- Условия принятия новых стандартов
- Можно ли убрать из программы второй иностранный язык?
- Хотим отменить!
- Можно, но сложно
- Почему отмена второго иностранного языка в школах — скорее хорошая новость, чем плохая
- Родители против
- Какой язык выбрать и где его изучать
- Будет ли обязательным второй иностранный язык в школе в 2022–2023 году?
- Можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе
- Возможна ли отмена второго иностранного языка в 2025 году
- Стандарты ФГОС
- Дополнительный предмет — нужен ли
Изучение второго иностранного языка стало обязательным после введения действующих Федеральных государственных образовательных стандартов в 2010 году. Несмотря на очевидную пользу такого предмета как иностранный язык, включение именно второго иняза в образовательную программу вызвало серьезную критику. Многие родители жаловались на формальное преподавание этого предмета.
Хотя второй иностранный язык в школе в 2021-2022 учебном году остается фактически обязательным, но уже приняты новые стандарты, в соответствии с которыми это правило отменяется. И уже в этом учебном году родители вправе ходатайствовать перед руководством школы об исключении второго иняза из расписания.
Условия принятия новых стандартов
Государственные стандарты являются обязательным для школ нормативным документом, на их основе разрабатываются учебные программы и учебники.
Действующие были приняты еще в 2010 году. В них конкретно говорится, что второй иностранный язык включается в учебный план в качестве обязательного предмета. На практике второй иняз, конечно, преподавался не всегда, очень часто к его изучению подходили формально.
В 2017 году на образовательные стандарты обратил внимание президент РФ Владимир Путин. Он поручил пересматривать их периодически, так как наука не стоит на месте. И вот новые стандарты приняты, соответствующие приказы утверждены Минпросвещения, и они начнут применяться начиная с 01.09.2022г, то есть со следующего учебного года. Один год дается образовательным организациям для освоения новых правил. И, в частности, на основании новых стандартов состоялась отмена второго иностранного языка в школе как обязательного предмета с 2022-2023 учебного года.
Что закреплено в новых стандартах относительно второго иняза.
Можно ли убрать из программы второй иностранный язык?
Минувшим летом Минпросвещения приняло новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), согласно которым изучение второго иностранного языка в российских школах не является обязательным. Многие родители, узнав о нововведениях, обратились в департамент образования с пожеланиями убрать ненужный, по их мнению, предмет из программы в новом учебном году. Однако все оказалось не так просто.
Хотим отменить!
О том, как в школах Вологодской области начинают вводить второй иностранный язык, «Красный Север» писал 9 сентября 2015 года : тогда новый предмет стал обязательным. Тогдашний министр образования и науки Дмитрий Ливанов выразил мнение, что это повысит качество образования и уровень развития школьников. Но шесть лет спустя ситуация изменилась.
— Я случайно узнала из Интернета, что можно отменить второй иностранный, и стала в общем чате спрашивать у других родителей. Пока заявление написала только я одна. У нас никто не в курсе, в школе тоже ничего нам не говорили, просто поставили перед фактом в конце августа, что у нас будет второй язык — французский.
Желающих отказаться, думаю, набралось бы большинство. Но после моего заявления другие родители звонили в школу, и им сказали, что бесполезно писать даже коллективное заявление, что уже составлен учебный план, учебные часы, и этого уже никто менять не будет, — поделилась вологжанка Оксана Сверкунова, сын которой в этом году пошел в 5-й класс школы № 13.
Елена РЯБОВА,
начальник департамента образования
Вологодской области:
— Что касается требований к результатам изучения второго иностранного языка, то они ориентированы больше не на предметные результаты, а культурологическую подготовку, диалог культур. Количество часов, необходимое для освоения программы, а также класс, в котором начинается изучение второго иностранного языка, школа устанавливает самостоятельно. Это может быть не только 5-й, но и 6-й или 7-й класс.
По мнению специалистов, одного-двух часов в неделю достаточно, чтобы достичь планируемых результатов.
Наталья БАТИГ,
директор языковой студии «Alice»:
— Вообще идея учить второй, третий и какой угодно иностранный язык сама по себе хороша. И делать это лучше именно в детстве, так как в этом возрасте все лучше усваивается. Но по факту во многих школах изучение второго иностранного языка было очень формальным, редко где он преподавался полноценно.
