Машина 2022 года когда проходить техосмотр

Содержание
  1. Техосмотр в России отменили с 1 марта 2022 года – это правда?
  2. Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?
  3. Но есть еще два основания!
  4. Кому не надо проходить техосмотр по новому закону?
  5. Нужна ли сейчас диагностическая карта для ОСАГО?
  6. Нет диагностической карты и устроил ДТП – будет ли регресс от страховой?
  7. Выплатят ли страховое возмещение?
  8. Какой штраф за не пройденный техосмотр?
  9. С 1 сентября 2022 года техосмотр станет проще – правда или нет?
  10. Новые правила проведения техосмотра: что перестанут проверять с 1 сентября 2022 года
  11. Техосмотр 2022: ответы на интересующие вопросы
  12. Техосмотр уже отменен или придется ждать какой-то конкретной даты?
  13. Кто может не приезжать в пункты техосмотра?
  14. Кто должен проходить техосмотр, несмотря на изменения в законодательстве?
  15. Штраф за отсутствие техосмотра: работает ли он?
  16. Можно ли пройти техосмотр по желанию? И как быть с ОСАГО?
  17. Что со страховкой? Грозит ли регресс?
  18. Почему техосмотр был отменен?
  19. Новые правила техосмотра 2022: кому нужно проходить
  20. В статье рассказывается:
  21. Как было раньше
  22. Когда техосмотр все же нужен
  23. Кому не нужно приезжать на техосмотр в 2022 году
  24. Продадут ли полис ОСАГО без диагностической карты в 2022 году
  25. Что будет, если пройти техосмотр добровольно
  26. 1. При продаже автомобиля.
  27. 2. При постановке на учет автомобиля старше четырех лет.
  28. 3. При внесении существенных изменений в конструкцию автомобиля или мотоцикла.
  29. Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Вероятно, вы слышали, что техосмотр в России отменили совсем. Наверное, до вас доходили новости и о том, что автомобилям в возрасте до 4 лет не нужно проходить ТО. Также вы могли слышать об отвязке диагностической карты от ОСАГО.

Все эти новости актуальны в 2022 году. Но, к сожалению, в интернете также много путаницы и неправды. В итоге многие владельцы легковых и грузовых машин не знают, нужно ли им сейчас делать техосмотр и с какой периодичностью? Сегодня расскажем, для каких автомобилей процедура осталась обязательной, а для каких по желанию их владельцев.

Также затронем вопрос диагностической карты и ОСАГО в контексте регресса и страхового возмещения. И вообще расскажем о свежих новостях касаемо техосмотра в России.

Техосмотр в России отменили с 1 марта 2022 года – это правда?

Да, но лишь условно.

Техосмотр для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов действительно отменили. Но не с 1 марта 2022 года и не для всех, а гораздо ранее – с 30 декабря 2021 года и только для некоторых водителей. Именно в декабре Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 494, который и внёс изменения в статью 15 ФЗ-170 О техосмотре.

Обратите внимание, что сам ФЗ никто не упразднял!

Речь идёт только о внесении изменений в вышеназванную статью закона. В ней установлена периодичность, с которой российские автовладельцы обязаны проходить техосмотр и получать диагностические карты. И если раньше такая обязанность была у всех обладателей легкового транспорта от 4 лет с даты выпуска, то теперь обязанность заезжать на СТО осталась лишь для владельцев коммерческого автотранспорта.

Для легковых машин и мотоциклов физических лиц в большинстве случаев техосмотр в 2022 году не требуется.

Но на самом деле это порождает путаницу и заблуждения среди водителей. И мы развеем их в следующих разделах статьи.

Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?

Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.

Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.

