- Поэтапный порядок
- Процедура при межевании
- Подготовка межевого плана
- В каких случаях необходимо согласовать с соседями, а в каких нет?
- Извещение
- С администрацией
- С лесным фондом
- Оформление акта
- Исправления в акте
- Возможные кадастровые ошибки и ответственность за них
- Процедура оспаривания
- Что делать, если сосед отказывается подписать?
- Образцы документов
- Что это такое?
- Согласование границ: пошаговая инструкция
- Особенности согласования
- Нюансы нового закона
- В каких случаях не требуется согласования границ?
- Нужно ли согласовывать границы своего участка земли?
- Извещение о согласовании границ земли
- Как оспорить акт согласования границ участка земли?
В некоторых случаях по действующему законодательству согласование границ земельного участка не обязательно. С одной стороны, хорошо, что не надо тратить время, силы и нервы на эту неприятную процедуру. С другой стороны, бывает, что отсутствие согласования границ, даже когда оно не обязательно, имеет свои негативные последствия при разбирательстве споров.
Рассмотрим случаи, когда нужно и когда не нужно согласование границ.
По общему правилу в соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Что касается смежных земельных участков в приведенной норме можно выделить два момента. Во-первых, речь идет об уточнении местоположение границ таких участков и, во-вторых, это должны быть земельные участки, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Понятие уточнения местоположения границ земельного участка содержится в ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г.
№ 218-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее – уточнение границ земельного участка).
Требования к описанию местоположения границ земельных участков следующие.
Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Требованиями к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требованиями к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (утверждены приказом Минэкономразвития России от 01 марта 2016 г. № 90) установлено, что характерной точкой границы земельного участка является точка изменения описания границы земельного участка и деления ее на части. Положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Для оценки точности определения координат характерных точек рассчитывается средняя квадратическая погрешность.
Таким образом, если в отношении смежных земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует описание местоположения границ или оно не соответствует установленным требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, то фактически одновременно с уточнением местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы, происходит и уточнение местоположения границ таких смежных земельных участков. Значит в этом случае местоположение границ подлежит обязательному согласованию с правообладателями смежных земельных участков.
Если же в Едином государственном реестре недвижимости уже содержится описание местоположения границ смежных земельных участков, оно соответствует установленным требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка и не происходит внесение изменений в эти сведения, то согласование местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков не требуется. В этом случае земельный участок, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, просто «привязывается» к уже установленным границам смежных земельных участков.
Второй момент. Статьей 6 ЗК РФ установлено, что объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
ЗК РФ наряду с земельными участками говорит о «земле», «землях», которые не имеют таких индивидуализирующих характеристик, как земельные участки. По сути это собирательные понятия.
Вместе с тем ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О кадастровой деятельности» предусматривает, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ смежных земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.
Как видим, закон обязывает согласовать местоположение границ земельного участка, которые одновременно являются границами других земельных участков, но не земель вообще.
Таким образом, если земельный участок не граничит с другими земельными участками, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости, то по закону согласование местоположения границ такого земельного участка не обязательно. Например, земельный участок граничит со свободными землями или даже с улицей, которая не учтена в качестве земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.
Ранее по данному вопросу Минэкономразвития России в п. 1 приложения к письму от 14 декабря 2012 г. № 27701-ПК/Д23и «Об усилении контроля за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений» разъясняло, что «…если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы с органом местного самоуправления в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится».
Аналогичные разъяснения имелись и в других письмах министерства.
Поэтапный порядок
В общепм виде порядок согласования границ земельного участка согласно действующему законодательству, в том числе Земельному Кодексу может быть представлен в следующей схеме обязательных к выполнению процедур:
Процедура | Порядок проведения, комментарий |
Геодезическая съемка | Осуществляется представителем геодезической службы |
Получение данных кадастровым инженером | Передает заинтересованная сторона |
Получение сведений из государственных реестров | Сбором информации занимается кадастровый инженер. При отсутствии документации границы определяются по ограничивающим природным объектам или забором, существующим более 15 лет |
Определение контрольных точек | Контрольные точки – пункты межевой сети |
Обследование границ | Поиск межевых знаков |
Определяются координаты точек поворота | Точки поворота – места смены направлений линий границ |
Вычисление площади | Происходит за счет измерения фигур, образованных проекцией границ на горизонтальную плоскость |
Подготовка акта | Акт согласования подписывается при отсутствии смежных границ |
Подписание акта | Подписи ставят все стороны и участники процедуры |
Подкрепление акта | Акт о согласовании подкрепляется к межевому плану |
Заверение акта | Подкрепление акта о согласовании к кадастровым документам посредством отправки в Кадастровую палату |
Порядок согласования границ должен подчиняться предусмотренной законодательством процедуре, предусматривающей различные варианты при наступлении различных частных обстоятельств и условий. Так, будет отличаться процедура, необходимая к проведению при межевании.
