Участие прокурора в арбитражном процессе

Целью участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в случаях, прямо указанных АПК. Круг дел, в которых может участвовать прокурор, установлен в ст. 52 АПК.

В арбитражном процессе допускается участие прокурора в одной из двух форм:

1) предъявление иска в защиту чужих интересов;

2) вступление в дело на любой стадии арбитражного процесса для дачи заключения по делу.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в защиту чужих интересов в следующих случаях:

1) с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, когда таким нормативным или ненормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) с иском о признании недействительной сделки или с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.

Прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса.

Прокурор в арбитражном процессе является самостоятельной процессуальной фигурой и наделен процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле.

Если прокурор установит в ходе судебного разбирательства, что иск предъявлен необоснованно, он может отказаться от иска. Если лицо, в чьих интересах предъявлен иск, не требует рассмотрения дела по существу, производство по делу прекращается.

У прокурора в отличие от истца нет собственной материально-правовой заинтересованности в исходе дела: иск предъявляется им в чужом интересе, но он обладает процессуальной заинтересованностью. Юридический интерес прокурора состоит в том, чтобы был вынесен судебный акт по предъявленному иску. Предъявляя иск в чужом интересе, прокурор выступает в роли процессуального истца.

Если прокурор не участвовал в рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции, он может вступить в дело при его рассмотрении в апелляционной или кассационной инстанции.

Обращение в Высший Арбитражный Суд РФ направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генерального прокурора РФ, в арбитражный суд субъекта РФ — прокурор субъекта РФ или заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Участие прокурора в рассмотрении судами арбитражных дел: сущность, задачи, полномочия. Формы

Сущность участия прокурора в арбитражном процессе состоит в том, что оно служит действенным средством укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности.

При осуществлении данного направления деятельности прокуратуры решаются следующие задачи.

  • • пресечение и устранение правонарушений, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы;
  • • возмещение ущерба, причиненного в указанных сферах деятельности;
  • • привлечение виновных лиц, осуществляющих упомянутые виды деятельности, к установленной законом ответственности.

Полномочия прокурора при участии его в арбитражном процессе установлены АПК России (далее — АПК). Организация работы прокуроров в данной сфере деятельности основывается на положениях приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25 мая 2012 г. № 223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе».

Анализ ст. 52 АПК приводит к выводу, что существуют две формы участия прокурора в арбитражном судопроизводстве:

  • • инициирование возбуждения производства по делу путем подачи иска или заявления в защиту прав граждан и организаций в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности;
  • • вступление в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности [1] .

Полномочия по участию в арбитражном процессе прокурор осуществляет путем предъявления в арбитражные суды указанных в ч. 1 ст. 52 АПК:

  • • заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • • исков о признании недействительными сделок, а также исков о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Прокурор вправе вступать в дела указанных категорий в порядке ч. 5 ст. 52 АПК на любой стадии арбитражного процесса в целях обеспечения законности.

При решении вопроса о необходимости вступления в дело прокурор исходит из его актуальности и сложности. По делам об оспаривании нормативных правовых актов участие прокурора является обязательным.

При наличии оснований, установленных в ч. 2 ст. 198 АПК, прокурор обращается в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

Работа по подготовке, предъявлению и поддержанию исков и заявлений в арбитражных судах строится в тесном взаимодействии подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, их подразделений, городских и районных прокуратур.

Прокуроры городов, районов во всех необходимых случаях при выявлении правонарушений в сфере экономики инициируют обращения в арбитражные суды (сбор материалов и осуществляют подготовку проектов исковых заявлений (заявлений)). Ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов исковых заявлений (заявлений) возлагается на начальников соответствующих структурных подразделений вышестоящих прокуратур, проводящих надзорные проверки, осуществляющих изучение материалов, расследование уголовных дел, участвующих в надзорных стадиях уголовного и гражданского судопроизводства.

Подготовленные подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации иски и заявления предъявляются в арбитражный суд Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.

Основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, являются:

  • • рассмотрение поступивших из других подразделений данной прокуратуры и подчиненных прокуратур материалов, требующих реагирования в форме исков или заявлений в арбитражные суды; оформление исковых заявлений (заявлений); направление исковых заявлений (заявлений) согласно установленным правилам подсудности споров;
  • • участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам и заявлениям прокуроров, в арбитражных судах первой инстанции; апелляционное и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам; участие в их рассмотрении в апелляционной и кассационной инстанциях;
  • • рассмотрение обращений о вступлении в дела, возбужденные по указанным в ч. 1 ст. 52 АПК искам и заявлениям иных лиц;
  • • участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам и заявлениям иных лиц, в случае принятия Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, прокурором субъекта Российской Федерации (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК в арбитражных судах первой, апелляционной и кассационной инстанций;
  • • апелляционное и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам;
  • • участие в рассмотрении дел, возбужденных на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • • рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в ст. 52 АПК, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;
  • • изучение по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации (заместителя прокурора) в арбитражном суде дел, указанных в ст. 52 АПК, судебные акты по которым могут быть пересмотрены в порядке надзора; подготовка представлений о пересмотре в порядке надзора незаконных судебных актов;
  • • анализ, изучение и проверка работы подчиненных прокуратур;
  • • координация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению исков и заявлений; распространение передового опыта, участие в мероприятиях по повышению деловой квалификации работников прокуратуры.

При подготовке, оформлении и направлении в арбитражный суд исковых заявлений и иных процессуальных документов прокурор руководствуется требованиями законодательства, изучает необходимость вмешательства органов прокуратуры в целях защиты публичных интересов, правовую обоснованность обращений в арбитражный суд.

В целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, прокурор во всех необходимых случаях должен ставить перед судом вопрос о принятии мер к обеспечению иска, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения.

Прокурор должен принимать обязательное участие в предварительном заседании на стадии подготовки к судебному разбирательству дел, возбужденных по искам и заявлениям прокуроров, в судебном разбирательстве указанных дел в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

В заседаниях участвуют, как правило, представители аппаратов прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуратур по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.

При обращении Генерального прокурора Российской Федерации либо его заместителя или прокурора субъекта Российской Федерации с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой в арбитражный суд по месту нахождения иного подразделения Генеральной прокуратуры или прокуратуры другого субъекта Российской Федерации (если в деле не обеспечено участие подчиненных им работников) копии представленных в суд материалов направляются соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации с извещением о необходимости участия в процессе представителей данной территориальной прокуратуры, о чем также информируется арбитражный суд.

Прокурор, получивший такое извещение, должен обеспечить участие представителя органов прокуратуры в процессе при рассмотрении арбитражных дел, возбужденных по инициативе Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителя или прокурора другого субъекта Российской Федерации. О результатах рассмотрения иска, заявления или жалобы незамедлительно сообщается инициатору извещения.

Прокуроры городов и районов (их заместители), приравненные к ним военные и специализированные прокуроры, возбудившие дело об административном правонарушении, подведомственное арбитражному суду, одновременно с направлением в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности и прилагаемых к нему документов обязаны высылать копии заявления и документов в прокуратуру субъекта Российской Федерации, военную прокуратуру округа (флота) для обеспечения участия ее работников в процессе, а также информировать об этом арбитражный суд.

На всех стадиях арбитражного процесса прокурор определяет свою позицию в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дел и внутренним убеждением и должен последовательно отстаивать ее, руководствуясь принципами законности, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.

На прокурора возлагается обязанность своевременно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения, при этом постановка вопросов в жалобах увязывается с определенными законом полномочиями апелляционной и кассационной инстанций по пересмотру состоявшихся решений.

В необходимых случаях прокурор заявляет перед арбитражным судом кассационной инстанции ходатайство о приостановлении исполнения решения, постановления, принятых в первой и апелляционной инстанциях.

При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора нижестоящий прокурор обращается с соответствующим представлением к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю. Представление составляется в соответствии с требованиями ч. 2 и 3 ст.

294 АПК. В подтверждение доводов, изложенных в представлении, к нему должны быть приложены копии иных процессуальных документов. При отказе в таком обращении составляется мотивированное заключение.

Подготовку и направление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации исковых заявлений (заявлений) в соответствии с подсудностью дел, а также представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора осуществляет Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на которое возлагается обеспечение участия прокурора в рассмотрении дел для поддержания исков (заявлений) и надзорных представлений, рассматриваемых Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации участвует Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, соответствующее подразделение Главной военной прокуратуры обязано осуществлять контроль и направлять деятельность нижестоящих прокуратур по реализации ими полномочий в арбитражном процессе, принимать меры к ее совершенствованию, обеспечивая взаимодействие в этой работе с другими структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Исходя из важности решаемых задач, Генеральный прокурор Российской Федерации предписал оценивать деятельность прокуроров по участию в арбитражном судопроизводстве исходя из качества поддержания в суде предъявленных прокурором исков (заявлений), эффективности апелляционного и кассационного обжалования судебных актов по арбитражным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, обоснованности представлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов [2] .