Таблица периодичности техосмотра по годам выпуска

Тип транспортного средства Кому принадлежит? Год выпуска ТС Как часто нужно проходить техосмотр?
Легковые автомобили юридическому лицу от 4 до 10 лет каждые 24 месяца
Легковые машины юридическому лицу 10 лет и старше ежегодно
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси физическому лицу (гражданину) старше 4 лет и до 10 лет каждые 24 месяца
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси физлицу от 10 лет раз в 12 месяцев
Легковые такси неважно до 5 лет один раз в год
Легковые такси неважно от 5 лет и старше каждые 6 месяцев
Грузовики, массой до 3,5 тонн неважно 4-10 лет раз в 24 месяца
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн неважно свыше 10 лет ежегодно
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн неважно до 5 лет раз в год
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн неважно более 5 лет каждые 6 месяцев
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) неважно до 5 лет каждые 12 месяцев
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 неважно старше 5 лет раз в полгода
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы неважно неважно один раз в 12 месяцев
Автобусы неважно до 5 лет ежегодно
Автобусы неважно старше 5 лет каждые 6 месяцев
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн юридическому лицу от 4 до 10 лет один раз в 24 месяца
Те же прицепы и полуприцепы юрлицу от 10 лет и старше каждые 12 месяцев

Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп.

1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины.

К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2025 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.

Но есть еще два основания!

Кроме описанных выше оснований для периодичности прохождения техосмотра в законе есть еще два условия, когда вам понадобится диагностическая карта, даже если техосмотр для вас необязателен. Оба условия в пп. 7 п. 1 ФЗ-283 О госрегистрации транспортных средств.

Что это за основания:

  • постановка на учёт или переоформление автомобиля старше 4 лет в связи со сменой владельца,
  • официальная регистрация изменений конструкции ТС любого года выпуска.

Таким образом, в 2022 году вам придётся пройти техосмотр при вышеуказанных регистрационных действиях в ГИБДД. Если при подаче документов у вас не окажется диагностической карты или она будет просрочена – в регистрационных действиях вам законно откажут.

Вероятно, в скором времени появится и третье основание для внепланового прохождения техосмотра. Сейчас обсуждается законопроект, который в случае его принятия даст полномочия инспекторам ДПС выявлять на дороге технические неисправности авто, направлять водителей на внеочередной ТО, а по истечении 7 дней (если поломка так и не устранена) – изымать СТС при следующей остановке. Однако закон еще не вступил в силу.

Планируется, что в случае утверждения он начнёт действовать с 1 марта 2023 года.

Кому не надо проходить техосмотр по новому закону?

Еще недавно техосмотр делали на все легковые и грузовые автомобили. Однако принятые в конце 2021 года поправки серьезно изменили положение дел.

В 2022 году отменено обязательное прохождение техосмотра для авто– и мототранспорта, который принадлежит физическим лицам (гражданам) и не используется ими в коммерческих целях, включая такси.

На это указывает недавно появившийся пункт 7 ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре.

7. Легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях, не подлежат техническому осмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.

Во всех остальных случаях сохраняется периодичность прохождения техосмотра – от 24 месяцев до полугода. Об этом мы подробно расписали в таблице выше.

Также техосмотр не проходят владельцы транспортных средств с двигателем менее 50 «кубов» или электродвигателем до 4 кВт и развивающие скорость не более 50 км/ч (пункт 2 ст. 2 ФЗ-170 О техосмотре). К таковым, например, относят такие агрегаты, как мотоблоки.

Как видно, обязанность делать техосмотр для некоторых владельцев транспортных средств убрали насовсем. Однако право съездить на СТОА по своему желанию никуда не исчезло. Другими словами, если закон не обязывает вас получать диагностическую карту, но вы хотите проверить исправность своего автомобиля – никто не мешает пройти ТО добровольно.

Нужна ли сейчас диагностическая карта для ОСАГО?

Еще в августе 2021 года ОСАГО отвязали от техосмотра. Соответствующий ФЗ вступил в законную силу и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Этот закон исключил из ст.

15 ФЗ Об ОСАГО подпункт «е», где раньше в числе обязательных документов для покупки страхового полиса значилась диагностическая карта. Теперь при подаче документов на приобретение ОСАГО наличие техосмотра не проверяют.

Но из-за этого в интернете появились «страшилки» и разного рода мифы. Давайте их развеем!

