Режим труда и отдыха водителя в россии 2022

Содержание
  1. Почему водители обязаны соблюдать режим труда и отдыха
  2. Соблюдение режима труда и отдыха с учетом особенностей рабочего графика водителей
  3. Приказ Минтранса РФ №424 Особенности труда и отдыха водителей
  4. Новый установленный режим труда и отдыха по тахографу
  5. Порядок и режим непрерывного отдыха водителя
  6. Режим отдыха от управления ТС: перерывы
  7. Оплачиваемое рабочее время водителя
  8. Режим труда и отдыха: работа в экипаже
  9. Нарушение режима труда и отдыха: штрафы
  10. В 2020 году на смену Приказу Минтранса № 15 пришел новый Приказ Министерства транспорта № 424 от 16.10.2020 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Приказ вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.
  11. Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
  12. Что такое РТО
  13. Примеры: сколько нужно отдыхать водителям
  14. Должен ли соблюдать РТО обычный водитель
  15. Какие существуют исключения в правилах РТО
  16. Есть ли штрафы за нарушение РТО
  17. Новые требования к организация режима труда и отдыха водителей с 2022
  18. Принципы составления рабочего графика
  19. Ежедневный учет
  20. Суммированный учет
  21. Рабочее время водителя и время управления авто
  22. Ненормированный рабочий день
  23. Особенности составления графика работы водителя автобуса
  24. Режим работы и отдыха водителя грузового авто по тахографу и штрафы
  25. Отдых и принятие пищи
  26. Перерыв между сменами
  27. Непрерывный еженедельный отдых
  28. Специальные перерывы

Почему водители обязаны соблюдать режим труда и отдыха

В связи с борьбой за снижение аварий на дорогах, причиной которых является переутомление: недостаточный отдых, систематическое недосыпание, ужесточаются требования к соблюдению трудового режима. Насколько это оправдано, покажет время. Реальность такова, что наибольшее количество нарушений ПДД совершается водителями общественного транспорта, маршрутного и легкового такси.

Статистика: В 2019 на 12% вырос показатель ДТП с участием автобусов. Общее количество аварий — 5597. По вине водителей — 4519. Причиной некоторых является усталость.

Эта категория работников чаще всего превышает нормо-часы управления автотранспортом. Ненормированный график работы, хронический недостаток сна, по мнению Минтранса, требует жесткого контроля. Наказание, в виде штрафа, должно заставить организации и ИП соблюдать предписанные нормативы.

К сведению: Например, в Италии, за отсутствие карты в тахографе, сломанный или отключенный прибор налагают штраф от 800 до 3400 €

Правительство РФ шло к этому с момента, как было принято решение следовать Европейским стандартам. В западных странах уровень аварий и смертности по причине нарушения Правил ДД значительно ниже, чем в России. Поэтому не стоит ждать смягчения контроля за исполнением трудового законодательства на автопредприятиях.

А увеличение суммы штрафа — вполне возможно.

Соблюдение режима труда и отдыха с учетом особенностей рабочего графика водителей

Р./время и отдых, включая ежегодные отпуска, регламентирует ТК РФ №197-ФЗ (30/12-01 г.), Гл. 16 статьи 100-128. Особенности трудового графика, имеющего отличительный характер, учитывают правила, утвержденные Правительством. Минтранс России, в частности, Приказ №424, действующий с 1/01-21 до 2027 г., распространяется на сферу автотранспорта.

Приказ Минтранса РФ №424
Особенности труда и отдыха водителей

Особенности режима труда и отдыха, предусмотренные Приказом Минтранса, распространяются на лиц, управляющих ТС в качестве водителей. Следовать предписанию обязаны юрлица, ИП, в т. ч., управляющие автотранспортом самостоятельно.

Для утверждения индивидуального посменного графика работы требуется согласовать решение с представителями, учитывающими интересы сотрудников. В том случае, если такая организация предусмотрена в транспортной компании. Также при заключении коллективного трудового договора берут во внимание мнение водителей.

Когда посменный график основан на нормативах ТК РФ ст. 103, опираются на особенности, обозначенные в данном документе.