Процедура при межевании
При проведении процедуры межевания, затрагивающей территорию соседних земельных участков, необходимо согласование с соседями. В частности потребуется согласование межевого плана.
Подготовка межевого плана
Для согласования границ межевого плана потребуется оформить согласие соседей в установленной процедуре. После заблаговременного уведомления всех участников собрания наступает период работы кадастрового инженера. В его обязанности входит выполнение следующих работ:
- подготовка плана земельного участка;
- произведение топографических замеров;
- подготовка окончательного плана границ земельного участка;
- составление акта учета координат поворотных точек;
- установка временных межевых знаков.
Кроме того, обязательно участие кадастрового инженера в собрании для демонстрации границ прохождения межевой линии между участками. При ошибке кадастрового инженера необходимо осуществить повторное обращение в геодезическую компанию.
В ходе собрания кадастровый инженер производит письменный учет правоустанавливающих документов владельцев смежных участков для внесения их в акт согласования. Если собственники не могут явиться лично, они могут действовать через представителей при условии наличия нотариальных доверенностей.
В каких случаях необходимо согласовать с соседями, а в каких нет?
Если необходимо оформить план участка, включающий указание границ координат, при межевании без согласия соседей, оформленного согласно установленному образцу и подкрепленному к акту, не обойтись.
Извещение
При межевых работах важно заранее провести оповещение владельцев соседних участков. Законодательство определяет месячный срок предварительного оповещения. Формы уведомления допускаются следующие:
- личное уведомление (с подписью об ознакомлении);
- отправка электронной почты;
- заказное письмо;
- публикация в местном печатном издании.
При различных обстоятельствах следует выбирать наиболее соответствующую им форму уведомления сторон. Личное и электронное оповещение актуально при уверенности обратной связи и явки на заседание адресата.
Способ оповещения заказным письмом необходим для мотивированной неявки на процедуру согласования, поскольку при условии троекратного уведомления посредством этого способа неявка адресата будет означать утрату им права голоса.
Посредством объявлений в средствах массовой информации лучше оповещать лиц, установить местонахождение которых не представляется возможным.
С администрацией
При проведении процедуры согласования, затрагивающей соседние земли, принадлежащие муниципальным образованиям, необходимо провести процедуру согласования с администрацией. Законодательство предусматривает соблюдение определенных нормативов, к которым относится:
- участие в оформлении акта согласования кадастрового инженера;
- личное информирование кадастровым инженером полномочное лицо с разъяснением правил и норм производимых расчетов;
- обязательство представителя администрации по участию в процедуре согласования границ;
- отказы оформляются в форме согласно утвержденному образцу с мотивированием согласно утвержденному перечню;
- · спорные вопросы должны разрешаться в ходе судебных слушаний.
С лесным фондом
Необходимость согласования с лесным фондом способна возникнуть вследствие прохождения границ участка рядом с принадлежащей Лесхозу территорией. Поскольку систематизация кадастрового учета лесным фондом имеет ряд недостатков, процесс согласования может быть трудоемким и продолжительным. В том числе и в этой связи был подготовлен проект так называемой «Лесной амнистии», согласно которому предлагалось все участки, зарегистрированные на территориях поселков, расположенных в лесу, переоформить в частные владения жильцов.
Оформление акта
В акте о согласовании должны присутствовать следующие данные:
- персональная информация всех участников (имена и данные удостоверяющих личность документов);
- схема участка с границами;
- информация о результатах согласования;
- в случае наличия – письменная информация о возражениях (в случаях, предусмотренных законодательством);
- подписи всех заинтересованных сторон, в том числе участвующего в процедуре кадастрового инженера.
Исправления в акте
Порядок внесения исправлений прописан в законодательстве. Так, в соответствии с действующими нормами, они допускаются исключительно до отправки оформленного акта в полномочные органы кадастрового учета. Внести исправления в праве инженер с уведомлением о них всех участвующих в его подготовке, согласовании и оформлении.
Нарушения, не выявленные на стадии подготовки, разрешаются в порядке судебного производства.
Возможные кадастровые ошибки и ответственность за них
К возможным кадастровым ошибкам может быть отнесена допущенная инженером неточность в отношении указания содержащихся в акте сведений о расположении границ участка, местоположения, поворотных углов и пр.
