выписывать такие штрафы:

  • управление аппаратом без соответствующего водительского удостоверения – предполагается наказание до 1000 рублей (статья 12.7, пункт 3 статьи 12.8);
  • езда на мотоблоке в состоянии алкогольного опьянения – предусматривается штраф до 30000 рублей (статья 12.8).

Несмотря на позицию представителей ГИБДД, суды зачастую отказываются признавать мотоблоки транспортными средствами. При этом судьи ссылаются на установленные Правила допуска, инструкцию по эксплуатацию данного изделия. На практике в судебном порядке прекращаются даже дела по отношению к пьяным водителям.

Из-за того, что человек на мотоблоке не может по определению быть субъектом административной ответственности по статьям 12.8, 12.26 КоАП РФ, Верховный Суд РФ отменил все предыдущие решения нижестоящих судов.

Но важно понимать, что если ДТП все же произошло, то виновник уже будет отвечать за нарушение в полной мере, хотя бы как пешеход.

Когда езда без прав не грозит штрафом или лишением
В соответствии с п. 2.1.1 ПДД каждый водитель за рулем должен обязательно иметь при себе действующее водительское удостоверение. За нарушение этого требования по статье 12.7 п. 1 КоАП предусмотрены…

Таким образом, на мотоблок с прицепом не требуется никаких прав. Кроме того, следует помнить, что за управление данным агрегатом не предусматривается никакая административная ответственность. Неправомерные действия сотрудников ГИБДД можно смело оспаривать в судах.

Но, конечно, важно придерживаться правил дорожного движения, иметь при себе инструкцию по эксплуатации техники, использовать исправный мотоблок.

Наличие земельного участка требует использования специализированной техники в качестве незаменимого помощника, способного облегчить труд. Одним из самых полезных аппаратов считается мотоблок, который предназначен для вспашки земли, сборки урожая с последующей перевозкой. При его наличии часто возникает вопрос о том, нужны ли права на мотоблок с прицепом и что будет в случае нарушения ПДД.

Общая информация о мини-тракторах и мотоблоках

Мотоблок — специализированное устройство, которое по своему внешнему виду напоминает небольшой трактор.

  • проведение посевных работ;
  • разрыхление грунта;
  • прочие работы, которые связаны с культивированием растений.

Техника используется для обработки небольшой площади земельного надела, на частной территории. Ограничения обусловлены тем, что ездит медленно и не оснащается крупными сельскохозяйственными насадками.

Мотоблок относится к сельхозтехнике, на дорогу выезжать не должен. Поэтому при передвижении по дорогам общего назначения вполне можно получить штраф от ГИБДД, при встрече с сотрудниками дорожной инспекции. С юридической точки зрения, закон не на стороне владельца мотоблока.

Прицеп для мотоблока

Является ли мотоблок транспортным средством

Мотоблок относится к сельскохозяйственной технике, которая не предназначена для езды на дороге.

Это не транспортное средство, агрегат предназначен для обработки грунта. Если он используется по прямому назначению, то права на него не требуются. При этом, для перемещения его на другой участок, необходимо погрузить на прицеп и доставить в таком виде.

Однако владельцы техники в России, нередко, по своей нужде, выезжают на дорогу общего назначения. В этом случае минитрактор становится самоходной машиной, с независимым приводом и двигателем мощностью более 50 см 3 .

С юридической стороны, ГИБДД вправе оштрафовать водителя без водительского удостоверения при выезде на дорогу.

Чтобы не иметь проблем с представителями закона, желательно иметь на руках хотя бы водительское удостоверение с категорией А. Такие права как минимум доказывают, что водитель мотоблока знает Правила дорожного движения.

Мотоблок на дороге можно встретить часто, особенно в небольших городах

Необходимы ли права на мотоблок, оснащенный прицепом

Согласно федеральному законодательству на мотоблок нужны права с прицепом либо без него в случае езды по асфальту. В противном случае это будет являться сельхозтехникой, и транспортировка должна осуществляется в кузове специализированного транспорта.