  1. В ситуации, когда посменный режим выходит за нормативные рамки, производят суммарный учет р./времени и отдыха.
  2. Допускается увеличение продолжительности смены или р./д. до 12 ч. для сотрудников, совершающих регулярные рейсы, перевозя пассажиров по городу и области, включая ряд организаций по оказанию услуг, перечисленных в п. 6 Приказа.
  3. При разделении р/дня на части допускается несколько перерывов, составляющих в сумме от 3 до 5 часов. Данные промежутки отдыха работодателем не оплачиваются.
  4. Ненормированный р/д. устанавливается для категорий водителей, перечисленных в 8 пункте документа. Суммарные показатели р./времени должны соответствовать нормам ТК РФ ст. 101.
  5. Лицам, управляющим легковым такси запрещено использовать ненормированный график работы.

Новый установленный режим труда
и отдыха по тахографу

На основании Постановления Правительства РФ №1733 (20/12-19 г.) в ПДД введен п. 26 пункт, регламентирующий нормо-часы работы и отдыха водителей. В настоящей редакции, с учетом изменений, определен максимальный период нахождения за рулем автотранспортом и минимальный для обязательного перерыва.

Настоящее положение распространяется на организации и ИП, использующие автобусы и грузовой автотранспорт с max весом 3,5 т. В обязанность которых входит оснащение ТС тахографами. Представитель контролирующих органов ГИБДД имеет право требовать исполнения данного Постановления РФ.

Лица, управляющие техникой, должны предоставить для проверки рабочий тахограф, с картой водителя, где выведена распечатанная информация.

Примечание: Новые требования не касаются военнообязанных, водителей, работающих в экстренных службах: скорой, пожарной, МЧС, структурах власти и пр. Частично правила не действуют для лиц, совершающих международные рейсы, в сфере, где действуют иные нормативы.

Порядок и режим непрерывного отдыха водителя

Понятие непрерывного отдыха водителя включает период, когда он свободен от рабочих обязанностей. Имеет право распоряжаться временем по своему желанию. Оно не учитывает обеденное время, специальный совокупный перерыв от управления ТС, ремонтные работы, охрану груза или поездку в экипаже.

В п. 26.3 Постановления регламентируется непрерывный график времени, когда водитель свободен от своих обязанностей. Каких норм необходимо придерживаться:

  1. Ежедневный (на протяжении суток) — положен отдых минимум 11 ч. Не чаще трех раз в 6 дней разрешается сократить это время до 9 ч.
  2. Кроме посуточного отдыха, по истечении шестидневной р./недели полагается 45-ти часовой длительный выходной.
  3. Разрешается сокращение этого времени до минимального — сутки (24 ч.), но не чаще 1 раза в две недели. Причем сокр. выходной не может идти 2 нед. подряд или вводиться больше раза на протяжении 3 нед.

В сумме для каждодневного отдыха отводится минимум 11 ч. Этот период необходимо использовать в рамках суточного круга. Допустимое время переработки компенсируются продлением выходных дней.

Режим отдыха от управления ТС: перерывы

Вождение автомобиля предполагает высокое умственное напряжение: требует повышенного внимания и быстрой реакции на дорожную ситуацию. Организм быстро устает, поэтому требуется делать перерыв для восстановления сил, снижения уровня усталости. Какие нормы действуют для водителей:

  1. Перерыв производится после непрерывного движения в течение 4,5 часов.
  2. Время, отведенное для этого составляет минимум 45 мин. Это может быть 1 большой перерыв или несколько.
  3. Если период разделять, то минимальный — 15 мин. Последний — 30 мин. Количество определяется на основании особенностей рейса.

Примечание: Время нахождения за рулем с периодами простоя фиксируется тахографом. За отсутствие или отключенный прибор на водителя налагается административное наказание — штраф.

К сожалению нередки случаи, когда электронная техника подводит. Выходит из строя в момент совершения рейса. Согласно нормативам, продолжать поездку с неработающим тахографом можно только в направлении к сервису для осуществления ремонта.

Штрафные санкции ожидают тех, кто выехал с постоянного места парковки без или со сломанным аппаратом. Если это случилось в дороге, карту заполняют от руки.

Например, в Европе за подобное нарушение взимают огромный, по нашим меркам, штраф. Старайтесь иметь основания, доказывающие, что при предрейсовом техническом осмотре состояния автомобиля все работало. Ответственность за оснащение эксплуатируемой автотехники качественными тахографами ложится на руководство транспортной компании и технических специалистов, назначенных осуществлять контроль.

Оплачиваемое рабочее время водителя

ТК РФ Гл. 16 «Режим труда и отдыха» содержит понятие рабочего времени. Это период, за который работнику обязаны заплатить. Согласно Приказу Минтранса №424 в оплачиваемое время входит:

  • управление автотранспортным средством;
  • специальные перерывы в течение рейса;
  • часы работы, не связанные с управлением ТС.