Нет диагностической карты и устроил ДТП – будет ли регресс от страховой?

Ответ на этот вопрос зависит от того, нужно ли вам по закону проходить обязательный техосмотр. Если нет – то регресс не грозит. Но даже если ТО для вашей машины обязателен, то и тут есть шанс избежать регресса.

Суть здесь в том, что статья 14 ФЗ Об ОСАГО перечисляет все основания, когда страховщик имеет право подать регрессное требование к водителю. Есть ли среди таких оснований отсутствие диагностической карты? Вообще, да – и звучит оно так:

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты,

То есть речь идёт только об истёкшем сроке действия карты. Но если у вас легковой автомобиль, который вы используете в личных целях, то обязанности проходить техосмотр в 2022 году у вас нет. А об отсутствии диагностической карты для регресса в законе ничего не сказано.

К счастью, этот вопрос урегулирован в пользу водителей. Банк России в своём информационном письме ИН-018-53/9 страховым компаниям разъяснил, что регрессное требование может быть предъявлено к виновнику только если ДТП случилось из-за неисправности его транспортного средства. Да-да, именно неисправности! Причём это нужно еще будет доказать.

Но процент таких аварий в России ничтожно маленький!

Выплатят ли страховое возмещение?

Да. Отсутствие техосмотра не является основанием для отказа в страховом возмещении по ОСАГО.

Исчерпывающий список причин, по которым от страховой может последовать отказ приведён в ФЗ-40 Об ОСАГО, а точнее в пункте 20 ст. 12 указанного закона, но там ничего не сказано об отсутствии у водителя пройденного техосмотра на момент ДТП.

Но самое главное не важно, у кого не было диагностической карты – у вас, как потерпевшего, или у виновника аварии. При отсутствии иных оснований для отказа страховое возмещение вы получите. Если же страховая отказывает – это повод оспорить её действия через финансового уполномоченного и суд.

Какой штраф за не пройденный техосмотр?

Водители такси, автобусов и грузовиков, для которых посещение станции ТО обязательно, в случае не прохождения техосмотра рискуют получить два штрафа:

  • за вождение без действующего техосмотра (диагностической карты) – 2 000 рублей (ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ),
  • за управление автомобилем при наличии неисправностей (если таковые будут обнаружены инспектором ГИБДД на дороге) – 500 рублей или предупреждение.

Езду без диагностической карты должны фиксировать камеры автоматической фиксации. Согласно анонсам, штрафы должны были рассылать, начиная с 1 марта 2022 года. Однако из-за технических сложностей пока этого сделать не удалось. И пока неизвестно, когда именно заработают штрафы с камер за отсутствие диагностической карты о прохождении ТО.

С 1 сентября 2022 года техосмотр станет проще – правда или нет?

Правительство РФ уже утвердило Постановление №306 от 09.03.2022 о новых правилах прохождения техосмотра. Главным нововведением должно стать сокращение чек-листа технических проверок автомобилей. Если сейчас насчитывается 82 таких проверок на станции ТО, то после корректировки их число сократится до 55 пунктов.

Среди основных нововведений, к примеру, проверка «подсоса воздуха» в обход системы выпуска. Из обязательных проверок исключаются поиск коррозии тормозных трубок и тестирование работы «дворников». Также не будут проверять наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.

Вступление изменений в силу ожидается с 1 сентября 2022 года, а до этого времени проверки будут проходить по-старому.

Новые правила проведения техосмотра: что перестанут проверять с 1 сентября 2022 года

В начале этого года ежегодный техосмотр отменили, оставив его обязательным только при переоформлении машины или ее доработке. А с 1 сентября вступает в силу новый документ, меняющий саму процедуру проведения техосмотра и упрощающий ее для водителей. Давайте подробно разберемся, что изменится и что больше не будут проверять.

С 1 сентября в силу вступает Постановление правительства № 306 от 9.03.2022 года в части, касающейся изменений в проведении техосмотра. Помимо прочего оно изменяет правила техосмотра для спецмашин полиции, а также автобусов, но нас интересует пункт 3 этого постановления, который вносит поправки в Правила проведения технического осмотра транспортных средств. Этот пункт 3 вступает в силу с 1 сентября.