С другой стороны, существует Приказ № 807 Министерства сельского хозяйства России, в котором четко прописано, что самоходные машины — это тракторы, за исключением мотоблоков.

Таким образом, опираясь на данный документ, можно смело говорить, что права тракториста для владельцев мотоблоков не нужны (независимо от того, используется аппарат для вспашки земли или передвижения по дорогам).

Чтобы владелец техники стал полноценным участником движения, требуется не только открытая категория в правах, которая дает право на управление ТС, но также:

  • официальная регистрации транспортного средства в отделении ГАИ;
  • государственные номерные знаки;
  • исправные фонари — для возможности передвижения с темное время суток;
  • сигнальные специализированные фары;
  • индикаторы поворотов.

Получить государственные регистрационные знаки на мотоблок не получится

Но даже при условии установки рассматриваемых элементов, отсутствует возможность стать полноправным участником движения. Дело в том, что на территории Российской Федерации действует запрет на создание самодельных ТС.

При этом никто в ГИБДД не выдаст государственный номерной знак мотоблоку с правом на официальную регистрацию. Поэтому владельцам нет необходимости тратить время на попытки получения соответствующих прав.

Таким образом, опять получается, что мотоблок — это не транспортное средство. А значит водительское удостоверение для управления не нужно. Но тогда и выезжать на дороги общего пользования нельзя.

Если же мотоблок появился на дороге, желательно иметь при себе ВУ с открытой категорией, которое докажет, что водитель как минимум знает ПДД.

Сельско-хозяйственный вариант

Документы, которые необходимы владельцам оборудования

Возможные варианты крепления велосипеда к потолку

Как отмечалось ранее, управление мотоблоком по законодательству разрешается без водительского удостоверения, поскольку он не относится к транспортному средству.

Для персональной безопасности, рекомендуется иметь при себе права с категорией «А» — подразумевает под собой документ, предоставляющий допуск к управлению мотоциклами. Особенностью считается допуск к вождению на ТС с небольшим объемом двигателя. У малогабаритной сельскохозяйственной техники минимальная мощность.

Водительское удостоверение существенно облегчит общение

Владельцы дачных участков могут не беспокоиться о штрафных санкциях, поскольку использование аппарата осуществляется исключительно для решения персональных задач. Однако для хозяйственных компаний необходимо заполучить паспорт на технику. Документ также будет необходим при передвижении по обочине.

Если сельхозтехника является собственностью наемного рабочего, который используется для поездки на работу, необходимо оформить предварительно пропуск от работодателя.

В таком случае можно избежать административного правонарушения. Он позволяет ездить по незагруженным дорогам, которые непосредственно прилегают к организации. Единственным условием является отсутствие факта правонарушения ПДД и препятствования вождению.

Самодельный вариант минитрактора

Статус самодельных минитракторов и мотоблоков

Дефлектор заднего стекла автомобиля: зачем он нужен, как работает

В России многие умельцы самостоятельно изготавливают мотоблоки. Естественно у такой техники нет никаких паспортов, сертификатов, нет правового обоснования эксплуатации.

Тем не менее, использовать технику для собственных нужд, на своем участке, в личных целях можно. Здесь опять же можно опираться на Приказ № 807 Министерства сельского хозяйства России, в котором четко обозначено, что мотоблок не является трактором.

А вот выезжать на дороги общего назначения на таком аппарате лишний раз не стоит. Сотрудники ГИБДД могут попытаться обозначить целый «букет» нарушений, среди которых отсутствие регистрации, управление без соответствующего ВУ и прочее.

Так как технического паспорта нет, невозможно доказать, что мотоблок это мотоблок, а не трактор. Соответственно представители закона могут попытаться затребовать права тракториста.