Первые два пункта рассмотрели. Что включено в оплачиваемое время, когда работник не управляет автотехникой.

  • проверка ТС перед и после рейса (в начале/конце смены);
  • прохождение предрейсового (послерейсового) мед. осмотра, включая дорогу до медпункта и обратно;
  • период погрузки, разгрузки авто в пунктах назначения;
  • простои, причиной которых водитель не является;
  • поломка тс: время ремонта, осуществляемого самостоятельно;
  • иные виды работ, предусмотренные ст. 113 ТК РФ.

Примечание: Время, отводимое на техническую подготовку автотранспорта и медосмотр, рассчитывается на основании принятия среднего показателя, требуемого для данных процедур. Согласовывается с мнением водителей, их представительства.

Режим труда и отдыха: работа в экипаже

Водители, работающие в группе, обязаны отдыхать не менее 9 ч. в протяжении рабочего дня. Длину которого можно растянуть на 30 ч., то есть, превышать сутки.

Период досуга, когда ТС находится в движении, исключается из рабочего. Оплата производится, как дополнительное вознаграждение. Размер которого устанавливается при согласовании с профсоюзным органом.

Выходной в конце недели для лиц, работающих в экипаже, разрешено сокращать до минимального значения — 24 ч. При условии последующей компенсации согласно нормативным требованиям ТК. В суммарном учете составляет не менее 45 ч. в неделю.

Нарушение режима труда и отдыха: штрафы

За административное правонарушение ст. 11.23 КоАП налагаются штрафные санкции по трем пунктам:

Примечание: За правонарушение части 3 наказание для юрлиц и должностных сотрудников предусмотрено только в том случае, если присутствует их вина. Выявлены завышенные нормы раб. времени, несоответствующие установленным стандартным требованиям ТК РФ или Приказу Минтранса.

В 2020 году на смену Приказу Минтранса № 15 пришел новый Приказ Министерства транспорта № 424 от 16.10.2020 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Приказ вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.


Законодательный акт внес изменения в режим труда и отдыха водителей.

Давайте посмотрим, какие нормы действовали и продолжают действовать в 2022 году.

ВРЕМЯ РАБОТЫ И ВРЕМЯ ОТДЫХА В 2022 ГОДУ
В актуальном Приказе Минтранса № 424 для водителей определяется два вида времени: время работы и время отдыха.

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем;
  • время работы, не связанной с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль);
  • погрузка, разгрузка, стоянки, простои.
  • перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • еженедельный отдых;
  • время перерыва между частями рабочей смены.

В свою очередь, время отдыха — это свободное время водителя, которое он может потратить по своему усмотрению. Во время отдыха водитель полностью освобожден от выполнения рабочих обязанностей.
С точки зрения законодательства, есть возможность вместо специального перерыва сделать перерыв для отдыха и питания (проще говоря, перерыв на обед).

Но для того, чтобы не нарушать установленный режим труда и отдыха, его длительность должна составлять не менее 46 минут.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ В 2022 ГОДУ

Для того, чтобы избежать аварийных ситуаций на дорогах из-за чрезмерной усталости водителей, Министерство транспорта утвердило требования к чередованию времени работы и отдыха.

НОРМЫ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ В 2022 ГОДУ
Расчет времени работы зависит от принятой системы учета.

При нормированном учете водители стандартно работают 5 дней в неделю по 8 часов. Такой учет очень прост для ведения, но он не является гибким и его бывает сложно подстроить под условия работы.
При суммированном учете есть возможность принять во внимание все нюансы работы водителей и оптимизировать график работы, не превышая законодательных норм.

При суммированном учете продолжительность ежедневной смены водителя должна составлять не более 10 часов.

  • водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения;
  • водителям организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной, почтовой и других видов связи;
  • водителям аварийных служб;
  • водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций;
  • водителям на инкассаторских автомобилях;
  • перевозки на легковых такси;
  • водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ;
  • водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.

Согласно пункту 10 актуального Приказа Минтранса № 424, время управления автомобилем в течение 24 часов после окончания ежедневного или еженедельного отдыха не должно превышать 9 часов. При этом законодательно допускается увеличение времени управления до 10 часов, но не более двух раз в неделю.