Постановление № 306 изменяет Приложение № 1 к Правилам проведения техосмотра. Теперь в списке требований безопасности, которые подлежат проверке, будет не 82 пункта, а только 55. То есть, часть пунктов проверки автомобиля отменяется, а часть пунктов просто объединяют с другими для сокращения их общего числа.

Давайте перечислим и разберем пункты, которые исключены из проверки легковых автомобилей на техосмотре с 1 сентября.

6. Коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением, не допускается.

Это означает, что теперь ржавчина на элементах тормозной системы не является проблемой для прохождения техосмотра.

7. Механические повреждения тормозных трубопроводов не допускаются.

Отмена этого пункта означает допустимость механических повреждений, не вызывающих утечку, на тормозных магистралях. Это не касается тормозных шлангов – их растрескивание или вздутие по-прежнему недопустимы.

16. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления не допускается.

Пункт 16 по-прежнему содержит запрет применения в рулевом управлении деталей с дефектами, а также запрет неработоспособности или отсутствия штатного усилителя руля и рулевого демпфера. Однако проверка подтекания рабочей жидкости из гидроусилителя на техосмотре больше проводиться не будет.

19. Отсутствие, разрушения и загрязнения рассеивателей внешних световых приборов и установка не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов (в том числе бесцветных или окрашенных оптических деталей и пленок) не допускаются.

Отмену этого пункта фактически можно считать разрешением на применение бесцветных защитных пленок для фар. Однако любителям незаконного тюнинга не стоит считать, что теперь можно тонировать фары или заклеивать их цветными пленками – требования к цвету сигналов торможения и поворота, а также запрет на цветные огни в передней части машины никто не отменял. При этом водителям по-прежнему разрешено устанавливать оптические элементы для коррекции светового пучка фар, если он не соответствует Техрегламенту Таможенного союза (ТР ТС) – например, на праворульных машинах.

25. Стеклоомыватель должен обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла.

На техосмотре по-прежнему будут проверять работоспособность стеклоочистителей стеклоомывателей, но на зону распыления смотреть не будут.

36. Уровень шума выпускной системы транспортного средства должен соответствовать требованиям пункта 9.9 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011.

На техосмотре больше не будут замерять уровень шума выпускной системы.

41. Предусмотренное изготовителем транспортного средства противоугонное устройство должно быть работоспособно.

В новой редакции техосмотра по-прежнему проверяются замки дверей кузова или кабины, а также механизмы регулировки и фиксации сидений, но нет упоминания о проверке штатного противоугонного устройства.

52. Тягово-сцепные устройства должны обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром. Самопроизвольная расцепка не допускается.

На техосмотре больше не будут проверять наличие зазора в тягово-сцепном устройстве, приводящего к самопроизвольной расцепке.

53. К размерным характеристикам сцепных устройств применяются требования, предусмотренные пунктом 6.8 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011.

На техосмотре не будут проверять соответствие размеров сцепных устройств требованиям Техрегламента.

55. Транспортные средства должны быть укомплектованы знаком аварийной остановки, а также медицинскими аптечками в соответствии с требованиями пунктов 11.1 и 11.2 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011.

Отныне на техосмотре не будут проверять наличие знака аварийной остановки и аптечки. Однако это не отменяет обязанности водителя иметь их в автомобиле, поскольку это регламентировано ПДД и ТР ТС.

57. Транспортные средства должны быть укомплектованы огнетушителями в соответствии с требованиями пункта 11.4 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011.

Наличие огнетушителя и его срок годности на техосмотре тоже проверять не будут. Однако это тоже не означает, что огнетушитель теперь возить с собой необязательно.

64. Каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств не допускается.

На техосмотре больше не будут проверять подтекание масла из двигателя, трансмиссии, климатической системы и аккумулятора.