После изучения этой темы вы получите представление о:

• еще одном направлении деятельности прокуратуры, не являющемся прокурорским надзором, — участии прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданский и арбитражных дел.

Статья 52 АПК РФ. Участие в деле прокурора

с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

2. Обращение в Верховный Суд Российской Федерации направляет Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

3. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

4. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

5. По делам, указанным в части 1 настоящей статьи, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Комментарии к ст. 52 АПК РФ

1. Как следует из ст. ст.

40 и 52 АПК, прокурор — самостоятельная фигура в арбитражном процессе, со своим особым статусом и вытекающими из него правомочиями. В комментируемой статье определен круг дел, инициатором которых может выступать прокуратура. И список этих дел, как следует из формулировки ч.

1 ст. 52 АПК, носит закрытый характер. Положения ч.

1 ст. 52 АПК нашли адекватное отражение в п. 1 информационного письма Генеральной прокуратуры РФ от 22 августа 2002 г.

N 38-15-02 «О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Это должно серьезно уменьшить расхождения в понимании ч. 1 ст.

52 АПК судьями и прокурорами.

Вместе с тем в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2009 г. N 32 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» сформулировано ограничение даже по указанным в ч.

1 комментируемой статьи видам сделок . Высший Арбитражный Суд РФ указал, что этот закон не называет прокурора в числе лиц, имеющих право на обращение в суд с исками, связанными с недействительностью сделок должника по специальным основаниям, предусмотренным законом о банкротстве, поэтому прокурор не может обращаться в арбитражный суд с такими исками, в том числе и в тех случаях, когда должник либо кредитор относятся к категориям лиц, поименованным в абз. 3 и 4 ч.

1 ст. 52 АПК.

См.: Вестник ВАС РФ. 2009. N 7. С. 133.

Следует учитывать, что в целом ряде постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по конкретным делам дается толкование ч. 1 ст. 52 АПК в аспекте исков, заявление которых отнесено к компетенции прокуроров.

В этой связи следует выделить Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N 11954/04 . В нем Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о неправомерности обращения прокурора в суд с требованием по поводу применения последствий недействительности ничтожной сделки в соответствии с ч.

1 ст. 52 АПК, исходя из того, что первая сделка по отчуждению государственного имущества ничтожна, а предметом оспариваемой сделки является это же имущество.

См.: Вестник ВАС РФ. 2005. N 6. С. 54 — 59.

Значимые суждения о компетенции прокуроров при обжаловании сделок, предусмотренных в ч. 1 ст. 52 АПК, содержатся и в ряде других постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, например в таких, как Постановления от 13 ноября 2008 г. N 10627/08 , от 26 февраля 2008 г. N 14364/07 .

См.: Вестник ВАС РФ. 2009. N 2. С. 247 — 249.

См.: Вестник ВАС РФ. 2008. N 6. С. 165 — 169.

2. Применительно к правилам ч. 2 ст.

52 АПК следует учитывать также разъяснение, содержащееся в п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В нем определено, что с учетом норм п. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст.

ст. 28.4 и 28.8 КоАП полномочием по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела, обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов (а также вышестоящие прокуроры) .

См.: Вестник ВАС РФ. 2003. N 5.

Фактически при рассмотрении конкретных дел, как правило, участвует работник прокуратуры, направленный ее руководством. При этом, как разъяснено в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1996 г. N С1-7/ОП-403, в заседании арбитражного суда субъекта РФ могут участвовать на основании служебного удостоверения прокурор субъекта РФ или его заместители, предъявившие иск, старший помощник, помощник прокурора, старший прокурор, прокурор управления, отдела.

Если прокурор предъявляет иск в арбитражный суд другого субъекта РФ, он извещает об этом соответствующего прокурора и уведомляет также арбитражный суд. Указанные выше прокуроры участвуют в судебном заседании на основании упомянутых извещений и служебного удостоверения. Что касается федерального суда округа, то в заседании по искам, инициированным прокуратурой, участвует прокурор, предъявивший иск, или прокурор субъекта РФ по месту нахождения соответствующего суда, или названные выше работники этих прокуратур.

3. Как и любой истец, прокурор при подаче иска должен направить исковое заявление ответчику и представить доказательства направления в арбитражный суд. На это указано в п.

5 Обзора практики разрешения споров арбитражными судами по искам прокуроров, содержащегося в инструктивном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 1993 г. N С-13/ОП-203 . Это требование сохраняет силу и в настоящее время.