Еще одна легальная возможность увеличить время управления автомобилем содержится в пункте 11: водитель вправе продлить время управления на 2 часа для завершения маршрута или следования к месту стоянки.

Однако должностные лица не имеют права учитывать такое продление намеренно при планировании маршрута.

Пример расчета рабочего времени водителя на 24 часа:
4 часа — управление
1 час — отдых
1 час — управление
3 часа — рабочее время (погрузка и т.д.)
3 часа — управление (с учетом допустимого превышения до 2 часов)
11 часов — отдых
1 час — управление

Если время работы не должно превышать установленных норм, то время отдыха, наоборот, не должно быть меньше обязательного промежутка.

ВРЕМЯ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ В 2022 ГОДУ

Все компании обязаны предоставлять отдых для своих водителей и планировать его при составлении маршрута.

Для каждого вида отдыха действуют свои правила. Как их регламентирует актуальное законодательство?

Перерыв для отдыха и питания
Продолжительность перерыва для отдыха и питания составляет от 30 минут до 2-х часов. Первый перерыв должен составлять не менее 15 минут, а последний не менее 30 минут.
Если длительность рабочего времени превышает 8 часов, то могут предоставляться 2 перерыва на обед.

При этом их суммарная длительность составляет от 30 минут до 2-х часов.

Ежедневный (междусменный отдых)
Вариант А — при ежедневном учете времени длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включается также и время обеда.
Например: в понедельник водитель работает с 8 до 17 часов (перерыв на обед 1 час).

В этом случае время отдыха между сменами должно составлять 15 часов. Таким образом, следующий рабочий день должен начаться не раньше, чем в 8 часов.
При 7 часовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на 2 часа раньше, чем предыдущий.

Вариант Б — при суммированном учете рабочего времени длительность ежедневного отдыха должна быть не меньше 11 часов. Стоит заметить, что до 1 января 2021 года минимальная длительность ежедневного отдыха составляла 12 часов.
Кроме того, с 1 января 2021 года время междусменного отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не более 3-х раз за рабочую неделю (между двумя выходными).

Также отдых может быть разбит на несколько частей. Первая часть при этом должна быть не меньше 3-х часов, последняя — не меньше 9 часов.

Еженедельный непрерывный отдых
Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 45 часов. И именно с 1 января 2021 года этот отдых не «накладывается» не междусменный отдых, а замещает его.

ИЗМЕНЕНИЯ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ и ВРЕМЕНИ ОТДЫХА (ПРИКАЗ №5 от 12.01.2022) С 1 СЕНТЯБРЯ 2022 ГОДА

Текущий Приказ Минтранса № 424 действует до 2027 года. Но в этом году в него будут внесены очередные изменения. В начале года подписан Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.01.2022 года № 5 «О внесении изменений в Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2020 г.

№ 424»

Основные изменения коснутся уточнения формулировок, например, понятия «ежедневный период». Так, начало ежедневного периода будет совпадать с началом регистрации тахографом рабочего времени водителя.

Также новый Приказ вводит правила регулирования режимов труда и отдыха для водителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и управляющих автомобилем самостоятельно. Такие водители смогут сами устанавливать режим труда и отдыха в рамках, определенных законом.
Например, пункт 5 Приказа № 424 будет дополнен формулировкой:
«Продолжительность рабочего времени водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период один месяц.»

Согласно изменениям в пункте 5 Приказа № 424, водитель автомобиля, одновременно являющийся ИП, сможет самостоятельно принимать решения о разделении рабочего дня (смены).

Новый Приказ Минтранса № 5 добавил водителей автомобилей органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи, в перечень водителей, на которых не распространяется РТиО.
Последний пункт нового Приказа № 5 дал возможность водителям-вахтовикам, работающим в районах Крайнего Севера, сократить еженедельный отдых до не менее 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учетного периода.

Чтобы легко пройти любую проверку надзорных органов, планируйте график работы водителей заранее, учитывайте актуальные требования закона к режиму труда и отдыха и оформляйте все необходимые документы.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Что такое РТО

Что это. Режим труда и отдыха водителя (РТО) — это чередование отдыха и работы по особым правилам. Работа ограничена по часам в сутки, неделю и месяц. А еще правила устанавливают, когда и сколько водитель должен отдыхать.

Кто обязан соблюдать режим. Все, чья работа — водить транспорт: грузовики, автобусы, самосвалы. Исключение — водители спецслужб. У них ненормированный график, например пожарные могут три дня сидеть без работы, а потом двое суток быть на задании.

