Работа учителем в сельской местности

Содержание
  1. Кто может стать участником программы «Земский учитель»?
  2. Каковы основные условия программы?
  3. Где нужно работать, чтобы получить компенсацию?
  4. Как стать участником программы?
  5. На что можно потратить компенсацию?
  6. Какие нужны документы для того чтобы подать заявление?
  7. Сколько продлится программа?
  8. Нужно ли иметь постоянную регистрацию на территории населенного пункта, где предстоит работать?
  9. Нужно ли платить налог с 1 миллиона рублей?
  10. Если разорвал трудовой договор до истечения 5 лет, нужно отдать миллион?
  11. Предоставляется ли жилье на новом месте работы?
  12. Работа учителем в сельской школе — вся правда
  13. Педагогическое образование
  14. Легко ли быть учителем?
  15. 10 ключевых качеств хорошего педагога
  16. Личностные характеристики
  17. Профессиональные качества
  18. Одиннадцатое качество, делающее педагога великим
  19. Первая работа в школе, или начало карьеры учителя
  20. Программы поддержки молодых специалистов
  21. Что по деньгам? Ставка учителя на селе
  22. Из чего складывается зарплата учителя
  23. Плюсы и минусы работы в школе
  24. Повышение квалификации
  25. Плюсы и минусы работы в школе
  26. Программа «Земский учитель» в 2022-2023 годах: новые условия, официальный сайт, вакансии, регионы и как получить миллион
  27. Условия программы в 2022-2023 годах
  28. Какую выплату получат участники
  29. Что требуется от участников
  30. Сроки и даты
  31. Изменения сроков в связи с коронавирусом
  32. Достоинства и недостатки программы
  33. Требования от учителей по программе
  34. Какие регионы участвуют в программе и как стать её частью
  35. «За такие деньги и с такой нагрузкой учителя не будут тянуться к новым стандартам»
  36. Почему я осталась работать в сельской школе
  37. Как профессиональный стандарт педагога может навредить
  38. Почему учителя вынуждены брать полторы-две ставки
  39. Как составить себе идеальное расписание
  40. Почему дети жаждут халявы
  41. Как родители настраивают детей на высшее образование
  42. Почему в сельской школе нельзя скрыть конфликты

Основной целью программы «Земский учитель» является помощь молодым специалистам при трудоустройстве в сельские школы. Программа действует с начала 2020 года и позволяет учителям получить до 1 миллиона рублей (2 миллиона рублей для дальневосточных регионов) при переезде в сельскую местность.

Кто может стать участником программы «Земский учитель»?

Участник программы «Земский учитель» должен соответствовать следующим требованиям:

Наличие среднего профессионального или высшего педагогического образования (в некоторых регионах ? Например, в Ярославской и Ивановской областях в программе могут участвовать специалисты с неоконченным высшим образованием, но, как правило, они должны закончить не менее трех курсов);

Каковы основные условия программы?

Специалисты, которые соответствуют всем критериям программы и прошли конкурсный отбор, получают выплату в размере 1 млн рублей (2 млн рублей для Дальнего Востока). Денежные средства могут быть потрачены по усмотрению учителя на любые цели.

Участники программы принимают на себя обязательство проработать в должности учителя не менее 5 лет. При этом учебная нагрузка должна составлять не менее 18 часов в неделю. Также некоторые регионы устанавливают требования к удаленности от изначального места проживания и предыдущего места работы.

Где нужно работать, чтобы получить компенсацию?

Образовательная организация должна находиться в сельском населенном пункте, рабочем поселке, поселке городского типа или городе (с численностью населения до 50 тыс. человек).

Как стать участником программы?

Для того, чтобы стать участником программы необходимо пройти несколько этапов отбора:

1 этап: Прием документов и регистрация претендентов

Проходит в начале года (как правило, с 1 января по 15 апреля). На официальном сайте программы каждый регион размещает список актуальных вакансий. При выборе своего региона можно увидеть перечень вакантных должностей, требования к претенденту по каждой из них, а также информацию о сроках приема документов.

Претендент может выбрать вакансию, регион, район и школу, в которой хотел бы работать.

2 этап: Экспертная оценка документов

На этом этапе происходит проверка документов, выставление баллов претендентам и формирование рейтинга (примерно с 16 по 30 апреля).

При выставлении баллов учитываются различные достижения в научной и профессиональной сфере. Например, уровень квалификации, учительский стаж, наличие ученой степени, участие в научных конференциях федерального уровня, опыт работы, срок окончания учебного заведения.

3 этап: Определение победителей

Обычно данный этап происходит в мае. Если на одну вакансию несколько претендентов, то место получает тот, кто набрал больше баллов по итогам экспертной оценки.

По итогам отбора на официальном сайте программы размещаются списки победителей. Кроме того, списки отдельно публикуются в регионах. Например, в Пермском крае подобный список оформляется в виде приказа Министерства образования и науки Пермского края и размещается на официальном сайте ведомства.