Кроме того, ошибка может содержаться в подготовленной властями схеме участка. Для устранения неточностей и технических ошибок отвечать орган, в который направлены сведения – Росреестр.
Для уточнения данных должно быть направлено соответствующее заявление. Помимо того, основанием для внесения изменений в техническую кадастровую документацию может послужить соответствующее решение судебной инстанции.
Процедура оспаривания
При осуществлении согласования границ участка возможны споры с соседями, возникшие вследствие наступления следующих ситуаций:
- наложение или пересечение границ;
- ошибки кадастрового инженера;
- некорректное внесение сведений в кадастровый реестр;
- захват земли;
- противоречия, возникающие ввиду сведений, содержащихся в старых документах.
В случае возникновения разногласий целесообразно попытаться решить их путем досудебного урегулирования.
Что делать, если сосед отказывается подписать?
Порядок попыток досудебного урегулирования целесообразно представить в следующей схеме.
Процедура | Порядок проведения, комментарий |
Возражение со стороны соседей должно быть оформлено в соответствии с принятыми стандартами | Мотивированные возражения подкрепляются к акту о согласовании, скрепляемому подписями всех сторон |
Обсуждение проблемы | Личное общение с соседями может позволить избежать расходных судебных тяжб |
Сравнение информации в кадастровых паспортах | Федеральная служба государственной регистрации при соответствующем запросе предоставляет сведения о реальной площади всех зарегистрированных участков |
Проверка площади собственного участка | До произведения процедуры межевания |
Анализ истории изменений границ участков | Проследить историю изменения площади, границ и владельцев участков |
Привлечение специализированной организации | Для произведения замеров |
Сравнение результатов процедуры с планами в кадастровом реестре | Для получения исчерпывающей информации |
Обращение в Государственный земельный контроль | С прикреплением результатов экспертизы произведения замеров |
Подача жалобы в прокуратуру | Последняя возможность досудебного урегулирования |
Если описанная процедура не помогла достичь согласия, единственный оставшийся выход – подача заявления в судебную инстанцию. Однако при обращении в суд следует учесть ряд значимых моментов, среди которых:
- к процессу в обязательном порядке будут привлечены кадастровые инженеры;
- с максимальной долей вероятности суд назначит дополнительную экспертизу, стоимость которой (около 30 000 рублей) обязан будет заплатить проигравший дело;
- при наличии нарушений суд может отказать в принятии искового заявления;
- суд в праве аннулировать предыдущие кадастровые паспорта;
- важно успеть до истечения срока давности;
- полномочия суда ограничены, важно, чтобы решаемые споры входили в компетенцию мирового суда.
Итак, процедура согласования границ земельного участка прописана в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”. Согласование зависит от частных случаев, среди которых. в том числе межевание и пересечение с границами муниципальных образований.
При несогласии соседей подписать акт о согласовании при межевании необходимо предпринять попытки досудебного урегулирования, а при отсутствии результата – обратиться в суд с приложением правоустанавливающих документов и документов, эксплицирующих произведенные попытки решения споров, среди которых кадастровые выписки, экспертные заключения, материалы межевания, копии оповещений соседей. Также к подтверждающим произведение процедуры согласования документам относятся акт о согласовании, результаты геодезической съемки, определения границ и поворотных точек.
Образцы документов
- заявление о согласовании
- акт о согласовании
Что это такое?
Согласование границ земельных участков (ЗУ) – это разновидность учётных работ (кадастровых работ), элемент процедуры размежевания. Он определяет её юридическую силу и правомочность осуществления в отношении межевых границ как прецедента совместной собственности.
Требования согласования возникают на фоне положений, изложенных в ст. 39 Закона № 221-ФЗ. Они оглашают, что процедура межевания обязана осуществляться в контексте согласованного утверждения межевых границ с соседями по участку.
Если вы стали инициатором определения расположения межей и обратились в геодезическую компанию, ответственность по согласованию границ ляжет на вас как на заказчика. Вам потребуется согласовать общую межевую границу в случае, если:
- Соседствующие земли внесены в учётные записи.
- Учётные записи обладают точной информацией о расположении межей участков, разделяющих друг друга со стороны соседей заказчика.
- Заказчик имеет учтённые в результате кадастровых работ межи с соседствующими участками со своей стороны.
Обязательность согласования межевых границ с землевладельцами соседствующих территорий вызвана совокупностью действий, соответствующих конституционным правам землепользователей.
Межа – это фрагмент имущественной собственности, он принадлежит одновременно двум собственникам (пользователям). А право собственности лица предполагает неприкосновенность в отношении объекта собственности (права пользования).