Примеры: сколько нужно отдыхать водителям

Такси. Водители такси редко работают по суммированному учету времени — им не нужно ехать из города в город и быть на трассе 10 часов подряд. Это значит, что таксисты должны использовать ежедневный способ учета времени — не больше 40 часов в неделю.

Таксисты не обязаны оборудовать машину тахографом, но за рабочим временем следит приложение, которым пользуются водители для приема заказов. Если водитель слишком долго за рулем, приложение начнет блокировать новые заказы.

Суточный график таксиста
Что делает Сколько времени
Ведет машину 2 часа
Заправляет машину, перекусывает 30 минут
Ведет машину 3 часа
Обедает, отдыхает 45 минут
Ведет машину 2 часа
Итого отдых 1 час 15 минут
Итого за рулем 7 часов
Итого смена 8 часов 15 минут
Ведет машину
Сколько времени 2 часа
Заправляет машину, перекусывает
Сколько времени 30 минут
Ведет машину
Сколько времени 3 часа
Обедает, отдыхает
Сколько времени 45 минут
Ведет машину
Сколько времени 2 часа
Итого отдых
Сколько времени 1 час 15 минут
Итого за рулем
Сколько времени 7 часов
Итого смена
Сколько времени 8 часов 15 минут

Дальнобойщик. Как распределить время вождения и отдыха, зависит от договоренности с работодателем. Если в договоре 40 часов в неделю, это 8 часов работы в сутки. Допустим, дорога из одной точки в другую занимает больше, например, 10 часов. Тогда оставшееся 30 часов нужно распределить по дням недели.

В рейсе часто приходится быть неделю и даже больше, а расстояние между городами такое, что за 40 часов в неделю не уложиться. Это значит, что смена может длиться и 15 часов вместо 8. В таких случаях удобнее считать часы работы суммировано — не больше 160 часов в месяц.

В этом случае водитель может отработать длинную смену с максимальным количеством часов вождения. Но таких длинных смен у него не может быть много и отдых между ними должен быть больше, чем между короткими сменами.

Рабочая смена дальнобойщика
Что делает Сколько времени
Проходит предрейсовый осмотр 10 минут
Забирает у экспедитора накладные, путевые листы и прочие документы для поездки 10 минут
Ведет машину 5 часов
Отдыхает, заправляется, обедает 1,5 часа
Ведет машину 4 часа
Отдыхает, ужинает 1,5 часа
Ведет машину 2 часа
Заканчивает смену, обслуживает, заправляет авто 1 час
Итого отдых 3 часа
Итого за рулем 11 часов
Итого смена 15 часов 20 минут
Проходит предрейсовый осмотр
Сколько времени 10 минут
Забирает у экспедитора накладные, путевые листы и прочие документы для поездки
Сколько времени 10 минут
Ведет машину
Сколько времени 5 часов
Отдыхает, заправляется, обедает
Сколько времени 1,5 часа
Ведет машину
Сколько времени 4 часа
Отдыхает, ужинает
Сколько времени 1,5 часа
Ведет машину
Сколько времени 2 часа
Заканчивает смену, обслуживает, заправляет авто
Сколько времени 1 час
Итого отдых
Сколько времени 3 часа
Итого за рулем
Сколько времени 11 часов
Итого смена
Сколько времени 15 часов 20 минут

Шофер автобуса. Для таких работников в приказе Минтранса есть исключение: время их работы может быть увеличено до 12 часов по согласованию с профсоюзом или другим представительным органом работников. Вот как выглядит график работы водителей по 12 часов.

Пример рабочего дня водителя городского автобуса
Что делает Сколько времени
Проходит предрейсовый осмотр 10 минут
Заправляется 10 минут
Ведет автобус 3 часа
Обедает, отдыхает 1 час
Ведет автобус 4 часа
Ужинает, отдыхает 1,5 часа
Ведет автобус 2 часа
Проходит послерейсовый осмотр 10 минут
Итого отдых 2,5 часа
Итого за рулем 9 часов
Итого смена 12 часов
Проходит предрейсовый осмотр
Сколько времени 10 минут
Заправляется
Сколько времени 10 минут
Ведет автобус
Сколько времени 3 часа
Обедает, отдыхает
Сколько времени 1 час
Ведет автобус
Сколько времени 4 часа
Ужинает, отдыхает
Сколько времени 1,5 часа
Ведет автобус
Сколько времени 2 часа
Проходит послерейсовый осмотр
Сколько времени 10 минут
Итого отдых
Сколько времени 2,5 часа
Итого за рулем
Сколько времени 9 часов
Итого смена
Сколько времени 12 часов

Должен ли соблюдать РТО обычный водитель

Нет, в приказе ничего о таких водителях не сказано. Ориентируйтесь на самочувствие и состояние здоровья.