4 этап: Подписание документов, выезд в школу

Победители конкурсного отбора подписывают трехсторонний договор (победитель, правительство региона и школа), по которому берут на себя обязательство проработать не менее 5 лет в должности учителя выбранной школы.

После подписания документа учитель может подавать заявку на выплату денежных средств в региональный департамент образования.

Компенсация будет выплачена до 1 декабря этого же года на расчетный счет учителя, банковские реквизиты которого он подавал вместе с пакетом документов.

На что можно потратить компенсацию?

Как правило законодательно не установлены направления расходования средств учитель самостоятельно определяет, на что он потратит выплату. К числу наиболее популярных целей относятся:

Строительство жилого дома;

Какие нужны документы для того чтобы подать заявление?

Каждый регион устанавливает собственный перечень необходимых документов.

Примерный перечень ? Такой перечень установлен Правительством Ярославской области необходимых документов включает:

копия паспорта (со страницей, где указано место жительства);

копия документа об образовании;

копия справки о периоде обучения и копия характеристики (для обучающихся по программам высшего образования);

копия трудовой книжки;

согласие на обработку персональных данных;

согласие на переезд в сельские населенные пункты;

справка о наличии (об отсутствии) судимости;

реквизиты банковского счета.

Сколько продлится программа?

Программа действует с 1 января 2020 года. Конечных сроков пока не установлено.

Нужно ли иметь постоянную регистрацию на территории населенного пункта, где предстоит работать?

Нет, такого требования не установлено.

Нужно ли платить налог с 1 миллиона рублей?

Нет, согласно налоговому законодательству единовременная компенсационная выплата по программе программы «Земский учитель» освобождается от налога на доходы физических лиц.

Если разорвал трудовой договор до истечения 5 лет, нужно отдать миллион?

Да, в случае невыполнения данного условия, выплату придется вернуть в полном объеме.

Однако есть исключения. Не нужно возвращать выплату в случае ухода в отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком. Некоторыми регионами такие случаи зачитываются в пятилетний срок, однако это оставлено на усмотрение регионов.

Также не нужно возвращать выплату в ряде случаев:

  • Уход в отпуск;
  • Невозможность выполнения работы по медицинским показаниям (либо полная недееспособность, либо отказ от перевода на другую должность в связи с медицинскими показаниями);
  • Смерть работника;
  • Наступление чрезвычайных ситуаций (военных действий, катастроф, эпидемий и др.).

Предоставляется ли жилье на новом месте работы?

Данный вопрос не регулируется программой, однако местные власти, как правило, идут навстречу и предоставляют жилье учителям – участникам программы.

Работа учителем в сельской школе — вся правда

Recomonica продолжает делать обзоры профессий. Сложно описать профессию учителя. Столько вариаций: предмет, регион, тип школы, возраст учащихся… Если попросить написать о своей работе учителя московской элитной гимназии и учителя реагиональной школы-интерната, мы увидим своершенно разные картины.

Данный материал подготовила учительница руского языка и литературы из сельской школы в Казахстане. Возможно, он будет сильно отличаться от того, что нам рассказала бы преподаватель, скажем, математики, столичного лицея, зато этот текст прекрасно передает другую проблему: что значит быть педагогом.

Педагогическое образование

Уж не знаю, в награду или в наказание, но судьба распорядилась так, что я стала учителем. Я никогда не мечтала об этой профессии, в юношеском возрасте мною владела мечта стать журналистом, но в последнюю минуту я испугалась творческого экзамена и подала документы на филологический факультет. О чем я впоследствии ни разу не пожалела.

Мне очень повезло с преподавательским составом, это были преподаватели еще той, советской закалки, ответственные, честные и трудолюбивые. Стоит ли говорить, какое образование по качеству я получила! И сразу же по программе «С дипломом в село» я попала в, теперь уже ставшую родной, среднюю школу имени Горького.

Легко ли быть учителем?

Говорить об особенностях профессии можно бесконечно, но, с другой стороны, кто же не знает, кто такой учитель? В жизни каждого человека есть свой родной и любимый учитель, чьи уроки вспоминаются с благодарностью долгие годы. Наставник, путеводитель, поддержка и опора, просто друг – именно таким представляют себе дети идеального учителя. К сожалению, на сегодняшний день в учительской профессии очень много случайных людей, что негативно сказывается на престиже педагога.

Мне очень часто приходится слышать не очень лестные отзывы о каком-либо учителе, но я все-таки верю, что разумное, доброе и светлое, которое призван сеять учитель, все-таки восторжествует.

Люди, которые никак не связаны с педагогикой, ошибочно утверждают, что учитель зарабатывает свои кровные деньги легко, ничего не делая. Я много раз слышала мнение, что «прийти и провести урок может любой, для того не нужно много ума». Особенно это касается учителей предметов неважных — по мнению родителей – физкультуры, трудового обучения, рисования. В таких случаях я всегда советую попробовать себя в качестве учителя. Многие родители не могут справиться с собственным ребенком, так что говорить о целом классе, где собрались абсолютно разные по характеру и социальному положению, дети?