Не везде есть нужные специалисты, особенно в сельских школах. По моему мнению, лучше никакого продукта, чем плохой. Поэтому отмену второго иностранного я считаю обоснованной.
Но при этом жаль, что мы все дальше уходим от классических европейских традиций, по которым учились в гимназиях до революции. Там знание двух-трех иностранных языков было обязательным.
По словам Оксаны, в школе сказали, что у них нет четких алгоритмов перехода к новым ФГОСам, а завуч предложила как один из вариантов решения проблемы сделать предмет зачетным (зачет/незачет).
Сокольчанка Наталья Мосенкова рассказала, что у ее сына только в этом году начинаются занятия по немецкому языку как второму иностранному, он учится в 7-м классе школы № 3. Она интересовалась у классного руководителя возможностью отмены этого предмета и получила ответ, что отказаться от второго иностранного языка нельзя, он пока является основным. Как объяснила директор, новые правила по изучению иностранного языка будут введены только со следующего учебного года и будут касаться только пятиклассников.
— Не все дети могут освоить даже один иностранный язык в хорошем качестве. Зачем их еще мучить вторым иностранным? Мне кажется, что этот выбор ребенок должен делать сам, по желанию. У меня старшая дочь — перфекционистка во всем, ей это интересно.
А младшая — из другого теста: ей интереснее творчество, — добавляет череповчанка Полина Горецкая, мама двух дочек-подростков.
— За один учебный час в неделю учитель не может выдать программу в полном объеме, а вот спрос за второй иностранный — как с английского и русского языков. Зачем такая нагрузка ребенку? — сетует вологжанка Наталья Пысларь, чей ребенок учится в школе № 14. — В Интернете пишут, что при заявлении со стороны родителей по поводу исключения второго иностранного языка из линейки расписаний директор должен его убрать.
На деле получается, что директор отказал в связи с тем, что на момент вступления в силу закона уже был утвержден учебный план.
Мы попросили прокомментировать это обращение директора школы № 14 Николая Дьякова.
— Для введения новых ФГОСов нам нужно разработать новую образовательную программу, это находится в ведении школы. Это немаленький документ, требующий согласования с новыми методиками, которые пока нужно изучить. Новые правила вступят в силу с 1 сентября 2022-го, и нынешний год дается школам на подготовку.
Те же, кто уже начал обучение по прежним ФГОСам с обязательным вторым иностранным, должны продолжить эту программу, так как мы должны следовать единой образовательной системе, — пояснил Николай Алексеевич.
Можно, но сложно
Вопрос был поднят и в онлайн-эфире «ПоОкаем в сети» с начальником департамента образования Вологодской области Еленой Рябовой. Она пояснила, что новые правила вступят в силу с 1 сентября следующего года. Но при наличии согласия родителей и необходимых условий школа вправе перейти на обучение по новым ФГОСам ранее.
— Просто исключить из учебного плана второй иностранный язык нельзя. Переход на новые ФГОСы с 1 сентября 2021 года возможен, если школа готова к такому переходу и на это есть согласие родителей, — отметила Елена Олеговна.
Однако школам для этого необходимо как минимум разработать новую образовательную программу, приобрести новые учебники (которые пока не выпущены) и использовать рабочие методики, принятые на федеральном уровне (которые также пока не приняты).
Поэтому в 2021-2022 учебном году школы реализуют прежние ФГОСы, в соответствии с которыми второй иностранный язык пока является обязательным для изучения. Это значит, что дети, принятые на обучение до 1 сентября 2022 года, продолжат изучать второй иностранный.
Мы обратились в Управление образования города Вологды с вопросом, поступали ли от школ заявки о переходе на новые ФГОСы. В пресс-службе администрации города ответили, что в 2021-2022 учебном году образовательные организации будут готовиться к переходу на новые ФГОСы со следующего учебного года.
Аналогичная ситуация складывается и в Череповце. Начальник Управления образования Череповца Мария Барабанова отметила, что пока таких заявлений от школ города не поступало:
— До 1 сентября 2022 года дети будут приниматься на обучение по прежнему стандарту. Прием по новому стандарту начинается с 5-го класса. То есть в принципе на уровне школы мы имеем право принять решение об обучении в соответствии с новым стандартом со следующего учебного года.
