К какой ветви государственной власти относятся органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация).

На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их становления и формирования в России.

Законодатель устанавливает виды организаций, которые относятся к органам местного самоуправления, в самой общей форме. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления считаются избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными указанным Законом.

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения. Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.

К органам местного самоуправления относятся:

  1. представительный орган муниципального образования;
  2. глава муниципального образования;
  3. местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  4. контрольный орган муниципального образования;
  5. иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия.

Представительный орган муниципального образования принимает решения в коллегиальном порядке.

В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Указанный Закон устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями).

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации.

Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования утверждает структуру местной администрации по представлению ее главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Законодатель устанавливает запреты, ограничения и полномочия главы местной администрации, случаи их прекращения, порядок расторжения с ним контракта.

В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируется контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.

Необходимым элементом компетенции органов местного самоуправления и деятельности должностных лиц местного самоуправления являются подготовка и издание правовых актов по вопросам их ведения. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ может издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях: издания должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего российскому законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а данное должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда; совершения должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда. Акт об отрешении от должности может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд рассматривает жалобу и принимает решение по делу не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Местное самоуправление — что это, функции, права и обязанности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Структура имеет иерархический принцип построения. Это значит, что более низкие звенья системы подчиняются более высоким (по принципу детской пирамидки).

Власть в РФ подразделяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сегодня мы рассмотрим, что такое местное самоуправление (МСУ), проанализируем его место в структуре власти и выясним, какие функции возлагаются на органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — это …

Разберем термин «местное самоуправление» дословно:

  1. «самоуправление» – это управление чем-либо собственными силами, без привлечения каких-либо органов и структур со стороны;
  2. «местное» – значит, что самоуправление осуществляется «на месте», т.е. там, где проживают граждане.

Следовательно, местное самоуправление – это деятельность граждан по управлению определенной территорией и имуществом, на ней расположенном, в интересах жителей этой территории.

Территория, на которой осуществляется МСУ (т.е. административно-территориальная единица), называется муниципальным образованием (муниципалитетом). А имущество, расположенное на этой административно-территориальной единице, называется муниципальным имуществом.

В чем заключается суть местного самоуправления:

  1. решение вопросов местного значения;
  2. управление муниципальным имуществом.

При этом главное в МСУ – соблюдение интересов граждан, проживающих на территории муниципалитета.

Воля граждан конкретного муниципального образования выражается через выборные органы МСУ, посредством референдума (это как?) или другими способами (о них – в статье далее). Структуру выборных органов определяет население этого муниципалитета.

А теперь все сказанное выше – на примере. Допустим, живете вы в селе или городе. Территория этого населенного пункта и прилегающие к нему земли называются муниципальным образованием (МО).

Управляет муниципалитетом (что это?) и, соответственно, муниципальной собственностью, специально созданный орган управления – городской или сельский совет. Он и является главным органом местного самоуправления, который выбирается населением соответствующего МО.

Местное самоуправление как субъект структуры власти

Проанализируем схему структуры власти в РФ (на рисунке ниже). Власть в государстве разделяется на 2 ветви – государственную власть и местное самоуправление.

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На этой схеме выделены только 2 основных вида муниципального образования. На самом деле принято различать 8 видов МО. Наглядно они изображены на следующем рисунке:

Прочитать подробно о каждом из указанных МО можно по этой ссылке.

Законодательное обоснование — Федеральный Закон (ФЗ) 131

Самоуправление на местах осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. В ст. 12 Конституции РФ сказано:

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 130 Конституции закрепляет за МСУ право на решение местных вопросов и управление муниципальной собственностью. Ст. 132 говорит о возможности передачи органам МСУ некоторых государственных полномочий и, соответственно, материальных (в т.ч. финансовых) средств на их исполнение.

Для того, чтобы права и обязанности МСУ были четко регламентированы (это как?), законодателем создан и утвержден Федеральный Закон (ФЗ) № 131 — ФЗ о местном самоуправлении.

В данном документе прописаны следующие моменты:

  1. право граждан на МСУ;
  2. полномочия МСУ;
  3. принципы организации органов МСУ;
  4. что относится к вопросам местного значения;
  5. правовое регулирование деятельности МСУ;
  6. формы МСУ;
  7. органы МСУ и их ответственность за свою деятельность;
  8. муниципальные законодательные акты;
  9. экономическая платформа деятельности МСУ.