См.: Вестник ВАС РФ. 1993. N 8. С. 116.

Как разъяснено в абз. 3 и 4 п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г.

N 2, производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч.

2 ст. 28.4 КоАП, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст.

204 АПК. А при рассмотрении этой категории дел необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены главой 25 и иными нормами АПК .

См.: Вестник ВАС РФ. 2003. N 5.

Следует иметь в виду, что прокурор в арбитражном процессе может распоряжаться лишь процессуальными правами. Что касается прав материальных, то их субъектом и в плане принадлежности, и в отношении распоряжения выступает лицо, в интересах которого инициировано соответствующее дело. Именно поэтому, как установлено в ч.

4 ст. 52 АПК, отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле. Фразу «если истец участвует в деле», видимо, следует понимать так, что АПК не исключает неких дел искового характера, возбуждаемых по инициативе прокурора, в которых материальный истец может и не участвовать.

Полагаем, что со временем возникнет необходимость разъяснения этого Высшим Арбитражным Судом РФ.

С другой стороны, из АПК исчезла норма о том, что отказ истца от иска, который был предъявлен в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения, что ранее предусматривалось нормой ч. 5 ст. 41 АПК 1995 г.

При таких обстоятельствах, когда отсутствует специальное регулирование, видимо, при отказе истца от иска, заявленного прокурором и принятого арбитражным судом, действует механизм, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст.

150 АПК, — прекращение производства по делу с последствиями, предусмотренными ч. 3 ст. 151 АПК.

4. В п. 2 информационного письма Генеральной прокуратуры от 22 августа 2002 г.

N 38-15-02 отмечено, что «прокурор вправе вступить в дела, указанные в ч. 1 ст. 52 АПК РФ и возбужденные по искам (заявлениям) иных лиц, на любой стадии арбитражного процесса.

Вступление прокуроров в процесс, инициированный иными лицами, имеет целью обеспечение законности. С учетом этого решение о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст.

52 АПК РФ должен принимать прокурор субъекта Федерации или его заместитель как по собственной инициативе, так и по ходатайству лиц, участвующих в деле, о чем он направляет в арбитражный суд соответствующее заявление» .

5. Из нормы ч. 5 комментируемой статьи не до конца ясно, что имеется в виду под вступлением в дело: обращение с жалобами или «подключение» к рассмотрению в соответствующих инстанциях жалоб иных лиц, участвующих в деле, либо и то и другое.

Из положения абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 мая 2009 г.

N 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» явствует, что речь может идти об обжаловании. В нем указано, что к лицам, имеющим право на обжалование в порядке апелляционного производства, относится и прокурор по делам, указанным в ч. 1 ст.

52 АПК, даже если он не участвовал в рассмотрении этого дела в суде первой инстанции . Какого-либо всеобъемлющего разъяснения комментируемой нормы со стороны Высшего Арбитражного Суда РФ пока не последовало.

См.: Вестник ВАС РФ. 2009. N 8. С. 95.

Однако в судебно-арбитражной практике возникали различные вопросы, касающиеся правомочий прокурора при рассмотрении тех или иных конкретных дел, и соответствующие разъяснения по ним Высшего Арбитражного Суда РФ подлежат учету. В абз. 6 п.

9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при ответе на вопрос о том, возможно ли соединение требования о признании ненормативного правового акта недействительным с требованием о возмещении вреда, причиненного изданием такого акта на основании ст. 1069 ГК, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ дал следующее разъяснение.

Прокурор, вступивший в дело в соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК, имеет процессуальные права и обязанности лица, участвующего в деле как в части рассмотрения требований о признании ненормативного правового акта недействительным, так и в части рассмотрения требования о возмещении вреда, причиненного изданием такого акта.

Принят закон, расширяющий полномочия прокурора в арбитражном процессе

Один из экспертов «АГ», положительно оценив часть поправок о возможности прокурора вступать в банкротные дела, затрагивающие жилищные права граждан, заметил: это не означает, что инициатива надлежащим образом доработана и не имеет недостатков, поскольку предоставление возможности – это право, а не обязанность прокурора. Другой полагает, что логичнее было бы для данной специальной функции предоставить такие права именно специализированному органу, а не прокуратуре, которая призвана надзирать за соблюдением законности в целом.

8 июня Госдума в третьем чтении приняла закон (законопроект № 1192314-7), вносящий поправки в Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы относительно участия прокурора в арбитражном процессе, направленные, как отмечается в пояснительной записке, на «исключение возможности использования в противоправных целях недобросовестными участниками хозяйственного оборота института судебной власти».