Какие существуют исключения в правилах РТО

В приказе Минтранса есть список водителей, которые не обязаны соблюдать режим труда и отдыха. Это водители:

  • авто, на которых передвигаются чиновники;
  • машин для международных перевозок;
  • предприятий, которые не выезжают на дороги общего пользования;
  • спецслужб;
  • военных авто.

Есть ли штрафы за нарушение РТО

Кто проверяет РТО водителя. Это обязанность ГИБДД. Полицейский имеет право снимать показания тахографа. Аппарат может выводить информацию о поездке — на чековой ленте печатаются данные о скорости, расстоянии и режиме труда и отдыха. Этот «чек» и смотрит инспектор. Если время работы больше, чем разрешено по закону, будет штраф.

Какие штрафы. Штрафы есть для всех, кто отвечает за перевозку:

  • водителю — до 2000 рублей;
  • ответственному за смену — до 10 000 рублей;
  • ИП — до 25 000 рублей;
  • юрлицу — до 50 000 рублей.

Это штрафы за работу в нерабочие дни: если по графику водитель должен отдыхать, работа запрещена.

Новые требования к организация режима труда и отдыха водителей с 2022

Правила установления графика работы всегда регулировались Трудовым кодексом Российской Федерации. Однако с 2022 особенности организации режима труда и отдыха водителей несколько изменились. Нововведения были закреплены в приказе Минтранса.

Работодателям необходимо ознакомиться с данными изменениями во избежание получения штрафов за неправильно организованный процесс труда, а шоферы должны знать свои права согласно новым нормам.

Принципы составления рабочего графика

Существует несколько вариантов организации работы перевозчиков. Однако при каждом из них стоит учитывать не только непосредственно время управления автомобилем, но и все сопутствующие обязанности сотрудника:

  • одна смена – максимум 10-часовая (и не может длиться дольше);
  • в графике должно учитываться время на перерывы (их должно быть несколько в течение дня);
  • обед считается отдельным видом перерыва.

На заметку! Если речь идет о грузоперевозках на большие расстояния, позволяется назначать 12-часовой рабочий день, но дополнительно должно считаться время на охрану груза.

Ежедневный учет

Этот тип учета времени подразумевает стабильный законный график работы: 8-часовой по 5 дней в неделю. В целом это 40 трудочасов в течение одной недели, что соответствует закону.

Если на предприятии предусмотрен шестидневный график, длительность смены определяется как 7-часовая. При этом в смену засчитывается не только непрерывное управление автомобилем, но и первичный медосмотр, перерывы и другие профессиональные обязанности водителя.

За что грозит штраф ГИБДД 15000 рублей в 2020 году
Ответственный водитель довольно редко может столкнуться с наказанием в размере 15 тысяч рублей. Это весьма крупная…

Суммированный учет

При таком формате организации работы нет установленного графика. Смены могут быть дольше стандартных, а оплата начисляется в зависимости от того, сколько водитель работал в течение месяца. Однако это не означает, что работодатель может делать смены длиннее, чем допустимо в законе, тем самым превышая общее количество длительности работы водителя.

Рабочее время водителя и время управления авто

В течение всей рабочей смены перевозчик может быть непосредственно за рулем автомобиля не дольше 9 часов. Если речь идет об управлении транспортом в сложных климатических условиях или же суть работы состоит в транспортировке тяжелых грузов на крупногабаритных автомобилях, смена должна длиться 8 часов.

Пример графика сменности водителей

Увеличение времени управления транспортом возможно только для водителей городских автобусов, если их длительность смены вычисляется по системе суммирования. У сотрудников городского транспорта нет верхнего предела длительности работы.

Ненормированный рабочий день

Законодательство допускает такой способ организации труда, если количество общего трудового времени составляет не более 40 часов в неделю. Ненормированный график может предоставляться водителям легковых автомобилей, экспедиционных автобусов. При этом ненормированный день может приниматься только при согласии работников.

