Попасть в ДТП – дело всегда неприятное. Быть его виновником – дело неприятное вдвойне. Можно остаться должным, даже если есть полис ОСАГО, а если его нет, придется полностью компенсировать ущерб из своего кармана, да еще и заплатить штраф.
Но если смалодушничать и уехать с места аварии, вдобавок ко всему вышеперечисленному можно получить еще более серьезные проблемы. Что же грозит за оставление места ДТП?
Поправки в законе с 2019 года разделили ответственность за оставление места ДТП на административную и уголовную в зависимости от обстоятельств. Если в ДТП не пострадали люди, то ответственность будет административной, а если кто-то получил тяжелые травмы или погиб, то уже уголовной. Пойдем по порядку.
Если в ДТП обошлось без погибших и тяжело пострадавших, а виновник аварии скрылся, то ему грозит административная ответственность по части 2 статьи 12.27 КоАП. Она указывает, что «оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток». То есть, штрафом здесь уже не отделаться – наказание довольно серьезное, и об этом стоит помнить.
Стоит понимать, что любая авария, произошедшая по время движения автомобиля, является ДТП, даже если она произошла во дворе или на парковке. Так что если вы задели стоящий где угодно автомобиль, это обязывает вас действовать по стандартной процедуре: выставить аварийный знак, включить аварийную сигнализацию, найти владельца пострадавшей машины и заняться оформлением ДТП – по европротоколу или с участием сотрудников полиции. Если же уехать с места аварии, наказание будет таким же, как описано выше.
В апреле 2019 года в силу вступили Федеральные законы № 63 и № 64, которые приравняли наказание для «беглецов» с места ДТП с пострадавшими или погибшими к таковому для пьяных водителей. А в июне того же года наказание за такие преступления усилилось. За оставление места ДТП, в котором есть тяжело пострадавшие или погибшие, грозит уже не административная, а уголовная ответственность по статье 264 УК.
Она предусматривает три варианта последствий.
Виновник, скрывшийся с места ДТП, повлекшего причинение тяжкого вреда здоровью, согласно части 2 статьи 264 ДТП наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Если в результате ДТП погиб один человек, а виновник аварии сбежал, он будет наказан по части 4 статьи 264. Она предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Если же в аварии погибли двое и более человек, то сбежавший с места такого ДТП виновник будет наказан по части 6 статьи 264 лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Стоит понимать, что незнание или непонимание ситуации не освобождает от ответственности: то есть, если водитель не знал, что в результате ДТП пострадали или погибли люди, но все равно скрылся, то наказания ему не избежать. Более того, наказание может стать более суровым. Ведь если остаться на месте аварии и оказать медицинскую помощь, то есть шанс сократить число погибших или тяжесть вреда здоровью пострадавших, а оставление места ДТП может усугубить для них ситуацию.
Административное или уголовное наказание – не единственная проблема для того, кто скрылся с места ДТП. Дело в том, что подпункт «г» пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 40 об ОСАГО предусматривает право регрессного требования к виновнику ДТП, если он скрылся места ДТП. Проще говоря, страховая компания виновника сначала компенсирует потерпевшему в ДТП нанесенный ущерб, а затем подаст в суд на виновника аварии и полностью компенсирует понесенные затраты.
То есть, для того, кто скрылся с места аварии, полис ОСАГО фактически не действует – все затраты на ремонт и компенсацию пострадавшим будут взысканы с него в судебном порядке страховой компанией. Об этом тоже стоит помнить, когда в голову приходят мысли о том, что «это просто царапина» или «никто этого не видел».
Правилами дорожного движения предусмотрен только один вариант, когда водитель вправе уехать с места ДТП. Пункт 2.6 ПДД гласит, что «если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, и возвратиться к месту происшествия». Здесь нужно обратить внимание и на последнюю часть фразы: после доставки пострадавших в больницу виновник обязан вернуться на место аварии.
Что будет, если скрылся с места ДТП
Все статьи Новости Автокода Автоновости Видео Авторынки Разное Пресс-релизы Купить за xxx рублей Лайфхаки покупателям Обзоры б/у авто Лайфхаки продавцам Рейтинги Отзывы владельцев Противостояние моделей Тест-драйвы
Что считается дорожно-транспортным происшествием
Это самый важный вопрос, ответ на который не всегда очевиден. Допустим, водитель слегка стукнул ограждение, машина получила минимальные повреждения (царапину), пострадавших нет. Будет ли это аварией? Будет.
Потому что, согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» , дорожно-транспортное происшествие – это любое «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Сюда же относится нередкая ситуация, когда водитель после заправки забыл вынуть пистолет из горловины и вырвал его из колонки: молча уехать с АЗС в этом случае равносильно оставлению места ДТП. И, помимо возмещения материального ущерба заправке, последуют санкции в соответствии с КоАП.
Когда можно уехать с места ДТП и что считается оставлением места происшествия
Покинуть место ДТП можно в трех случаях.
Давайте разберем эти случаи и узнаем, как это можно сделать.
- Если в аварии есть пострадавшие, нуждающиеся в экстренной помощи. Чтобы покинуть место происшествия, водителям нужно зафиксировать обстоятельства ДТП и доставить пострадавших в ближайшую больницу, а затем вернуться на место аварии. Перед покиданием места столкновения нужно организовать объезд другим автомобилистам.