Как ранее писала «АГ», изначально поправками предлагалось дополнить ч. 1 ст. 52 «Участие в деле прокурора» АПК указанием на то, что прокурор имеет право на обращение в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством, правом Евразийского экономического союза и российским законодательством о таможенном регулировании, и о применении последствий их недействительности.

В Госдуму внесен законопроект, направленный на исключение возможности использования института судебной власти в противоправных целях

Принятый закон данное положение дополняет указанием на то, что прокурор также имеет право на обращение в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и о применении последствий недействительности таких сделок.

Согласно закону прокурор будет иметь право вступать в дела на любой стадии арбитражного процесса, если будут выявлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о ПОД/ФТ. Также прокурор может вступить в дело на любой его стадии с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в том числе при рассмотрении арбитражным судом заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Аналогичные изменения внесены и в ст.

45 ГПК, для того чтобы прокурор смог дать заключения по таким делам.

В финальной редакции поправок ч. 5 ст. 52 АПК РФ дополнена указанием на то, что в целях обеспечения законности прокурор вправе вступить в дело о банкротстве в случае, если в рамках этого дела затрагиваются жилищные права граждан, в том числе несовершеннолетних.

Напомним, что до вступления закона в силу прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, с иском о признании недействительными сделок, с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной федеральными и региональными органами госвласти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами. Также прокурор может подать иск об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

В проекте приказа, в частности, отмечается, что в суде присяжных должен участвовать прокурор, «обладающий соответствующими личностными и профессиональными качествами»

Руководитель арбитражной практики Адвокатского бюро г. Москвы «Халимон и партнеры» Игорь Ершов заметил, что и в итоговой версии поправки не дают разъяснений по ряду серьезных вопросов: «Приведет ли само по себе право прокуроров на подачу исков о признании недействительными сделок, о применении последствий их недействительности и на вступление в процесс к прекращению использования судебной власти в противоправных целях и к повышению качества осуществления судебной власти? Государство не доверяет судебной власти, если желает ввести прокуроров в процессы о признании недействительности и о применении недействительности таких сделок? Насколько соотносятся изменения с существующими механизмами по выявлению и пресечению органами государственной власти противоправной деятельности в данных сферах? Насколько соотносится заявленная цель (предотвращение или борьба с противоправной деятельностью) с тем, что прокуроры будут иметь лишь право, а не обязанность подать иски о признании недействительности и о применении последствий недействительности таких сделок? Если прокуроры будут иметь лишь право на подачу таких исков, то по каким критериям это право будет реализовано?»

Эксперт отметил, что на данный момент безусловно положительно можно оценивать ту часть поправок, которая направлена на предоставление прокурорам возможности вступать в дело банкротстве в случае, если в рамках этого дела затрагиваются жилищные права граждан, в том числе несовершеннолетних. «Но положительная оценка не означает, что эта инициатива надлежащим образом доработана и не имеет недостатков, поскольку предоставление возможности – это право, а не обязанность прокурора, но обращение к проблеме защиты прав граждан необходимо», – прокомментировал он.

Игорь Ершов считает, что дополнение поправок положениями о праве прокуроров вступать в дело для дачи заключения по делам о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия на недружественные действия иностранных государств, и оспаривать такие сделки – оценивать как юридическую конструкцию нет смысла. По его мнению, такое потенциальное полномочие добавлено в русле текущей государственной политики.

Руководитель практик разрешения споров и международного арбитража, адвокат Артур Зурабян полагает что по существу основной смысл корректировок закона до его принятия – предоставление прокурору специального права вступать в дело о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры. «В этой связи интересно, почему для дачи заключения по такому довольно специальному вопросу привлекается именно прокурор – с учетом того, что профильным органом по противодействию санкциям является Минфин России в лице Департамента по контролю за внешними ограничениями. Вероятно, было бы логичнее для данной специальной функции по даче заключения предоставить такие права именно специализированному органу, а не прокуратуре, которая призвана надзирать за соблюдением законности в целом», – поделился эксперт.

Артур Зурабян отметил, что полномочие на вступление в дело о банкротстве есть у прокуратуры на основании ранее предоставленных законопроектом и действующим законодателем полномочий. «Законодатель посчитал необходимым специально выделить этот вопрос – очевидно, в целях привлечения к этому особого внимания прокуратуры», – предположил эксперт.

Adblock
detector