10 ключевых качеств хорошего педагога

Про того или иного педагога часто можно услышать «учитель от Бога». И неважно, речь идет о молодом специалисте или об учителе с огромным стажем педагогической деятельности за плечами.

Личностные характеристики

Ведь дети и родители чаще всего отдают свои симпатии педагогам, обладающим следующими личностными качествами:

  1. Любовь к детям. Очень точно и емко по этому вопросу высказался русский академик В. Ключевский : «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Дети остро чувствуют отношение учителя к ним, доказано, что без любви к детям невозможно достичь успеха в педагогической профессии.
  2. Высокие нравственные идеалы. Порядочность, честность, справедливость – эти качества педагог прививает ученикам на каждом уроке, каждую минуту общения с детьми. Быть примером для своих учеников, идеалом, к которому нужно тянуться – на этом должны строиться доверительные отношения в классе.
  3. Оптимизм. Вера в ребенка при любой жизненной ситуации, поддержка его в счастливые и трудные моменты жизни – одно из главных условий воспитания полноценной личности.
  4. Коммуникативные способности также являются важной составляющей личности педагога. В воспитании и обучении многое зависит от умения найти общий язык с каждым ребенком, подобрать ключик к сердцу каждой, даже самой сложной личности.
  5. Творческие способности. Среди учителей всегда наиболее популярен тот, кто без стеснения вместе с детьми выступает на сцене, увлекает учениками новыми идеями, зажигает их своим творческим потенциалом.

Профессиональные качества

В отличие от личностных качеств профессиональные не даны природой. Эти компетенции как главное условие роста педагогического мастерства необходимо развивать в процессе самообразования.

  1. Понимание собственной значимости в профессии, ответственности, в первую очередь, перед обществом за воспитание подрастающего поколения. Также сюда относятся педагогические этика и такт, дисциплинированность, толерантность.
  2. Теоретическое знание своего предмета, знание методик и технологий, умение стимулировать учащихся к поиску знаний.
  3. Организаторские способности – это умение организовать учебный процесс, внеурочную деятельность, умело распределить ролевые принадлежности в коллективе.
  4. Исследовательские качества предусматривают изучение ребенка, его личностных качеств, его внутреннего мира, особенности взаимоотношений в коллективе. Отсюда вытекает умение решать личные и коллективные проблемы.
  5. Способность к самоанализу. Очень важно уметь анализировать результаты собственной деятельности, собственного поведения. Самоанализ и самопознание помогут в дальнейшем избегать ошибок и совершенствовать свою педагогическую культуру.

Таким образом, очевидно, что обладая вышеперечисленными качествами, педагог может с успехом реализоваться в профессиональной деятельности.

Одиннадцатое качество, делающее педагога великим

Но все-таки определяющей составляющей в профессии педагога является Любовь. «Ребенок умеет любить того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью» — эти слова Ф. Дзержинского, несомненно, подтверждают истину, что вряд ли учитель, не любящий свою профессию и, прежде всего, детей, достигнет успеха в своем мастерстве.

Только через любовь к своим подопечным можно воспитывать в детям это же чувство любви – любви к себе, к окружающим, любви к жизни.

Эти утверждения являются решающими в гуманистической педагогике, начало которой положил чешский священник и педагог Я.А. Каменский , а впоследствии ее идеи развивали известные деятели Я. Корчак , В.

Сухомлинский , А. Макаренко , Ш. Амонашвили и многие другие.

В их трудах ребенок сравнивается с солнцем, которое может погаснуть, с цветком, за которым нужно с любовью и заботой ухаживать. Идеи этих педагогов-реформаторов о том, как любить детей, как стать ребенку другом, стали прочной основой современной педагогики.

Можно утверждать, что любовь к детям – это главное условие профессиональной успешности любого педагога. Почему же многие ученые, а прежде всего сами дети ставят это личностное качество учителя выше его профессиональных компетенций ? Потому что только любящий человек может вызвать ответную любовь к себе и при таких условиях можно построить отношения, основанные на доверии, сотрудничестве и поддержке.

Первая работа в школе, или начало карьеры учителя

Итак, представим себе, что есть молодой выпускник ВУЗа, обладающий всеми перечисленными качествами. Где лучше ему начать свою трудовую деятельность? По моему мнению, лучше сельской школы места не найти.

Программы поддержки молодых специалистов

У нас в Казахстане есть прекрасная государственная программа «С дипломом в село», благодаря которой молодой учитель будет трудоустроен, получит безвозмездно подъемные – небольшую материальную помощь, если перевести в рубли, то выходит примерно 20 тысяч.

От редакции: В РФ есть похожая программа — «Молодой специалист на селе». Формы поддержки могут быть в виде подъемных и помощи с жильем.

Немного, но на обустройство хватит. Также по этой программе можно взять беспроцентный кредит на приобретение жилья. Я сама в свое время приобрела дом, основным условием этой программы является необходимость отработать на одном рабочем месте пять лет.