65. На каждом транспортном средстве категорий М и N должны быть предусмотрены места установки одного переднего и одного заднего государственного регистрационного знака. Место для установки государственного регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную поверхность и располагаться таким образом, чтобы исключалось загораживание государственного регистрационного знака элементами конструкции транспортного средства.

При этом государственные регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства. Государственный регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения транспортного средства.

Правильность установки номерных знаков и мест их установки больше не будут проверять на техосмотре. Это, например, облегчает жизнь владельцам редких автомобилей, у которых впереди нет штатной площадки для крепления номерного знака. Однако исключение этих проверок из техосмотра не влияет на необходимость соблюдения требований расположения и крепления номеров, а также их наличия – за нарушение правил установки номеров, их сокрытие, изменение, отсутствие и другие вольности по-прежнему будут штрафовать.

19. Изменение мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией внешних световых приборов не допускаются.

В старом регламенте запрещалось «изменение мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией транспортного средства фар и сигнальных фонарей», а в новом – всех внешних световых приборов. То есть, демонтировать или переставить штатные поворотники или противотуманки теперь тоже нельзя.

28. Подсос воздуха и (или) утечка отработавших газов, минуя систему выпуска, не допускаются.

По старым требованиям на техосмотре проверяли только отсутствие утечек топлива из топливной системы. В обновленном пункте 28 появилось требование об отсутствии подсосов воздуха и утечки отработавших газов – то есть, прогоревшая прокладка в выпускной системе или «секущий» глушитель могут помешать успешному прохождению техосмотра.

Техосмотр 2022: ответы на интересующие вопросы

Госдума в третьем чтении приняла законопроект об отмене обязательного техосмотра для всех водителей. Но при этом, некоторые категории транспорта все ещё будут вынуждены следовать стандартной для себя процедуре.

Госдума в третьем чтении приняла законопроект об отмене обязательного техосмотра для всех водителей. Но при этом, некоторые категории транспорта все ещё будут вынуждены следовать стандартной для себя процедуре. Как только законопроект подпишет президент РФ, он сразу же вступит в силу.

Так что с 2022 года водителям придется ознакомиться с новыми условиями, чтобы выяснить – вынуждены ли они проходить техосмотр или нет. В частности, изменения касаются владельцев частных транспортных средств. Давайте разбирать самые популярные вопросы на эту тему.

Техосмотр уже отменен или придется ждать какой-то конкретной даты?

Если говорить о формальностях, то на данный момент законопроект пока не вступил в силу. Но 22 декабря закон уже был принят в третьем чтении. Осталось подождать, пока документ подпишет президент, и его опубликуют.

Пока этого не произошло, нельзя сказать, что техосмотр официально отменен. Но это не более чем формальность, поскольку отмена является исключительно делом времени. На то чтобы окончательно утрясти все формальности, нужно всего пару дней.

Так что до конца года техосмотр официально отменят. Большинство автовладельцев это понимает, поэтому, как утверждают работники пунктов техосмотра, клиентов стало заметно меньше.

Кто может не приезжать в пункты техосмотра?

Техосмотр отменен для легковых автомобилей и мотоциклов при условии, что они являются собственностью физлиц. Но рассматриваемые транспортные средства должны использоваться для личных целей. Если автомобиль применяется для перевозки пассажиров или задействован в служебных задачах (перевозит товар и т.п.), на него новые правила не распространяются, и техосмотр пройти все же придется.

Кто должен проходить техосмотр, несмотря на изменения в законодательстве?

Технический осмотр автомобильного транспорта останется обязательным для некоторых автомобилей. Понять, нужно выполнять прохождение процедуры или нет, можно зависимо от ситуации. Техосмотр является обязательным в следующих случаях:

  • Если человек хочет поставить на учет автомобиль, который был изготовлен более четырех лет назад.
  • Если автомобиль регистрируют на нового владельца, и с года выпуска рассматриваемого ТС прошло больше четырех лет.
  • Если регистрируется автомобиль, что подвергся замене основных компонентов ТС или изменилась его конструкция.
  • Если нужно соблюсти условия выдвинутые Евразийским экономическим союзом, касаемо требований к авто после изменений в их конструкции.
  • Если транспорт используется как такси, а также для грузового транспорта и автобусов.