Какие вопросы решает местное самоуправление

Основные функции местного самоуправления закреплены ст. 132 Конституции РФ, а уточнены в ФЗ № 131-ФЗ (ст. 14 — 16):

  1. управление муниципальной собственностью;
  2. формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  3. установление, корректировка или отмена местных налогов и сборов; , если в МО нет нотариуса;
  4. охрана правопорядка;
  5. организация обеспечения населения коммунальными услугами;
  6. создание генерального плана МО;
  7. участие в выполнении кадастровых работ на территории МО;
  8. утверждение местных нормативов на проектирование кап.строений;
  9. осуществление контроля за использованием земель МО, в том числе – принятие решений об изъятии земельных участков у физических или юридических лиц, если они используются не по целевому назначению;
  10. контроль за использованием и сбережением лесных массивов и особо охраняемых природных зон на территории МО;
  11. выдача разрешений и документов на строительство в пределах конкретного МО, разрешений на ввод в эксплуатацию капитальных строений;
  12. присвоение и аннулирование адресов капитальных строений, наименований улиц, переулков и т.д.;
  13. принятие решений о сносах самовольных построек;
  14. обустройство и ремонт автодорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения;
  15. строительство объектов муниципального жилого фонда;
  16. обеспечение малоимущих граждан МО жильем из муниципального фонда;
  17. обеспечение условий для развития сельского хозяйства и развития малого и среднего предпринимательства (это что?);
  18. организация транспортного обслуживания на территории МО; и экстремизма (это как?) на территории МО;
  19. участие в предотвращении ЧС (чрезвычайных ситуаций) и в ликвидации их последствий;
  20. организация мероприятий для предотвращения пожаров на территории МО, участие в ликвидации пожаров и их последствий;
  21. организация и функционирование аварийно-спасательных служб на территории МО;
  22. организация обеспечения населения услугами общественного питания, торговли, проведения досуга, почтовой связи;
  23. создание библиотек и организация их работы;
  24. создание условий для занятия физкультурой и спортом (в том числе – инвалидам), условий для развития народного творчества, условий для развития туризма;
  25. отлов бездомных животных;
  26. организация и содержание кладбищ;
  27. решение других вопросов МО.

Краткое резюме

Местное самоуправление – это эффективный способ управления муниципальными образованиями. От того, насколько активно участвуют жители в жизни своего города, села (и т.д.), зависит эффективность развития муниципальных образований и, следовательно – благополучие граждан, в них проживающих.

Читайте наш блог, получайте новую информацию!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Органы местного самоуправления имеют какой-то смысл только в условиях децентрализации власти. В противном случае этот правовой институт имеет скорей номинальное значение и символический характер.

Помогите меня Карпову Наталью Викторовну и моего сына выселяют из единственного жилья г.Бийск ул.Иркутская 90

Органы МСУ

Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления считаются избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

К органам местного самоуправления относятся:

1) представительный орган муниципального образования;

2) глава муниципального образования;

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

4) контрольный орган муниципального образования;

5) иные органы местного самоуправления.

Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).

Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

4) образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируется контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Необходимым элементом компетенции органов местного самоуправления и деятельности должностных лиц местного самоуправления являются подготовка и издание правовых актов по вопросам их ведения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Высшее должностное лицо субъекта РФ может издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях:

1) издания должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего российскому законодательству;

2) совершения должностным лицом местного самоуправления действий, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда. Акт об отрешении от должности может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд рассматривает жалобу и принимает решение по делу не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Источник власти и система органов государственной власти и местного самоуправления

В Российской Федерации система органов государственной власти и местного самоуправления строится на основании конституционного определения. Согласно Конституции, Россия относится к демократическим федеративным правовым государствам, где форма правления – республиканская.

Народ является источником и носителем власти на всех уровнях – муниципальном, региональном и федеральном. Народ имеет возможность реализовать свои права как лично, для этого предусмотрены процедуры свободных выборов и общественных референдумов, так и через представителей, наделенных возможностью принимать решение от имени граждан.

Управление и высшая власть в России осуществляются при использовании механизма сдержек и противовесов с разделением на законодательную, исполнительную и судебную власть.

Президент РФ

В управлении предусмотрен особый орган, который не входит ни в одну из ветвей власти, это Президент Российской Федерации. Народ страны выбирает Президента, как доверенное лицо, гаранта соблюдения конституционных норм, сохранения суверенитета государства и соблюдения прав граждан.

Президент и парламент обладают взаимной неприкасаемостью и свободой на независимые действия, оба органа избираются народом. Но для сохранения законности и целостности государства были предусмотрены механизмы обоюдного контроля.

Президент наделен полномочиями координировать действия всех систем и органов государственной власти, что оптимально для России в нынешнее время по многим факторам, в том числе геополитическим, историческим, социально-психологическим. Полномочия Президента обширны во всех сферах, но наиболее плотное взаимодействие осуществляется с органами исполнительной власти. Все внешнеполитическое ведомство и силовые структуры замыкаются именно на Институте Президента.

Федеральное собрание РФ

Парламент представлен Федеральным Собранием Российской Федерации, на него возложены функции представительства и законодательства. Именно Парламент принимает законы, народ делегирует депутатам право озвучивать его мнение, и это источник представительной функции.