Кажется, срок долгий, но на самом деле время пролетает незаметно. Через пять лет жилье можно продать. Согласитесь, неплохое вложение.

А за пять лет, как правило, многие обзаводятся семьями и оседают на месте.

Что по деньгам? Ставка учителя на селе

Как я уже сказала, сельская школа – это отличная стартовая площадка для карьеры учителя. Во-первых, вакантные места есть всегда. Во-вторых, будет оказана поддержка государства, о которой я упомянула выше.

В-третьих, в нашей стране к зарплате идет еще надбавка 30% сельских, а в некоторых регионах единовременные выплаты на приобретение топлива – угля или дров.

Таким образом, молодой специалист, не имея категории и стажа, будет получать примерно 10 тысяч рублей. В Казахстане это совсем другие деньги, нежели в России. Со временем зарплата будет, естественно, расти. Для сравнения, у меня, учителя второй категории с 9-летним стажем сейчас зарплата в рублях примерно 35 тысяч.

Из чего складывается зарплата учителя

Моя зарплата складывается из оплаты часов, которые я веду в неделю, проверки тетрадей и классного руководства. Также мне оплачиваются категория и стаж.

От редакции: В России зарплаты молодых учителей ненамного выше. Ставка, в основном, зависит от количества часов, но для расчета конечной зарплаты на руки используется огромное количество параметров: категория, часы проверки письменных работ, тип класса, наличие административной работы и т.д.. Мы нашли отзывы сельских учителей в прессе, они утверждают, что реально получают 13-24 тысячи рублей на 2017 год. Вы можете также ознакомиться с калькулятором ставки учителя, разработанном для сайта одной из российских общеобразовательных школ.

При шестидневной рабочей неделе учительский отпуск составляет 56 календарных дней. Отпуск полностью оплачивается. Если говорить о премиях, то тут, к сожалению, все зависит от районного бюджета.

Общаясь со многими коллегами из других районов и областей, я знаю, что им выплачивается премия к государственным праздникам. Я ни разу премию еще не получала.

Плюсы и минусы работы в школе

При всех недостатках профессии, о которых я еще расскажу, трудовой процесс очень насыщенный и творческий. Учитель – это не профессия, это образ жизни. И это правда. Ты каждый день должен учить и учиться сам. Без этого невозможно быть на одной волне с учениками.

Повышение квалификации

Тем более, в век новых технологий все стремительно идет вперед, в том числе и образование. То, что было новым пять лет назад, может быть сегодня уже неактуальным. Постоянные курсы повышения квалификации, постоянное общение с коллегами, обмен опытом, посещение семинаров – без этого жизнь учителя остановится.

Конечно, не все довольны условиями, в которых приходится работать.

Например, в 2014 году мне пришлось проходить обучение в условиях обновления содержания образования по Программе Кэмбриджского Университета. Это обучение длилось три месяца. Не каждый муж будет доволен столь долгой командировкой супруги.

Не каждый учитель найдет, куда определить маленьких детей. Но при всем при этом, курсы, действительно, многое дали для самообразования и профессионального совершенствования. Потому каждый молодой учитель должен реально понимать, что профессия педагога – это многогранная творческая профессия, требующая постоянного обучения.

Плюсы и минусы работы в школе

При всех недостатках профессии, о которых я еще расскажу, трудовой процесс очень насыщенный и творческий. Учитель – это не профессия, это образ жизни. И это правда. Ты каждый день должен учить и учиться сам. Без этого невозможно быть на одной волне с учениками.

Программа «Земский учитель» в 2022-2023 годах: новые условия, официальный сайт, вакансии, регионы и как получить миллион

Программу «Земский учитель» продлят на 2024 год. В проекте бюджета на 2024 год заложены средства на продление программы «Земский учитель», сообщил замминистра просвещения Андрей Николаев на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке, где обсуждались поправки ко второму чтению проекта бюджета.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться позвонив по телефонам:

Данная программа, по словам Николаева, будет продолжена, пока все вакансии в сельской местности и малых городах не будут закрыты.

В статье разбираем, какие условия программы «Земский учитель» действуют на федеральном и региональном уровнях на 2022-2023 года, как можно ознакомиться с полным списком вакансий на официальном сайте и как еще поддерживают сельских учителей.

Условия программы в 2022-2023 годах

Для участия в программе в первую очередь необходимо соответствовать базовым, общим для всех требованиям, которые действуют на территории России:

  • среднее профессиональное либо высшее педагогическое образование;
  • соответствие профстандартам и (или) квалификационным требованиям согласно квалификационным справочникам;
  • переезд для трудоустройства в сельскую местность или в населенный пункт численностью менее 50 тыс. человек;
  • работа по трудовому договору в течение 5 лет или более.

Если учитель уволится раньше (кроме исключительных ситуаций), то полученную от государства сумму он должен будет вернуть в полном объеме.

