Осмотр автомобиля после дтп страховой компанией

Техническое оснащение современных автомобилей позволяет укомплектовать в довольно ограниченном пространстве множество узлов и агрегатов. И их очень легко повредить при ДТП. Особенно остро ситуация стоит при ударе в передний или задний бампер и столкновении в подкапотный отсек.

Как правильно подать заявление, чтобы в рамках экспертизы по ОСАГО страховая зафиксировала все такие скрытые повреждения? Как принимать акт осмотра-оценки и выявить их самому? На все эти и другие вопросы мы и ответим в данной статье.

Должен ли инспектор указать, что возможны скрытые повреждения?

Такая практика сложилась с далёких времён – для возможности доказать, что после ДТП получен внутренний ущерб машине, требовалось, что сотрудник ГИБДД при оформлении аварии поставил обязательную пометку: «Возможны скрытые повреждения«.

Но это далеко не обязательное указание.

  • Во-первых, такая практика повелась ещё со времён справок о ДТП, выдаваемых инспекторами, которые на 2022 год уже давно отменены.
  • Во-вторых, во все времена даже при отсутствии такой пометки это вовсе не означало, что страховая компания при осмотре по ОСАГО не учтёт их по основанию «инспектор не написал, значит, скрытые повреждения получены после ДТП«. Здесь дело в том, что сотрудник ГИБДД – эксперт по дорожной безопасности (и то не всегда на практике), а не технический эксперт по оценке ущерба.

Таким образом, указание сотрудником ГИБДД наличия возможных скрытых повреждений в документах о ДТП совсем не обязательно.

Как правильно предоставить автомобиль на осмотр?

Осмотр и оценка повреждений при ДТП является обязательной процедурой и условием для выплаты или направления на ремонт по ОСАГО. В её рамках осуществляется определение всех дефектов от аварии и готовится база заменяемых и ремонтируемых деталей для возмещения. Если требуется дополнительно делается акт скрытых повреждений.

Важно! В рамках первичного осмотра не обязательно, чтобы эксперт ОСАГО выявил все скрытые повреждения. Но вам это необходимо указать в заявлении о страховой выплате. Лучше всего прямо так и написать: «Требуется экспертиза на обнаружение скрытых повреждений«.

Порядок настаивания вами на осмотр по ОСАГО скрытых дефектов после ДТП зависит от того, каким образом будет производиться возмещение: выплатой или направлением на ремонт. Потому что при выплате дефектовка должна проводиться на этапе осмотра, а вот при ремонте уже в автосервисе по направлению автоэксперты будут разбирать автомобиль и во время этого выявлять дополнительно повреждённые детали и агрегаты.

Скрытые повреждения при выплате

Здесь всё достаточно просто. Во время осмотра машины вы обязательно будете присутствовать. Если эксперт от страховщика по вашему мнению произвёл неполную оценку количества и качества ущерба, то позже вы в любом случае это выявите – уже когда будете ремонтировать авто.

Желательно (но не обязательно – это не урегулировано законодательством об ОСАГО) ещё в заявлении о страховой выплате, как мы уже говорили выше, указать о возможности наличия скрытого ущерба автомобилю и потребовать экспертизы на обнаружение таковых.

Во время же самого осмотра лучше всего привести автослесаря либо самостоятельно снять кузовные детали при эксперте, которые закрывают возможные скрытые повреждения. Важно не делать этого до приезда эксперта, так как в противном случае может быть отказано в выплате (это незаконно, конечно, но лишний повод для страховщика «зацепиться»).

Нередко именно так и приходится делать, так как эксперт от страховой организации по ОСАГО зачастую наплевательски относится к фиксации даже видимых повреждений, и ему буквально приходится «тыкать пальцем» на них.

Если зафиксировать то, что возможно повредилось, не удалось, и ваши настоятельные требования не помогли, в любом случае сначала необходимо дождаться выплаты, и по результатам выплаченной суммы денег оценивать, стоит ли подавать дополнительное требование о неполной компенсации ущерба. Также обязательно нужно в акте осмотра, который вам дадут на подпись, указать, что вы не согласны с результатом осмотра, так как возможны скрытые дефекты в результате ДТП.