Кроме этого, согласование границ – документ, который имеет многофункциональную основу, то есть служит не только интересам заказчика межевых работ, но и всем заинтересованным лицам, чьи имущественные интересы защищены государством наряду с интересами заказчика. Как узнать границы своего земельного участка? Читайте тут.
Согласование границ: пошаговая инструкция
Если границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями, тогда согласование границ может проводиться в двух аспектах, которые определят порядок и процедуру всех ваших действий:
- Как неотъемлемая часть процесса межевания, которая во всех случаях сопровождает межевание границ.
- Как самостоятельный правовой прецедент.
Исходя из того, какие мотивации у вас имеются в контексте проводимого вами определения межевых линий, вы будете поступать соответствующим образом – заказывать межевую процедуру в целом или оформлять заказ услуг по согласованию границ.
В обоих случаях работу должен выполнить компетентный сотрудник в должности кадастрового инженера. Поэтому, прежде всего, нужно обратиться в геодезическую компанию или непосредственно в местное отделение кадастра и картографии, где вам будет предложена кандидатура кадастрового инженера.
С ним можно обговорить все нюансы и подробности процесса согласования и получить консультацию в отношении ваших действий. Однако имейте в виду, что заказывая работу – вы полностью делегируете свои права специалисту, который обязан выполнить все действия сам или под свою ответственность, если какое-то действие (например, передача извещений) выполняете вы.
Кроме прочего, желателен предварительный разговор с соседями.
Вполне вероятно, что даже в условиях межевого конфликта и претензий в отношении использования границ, они окажут инициативу и сочтут целесообразным проведение согласования границ в своих интересах.
Этот вариант при неоднозначном понимании имущественных прав является оптимальным выходом из сложной ситуации. В этом случае вы можете действовать сообща или порознь – как вам будет удобно.
После того как вы определитесь с целями, обратитесь с заявлением в геодезическую компанию. Далее порядок согласования в целом будет следующий:
- Вы договариваетесь о проведении согласования и получаете консультацию.
- Составляете договор на проведение работ и оплачиваете их.
- Ваши соседи оповещаются о проведении согласования за 30 дней.
- Для их оповещения им раздаются или высылаются извещения, обязательно под роспись.
- Розданные извещения обозначают надлежаще проведённое предупреждение.
- В назначенный день кадастровый инженер с подготовленным планом межевых границ встречается с вашими соседями и подписывает акт согласования.
- Предусмотрен вариант индивидуальной работы с каждым из соседей.
- По завершении процедуры, акт подписывается и подшивается.
Однако стандартный порядок соблюдается далеко не всегда поэтому процедура межевания и согласования границ включает в себя все нюансы, которые могут возникнуть на фоне существующих нарушений или подозрений о нарушениях со стороны соседей. В некоторых случаях приходится импровизировать и подстраиваться под ситуацию, чтобы не накалять возмущений.
Нельзя исключать, что на определённом этапе у вас с соседями возникнут разногласия в отношении права пользования межой.
На этот случай, все ваши действия надлежит выполнять с опорой на правовую базу.
Особенности согласования
После принятия законодательного положения (Закона о ГКН за № 221-ФЗ), который видоизменил земельный кадастр на Государственный кадастр недвижимости и внёс новые положения о проведении уточнения границ участков и их согласования, в учётных записях прибавилось больше точности.
Нюансы нового закона
Одним из существенных нюансов работы в новом стиле стало оборудование и техническое обеспечение работ высокотехнологичной аппаратурой, активное использование электронных документов, которые имеют высокое разрешение для применения на практике.
Так, например, кадастровый инженер имеет право представить акт согласования в электронном виде, скреплённом усиленной электронной подписью.
Важную роль играет особое отношение к данным с ограниченным доступом, к числу которых относятся данные о прохождении границ федерального значения. Соответственно участки, располагающиеся в этой зоне, подлежат особому контролю при согласовании.
Пристальное внимание уделяется чёткости рисунка участка с определением его формы и всех поворотных точек границ. Правила составления акта опираются на положения статьи 40 Закона № 221-ФЗ.
Они устанавливают нанесение на чертёж участка поворотных точек границ участка, которые являются знаками межевых границ. По правилам специалист обязан выстроить новый чертёж с актуальными на момент подписания акта сведениями.
В связи с существующим положением, необходимо сверить соответствие чертежа, сопровождающего акт согласования реальному положению дел на местности и разъяснить всем заинтересованным лицам порядок проведения межевой границы между их участками. Разъяснение должно быть подробным и чётким, чтобы при подписании акта у соседей по участку не осталось никаких сомнений.
К сожалению, некоторые специалисты совершают нарушения в отношении разъяснения.