А вот дополнительные условия в разных регионах страны могут отличаться.

К примеру, возраст претендента на момент подачи документов должен быть:

  • до 30 лет — в Краснодарском крае;
  • до 45 лет включительно — в Сахалинской области;
  • до 50 лет включительно — в Архангельской, Брянской, Омской областях, в республиках Башкортостан и Северная Осетия — Алания.

В остальных субъектах РФ либо указывается возраст до 55 лет (как включительно, так и нет), либо он вовсе не уточняется. А в Республике Крым данный критерий обозначили несколько иначе: стать участником программы можно не позднее, чем за 5 лет до наступления пенсионного возраста.

Кроме того, в региональных условиях могут оговариваться:

  • педагогический стаж — продолжительность или сам факт его наличия;
  • минимальное расстояние до места планируемого переезда от текущего места проживания;
  • объем учебной нагрузки в неделю за ставку зарплаты и другие.

Какую выплату получат участники

После подведения итогов конкурсной программы победитель подписывает договор со школой и органом местного самоуправления.

Специалист получит компенсацию в год официального трудоустройства до 1 декабря после заключения трехстороннего контракта на 5 лет. Участники договора: педагог, школа и местный орган самоуправления.

Деньги будут перечислены на счет педагога до декабря текущего года. Специалист сможет расходовать полученные средства по собственному усмотрению.

Финансовая поддержка от государства не предусматривает целевое использование средств. Педагог может потратить деньги на все, что захочет. Это может быть:

  • покупка недвижимости;
  • погашение ипотеки;
  • погашение кредита;
  • покупка автомобиля;
  • плата за собственное обучение или расходы на других членов семьи;
  • другие расходы на личные нужды.

Важная информация! В случае, если молодой специалист нарушит условия договора, компенсационную выплату придется вернуть в полном объеме.

Причинами расторжения контракта могут быть:

  • несоответствие занимаемой должности;
  • заявление на увольнение по собственному желанию;
  • увольнение педагога «по статье» за систематические нарушения трудового договора.

Если деньги к моменту расторжения договора будут потрачены, взыскание будет происходить в судебном порядке.

Что требуется от участников

Условия программы для потенциальных участников:

  • возрастные ограничения – педагог не должен быть старше 55 лет (учитывается срок завершения контракта);
  • наличие профильного среднего или высшего образования;
  • минимальная нагрузка за учебную неделю – 18 академических часов;
  • предоставление жилья – необязательное условие.

Всем тем, кто желает принять участие в конкурсе «Земский учитель», нужно ознакомиться с предложенными вакансиями, представленными на официальной странице программы.

После этого необходимо предоставить региональному оператору копии:

  • паспорта;
  • документа об образовании;
  • аттестационных документов и трудовой книжки (для педагогов со стажем);
  • официальное согласие на обработку персональных данных;
  • официальное согласие на переезд.

Это важно! Если потенциальный участник конкурса не предоставляет согласие на переезд до 15 июня текущего года, то комиссия принимает решение об отказе участия в конкурсе.

Победитель будет определен по системе начисления баллов. Комиссия может самостоятельно скорректировать данные с учетом:

  • реальной демографической ситуации в регионе;
  • социально-экономических характеристик определенного региона;
  • удаленности школы и степени развитости инфраструктуры.

Дополнительные баллы могут быть начислены в зависимости от реальной длительности свободных вакансий.

Например:

  • 5 баллов – вакансия свободна более трех лет.
  • 3 балла – должность не занята 2–3 года.
  • 1 балл – место пустует 1–2 года.

Бонусные 10 баллов можно получить в том случае, если населенный пункт, где будет работать потенциальный победитель, находится на значительном расстоянии (более 200 км) от регионального центра.

Из нескольких соискателей с одинаковыми результатами и количеством баллов победитель будет отобран по дате заявки.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться позвонив по телефонам:

Сроки и даты

Потенциальным участникам государственной программы «Земский учитель» следует обратить внимание на важные даты:

  • 10 января–15 апреля – период подачи заявок;
  • 16–30 апреля – отбор соискателей субъектами РФ;
  • 1–15 мая – отбор победителей;
  • до 1 сентября – заключение трехстороннего трудового договора с общеобразовательным учреждением;
  • с 1 сентября по 1 декабря – оформление компенсационной выплаты и начисление средств на счет педагога.

Если по каким-либо причинам победитель конкурса не заключил договор со школой, его отчисляют из списка соискателей на компенсационную выплату, а его место может занять следующий по списку претендент.

Изменения сроков в связи с коронавирусом

В связи с нестабильной эпидемиологической ситуацией в большинстве регионов РФ было принято решение продлить сроки подачи документов на участие в программе. Пограничные даты можно узнать в органах местного самоуправления.

Достоинства и недостатки программы

С одной стороны, государственная программа должна решить вопросы с нехваткой кадров в глубинке и их переизбытком в больших городах и мегаполисах.