Принимать законы может не только Федеральное Собрание, но и непосредственно народ на референдумах, но это происходит гораздо реже.

Взаимодействие между палатами Парламента и объем прав каждой из них определяется Конституцией РФ, благодаря чему был достигнуты баланс полномочий и возможность координированной работы. Достижение такого баланса стало результатом многочисленных обсуждений, в итоге права палат были оптимально уравновешены.

Совет Федераций РФ

Верхняя палата – это Совет Федерации, ее функции – представление интересов субъектов РФ. Штат Совета Федераций не избирается, а формируется, каждый субъект направляет по представителю от исполнительной и представительной власти.

Самый первый состав верхней палаты избирался, в таком составе Парламент работал с 1994 до 1996 года. В январе 1996 года Совет Федерации был набран из региональных глав и работал в таком составе до декабря 2001 года. Действующий на данный момент порядок набора представителей был принят 5 августа 2000 года Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Верхняя палата Парламента наделена исключительными правами:

  • Утверждение границ географических субъектов;
  • Назначение выборов Президента;
  • Выступление в качестве судебной инстанции в случае отстранения Президента от власти;
  • Согласие или несогласие Президенту на ряд действий:
    • Введение чрезвычайного положения;
    • Введение военного положения;
    • Использование вооруженных сил страны за ее пределами.

    Согласно ст. 102 Конституции РФ Совет Федерации по представлению президента назначает высших должностных лиц. Этот орган может одобрить или не одобрить закон, который приняли в Государственной Думе, как правило решения принимаются большинством голосов, но при рассмотрении Федеральных Конституционных законов требуется не менее, чем 3/4 голосов от общего состава.

    Государственная Дума РФ

    Нижняя палата Парламента представлена Государственной Думой, она обладает рядом исключительных полномочий:

    • Принятие федеральных законов;
    • Выдвижение обвинений Президенту с последующим отстранением от занимаемой должности;
    • Объявление амнистии;
    • Назначение должностных лиц:
      • Председателя Счетной Палаты и половины ее представителей;
      • Председателя Центробанка;
      • Уполномоченного по правам человека.

      Только нижняя палата Парламента дает согласие или несогласие Президенту по вопросу назначения Председателя Правительства, может заявить о недоверии к правительству. Работа Государственной Думы подчиняется Регламенту, законодательная деятельность выполняется профильными комитетами. Для решения важнейших экономических, социально-политических и других проблем назначаются парламентские слушания.

      В задачи нижней палаты входит регулярное заслушивание докладов руководителей ведомств и министров.

      Государственная Дума состоит из 450 депутатов, эти должностные лица представляют интересы всего населения государства на самом высоком уровне. Каждые пять лет состав Думы переизбирается, выборы назначаются Президентом, процедура регулируется Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

      Порядок выборов в Госдуму осуществляется по смешанной системе, ранее система была смешанной мажоритарно-пропорциональной и пропорциональной. В рамках смешанной системы 225 депутатов избираются по мажоритарному принципу по одномандатным округам, такое же количество избирается по пропорциональному принципу по единому федеральному округу.

      Менялась не только система выборов, но и избирательный порог, на основании нового избирательного закона от 2014 года он был снижен с 7% до 5%. На основании ст. 111 и 117 Конституции РФ Президент обладает правом роспуска Государственной Думы.

      Правительство РФ

      Является самостоятельной ветвью высшей власти, обладает полномочиями осуществления распорядительной и исполнительной деятельности. Деятельность Правительства регламентируется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», в нем обозначены основные направления деятельности, с момента создания этот закон еще ни разу не менялся.

      Возглавляет совет Правительства Председатель Правительства, данная должность назначается Президентом, но кандидатура должна пройти одобрение Государственной Думы.

      Судебная власть РФ

      Осуществление данной власти распределяется среди нескольких судебных органов, структура определяется гл. 7 Конституции РФ, отраслевыми процессуальными кодексами и рядом Федеральных законов:

      • От 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»;
      • От 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
      • От 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»;
      • От 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»;
      • От 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»;
      • От 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества».

      В судебную систему входят Конституционный Суд РФ и суды общей юрисдикции. Для осуществления деятельности на региональном уровне предусмотрены конституционные суды субъектов и мировые суды.

      Базовыми принципами работы судебной системы являются:

      • Осуществление правосудия исключительно судом;
      • Возрастной и профессиональный ценз для должностей с правом замещения судьи;
      • Независимость судей, эти должностные лица подчиняются только закону;
      • Несменяемость судей;
      • Неприкосновенность судей;
      • Гласность и прозрачность правосудия;
      • Равноправие сторон, состязательность каждой из них;
      • Рассмотрение уголовных дел в присутствии обвиняемого.

      Уголовное дело может быть рассмотрено без обвиняемого в тех случаях, когда закон допускает рассмотрение присяжными заседателями.

Adblock
detector