- Если в аварии никто не пострадал и участники могут сами составить схему и отправиться в ближайший пост дорожно-постовой службы. Однако водители должны прийти к единому мнению об обстоятельствах ДТП и причиненном ущербе.
- Если авария будет оформляться по европротоколу. Вызывать сотрудников ГИБДД на место происшествия не нужно.
Требования по оформлению аварии касаются всех участников, поэтому, если водитель скрылся с места ДТП , за оставление могут наказать и виновника, и пострадавшего. Как за оставление по отдельности, так и в случае, если оба уехали с места ДТП . Оставлением считается отъезд с места ДТП без веских на то причин.
Бывает, что водитель не заметил ДТП и уехал без всякого злого умысла, например, когда парковался или двигался по шумной трассе. Суды в таких случаях квалифицируют дело по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ и выписывают штраф в размере 1 000 рублей.
Почему не нужно скрываться с места ДТП
Водители покидают место ДТП из-за шока, страха или элементарного незнания правил дорожного движения. Однако наказание за оставление места ДТП даже без пострадавших предусмотрено суровое.
По статье 12.27 КоАП водителю грозит:
- лишение прав от года до полутора лет;
- административный арест до 15 суток
Финальное наказание определяет суд. И практика по этим делам такова, что обычно он ограничивается лишением прав.
Но если в аварии есть пострадавшие , то все куда серьезнее – виновнику аварии грозит уголовная ответственность по статье 264 УК РФ :
- причинение тяжкого вреда здоровью в ДТП – принудительные работы до 5 лет или лишение свободы на 3-7 лет;
- смерть человека в ДТП – лишение свободы на 5-12 лет;
- смерть двух и более лиц – лишение свободы на 8-15 лет.
Сбегать с места происшествия, если оно произошло по вашей вине, не нужно еще и потому, что страховая компания имеет право предъявить регресс , то есть взыскать средства, которые выплатила пострадавшей стороне.
Как правильно покидать место ДТП
Что будет, если уехать с места ДТП , разобрали. Теперь поговорим, как уехать правильно.
Единственный вариант – после соблюдения всех формальностей и оформления по всем нормам. Проще всего, если в аварии пострадал только водитель и, допустим, дерево.
Действовать нужно так:
- звоним в ГИБДД, фиксируем факт происшествия;
- фотографируем место инцидента в мельчайших подробностях (привязка к местности, местоположение других объектов и транспорта);
- записываем контакты свидетелей (если таковые имеются);
- едем в отделение по указанному адресу, получаем справку о ДТП (может понадобиться для страховой).
Если есть полис каско, то на месте сообщаем о случившемся в колл-центр страховой компании. Дальнейшие действия по возмещению обрисуют там: у каждой СК свои протоколы.
Если произошел инцидент с бензоколонкой, стоит обратиться к администратору АЗС – у них на этот случай прописан весь порядок действий, ему и следуем.
Если на дороге столкнулись два автомобиля, но повреждения настолько незначительные, что даже лень оформлять Европротокол, надо сделать расписку. Во-первых, она убережет от возможных претензий второй стороны в дальнейшем. Во-вторых, убережет от ответственности за оставление места ДТП.
Расписка возможна в очень ограниченном наборе сценариев:
- если материальных претензий у участников нет вообще;
- если материальные претензии участников согласованы.
В расписке надо указать реквизиты сторон, дату / время / место происшествия, краткое его описание, указание вины, оценку ущерба, сумму компенсации (если есть) или отсутствие претензий, подписи сторон. В идеале – в двух экземплярах. Еще лучше, если с реквизитами и подписями свидетелей.
Хотя какой-то твердой хрестоматийной формы расписки не существует, каждый раз это своего рода импровизация.
Куда понятнее другие механизмы фиксации ДТП – Европротокол или вызов сотрудников ГИБДД на место аварии. Но второй сценарий в наше время бывает только в ДТП с пострадавшими, если же пострадало только «железо», оформляется Европротокол (подробно рассказывали в другом материале ).
Только после того, как поставлены все подписи на всех причитающихся бумагах, можно покидать место ДТП.
Как действовать при ДТП, чтобы не лишиться страховой выплаты
Во-первых, выплата положена только при наличии страхового полиса. Проверьте, действует ли ваше ОСАГО. Если срок подходит к концу, продлите или оформите новый полис. Сделать это без визита в офис страховой и с экономией до 3 500 рублей можно через сервис «Автокод ОСАГО» .
Агрегатор показывает предложения крупных страховых компаний и из данных требует только ввода госномера авто и личных данных водителя.
Вам останется выбрать самый выгодный вариант, оплатить на сайте и получить готовый полис на ящик электронной почты. Параллельно полис появится в базах ГИБДД и РСА – после этого можно рассчитывать на страховую выплату пострадавшему в случае ДТП.
Если авария небольшая, то для страховой понадобится корректно оформленный Европротокол. Если авария не подпадает под требования Европротокола (больше двух участников, есть пострадавшие), потребуется оформление в ГИБДД, и уже после этого со справкой об аварии надо обращаться в СК за выплатой.
Это ОСАГО. С каско возможны варианты в соответствии с правилами каждой конкретной страховой. Где-то мелкие повреждения (вроде стекол) компенсируются без справки из ГИБДД, где-то она может потребоваться.