Подобные законопроекты разрабатывались и раньше. Разница в том, что в прошлых годах поддержка государства была ориентирована на молодых специалистов. «Земский учитель» позволяет сделать привлекательными условия переезда в глубинку для педагогов со стажем, которые, вполне возможно, устали от городской суеты и хотели бы заниматься любимым делом в более спокойной обстановке.

В то же время ряд экспертов, проанализировав условия программы, пришли к выводу, что законопроект не доработан должным образом.

В частности, могут возникнуть следующие проблемы:

  1. Все учителя, прибывшие в сельскую местность, получают льготы только в первые годы работы, что не может способствовать закреплению специалиста на одном месте;
  2. Подавляющее большинство участников программы планируют отработать предусмотренные договором 5 лет и вернуться обратно;
  3. Гарантированное получение служебного жилья. Этот вопрос нужно решать на государственном и региональном уровне в частности. Зачастую именно отсутствие пригодной для проживания недвижимости является основополагающим фактором, который тянет в сторону принятия отрицательного решения. А в маленьких городах и деревнях ситуация с жильем выглядит не очень презентабельно.

Учитывать нужно и то, как отнесется руководство школы к новому педагогу и непосредственно сами ученики. Здесь нельзя не учитывать человеческий фактор.

Требования от учителей по программе

Участниками программы могут стать учителя возрастом от 18 до 55 лет. Однако возрастные ограничения в различных регионах разнятся, те села, которые не так остро нуждаются в преподавателях, выдвигают параметр до 35-40, а города, где ситуация критическая, принимают на работу специалистов до 55 лет. Приоритет же при найме отдается молодым специалистам.

Главное требование, выдвигаемое для трудоустройства, наличие среднего специального или высшего образования по соответствующему направлению. Образовательный уровень должен соответствовать квалификационным требованиям и профстандартам. Второе, но не менее важное требование, учитель должен занимать должность и преподавать 5 лет с момента подписания бумаг в поселке, селе или муниципальном образовании, населением до 50 тыс.

человек. Там же он и обязан проживать. Контракт непосредственно заключается с учебным заведением, а еженедельная трудовая нагрузка должна превышать 18 часов.

Какие регионы участвуют в программе и как стать её частью

Участниками программы выступают все города, села, станицы и поселки, население которых не превышает 50 тысяч человек, а местные школы остро нуждаются в квалифицированных педагогах. Так, на специализированном сайте можно найти все открытые вакансии и подать заявку.

Если вы попадаете под все выдвигаемые требования, то вам необходимо подать копии документов и заполненное заявление. В пакет документов входят:

  • паспорт;
  • диплом об образовании и уровне квалификации;
  • трудовая книжка;
  • справка учета в ФНС;
  • пенсионная страховка.

Претенденты проходят конкурс, после чего победители заключают договор с образовательным учреждением и открывают счет в банке.

«За такие деньги и с такой нагрузкой учителя не будут тянуться к новым стандартам»

Кажется, что не может быть причины выбрать работу в сельской школе, а не место учителя в городе. Но завуч средней школы села Лесное Бийского района Алтайского края Славяна Николаева так не считает и работает здесь уже 12 лет. Она рассказала о том, почему в сельской школе нет буллинга, а учителя соглашаются на зарплату в 14 тысяч рублей, и чем помогают картонные стены.

Село Лесное находится в живописном месте на берегу Катуни и входит в туристический маршрут малого «Золотого кольца Алтая». В Лесном 2008 жителей, а в школе — 200 учеников. Кроме школы есть ещё база отдыха, церковь Святителя Макария, дом культуры, амбулатория и магазины. Славяна Николаева работает в «Лесной СОШ», и ей это очень нравится.

Почему я осталась работать в сельской школе

У нас хорошая школа. На самом деле, и сельские, и городские учебные заведения очень похожи, но отличие и достоинство именно нашей школы — камерность: 200 учеников и 16 учителей, поэтому нам легче решать управленческие вопросы. Классы маленькие: в самом большом — 26 человек, а в старших вообще по 7-10 учеников, то есть получаются почти индивидуальные занятия.

Главное, что меня держит в этой школе, — семейность. Она распространяется и на учеников, и на коллег. В нашем коллективе мне комфортно, а с детьми интересно.

Я не планировала здесь задерживаться: решила поработать годик после окончания института, когда поступала в аспирантуру

Но с ней не вышло, а со школой сложилось. Я живу на окраине города, поэтому ездить в село на работу мне близко. В центр города по пробкам я добиралась бы столько же времени.

Первые 2—3 года я вела только биологию. Потом ушёл учитель географии, и я стала преподавать оба предмета, образование это позволяло. У меня была хорошая загруженность, но когда через семь лет работы бывший завуч стала директором, меня позвали на освободившееся место.

Сейчас у меня 15 часов в неделю плюс полная ставка завуча. Конечно, это большая нагрузка, многозадачная работа, которая постоянно требует переключения с одного на другое.