Срок действия справки от нарколога и психиатра на права в 2020 году
Каждый гражданин РФ, желающий получить водительские права, должен не только досконально знать ПДД и уметь управлять…

Особенности составления графика работы водителя автобуса

График составляется работодателем ежемесячно. В расписание должно вноситься время начала и конца смены, перерывы на обед и дни еженедельных выходных. В графике должна учитываться длительность смены, потому что от этого зависит количество времени отдыха для каждого сотрудника.

Действия водителя Общее время Рабочее время
Вождение 4 часа 4 часа
Перерыв 2 часа
Обед 2 часа
Вождение 4 часа 4 часа
Итого 12 часов 8 часов

Стоит заметить, что нормы для графика будут отличаться у перевозчиков разных категорий, например, пригородных и городских маршрутов, и в разных климатических условиях, но важно, чтобы перерыв был не позже, чем через 5 часов с начала работы.

Какие новые штрафы ГИБДД вступили в силу 2020 году?
Минтранс совместно с МВД России представили проект-дополнение к уже существующей системе наказаний нарушителей…

Режим работы и отдыха водителя грузового авто по тахографу и штрафы

Тахограф – это специальный прибор, который должен устанавливаться в автотранспорте для контроля времени работы водителя. Его применение регулируется Приказами Минтранса №36 от 30.01.2013 и №273 от 21.08.2013, а также поправками от 2 марта 2018 года.

Отсутствие тахографа в транспортном средстве или его неисправность повлечет за собой штраф для водителя в размере 1-3 тысяч рублей. Такой же штраф он должен заплатить за нарушение графика. Руководство правонарушителя должно будет заплатить 5-10 тысяч рублей.

Устройство ведет контроль над тем, чтобы перевозчик не был за рулем больше положенного времени. Кроме этого, тахограф может отслеживать маршрут и скорость передвижения автомобиля.

Чтобы отследить конкретного водителя, нужно изготовить для него специальную карту. Каждый раз, когда он начинает или заканчивает работу, то должен вставлять или вынимать ее из прибора. Таким образом, на тахометре должно быть видно, что водитель проводит за рулем не больше 10 часов, в течение дня у него был перерыв как минимум полчаса, а отдых между сменами составил не меньше 11.

Руководство для водителя

25 курьезных фото и видео про грузовики и дальнобойщиков
Когда дальнобойщиков поломка застает врасплох, выход находится, даже если для этого необходимо проникновение в самые…

Отдых и принятие пищи

Стандартный перерыв на обед составляет от 30 минут до 2 часов. Обязательных правил касаемо длительности обеда нет. Единственной тонкостью является то, что водители, работающие больше 8 часов, могут получать 2 перерыва в течение рабочего дня.

Перерыв между сменами

Время междусменного перерыва зависит от того, какой способ учета рабочего времени введен в компании. Если схема стандартная, то длительность отдыха между выходами на работу должна быть на 2 часа больше, чем смена.

Важно! Если в компании смены сотрудника вычисляют по схеме суммирования, ежедневный отдых должен быть не менее, чем 12-часовым.

Время перерыва может быть меньше у водителей городского и междугороднего транспорта. Для работника, который совершает регулярные перевозки по городу, перерыв между 1 и 2 сменой может быть 9 часов, но между 3 и 4 обязателен отдых в течение двух суток. Время отдыха для водителей междугороднего транспорта может составлять 11 часов, которые могут разбиваться на несколько этапов.

Непрерывный еженедельный отдых

Еженедельный отдых шофера должен составлять как минимум 42 часа. В это время не учитывается отдых между сменами. Если в компании предусмотрен суммированный режим, выходные могут назначать в разные дни.

Руководство должно следить за тем, чтобы количество дней непрерывного отдыха было не меньше, чем количество недель в месяце.

Таким образом, каждый шофер должен требовать как минимум 1 выходной день в неделю.

Специальные перерывы

С 05.06.2018 г. все шоферы имеют право на так называемые специальные перерывы во время работы. Длительность одной паузы составляет 15 минут.

Возможность отдохнуть дается сначала через 4 часа непрерывной работы, а далее – через каждый 2-часовой отрезок времени в течение всего рабочего дня. При наложении времени специального перерыва и обеденного, время не суммируется.

Почему пожилому водителю могут отказать в продлении водительских прав
Сегодня среди водителей можно встретить много людей преклонного возраста, что говорит о том, что они успешно продлили…

Adblock
detector