Так что для нынешних пятиклассников школа может принять решение не начинать их учить второму иностранному языку, потому что образовательная программа формируется на уровень 5 — 9-х классов.
Однако она отмечает, что новый стандарт — это не только отмена второго иностранного языка. Он меняет подход к преподаванию всех учебных предметов, поэтому такое решение будет приниматься школой с учетом возможностей по реализации обучения согласно новому стандарту.
Так, в новых ФГОСах по некоторым дисциплинам, например, математике, физике, химии, вводятся уровни изучения: базовый и углубленный. А еще планируется, что начиная с младших классов школьники будут обучаться финансовой грамотности. В начальной школе эти навыки ученики будут получать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика»: на них дети узнают, что такое семейный бюджет, рациональность, как связаны трудовая деятельность и экономическое благосостояние.
В основной школе в рамках таких предметов, как «Обществознание» и «Информатика», детям будут рассказывать о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства, инвестировать их и так далее.
Почему отмена второго иностранного языка в школах — скорее хорошая новость, чем плохая
В конце июля глава Минпросвещения России Сергей Кравцов заявил об отмене обязательного изучения второго иностранного языка в школах. Он отметил, что теперь каждая школа вправе решить этот вопрос с родителями учеников в индивидуальном порядке. Что принесет это нововведение ученикам? Как это отразится на качестве образования и стоит ли изучать второй язык самостоятельно?
Мы задали эти вопросы Вере Большаковой – руководителю направления «Вторые иностранные языки» в онлайн-школе «Фоксфорд» (@foxford_edu), преподавателю по китайскому языку.
Вера Большакова, руководитель направления «Вторые иностранные языки» в онлайн-школе «Фоксфорд»
Родители против
Не все родители приняли эту новость с восторгом. Негативно к ней отнеслись те, кто считал, что изучение двух и более языков даст детям преимущество в будущем: это фундамент успешной карьеры, шанс получить хорошую должность в крупной компании и даже поработать за границей.
Для них наличие у ребенка возможности изучать несколько иностранных языков в школе, бесплатно, в рамках программы, а не вечерами после уроков и секций, казалось очень привлекательным. Ведь тогда ребенок еще со школы получит базовые знания, которые сможет легко развить в будущем.
Здесь стоит учитывать, что это реально при условии, что второй иностранный язык преподают в школе качественно.
Для крупных городов не проблема найти сильного преподавателя. Если говорить о школах в провинции, тут ситуация другая — здесь не всегда есть педагог даже по английскому языку.
Поэтому отмена второго иностранного — разумное решение как для школы, так и для учеников.
Какой язык выбрать и где его изучать
После русского лучше изучать тот язык, который привлекает ребенка. Чем? Например, историей страны, любимыми актерами или музыкальной группой, поющей на этом языке.
Когда есть заинтересованность, горят глаза, процесс обучения будет проходить быстрее и продуктивней. Поэтому в идеале выбор языка должен делать ученик.
Я бы посоветовала изучать второй язык абсолютно всем, хотя бы в базовом формате. Чтобы человек мог прочитать и ответить на самые простые вопросы.
Первый иностранный язык можно осваивать уже с 1-2 класса, второй — в более осознанном возрасте, если это азиатский язык — с 3-4, если европейский — с 7-9 класса.
Если вы решили, что второй иностранный язык необходим, а в школе его уже отменили, выход очевиден: нужны занятия с репетитором или в мини-группе.
Будет ли обязательным второй иностранный язык в школе в 2022–2023 году?
Начиная с 2017-го добавленный предмет предстал перед учащимися как обязательная дисциплина. Но несмотря на оперативные действия правительства, образовательную реформу не удалось реализовать полностью. Многие учебные заведения еще не до конца усовершенствовались и в них все осталось по-прежнему.
По этой причине у родителей возник актуальный вопрос – обязателен ли второй иностранный язык в школе на 2022–2023 год. Кроме этого, не все из них согласны с тем, что новшество положительно скажется на развитии школьников.
Можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе
По причине нехватки преподавателей и учебного материала не все школы ввели урок в свою стандартную программу. Процесс только набирает обороты. На вопросы многих родителей по поводу того, можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе в 2022 году дается частично положительный ответ.