Пока я её выдерживаю, но в перспективе хотелось бы уйти обратно в преподавание. Только это будет связано с существенной потерей в заработной плате, чего мне, конечно, не хочется.

В селе все всё друг про друга знают. В этом есть и негативная сторона: учитель всегда на виду, у всех есть мнение, как правильно учить и воспитывать. Но зато, когда ты делишься в учительской, как такой-то ребёнок себя сегодня вёл, тебе подскажут-расскажут, что творится у него в семье, в каких условиях он живёт и развивается.

Учитывая услышанное, начинаешь относиться к ученику гораздо человечнее. Думаю, что в городских школах этого добиться сложнее, люди гораздо меньше общаются между собой, живут более замкнуто.

Как профессиональный стандарт педагога может навредить

Большинство наших учителей родились в селе, после учёбы домой вернулись и работают. Есть трое городских, это молодые учительницы, они пришли к нам по федеральной программе «Молодой специалист на селе». По этой программе они единоразово получают 200 тысяч рублей и должны отработать минимум три года.

Для молодых учителей сумма значительная, поэтому они идут в школу на зарплату в 14 тысяч. Но в основном у нас возрастной коллектив.

Это проблема не потому, о чём вы сразу подумаете. Хотя с использованием гаджетов, конечно, не всё гладко. Пять лет назад, когда я стала завучем, приучала всю школу к электронной рассылке, чтобы не разносить бумаги по кабинетам. Сейчас основной техникой умеют пользоваться все педагоги.

Сложность в другом. В образовании постоянные реформы, ужесточилась система аттестации. Профессиональный стандарт педагога включает длинный перечень требований: тут и использование в урочной деятельности ИКТ-компетентности (информационно-коммуникативные технологии), и ведение внеурочной деятельности, и знание иностранного языка.

Требования хорошие, правильные, но на практике слабо подкреплённые зарплатой и системой курсов повышения квалификации педагогов.

Я как завуч смотрю за коллегами и понимаю, что всё это может привести к одному: пенсионеры скажут, что за те деньги, которые мне платят, и с той нагрузкой, которую на меня взвалили, тянуться за новыми стандартами я как-то не хочу. Спасибо, до свидания, я на пенсию.

Почему учителя вынуждены брать полторы-две ставки

Кадровая проблема возникает постоянно. Самые болевые точки — учителя иностранного языка и химии. Химику проще пойти работать лаборантом, зарплата выше и работа спокойнее.

У преподавателей иностранных языков тоже есть куда устроиться, кроме средней школы. Периодически ищем учителя физкультуры, надолго они у нас не задерживаются, к сожалению. Если учитель информатики вдруг решит уйти, то отыскать нового будет непросто.

Один учитель ведёт, как правило, несколько предметов — это в сельских школах вынужденная мера и следствие политики государства. Достойная средняя зарплата, которую мы должны обеспечить учителю, возможна только в результате работы на полторы-две ставки.

Есть устоявшиеся сочетания предметов: историк ведёт обществознание, физик — математику, я — биологию и географию. В плохие периоды, когда, к примеру, у нас нет учителя ИЗО, мировую художественную культуру ведёт тоже историк, предметы отчасти близки. Случаев, чтобы физрук вёл ИЗО или литератор биологию, у нас пока не было.

Но наша школа ещё не так далеко, а находись мы в глухих деревнях в сотне километров от города, куда учитель и за 200 тысяч вряд ли поедет, соглашались бы и на такие варианты, наверное.

Не знаю, плакать или смеяться, но был случай, когда учитель говорил, что Монголии как государства сейчас не существует. Раньше было, а теперь нет

Вот эта история и есть палка о двух концах для маленькой сельской школы. С одной стороны — гибкий индивидуальный подход к ребёнку и к семье. А с другой, когда 30 лет подряд ты в одной школе, в окружении одного и того же социума преподаёшь одно и то же, то невольно возникает зашоренность, которую сам можешь и не заметить.

Меня спасает то, что я здесь только работаю, а живу в другом месте, и ещё я стараюсь много путешествовать. Но в городской школе, где много учителей, у ученика явно больше шансов узнать, что Монголия всё-таки есть.

Как составить себе идеальное расписание

Завуч может многое. Он может направлять и изменять образовательный процесс в школе. Проблема только в том, что один в поле не воин.

Но если у тебя есть группа единомышленников, ты можешь горы свернуть. К сожалению, учителя сильно завалены текучкой и для них любая оптимизация, которая сегодня требует усилий, а завтра принесёт облегчение, — это просто лишняя нагрузка.

Я делаю то, на что хватает моего личного ресурса: в меру возможностей организую методическую работу, мотивирую коллег на обобщение и развитие собственного опыта, создаю условия для внедрения новых педтехнологий, повышения качества подготовки к экзаменам. Выполняю всю текущую работу — от составления расписания и его корректировки, если кто-то заболел или ушёл на курсы, до аттестации педагогов и итоговой аттестации школьников.