Они предлагают подписать никому не понятный чертёж, изготовленный на базовой структуре старого плана, на который внесены изменения.
Однако правила разъяснения должны быть основаны не на вере в компетентность кадастрового специалиста, а на достоверной информированности.
Если при подписании акта вам или вашим соседям что-либо покажется не совсем понятным – требуйте разъяснения и попросите, чтобы вам было продемонстрировано совпадение границ, представленных в чертеже акта с их наличием в натуре.
В некоторых случаях требуется согласование границ участка с местной администрацией. Естественно к их числу относятся ситуации, когда земли лица, проводящего межевание, граничат с муниципальными землями. Некоторые специалисты кадастровой службы передоверяют подписание акта согласования границ с соседями, в том числе и с администрацией, заказчику.
Это в корне неверный и неправомочный вариант действий. В подобных случаях административные службы отсылают заказчика, давая обещания и откладывая рассмотрение вопроса всё дальше, ссылаясь на занятость. Это не удивительно, так как в соответствии с новыми положениями этим вопросом обязан заниматься кадастровый инженер.
Именно он как уполномоченное лицо должен решить этот вопрос.
Затягивание вопроса может возникнуть по той причине, что для согласования и подписания акта, в администрации должна быть создана специальная экспертная комиссия, которая сверяет данные указанные в акте с установлением границ в натуре. А это довольно трудоёмкий процесс. Сколько стоит сделать межевание земельного участка — читайте перейдя по ссылке.
В каких случаях не требуется согласования границ?
Согласование границ проводится условно, без их определения на местности, а зачастую без согласования с третьими лицами в том случае, когда информацией в отношении особых территорий может владеть лишь ограниченный круг лиц, а так же в случаях, когда точность границ на местности установить в принципе невозможно либо не имеет смысла.
К числу таких случаев относятся:
- Зоны лесных массивов.
- Особо охраняемые территории (прохождение границ РФ).
- Земли с/х назначения используемые коренными народами Дальнего востока, Севера и Сибири.
- Если границы уже определены проходящими по границам участка линейными объектами.
- Зоны территорий отграниченные в учётных записях при помощи обозначения объектов природного или искусственного происхождения.
Как сделать межевание без соседей? Читайте здесь.
Нужно ли согласовывать границы своего участка земли?
Владеете Вы своим земельным участком и визуально границы такого участка у Вас определены ограждением. Нужно ли в таком случае согласовывать его границы? Ответ на данный вопрос скорее «да», чем «нет».
Почему следует согласовать границы участка?
- любое уточнение границ земельного участка позволит документально зафиксировать конкретные границы Вашего участка
- соседи, которые Вам согласуют Ваши границы, уже не смогут каким-либо образом претендовать на Ваши квадратные метры земли
- Вы сможете спокойно распорядиться земельным участком, в случае необходимости
Также следует учитывать, что если площадь Вашего участка не уточнена, т.е. указана в ЕГРН примерная площадь, то налог начисляется с учетом данной площади, а на самом деле она может быть меньше.
Извещение о согласовании границ земли
Приказом Минэкономразвития от 21.11.2016 № 735 установлена примерная форма извещения о проведения собрания согласовании границ участка.
В извещении должны быть указаны данные о кадастровом инженере, о том, кому адресуется извещение. В тексте извещения должны содержаться информация о том, что будет проводиться собрание по согласованию границ конкретного земельного участка, информация о Заказчике. Естественно извещение должно содержать указание на адрес, дату и время проведения собрания, на возможность ознакомления с проектом межевого плана, а также иная информация.
Для опубликования установлена своя форма.
К извещению о проведении заседания согласительной комиссии установлены свои формы извещения Приказом Минэкономразвития от 23.04.2015 № 254.
Как оспорить акт согласования границ участка земли?
Акт согласования границ участка может быть не подписан всеми соседями, более того, кто-либо из соседей может заявить возражение на согласование границ. Как быть тогда?
В этом случае необходимо обращаться в суд и определять границы в судебном порядке, предоставив доказательства необоснованности возражений кого-либо из соседей.
- Акт согласования границ может быть оспорен в ходе признания результатов межевания недействительными, поскольку отсутствуют подписи и согласие всех смежных соседей.
- Акт согласования границ может быть оспорен, если нарушена процедура согласования границ.
- Для оспаривания акта необходимо подготовить и подать в суд иск, приложив копии доказательств в обоснование требований истца.
- После назначения судом дела по спору о границе земли к рассмотрению, принять участие в заседании и аргументировать свою позицию по делу.
- После заслушивания участников процесса, исследования материалов дела, останется дождаться вердикта суда, которым либо иск будет удовлетворен, либо не удовлетворен.