По планам ФГОС в будущем этот предмет не будет обязательным. Родители, учителя и школьники смогут расслабиться, правда данный проект пока находится в разработке.
Сегодня в некоторых учебных организациях ввели дополнительный «инъяз», а в некоторых еще нет. Где-то его изучают по желанию ребенка, а где-то он входит в обязательный перечень предметов. Согласно действующему ФГОС, этот предмет пока формально является неизбежным.
Записывая малыша в организацию, родители автоматически соглашаются с местным распорядком и актами заведения. Если «инъяз №2» действительно введут как базовый, то придется заняться его изучением.
Возможна ли отмена второго иностранного языка в 2025 году
Возможность того, что дисциплину полностью отменят маловероятна. Сама Ольга Васильева, занимающая пост министра образования считает, что два языка сразу – это хорошо, но один все же лучше. Она полагает, что предмет нужно отменить, если у образовательной организации нет резервов для высокого уровня преподавания.
Согласно ее мнению, ребенку в первую очередь нужно хорошо знать русский. Еще свободно владеть разговорным английским, ведь он по-прежнему является международным. В итоге нововведений, дети при сдаче ЕГЭ получают низкие баллы по родному языку. Что касается английского – то тут познания вообще оставляют желать лучшего.
Ранее ведомство внесло предложение о поправке, в котором количество часов на введенный «инъяз» необходимо сократить. На его место согласно рекомендациям, желательно ввести урок астрономии. По наблюдениям, этот предмет уже планомерно внедряется в систему образования.
Подводя итоги, можно заключить, что нововведенная дисциплина является обязательной. В 2022 отмена второго иностранного языка в школе вряд ли произойдет. На данный момент ряд обучающих заведений самостоятельно принимают решение, основываясь на имеющихся ресурсах.
Несмотря на перемены, учителя все же советуют родителям понемногу заниматься курсами, чтобы ребенок был готов к любым переменам.
Стандарты ФГОС
Изучение второго иностранного языка в школе предусмотрено в действующих федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Сейчас ситуация обстоит так, что в некоторых школах ввели второй иностранный, в некоторых — нет. Где-то язык учат по желанию, а где-то в качестве обязательного предмета.
Тем не менее по действующим ФГОС язык формально обязателен.
Сейчас продолжается их разработка и совершенствование. Предполагается, что главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость. По новым ФГОС второй иностранный в школе перестанет быть обязательным — школы смогут расслабиться. Но проект всё ещё в разработке.
Зачисляя ребёнка в школу, родители соглашаются с действующими локальными актами организации. Если второй иностранный действительно преподаётся в качестве обязательного, придётся учить.
Дополнительный предмет — нужен ли
Если школа не гуманитарного направления, то закономерен вопрос о целесообразности второго языка. Родители обеспокоены повышением нагрузки, качеством преподавания. Особенно ярко эти проблемы видны в сельских школах, в небольших поселениях.
Большинство профессионалов считают, что новый предмет можно вводить в программу тогда, когда есть педагоги, подтвердившие качество своих знаний на специальном тестировании.
О плюсах новой дисциплины:
- способствует укреплению памяти, всестороннему развитию;
- расширяет возможности поступления в российские высшие учебные заведения, в иностранные вузы;
- специалисты со знанием двух и более языков ценятся больше, что в будущем положительно скажется на карьере.
По наблюдениям педагогов в процессе изучения нескольких иностранных языков развивается интеллект, повышается самооценка учащихся. Кроме этого они уверены, что второй и следующие языки даются гораздо легче, чем первый. Но не все так радужно — есть и недостатки:
- значительное увеличение нагрузки;
- велика вероятность, что родителям придется нанимать репетиторов, чтобы ребенок смог усвоить программу;
- методические пособия рассчитаны на углубленное изучение языка, что приводит к сложностям в подаче материала, требует много времени на подготовку к урокам;
- учебники, большей частью, старые, и не подходят современным детям;
- нет согласованности между количеством часов, программами, заданиями в ОГЭ, ЕГЭ.
Да и не всем учащимся физико-математических или биолого-химических классов перспектива заниматься еще одним языком нравится. Если кому-то он и понадобится, то всегда можно изучать его дополнительно помимо школьной программы.