Оптимальный порядок действий, если страховщик не посчитал все скрытые повреждения, в этом случае будет выглядеть для вас следующим образом:

  1. после ДТП вы подаёте заявление о страховом возмещении и предоставляете автомобиль на экспертный осмотр страховой компании,
  2. в рамках экспертизы происходит определение повреждений машины,
  3. далее будет согласование эксперта со страховой компанией суммы ущерба и калькуляция денег для выплаты,
  4. вам производится выплата,
  5. теперь для вас возможны 2 варианта:
    • если выплаченной суммы недостаточно, то вам необходимо заказать независимую экспертизу, которая уже посчитает все скрытые повреждения, далее вам нужно подать досудебное требование с приложением экспертного заключения с суммой и потребовать в нём заплатить недостающую сумму, в том числе стоимость независимой экспертизы и иные расходы; при отказе в удовлетворении «досудебки» остаётся только подавать иск в суд;
    • если выплаченной суммы достаточно, то вы либо ремонтируете автомобиль и забываете об этом инциденте, либо также заказываете независимую оценку, чтобы посчитали все повреждения и доплатили за них.

Скрытые дефекты при ремонте

В случае же направления на ремонт вопрос о том, как зафиксировать скрытые повреждения транспортного средства, становится несколько сложнее. Если при выплате дефекты за деталями кузова выявляются на осмотре, то при ремонте – уже по факту нахождения автомобиля на СТО и без владельца авто.

То есть порядок выявления скрытых дефектов здесь уже несколько иной:

  1. после ДТП по ОСАГО у вас стандартно рассматривают заявление (куда также нужно включить дополнительно требование о фиксации возможных скрытых повреждений) и проводят осмотр машины,
  2. эксперт выявляет все видимые повреждения и направляет на согласование данные в страховую,
  3. та, в свою очередь снова проводит расчёт возмещения,
  4. по результату в течение положенных 20 дней со дня подачи заявления вам выдают направление на ремонт,
  5. вы сдаёте автомобиль в выбранный сервисный центр и удаляетесь по своим делам,
  6. сервис, согласно вашему требованию, проводит дополнительный осмотр более глубокого ущерба, уже разбирая автомобиль, фактически начав производить ремонт,
  7. далее происходит досогласование со страховой компанией дополнительных повреждений, которые требуется исправить.

И в этом случае кроется наибольшая сложность – сами вы не будете видеть, какие скрытые повреждения удалось обнаружить во время такого осмотра, и все ли они исправлены. Особенно актуально это становится при ударах в задний или передний бампер.

Что же делать в таком случае? И здесь у нас уже 3 варианта действий:

  • либо пытаться присутствовать на допосмотре возможных невидимых при собранной машине дефектов,
  • либо уже постфактум определять скрытые повреждения в рамках независимой экспертизы,
  • либо ещё до сдачи автомобиля на ремонт (но обязательно после осмотра представителем страховщика) снять кузовные детали самостоятельно для выявления скрытых изъянов и сфотографировать их.

Наиболее оптимальный видится последний вариант, потому как присутствовать при первом разборе автомобиля не всегда представляется возможным и договориться об этом с работниками сервиса не всегда удаётся. А проведение независимой экспертизы может быть накладно, так как вы и сами не уверены в наличии скрытого ущерба, а, если его и нет вовсе, то требовать от страховщика уже нечего, а независимая экспертиза оплачена.

Здесь следует отметить, что на этапе дополнительных согласований скрытых повреждений во время разборки и осмотра в сервисе часто страховая требует с владельца автомобиля доплату. Почему на это не стоит соглашаться, а также что можно и что нельзя подписывать в числе бумаг, мы написали в отдельной статье о направлении на ремонт по ОСАГО.

В целом же, далеко не всегда при наличии возможных невидимых на первый взгляд дефектов страховая будет всячески избегать возмещения за них. Так, по практическому опыту (и, соответственно, личному мнению) автора статьи, чаще всего за скрытые повреждения выплачивают такие компании как РЕСО, Альфа-Страхование, Зетта, Согласие, реже – Росгосстрах, Ингосстрах.

Что делать при осмотре и экспертизе автомобиля после ДТП

Ваш автомобиль пострадал в ДТП, и вы решили отремонтировать его по ОСАГО. После аварии вы заявили о случившемся в страховую виновника. Следующий шаг — осмотр автомобиля. Как вести себя на этом этапе и какие подводные камни могут ждать вас во время технической экспертизы, читайте в гайде Mafin Media.

Какие документы необходимы для осмотра страховой

Чтобы получить направление на ремонт или материальное возмещение ущерба по ОСАГО после ДТП, вам нужно обратиться в страховую компанию (СК) виновной стороны. Сделать это можно либо напрямую, либо через свою СК. На этом этапе вам понадобятся следующие документы:

  • заявление с просьбой о компенсации ущерба;
  • извещение о ДТП или административное постановление от ГИБДД;
  • полис ОСАГО;
  • паспорт;
  • водительское удостоверение; ;
  • банковские реквизиты.

! Важно: заявить о ДТП вам необходимо в течение пяти дней после случившегося — об этом говорит федеральный закон об ОСАГО. Столько же времени у страховщика есть для того, чтобы осмотреть повреждения.