Кроме того, транспорт могут направить на обязательный технический осмотр, если на нем видны признаки поломок и это представляет опасность для людей внутри авто и для других автомобилей на дороге.

Пока этот пункт достаточно спорный, но обычно его интерпретируют как момент, когда сотрудник ГИБДД замечает поломку, требует её устранить. А доказать что поломка устранена можно только при наличии диагностической карты. Но рассматриваемая норма действует уже давно, так что её повторное упоминание в поправке не спровоцирует серьезные изменения.

Штраф за отсутствие техосмотра: работает ли он?

Не так давно был принят закон о штрафах за отсутствие техосмотра на дорогах. Он пока не вступил в действие, и начнет работать с марта 2022 года. Но учитывая, что обязательный техосмотр отменили, теперь выписать рассматриваемые штрафные санкции могут только лицам, которые все ещё обязаны регулярно проверять исправность своего ТС.

Владельцев частных авто и мото-транспорта штраф уже не коснется.

Можно ли пройти техосмотр по желанию? И как быть с ОСАГО?

Право на техосмотр остается у владельца транспорта. Если хотите пройти технический осмотр автомобиля, достаточно обратиться в любом пункт, где его выполняют. Полисы ОСАГО также продают без техосмотра.

Что со страховкой? Грозит ли регресс?

Проблема регресса от страховой компании стоит особенно остро, поскольку если у владельца авто нет техосмотра, а автомобиль несправен, ущерб от аварии ему придется покрывать самому. Правда, только если неисправный автомобиль стал виновником аварии.

Почему техосмотр был отменен?

Представитель Госдумы дал ответ на этот вопрос. Причина в том, чтобы облегчить жизнь людей, которые владеют новыми, исправными автомобилями в отличном техническом состоянии. Таких на дорогах РФ более 50 миллионов.

К тому же заставлять всех проходить техосмотр непрактично, поскольку многие автовладельцы проходили «серую» проверку, не приезжая на станцию.

Новые правила техосмотра 2022: кому нужно проходить

В 2021 году автовладельцы готовились к серьезному ужесточению правил ежегодного прохождения техосмотра. Однако в реальности произошло обратное – для большинства автомобилистов и мотоциклистов эта процедура стала добровольной. Разбираемся в нюансах.

В статье рассказывается:

  1. Как было раньше
  2. Когда техосмотр все же нужен
  3. Кому не нужно приезжать на техосмотр в 2022 году
  4. Продадут ли полис ОСАГО без диагностической карты в 2022 году
  5. Что будет, если пройти техосмотр добровольно

Технический осмотр (техосмотр, ТО – не путать с техническим обслуживанием) – это бюрократическая процедура проверки готовности транспортного средства к использованию по назначению. В отличие от техобслуживания, в ходе нее мастер не ремонтирует выявленные неисправности, а лишь заносит их в специальный документ – диагностическую карту.

По закону у автовладельца есть 10 суток на то, чтобы устранить их и привести машину в соответствие с требованиями.

В декабре 2021 года после долгих споров Госдума РФ наконец одобрила изменения в порядок прохождения техосмотра.

Как было раньше

До 1 января 2022 года правила техосмотра были другими. С одной стороны, процедура была менее строгой, с другой – она была обязательной для большинства владельцев ТС.

Каждые два года водители личного авто- и мототранспорта старше четырехлетнего возраста обязаны были пригонять его на аккредитованную станцию ТО для проверки и вынесения вердикта. Для ТС, произведенных более 10 лет назад, это требование было еще строже – проходить ТО следовало не реже одного раза в год.

К счастью, если автовладелец по совместительству является еще и владельцем Халвы, то для него бремя техосмотра не столь весомо. Среди партнеров «сладкой карты» более 30 автомагазинов и автосервисов. А значит, купить нужную деталь или получить дорогостоящий ремонт теперь можно в рассрочку на 2–4 (а то и 10) месяцев.