Поэтому выезжать на оживленные дороги не следует, да и по сельским лучше ездить только в случае необходимости. Потому что доказывать свою правоту придется в судах.

Езда на самодельном мотоблоке

Эксплуатация самодельных мотоблоков на земельных участках с целью проведения многочисленных разновидностей сельскохозяйственных работ, влечет за собой отсутствие необходимости в оформлении разрешительной документации. В противном случае требуются права и прочие бумаги, описанные выше.

Даже в отдаленной местности желательно соблюдать базовые правила

Нужны ли права на мотоблок с прицепом?

Можно ли ездить без прав на мотоблоке? Популярный вопрос у людей, которые часто используют сельскохозяйственные агрегаты для транспортировки мелких грузов. Фермер или садовод может не покидать пределов дачного кооператива, перемещаться непосредственно на собственной территории, однако периодически приходится доставлять технику в сервис или на техосмотр к мастеру, для чего требуется воспользоваться трассой общего пользования. В такой ситуации вопрос с разрешительными документами будет как никогда актуальным.

Какие права нужны на мотоблок?

Так как вождение подобных агрегатов не требует оформления водительских прав, владелец может использовать сельхозтехнику на территории дачного участка, в пределах одного поселка, где вероятность столкнулся с другими участниками движения – минимальна. Чтобы обезопасить себя, стоит оформить права типа А, которые применяются для вождения мототранспорта. У подобной сельхозтехники малый объем двигателя, как и у мотобайков, поэтому данная категория отлично подойдет для владельцев минитракторов.

Кроме документа, необходимо оформить паспорт по управлению сельскохозяйственными агрегатами. Данное требование применяется к предприятиям и компаниям, которые применяют транспорт для коммерческих целей. Организацию могут оштрафовать, даже если мотоблок передвигался по обочине, не мешал дорожному движению.

В случае с использованием аппарата в личных целях, права и разрешения не нужны, так как подобный процесс изначально не предусмотрен на законодательном уровне.

Можно ли на мотоблоке ездить по дорогам?

Ответ однозначный – нет. Нередко на дорогах, примыкающих к сельской местности, можно увидеть водителей, которые свободно передвигаются на мелкой сельхозтехнике. Несмотря на отсутствие обязанности получать права, водителю могут выписать штраф за следующие нарушения:

  1. Использование или передвижение на самодельной технике.
  2. Создание препятствия или аварийной ситуации на дороге.
  3. Передвижение по трассе или проезжей части на транспорте без прав или разрешения.
  4. Управление ТС в состоянии алкогольного опьянения.

Основной вид санкции – препятствие дорожному движению, которое объединяет вышеописанные моменты. В такой ситуации оператор мотоблока будет расцениваться как пешеход, который является источником повышенной опасности для других участников движения. Действия дачника будут переквалифицированы в нарушение общественного порядка.

При этом вина и наказание, а также судебные разбирательства могут быть такими же, как и в случае с водителем легкового авто.

Запреты для водителей

Как и для владельцев легковушек, так и для тех, кто использует мелкую сельхозтехнику, существует ряд ограничений и требований к личным действиям, за нарушение которых последует штраф за езду на мотоблоке. Кроме путешествия по трассам общественного пользования, владельцам мотоблоков запрещается:

  • ездить без прав, паспорта или других разрешительных документов, даже если движение происходит по обочине;
  • садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • заезжать на частную территорию или участок предприятия без разрешения;
  • использовать для передвижения трассы без конкретных опознавательных знаков, которые могут относиться к дорогам частного или общего пользования;
  • парковать агрегат в непосредственной близости от легковых машин, другой спецтехники или возле пешеходного перехода, тротуара.

Кроме того, запрещается создавать любые помехи для машин или пешеходов, преграждать движение, даже если это обусловлено острой необходимостью. В случае поломки или другой ситуации, нужно использовать предупреждающие сигналы и специальные знаки.

Adblock
detector