В течение пяти рабочих дней после получения заявления СК должна провести независимую техническую экспертизу и оценить ущерб, а в течение 20 дней — предоставить вам ответ о финальной стоимости работ и определить, отправит она авто на ремонт или выплатит компенсацию деньгами.

Где и как должна проходить экспертиза авто после ДТП

Порядок проведения независимой технической экспертизы четко прописан в статьях 12 и 12.1 федерального закона об ОСАГО. Там, в частности, говорится, что оценка ущерба должна проводиться по единой методике ЦБ, а «эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов».

Что касается места проведения осмотра, то здесь все зависит от условий и ваших возможностей. Согласно закону об ОСАГО, в течение пяти рабочих дней вы «обязаны представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра». Но дальше в документе идет важное уточнение: если характер повреждений не позволяет доставить автомобиль на место проведения экспертизы, оценщик должен приехать к вам сам.

Кроме того, страховая может организовать трансфер поврежденного авто с помощью эвакуатора. Так или иначе, этот вопрос будет решаться уже на стороне СК. Однако, если у вас не будет возможности доставить машину на точку осмотра, важно не забыть сообщить об этом при заявлении в страховую, указав желаемое место для проведения экспертизы.

При этом страховщик не имеет права оттягивать осмотр или возмещение ущерба — только если вы не договорились об этом обоюдно. По закону в такой ситуации СК будет обязана заплатить клиенту неустойку — 1% от размера страховой выплаты за каждый день просрочки.

Как вести себя на оценке ущерба автомобиля

Осмотр пострадавшего автомобиля и оценка повреждений после ДТП в сферическом вакууме должны выглядеть так: вы приезжаете на место экспертизы, техник долго и дотошно оценивает каждый скол, определяя размер ущерба максимально справедливо, то есть с расчетом, что указанной им суммы сполна хватит на ремонт авто.

Фото: shutterstock

Однако зачастую теория расходится с реальностью. Несмотря на упомянутую выше ответственность за недостоверные расчеты, эксперт может по разным причинам сильно занизить реальную стоимость ремонта — и не всегда из-за какого-либо злого умысла. Например, в спешке недооценить внутренние повреждения или полениться проверить одну из систем, ущерб которой вскроется уже на ремонте.

Со скидкой на это желательно подготовиться перед экспертизой и самому оценить все возможные повреждения. А непосредственно на осмотре следить за тем, чтобы эксперт внимательно отмечал дефекты, и задавать вопросы при возникновении спорных моментов — например, если какое-то повреждение в листе осмотра не было указано.

Что делать, если не согласен с суммой ущерба

Нередко возникают ситуации, когда автовладельцы оказываются не согласны с оценкой повреждений. Вы можете провести собственную независимую экспертизу. Для этого необходимо найти подходящую организацию, которая проведет осмотр, письменно уведомить об этом страховую компанию и виновника не менее чем за три дня до экспертизы (явятся они на осмотр или нет — не так важно) и, собственно, оценить ущерб.

После этого нужно прислать в страховую письмо с требованием пересмотреть размер компенсации и результатами новой экспертизы. Попутно можно составить и отправить в СК досудебную претензию, включив в общую сумму ущерба расходы на оценщика. Такой же алгоритм можно использовать, если станция техобслуживания некачественно отремонтирует машину.

Если в течение 30 дней страховая не ответила или отказала в ваших требованиях, можно идти в суд.

Обязательно ли нужно предоставить автомобиль в страховую компанию

Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):

Случаи, когда владелец транспортного средства обязан предоставить машину для осмотра или независимой экспертизы, обозначены в Законе об ОСАГО. Согласно ст. 11 указанного нормативного акта, если потерпевший владелец машины хочет реализовать свое право на получение страховой выплаты или восстановительный ремонт, то он должен направить в адрес страховой компании (СК) извещение о ДТП.

Сделать это необходимо как можно раньше после наступления страхового случая. Потребуется заполнить извещение, приложить к нему документы, в том числе копию договора страхования, сведения об автомобиле, общегражданский паспорт.

По требованию других участников аварии понадобится сообщить сведения о договоре обязательного страхования. На место аварии могут быть вызваны сотрудники страховой организации, если подобное предусмотрено сделкой ОСАГО.

Потерпевший владелец транспортного средства не обязан доставлять машину по месту требования страховой, но он должен предоставить машину на осмотр. При этом имеет значение степень и характер повреждений машины. Если транспортное средство не может самостоятельно передвигаться, или когда его движение при наличии повреждений (отсутствуют тормоза, неисправна рулевая система, стоп-сигналы) запрещено, то сотрудник страховой организации осматривает машину по месту согласования с клиентом.