В противном случае собственник не мог получить полис ОСАГО, без которого выезжать на дороги нельзя. По закону страховая компания не имела права страховать ТС без предъявления диагностической карты. Разумеется, в ней должна была стоять отметка о том, что машина (мотоцикл) технически исправны.

Но, как говорится, «гладко было на бумаге…». Суровая реальность продемонстрировала неэффективность такого подхода.

Поскольку и страхователь, и страховщик одинаково заинтересованы в том, чтобы полис ОСАГО был оформлен, в абсолютном большинстве случаев процедура проверки ТС проходила формально. А если еще честнее – она не проводилась вообще. В лучшем случае страховые агенты (не являясь специалистами в ТО) визуально осматривали авто снаружи на предмет явных поломок.

О том, чтобы загнать его в бокс на подъемник, не шло и речи.

Изначально расчет был на то, что страхователь сам сильно заинтересован в том, чтобы ТС было исправно – якобы от этого напрямую зависит вероятность попадания в ДТП, а значит, и финансовых потерь компании в виде страховых выплат. Практика, однако, показала, что вклад технических неисправностей в общей статистике причин аварий на дорогах пренебрежимо мал по сравнению с другими, такими как: усталость и неопытность водителя, плохие погодные и дорожные условия и т.п.

Более того, если причина ДТП – доказанная неисправность ТС, то в некоторых случаях это дает возможность страховой компании заявить о регрессе, то есть потребовать от виновника-страхователя возместить потраченные средства.

Ведь в правилах дорожного движения недвусмысленно сказано, что водитель обязан проверить ТС перед выездом и убедиться в исправности, а значит, взять на себя ответственность за все происшествия, которые могут произойти из-за его легкомыслия. Разумеется, речь не идет о скрытых дефектах. Только о тех, которые даже водитель-чайник не может не заметить – например, негорящие фары в темное время суток или «дворники» в дождь.

Другими словами, иногда страховщики могли даже извлечь выгоду из неисправности страхуемого авто.

Сначала власти страны решили бороться с недобросовестным подходом через ужесточение правил прохождения ТО.

С 1 марта 2021 года были введены в действия новые требования по порядку отчета о выполненной проверке ТС. Теперь каждый этап процедуры сотрудник СТО должен подтвердить фотоотчетом.

При этом представители станций ТО сразу предупредили о том, что стоимость услуги возрастет, поскольку все технические нововведения обойдутся им «в копеечку». За установку оборудования для фотофиксации и подключение к электронным базам данных в конечном итоге заплатят рядовые автолюбители.

Эти повышенные требования в итоге так и остались в силе, но сама обязанность проходить периодический техосмотр была снята с водителей, а страховщики получили разрешение выдавать полисы ОСАГО без предъявления диагностической карты.

Когда техосмотр все же нужен

Разумеется, полностью освобождать автовладельцев от необходимости проходить техосмотр не стали.

Во-первых, эта «льгота» распространяется только на собственников личных легковых автомобилей и мототранспорта. Физические и юридические лица, которые используют подобные ТС как основное средство заработка (такси, курьерская служба) или в качестве служебных, все так же обязаны представлять их на плановый техосмотр с той же периодичностью, что и в прошлые годы.

Для такси, если авто старше 5 лет, – каждые полгода, для служебных машин старше 10 лет – ежегодно.

Во-вторых, и для владельцев личного авто- и мототранспорта остался ряд ситуаций, когда необходимо пройти процедуру ТО внепланово.

При продаже машины старше четырехлетнего возраста, то есть при смене владельца. При этом правила не регламентируют, на кого конкретно возлагается это бремя. Продавец и покупатель должны договориться об этом самостоятельно.

При постановке на учет автомобиля или мотоцикла, с даты схода с конвейера которых прошло более четырех лет. Может показаться, что этот пункт дублирует предыдущий, но он учитывает и некоторые частные ситуации, когда собственник ТС не меняется.