Поэтому я себе составила идеальное расписание. Два дня в неделю я работаю учителем. Сначала я веду семь уроков, а после обеда готовлюсь с детьми к экзаменам. А в понедельник-среду-пятницу работаю завучем. Для детей в эти дни меня нет.

Почему дети жаждут халявы

У сельских детей тоже очень замкнутый социум, и у большинства нет чётких ориентиров и желаний. В среднем по больнице так: мама-папа живут же на 12 тысяч, значит, и я проживу. И ещё очень велико желание халявы.

— Что ты будешь делать после школы?

— А я в армии отслужу и в охране буду сидеть, вон мой дядя сидит, ничего не делает деньги получает. Буду в компьютерные игры играть!

Землю от усердия рыть и куда-то стремиться большинство не хотят. Я им всем говорю — уезжайте, пробуйте, дерзайте! Поступайте куда-нибудь, вы всегда успеете вернуться в родной дом. Рассказываю из своего опыта путешествий, как живут люди в других городах, странах.

Но интернет рисует такую глянцевую картинку, она возникает по одному клику — и ребята хотят как там, красиво, празднично и без усилий.

9 причин, почему сельские школы могут быть даже лучше городских

У меня были редкие исключения среди детей, которые скреблись наверх, и мы с ними много добивались. Одна девочка из совсем простой, не очень благополучной семьи много работала, мы с ней участвовали в конкурсах по экологии, по биологии. Я наблюдала, как у ребёнка постепенно расширялся кругозор.

Девочка в итоге побывала и в «Артеке», и в «Океане», увидела страну. Она сейчас учится на биолога. Хотя я ей и говорю: «А кем ты будешь работать? Ты когда-нибудь видела, что требуются биологи?».

Но ребёнок учится, ей нравится — наверное, это результаты и моей работы. Мне от такого осознания хорошо, надеюсь, она найдёт себя потом в профессии.

Как родители настраивают детей на высшее образование

У нас село, которое не пашет и не сеет. В своё время здесь был совхоз-миллионер, где разводили пушных зверей, и когда в селе были деньги, то они в школу вкладывались тоже. У нас до сих пор панели снизу обшиты кожзаменителем, а сверху гобеленом.

Столовая оформлена как кафе: столы лакированные, зеркала. Сейчас всё обветшало, но отремонтировать средств нет. Зверосовхоз обанкротился, как ни удивительно это в регионе, где зимой столько народу в шубах.

В общем, у нас на селе дети не знают, как капуста растёт, не все конечно, но многие. Спрашиваю:

— А вы маме её сажать помогаете?

— Нет, мама всё сама делает.

Многие родители хотят оградить детей от сельскохозяйственного труда, от труда домашнего. Не совсем понятно, зачем, это не очень здоровая ситуация, но она есть. Родители настраивают детей на высшее образование.

Пришла ко мне девочка сдавать ЕГЭ по биологии. Проверяю её уровень, и мы с ней убеждаемся, что знаний для ЕГЭ не хватает. Почему же выбрала биологию? Оказывается, девочка хочет в актрисы, а мама сказала: «Что угодно, любое высшее, только не театр!».

Тогда она решила учиться на психолога, а туда нужна биология. Уточняю: «Так ты психологом хочешь быть? Консультировать, на приёме сидеть?». Вроде не хочет этого.

Тогда зачем туда поступать, объясните?

То же и с 10 классом. Мы честно говорим родителям, что вашему ребёнку лучше бы в училище. Получит специальность и будет счастливо жить и работать. Но родители не согласны отправлять ребёнка в город ездить и учиться на рабочую специальность. Пусть, говорят, ещё два года посидит. И сидит, что ж поделать.

Почему в сельской школе нельзя скрыть конфликты

Если я как завуч пришла к другому учителю на урок, то он будет отличным! Но что происходит за закрытыми дверями класса — как отследишь? Помню свой шок, когда я узнала (тогда я ещё не была завучем), что одна учительница начальных классов требовала от детей: если ученик у доски хорошо отвечает, класс должен поднимать всем большой палец вверх, типа «Во!» а если плохо, то опускать вниз и гудеть «У-у-у!».

Я представляла, как стою на месте этого ученика перед классом и 20 одноклассников со своих мест мне «У-у-у!» и палец вниз. Да я после этого и к доске выходить не стала бы!

В нашей школе, конечно, в кабинетах нет видеокамер, но уловить, где дымом запахло, где пожар разгорается, и отчасти контролировать ситуацию проще, чем в городе: коллектив маленький, скрыть конфликты трудно.

То же и с буллингом. Я, допустим, сижу за закрытой дверью, но стены у нас картонные, пока дети на перемене стоят и разговаривают, я всё слышу, хочу того или нет. Если под моей дверью кто-то шёпотом говорит: «Деньги есть?», — я тут же выйду и спрошу: «Тебе сколько дать-то? И на какие цели?».

У нас есть, конечно, дети, которые могут деньги вымогать, других обижать, но они постоянно на глазах, вся школа знает, чего от них ждать.

Adblock
detector