Порядок осмотра автомобиля после оформления ДТП по европротоколу

Обязанность предоставить транспортное средство для осмотра в течение 5 рабочих дней с момента получения извещения-требования от страховой компании предусмотрена в случае, когда ДТП оформлялось без уполномоченных на то сотрудников полиции. При наличии протокола об административном правонарушении, схемы ДТП, справки из ГИБДД, владелец ТС не обязан предоставлять машину на осмотр, но по требованию СК это лучше сделать, чтобы получить объективную оценку повреждений.

Возможны случаи, когда сотрудники полиции отказываются оформлять аварию, ссылаясь на незначительность повреждений. Они могут вручить сторонам бланк европротокола и уехать. Но сотрудники не являются оценщиками и не могут досконально определить сумму ущерба.

Если сотрудники полиции не хотят оформлять аварию и настаивают на том, чтобы владельцы ТС и участники ДТП самостоятельно оформляли бланк, чертили схему, то следует требовать оформить происшествие. Неточность информации в европротоколе может стать основанием для отказа в выплате, уменьшении стоимости ремонта.

При нежелании оформлять ДТП по европротоколу следует заявить свое несогласие с обстоятельствами ДТП, суммой ущерба, тогда сотрудники ГИБДД должны оформить аварию в общем порядке.

В течение 5 рабочих дней после получения извещения стороны, которые оформили ДТП по европротоколу, обязаны предоставить машину на осмотр. В правилах страхования ОСАГО (Положение Банка России от 19.09.2014 № 431) и ФЗ об ОСАГО не указан способ доставки автомобиля или порядок согласования места осмотра ТС. Следует ориентироваться на содержание пунктов договора об обязательном страховании и правилах заключения сделки ОСАГО с конкретной компанией.

Возможны ситуации, когда страховая отказывается высылать специалиста по месту нахождения автомобиля и требует, чтобы машина была доставлена для осмотра на площадку, указанную страховщиком.

Если ТС неисправно, то владелец – потерпевший не обязан доставлять машину за счет собственных средств. В то же время виновник аварии должен доставить машину, чтобы не получить регрессное требование от СК.

Также в течение 15 дней с момента наступления ДТП нежелательно ремонтировать машину. Но даже если ремонт был произведен, то наличие факта того, что машина восстановлена, не исключает независимой экспертизы автомобиля.

Однако если страховщик не установит объем повреждений от последствий аварии вследствие преждевременного ремонта машины, то виновнику аварии придется отвечать в регрессном порядке. Страховщики часто злоупотребляют сроками, особенно когда повреждения у виновника незначительны, и он быстро ремонтирует машину. Во всех случаях виновнику ДТП следует выдержать 15-дневный срок, без учета нерабочих и праздничных дней, и только потом восстанавливать машину.

Согласно ст. 165.1 ГК РФ имеет значение, когда страховщик направил извещение виновнику ДТП. Если оно получено по истечении 15 рабочих дней, то виновник может направить письменный ответ заказным письмом с уведомлением и описью вложения, что готов предоставить автомобиль, но он отремонтирован.

Также к письму можно приложить CD-диск с фотографиями машины до ремонта. Подобные правила актуальны для виновника ДТП, если авария оформлялась без участия сотрудников полиции.

Если машина оформлялась с участием сотрудников полиции, то все документы страховая организация получает вместе с извещением, заявлением о выплате страхового возмещения и комплектом документов. Осмотр транспортного средства производится по согласованию. При этом прямой обязанности предоставить машину на осмотр в Законе об ОСАГО не предусмотрено, но в сумме восстановительного ремонта или выплаты страховщики могут отказать, ссылаясь на невозможность установить характер повреждений, сверить их с данными, указанными в документах из полиции.

Для участников договора ОСАГО существуют следующие обязанности:

  • предоставить машину в течение 5 дней с момента получения извещения из страховой компании, если ДТП оформлялось по европротоколу;
  • не ремонтировать машину своими силами в течение 15 дней с момента аварии – актуально также и для потерпевшего, включая случаи, когда авария оформлялась при помощи сотрудников ГИБДД;
  • предоставить машину на осмотр, если такое правило предусмотрено договором ОСАГО и правилами страхования в конкретной страховой компании. Если этого не сделать, то страховщик также может отказать в выплате, и тогда придется признавать пункт договора об обязанности предоставить машину на осмотр (экспертизу) недействительным или получить сниженную сумму на восстановительный ремонт.

При необходимости страховщик должен организовать доставку ТС или выезд специалиста на место стоянки автомобиля, если транспортное средство сильно повреждено и не может двигаться самостоятельно.

Adblock
detector