В случае внесения в ТС конструкционных изменений, которые не предусмотрены технической документацией авто. Например, при замене АКПП на неоригинальную или при установке турбины.

Последний пункт распространяется в том числе и на любителей автотюнинга. К конструкционным изменениям относятся в том числе установка бамперов неродной конфигурации, а также занижение или завышение клиренса (дорожного просвета).

Такие «примочки» могут серьезно повлиять на управляемость автомобиля или мотоцикла на дороге и повысить его потенциальную опасность.

Во всех перечисленных случаях владелец должен представить в органы ГИБДД диагностическую карту, которая подтвердит готовность ТС к эксплуатации.

Кому не нужно приезжать на техосмотр в 2022 году

Собственники личных легковых автомобилей и мототранспорта, независимо от возраста ТС, освобождены от обязанности проходить техосмотр, кроме случаев, указанных выше. При этом владелец должен быть готов подтвердить, что его ТС не используется для извоза в качестве такси, грузоперевозок или курьерской службы. В противном случае штрафа не избежать.

Размер штрафа за отсутствие свежей диагностической карты для владельцев такси, грузовых автомобилей и автобусов значительно вырос и с 1 марта с.г. составил 2000 рублей.

Продадут ли полис ОСАГО без диагностической карты в 2022 году

Да, это нормативное послабление начало действовать еще в августе 2021 года. Страховые компании теперь не несут никакой ответственности за исправность страхуемого ТС. Она полностью ложится на плечи собственника.

Что касается регресса, то он теперь возможен только в отношении тех машин, которые подпадают под обязательное прохождение техосмотра.

Что будет, если пройти техосмотр добровольно

Это будет только плюсом для вас. Такая инициатива характеризует автовладельца как добросовестного и дальновидного гражданина. С этим согласны, например, члены РСА (российского союза автостраховщиков).

Как минимум свежая диагностическая карта защитит вас от слишком пристального взгляда сотрудника ДПС, если он вдруг решит во чтобы то ни стало найти недостаток в вашей машине.

1. При продаже автомобиля.

Если вы решили продать автомобиль или мотоцикл старше четырех лет (с года выпуска), для совершения регистрационных действий потребуется диагностическая карта. Что интересно, в законе не уточняется, кто именно должен брать на себя расходы – продавец или покупатель. Вероятно, до появления уточнений и разъяснений вопрос следует решать индивидуально, по договоренности.

2. При постановке на учет автомобиля старше четырех лет.

Собственно, ситуация, описанная выше, со стороны покупателя. Если не будет свежего ТО, автомобиль не получится зарегистрировать. Как мы уже упоминали, бывшему и новому владельцам придется договариваться, кто именно проводит ТО.

3. При внесении существенных изменений в конструкцию автомобиля или мотоцикла.

При внесении изменений в конструкцию авто необходимо будет получить новую диагностическую карту, в противном случае автомобиль не может с точки зрения закона считаться безопасным.

Внесением изменений в конструкцию автомобилей считается установка или замена деталей, не предусмотренных производителем. Если какие-то изменения допускаются производителем, это должно быть прописано в технической документации, и в таком случае дополнительных действий при замене не нужно. Однако даже установка неоригинальных деталей становится основанием для того, чтобы пройти ТО вне графика.

В частности, к изменениям, требующим ТО, относятся:

  • Изменение типа кузова, внедорожный тюнинг (например, установка нестандартных силовых бамперов, лебедок и т. д.).
  • Замена фар с изменением класса источника света.
  • Переоборудование автомобиля таким образом, чтобы им мог управлять инвалид.
  • Замена двигателя на двигатель, имеющий другие характеристики (отличные от тех, которые предполагает изначальная деталь).
  • Изменения в тормозной системе.
  • Лифт подвески или занижение.

Более того, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 413 надо заранее протестировать устанавливаемые детали на безопасность и получить разрешение на их установку. Только при наличии подтвержденного соответствия водитель не нарушает никаких законов.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.

Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных).

По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.

Adblock
detector